07.08.2020

Первый монумент сезона: Превью «Милан – Сан-Ремо»

Все об одной из пяти важнейших классических однодневок шоссейного календаря
С задержкой в пять месяцев мы добрались до первой монументальной классики года. Обычно «Милан – Сан-Ремо» проводится в середине марта, в этот раз нам пришлось ждать до начала августа. «Милан – Сан-Ремо» теперь даже как-то «Примаверой» (весенней классикой) неудобно называть, но это мы как-нибудь переживем. Главное, что завтра нас ждет очень крутой велоспорт.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
История

Впервые «Милан – Сан-Ремо» была проведена в 1907-м году. Первое издание было организовано по инициативе спортивного общества Сан-Ремо и при поддержке ведущего итальянского спортивного издания «Гадзетта делло спорт». Гонка проходила в тяжелых погодных условиях, победителем стал француз Люсьен Пети-Бретон, представлявший команду «Пежо».

В 1910 году погода была еще хуже и на финише классифицировалось всего четыре гонщика, а победителем опять стал француз, на сей раз Юджен Кристоф. Надо сказать, что уже в первые годы своего существования «Милан – Сан-Ремо» стала очень престижной и побороться за победу на ней приезжали сильные иностранные гонщики.

Гонка не проводилась всего три раза, в 1916-м и 1944-1945-м годах. Заметим, что в период с 1914-го по 1950-ый годы итальянцы не выиграли всего одно издание «Ла Классичиссимы», а в период с 1954-го по 1970-ый годы ситуация изменилась, и хозяева гонки ни разу на ней не побеждали. В наши дни итальянцам опять приходится непросто, с 2006-го по 2017-ый они вновь не могли победить. Обидную серию поражений в 2018-м году сенсационно прервал Винченцо Нибали.

Чаще других на «Милан – Сан-Ремо» выигрывал легендарный Каннибал из Бельгии Эдди Меркс, на его счету семь побед. В период с 1918 по 1928-й шесть раз гонку выигрывал итальянец Костаненте Джирарденго. По четыре победы на «Ла Классичиссима» у Джино Бартали и Эрика Цабеля, трижды успех праздновали Фаусто Коппи, Роджер де Фламинк и Оскар Фрейре. В общей сложности итальянцы выигрывали родную классику 51 раз, 20 побед за Бельгией, 14 у Франции.

Представители стран бывшего СССР «Милан – Сан-Ремо» никогда не покоряли, в 1999-м первым был Андрей Чмиль, но на тот момент он выступал за Бельгию.

Последняя снежная версия «Милан – Сан-Ремо» прошла в 2013 году, тогда из-за причуд погоды гонка даже была остановлена и сокращена на 50 километров.
Маршрут соревнований за многолетнюю историю почти не менялся. Сначала гонка была абсолютно равнинной, но в 1960-м году непосредственно перед финишем в Сан-Ремо в ее маршрут был включен подъем Поджо, а в 1982-м году появилось восхождение на Чипрессу.

В последние 10 лет организаторы пытались сделать гонку еще более сложной, в 2008-м году в маршруте появился подъем Ле Мани. В 2014-м году организаторы решили отказаться от восхождения на Ле Мани, но включить в гонку подъем в коммуне Помпеяна, причем этот подъем должен был располагаться близко к финишу, между Чипрессой и Поджо. Холм в Помпеяне был сложным и фактически лишал спринтеров всех шансов, но в конечном счете новый подъем в маршрут «Милан – Сан-Ремо» так и не попал. Перед гонкой в 2014-м восхождение на гору стало невозможным из-за оползней, а в дальнейшем от идеи с Помпеяной полностью отказались.

На данный момент «Милан – Сан-Ремо» является самой длинной однодневной гонкой мира, ее протяженность почти 300 километров.


Маршрут

В этом году RCS впервые за долгие годы была вынуждена серьезным образом изменить маршрут гонки. Дело в том, что мэры городов, расположенных на побережье Лигурийского моря, отказались принимать соревнования из-за того, что местные населенные пункты и дороги в начале августа максимально загружены, это пик отпускного сезона в Италии. На побережье приезжает большое количество людей, особенно в выходные дни.


