01.11.2019

Gazprom – RusVelo и российский велоспорт: Что изменилось за год?

Итоги года для единственной профессиональной команды и оценка дальнейших перспектив отечественного мужского шоссейного велоспорта
Год назад мы публиковали статью, которая была посвящена Gazprom – RusVelo, оставшейся в 2017-м году единственной российской мужской профессиональной командой. Тут с ней можно ознакомиться, если вы ее тогда не читали или просто хотите освежить память. Теперь мы постарались разобраться, как для Gazprom – RusVelo сложился прошедший сезон и сделать выводы по поводу того, что ждет российских поклонников велошоссе в ближайшие годы.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
По правде говоря, проблемы российского шоссейного велоспорта с каждым годом вызывают у нашей редакции все меньше и меньше энтузиазма и эмоций. Положительной динамики не отмечается, продолжается постепенный регресс, особых перспектив не видно. Тем не менее, нам все еще не совсем все равно, именно поэтому вы сейчас читаете этот материал.


Перестановки и СМИ

Давайте придерживаться хронологического порядка и проследим, что происходило после нашего материала. Для начала об изменениях в штабе команды и материалах в СМИ.

В декабре 2018-го было объявлено о назначении на роль спортивных директоров Дениса Меньшова и итальянского специалиста Микеле Девоти. Меньшова вам представлять не нужно, он один из самых успешных гонщиков в истории российского велоспорта, в 2018-м он уже помогал некоторым гонщикам команды, составлял тренировочные планы. Девоти работал в Gazprom – RusVelo ранее, именно он сотрудничал с Александром Фолифоров в тот период, когда он выиграл горную «разделку» на «Джиро». После этого Девоти по каким-то причинам коллектив покинул, но теперь был возвращен обратно.

Переходим к СМИ. Обратить внимание стоит на два материала. Забавно, что появились они с разницей в один день, 12-го и 13-го марта 2019-го года.

Сначала на сайте news.ru с критикой команды и ее генерального менеджера Рената Хамидулина выступил президент Федерации велосипедного спорта России Вячеслав Екимов. Вот небольшая часть его интервью:

«Мы давно ведём диалог и с акционерами, и с менеджером команды (Gazprom – RusVelo). Но как-то так исторически складывается, что там есть своё мнение. Я не против, пускай команда даже в таком виде существует, но это неприемлемо, когда у неё нет результатов уже третий год подряд. Значит, с этим надо что-то делать. Либо менять подготовку, либо руководителя команды».

Вот ссылка на все интервью https://news.ru/sport/ekimov-est-veroyatnost-chto-rossii-ne-budet-na-igrah-2024/. Gazprom – RusVelo посвящена большая часть интервью, почитать достаточно интересно.

На следующий день на сайте газеты «Известия» вышло интервью Хамидулина. Вообще, развернуто общается генеральный менеджер Gazprom – RusVelo чаще всего с журналистом именно этого издания. На этом сайте Хамидулин годом ранее обещал «воскресить Фолифорова». Трудно сказать, кто заходит на сайт «Известий», чтобы почитать там о велоспорте, но тем не менее.

Приведем слова Хамидулина на самую актуальную для нас тему:

«У нас произошла плановая смена поколений, которую мы готовили два последних года. Те, кто глубоко разбирается в велоспорте, это заметили, те, кто поверхностно, — критиковали нас за спад в результатах 2017 и 2018 годов. Но, на мой взгляд, по-другому нельзя было пройти этот период, ведь молодым ребятам нужно время на адаптацию в профессионалах».

Разумеется, когда Хамидулин давал это интервью, он еще не видел интервью Екимова и ничего о нем не знал. Вряд ли подобные материалы публикуются на скорую руку.
Ренат Хамидулин
Однако, забавным образом генеральный менеджер Gazprom – RusVelo назвал тех, кто критикует его команду, людьми, которые поверхностно разбираются в велоспорте. Выходит, что и Вячеслав Екимов в нем разбирается поверхностно, по словам Хамидулина, получается именно так. Мы уверены, что руководитель команды имел в виду не Екимова, но тайминг получился смешным.

Позволим себе прокомментировать слова босса Gazprom – RusVelo. Вполне может быть, что никто не разбирается в велоспорте так же глубоко, как он, но в его словах есть то, что не совсем соответствует действительности.

Как вы видите сами, Хамидулин сваливает провальные результаты команды в 2017-м и 2018-м годах на смену поколений и омоложение состава. В реальности эту «отмазку» можно применить только к 2018-му году. Перед 2017-м состав команды никак не омолаживался, в обойму влились только опытные гонщики, которые много лет выступали в мировом туре в составе Team Katusha и Tinkoff. 2017-ый год совсем не получился, опытные ребята в команду по каким-то причинам не вписались, с ними действительно начали расставаться и стали подписывать молодых ребят.


Результаты 2019-го года

Сразу отметим, что результаты Gazprom – RusVelo в 2019-м году улучшились, не сказать, что кардинальным образом, но все же. Некоторые статистические показатели это подтверждают. В 2019-м в зачете «Евро-Тура» команда заняла 15-е место, в прошлом году было 23-е. Но главное не это, а то, что команда наконец одержала победу на взрослой международной гонке. Произошло это на шестом этапе «Тура Австрии», который забрал Александр Власов. Это была первая международная победа команды аж за 25 месяцев, именно столько прошло с момента успеха Ивана Савицкого на этапе «Тура Словакии» 2017.

Общее количество побед по-прежнему удручает. Всего две победы, обе за авторством Власова, помимо гонки в Австрии он выиграл титул чемпиона страны в групповой гонке, но там практически нет никакой конкуренции. По количеству побед среди проконтинентальных команд Gazprom – RusVelo идет на последних местах, так же было и в предыдущие два года.
Теперь постараемся проанализировать итоги года чуть более подробно, тут все уже не так радужно. Львиную долю высоких результатов команде принес один гонщик – Власов. Подготовку в категории до 23-х лет он проходил в любительском итальянском клубе, но Gazprom – RusVelo сумела его успешно подхватить перед началом 2018-го года. В прошлом сезоне он приносил команде высокие позиции на молодежных гонках, в этом уже на взрослых. Разумеется, Власов показывал результаты не на самых престижных соревнованиях в шоссейном мире, но «Туры» Австрии и Словении вполне