Милан – Сан-Ремо (299 км)

Двигаться в сторону Сан-Ремо придется по другим дорогам. Из маршрута гонки исчез пологий подъем Пассо дель Туркино, зато появились два других, тоже пологие, но чуть сложнее – Ньелла Бельбо и Колле ди Нава. Вершина Колле ди Навы будет пройдена за 70 километров до финиша.

Общая протяженность выросла на восемь километров и достигла 299 км! На самом деле участникам придется проехать даже больше, просто первые десять километров будут считать нейтральной зоной, по современному регламенту UCI однодневные гонки не могут продолжаться больше 300 километров.
На побережье участники доберутся только у города Империя, через 255 километров после старта, незадолго до восхождения на легендарные холмы Чипресса и Поджо.

Решающая стадия гонки наступит через 271 километр после старта в Милане. Именно на этом участке начнется восхождение на самой тяжелый подъем дня – на Чипрессу. Протяженность подъема 5,6 км, а средний градиент 4,1%. Последние два километра Чипрессы пологие, там средний градиент на уровне 2%, а вот первые три с половиной километра имеют градиент 5%. На вершине Чипрессы до финиша останется 21,5 километра.
Спуск с Чипрессы короткий, но сложный, после его окончания последует девятикилометровый равнинный участок и последнее горовосхождение дня, на сей раз на холм Поджо. Протяженность подъема 3,7 км, средний градиент 3,7%. Самый тяжелый участок подъема находится примерно в километре от вершины, там градиент достигает 8%. Последние 700 метров Поджо пологие, градиент на уровне 2%.

Подробнее о Поджо мы писали в одном из наших недавних материалов.
От вершины Поджо до финиша всего пять с половиной километров, которые займут опасный спуск и двухкилометровый равнинный участок. Финиш традиционно расположен на улице Виа Рома, хотя в прошлом десятилетии гонка на протяжении пяти лет финишировала на набережной Сан-Ремо, вызвано это было дорожными работами на Виа Рома. Последний поворот находится за 750 метров до финиша.
В прошлом году после Поджо сформировалась лидирующая группа примерно из 10 гонщиков. Дальнейшие атаки ни к чему не привели. Все закончилось спринтом, в котором Жулиан Алафилипп оказался сильнее Оливера Насена, Михала Квятковского, Петера Сагана и других конкурентов.
Из-за изменений гонка стало хоть незначительно, но тяжелее. Общий набор высоты в районе 2700 метров, примерно на 600 метров больше, чем в прошлом году.


Погода

Температура воздуха по ходу гонки должна составлять 28-33 градуса. Вероятность дождя почти нулевая. Ветер незначительный, 2-4 метра в секунду. Для августа и Италии условия вполне нормальные. Жарко, но могло быть и хуже.


Главные герои

Матье ван дер Пул (Alpecin – Fenix)

Завтра не только первая монументальная классика для всех нас, но и первая монументальная классика в карьере Матье ван дер Пула.

Все с большим нетерпением ждали дебюта Матье на «Страде Бьянке» в прошлую субботу. Итог получился печальным. Ранняя атака, потом прокол, преследование основной группы, которое стоило слишком много сил. Матье отстал от лидеров на восьмом участке «стеррато» и закончил гонку лишь в середине второго десятка.

Позавчера ван дер Пул появился на старте полуклассики «Милан – Турин» и тоже не показал ничего выдающегося. Гонка подходила чистым спринтерам, нидерландец пытался вмешаться в их борьбу, но так и не нашел для себя выгодной позиции на последнем километре. В итоге 13-е место.
Две эти неудачи охладили пыл экспертов и некоторых поклонников ван дер Пула, но он остается одним из главных фаворитов «Милан – Сан-Ремо». Ему отлично подходит подъем на Поджо, еще больше подходит спуск с него, ну и финиш из небольшой группы он тоже может продемонстрировать.

Матье считают одним из самых технически оснащенных гонщиков. Это значит, что за ним нужно будет пристально следить на спуске к Сан-Ремо, там он может от всех оторваться. Терпеть по равнине до финиша придется всего два километра. Фактор сильный или слабой команды на «Милан – Сан-Ремо» не так значим, это тоже плюс для Матье.


Ваут ван Арт (Team Jumbo – Visma)

Акции Ваута пошли в гору в последние дни. В прошлую субботу он блестяще выиграл экстремальную по погоде «Страде Бьянке».

Сначала бельгиец сумел отобраться в сильнейшую группу из шести гонщиков на тяжелейшем восьмом участке, а потом мощно атаковал на последнем 11-м участке и сбежал от оставшихся с ним гонщиков. На заключительных километрах его преимущество только увеличивалось.

Через несколько дней ван Арт вышел на старт «Милан – Турин» и опять добился отличного результата. Бельгиец доказал, что не случайно в прошлом году выиграл равнинный этап на «Тур де Франс». Он влез в борьбу чистых спринтеров, набрал хорошую скорость и прорвался на финишной линии на третье место. Позади ван Арта остались такие люди, как Петер Саган и Фернандо Гавирия, впереди только Арно Демар и Калеб Юэн.
У ван Арта практически те же козыри, что и у ван дер Пула. Он может атаковать или присоединиться к группе атакующих на Поджо, а потом выиграть спринт из небольшой группы на Виа Рома. Уступает ван дер Пулу ван Арт только на спусках. Да, ван Арт тоже из велокросса и в ладах с техникой, но не уровне ван дер Пула.

В прошлом году ван Арт первый раз стартовал на «Ла Классичиссиме» и сразу отметился высоким результатом. На финише он был шестым. В этом году можно и нужно лучше.


Жулиан Алафилипп (Deceuninck – Quick Step)

Первая гонка после рестарта сезона у Алафилиппа не получилась. На «Страде Бьянке» француз атаковал очень рано, вместе с ван дер Пулом. Как и ван дер Пул, Алафилипп может жаловаться на невезение. У него случилось несколько механических поломок и бесконечное преследование первой группы отняло много сил.

Лидер Deceuninck – Quick Step в итоге добрался до основного формирования, но шансов ответить на мощную атаку Якоба Фульсанга у него не было. Алафилипп начал быстро отставать и в итоге доехал до финиша в третьем десятке, в 15 минутах позади победителя. Результат печальный, особенно на фоне прошлогодней победы на этой гонке.
«Милан – Сан-Ремо» в прошлом сезоне Алафилипп тоже выиграл, но недавний результат на «Страде Бьянке» совсем не означает, что он не сумеет защитить свой титул завтра. Во-первых, «Страде Бьянке» и «Милан – Сан-Ремо» – совершенно разные по своей специфике гонки. Во-вторых, на прошлой неделе от француза явно отвернулась удача, на этой это вряд ли повторится.

Алафилипп тоже рассчитывает на успешную атаку на Поджо. На спринт из большой группы у Deceuninck – Quick Step есть другой гонщик – ирландский спринтер Сэм Беннетт, который неплохо терпит холмистый рельеф. Если всех атакующих догонят, команда Алафилиппа сделает ставку именно на Беннетта.


Петер Саган (Bora – Hansgrohe)

Долгие годы Петера Сагана считали явным и единоличным фаворитом «Милан – Сан-Ремо», но он так ни разу и не выиграл эту монументальную классику.

Первый хороший шанс у словака был еще в 2012-м году. Тогда ему было всего 22 года и он сумел выиграть спринт из основной группы, однако это дало ему только четвертое место. Впереди остались Саймон Герранс, Фабиан Канчеллара и его партнер по команде Винченцо Нибали, которые атаковали на Поджо.

На экстремальной «Милан – Сан-Ремо» 2013-го Саган был вторым. Он сумел опередить Канчеллару, но их обоих неприятно удивил немец Геральд Чиолек. Еще один раз он занял второе место в 2017-м году. Тогда он оторвался от всех на Поджо вместе с Михалом Квятковским и Жулианом Алафилиппом. Спринт Саган начал слишком рано, поэтому проиграл Квятковскому считанные сантиметры или даже миллиметры.

В прошлом году трехкратный чемпион мира снова попал в первую группу на Поджо, но на сей раз ошибся с позицией на последнем километре и успел прорваться только на четвертое место.
Завтра у Сагана будет самая важная гонка в сезоне. Рекорд по зеленым майкам «Тур де Франс» уже за ним, три титула чемпиона мира есть, «Ронде ван Влаандерен» есть, «Париж – Рубе» есть, а вот «Милан – Сан-Ремо» все нет и нет. Эту классику до завершения карьеры ему нужно выиграть больше всего.

На «Страде Бьянке» в прошлую субботу Саган провалился и не доехал до финиша.


Альберто Беттиоль (EF Pro Cycling)

Сенсационный победитель «Ронде ван Влаандерен» прошлого года стал одним из фаворитов «Милан – Сан-Ремо» после высокого результата на «Страде Бьянке».

Альберто Беттиоль занял четвертое место на финише гонки, которую многие считали слишком тяжелой для него. Итальянец имел прекрасный шанс показать даже более высокий результат. Он отлично смотрелся на восьмом секторе гравийных дорог. Казалось, что у него вместе с Фульсангом и Формоло, сил осталось больше, чем у других гонщиков первой группы. Однако в дальнейшем Беттиоль расплатился за атаку и попытку достать ван Арта, его скинули Шахманн с Формоло, пришлось довольствоваться четвертым местом.
В прошлом году Беттиоль занял на «Ла Классичиссиме» только 36-е место, но этот результат не совсем отражает его уровень. Гонщик EF Pro Cycling атаковал на Поджо, но слишком рано. В итоге ему не хватило сил удержаться с гонщиками, которые пошли вперед ближе к вершине холма.

Пожалуй, именно у Беттиоля самые высокие шансы на успех среди всех итальянских участников «Милан – Сан-Ремо». Ждать группового спринта ему нельзя, ему поможет либо сольная атака, либо финишная разборка из небольшой группы, как это было в 2017-м или в 2019-м годах.


Александр Кристофф (UAE – Team Emirates)

Переходим к гонщикам, которые могут выиграть «Ла Классичиссиму», если гонка закончится групповым массовым спринтом.

Александ Кристофф – мастер спринтов на марафонских гонках. «Милан – Сан-Ремо» норвежец из UAE – Team Emirates выиграл в 2014-м году, но у него было еще одно призовое место, в 2015-м он был вторым. Вообще же, Кристофф выигрывал групповой спринт на «Ла Классичиссиме» аж четыре раза, просто не всегда основная группа разыграла победу или даже призовые места.

В прошлом году на Поджо оторвалось много гонщиков. Кристофф взял спринт позади, но это была борьба только за 14-е место.
После длительной паузы в сезоне Кристофф стартовал на «Милан – Турин», на которой не занял высокого места. Впрочем, эксперты этого и не ждали, на гонку в составе UAE – Team Emirates был заявлен Фернандо Гавирия, который и был основной ставкой команды.

На «Милан – Сан-Ремо» Кристофф тоже стартует вместе с Гавирией. Принято считать, что в классическом спринте колумбиец быстрее норвежца, но когда речь идет о длинных дистанциях чаша весов чаще всего склоняется в сторону Кристоффа. В любом случае, у UAE – Team Emirates есть сразу два спринтера, которые могут бороться за победу, если всех атакующих гонщиков удастся нейтрализовать.


Калеб Юэн (Lotto Soudal)

Калеб Юэн – один из лучших в мире чистых спринтеров, по итогам прошлого года может даже самый лучший, но это не значит, что ему нечего ловить на «Милан – Сан-Ремо».

Юэн из числа тех спринтеров, которые очень неплохо чувствуют себя на холмистом рельефе и способны удерживаться в основной группе.
В 2017-м году австралиец впервые появился на итальянской классике и занял 10-е место. Тогда ему было всего 22 года. Уже через год Юэн был очень близок к победе, он с большим преимуществом выиграл спринт из группы, но к несчастью для него впереди удержался одинокий Винченцо Нибали. Итальянца накатывали, но он все-таки успел финишировать впереди спринтеров.

В прошлом году Юэн проехал «Ла Классичиссиму» неудачно, ему не удалось финишировать в первых рядах основной группы, он стал только 29-м, но, как мы уже говорили, спринт тогда был только за 14-е место.

После возобновления сезона 2020-го года Юэн появился на «Милан – Тур» и занял симпатичное второе место. Лишний раз подтвердив, что его нужно считать одним из главных претендентов на победу на «Милан – Сан-Ремо». Только дайте ему спринт.


Арно Демар (Groupama – FDJ)

Француз Арно Демар – еще один спринтер, которому в прошлом удавалось выигрывать «Милан – Сан-Ремо». Его победа пришлась на 2016-ый год. Непосредственно позади него тогда финишировали Бен Свифт, Юрген Руландтс и Насер Буанни.

До 2016-го года у Демара не было особых достижений на итальянской классике, зато потом он стал регулярно их показывать. В 2017-м году он занял шестое место, но в спринте из группы был третьим после Кристоффа и Гавирии. В 2018-м француз занял третье место, а спринт проиграл только Юэну. Неудачный результат он показал только в 2019-м, но тогда быстрейшие финишеры высоких мест и не разыгрывали.
Шансы Демара на победу, по мнению экспертов, резко выросли после того, как он сумел победить на «Милан – Турин», причем сделал он это легко. Он с заметным перевесом опередил Юэна, ван Арта и Сагана.

Демар бывает особенно силен, когда рядом с ним его разгоняющие Якопо Гварньери и Рамон Синкельдам. Не факт, что они обязательно будут рядом с ним после Поджо. Несмотря на это, Арно давно доказал, что спринтом после тяжелой однодневки он обладает.


Филипп Жильбер (Lotto Soudal)

Мы не могли не посвятить отдельные строки Филиппу Жильберу. Мы писали, что эта «Милан – Сан-Ремо» очень важна Сагану, но для Жильбера она важна еще больше.

Дело в том, что Жильбер на однодневках выиграл практически все, кроме Олимпийского золота, которое он уже вряд ли получит, и «Милан – Сан-Ремо». Знаменитый гонщик из Валлонии побеждал на четырех монументах из пяти. На «Ла Классичиссиме» он тоже был близок к победе, но пока у него только два призовых места. В 2008-м году он был третьим после Фабиана Канчеллары и Филиппо Поццато, а в 2011-м тоже третьим, но уже вслед за Мэттью Госсом и все тем же Канчелларой.

Объективных предпосылок к тому, что Жильбер может победить нет, но схожая ситуация с ним была и в прошлом году на «Париж – Рубе». Он приехал на гонку после болезни, однако неожиданно победил.
Жильбер гоняется в одной команде с Калебом Юэном. В случае спринта Lotto Soudal делает ставку на австралийца, а в случае результативной атаки на Поджо надежды связывают с бельгийцем.

Жильберу уже 38 лет, он один из самых возрастных гонщиков мирового тура. Завтра у него будет один из последних шансов выиграть «Ла Классичисиму» и навсегда вписать свое имя в историю велоспорта.


Остальные

К числу остальных гонщиков, за которыми стоит следить, мы отнесем австралийца Майкла Мэттьюза (Team Sunweb), поляка Михала Квятковского (Team INEOS), трио из Bahrain – McLaren Матей Мохорич, Иван Гарсия, Сонни Колбрелли, а также Грега ван Авермата (CCC Team), хоть он обычно и неудачно выступает на «Милан – Сан-Ремо».


Прогноз

Менее месяца назад организаторы приняли решение неожиданно сократить состав каждый команд до шести гонщиков вместо семи. Мы считаем, что это склонит чашу весов в пользу атакующих на Поджо.

1) Матье ван дер Пул, 2) Ваут ван Арт, 3) Жулиан Алафилипп
Made on
Tilda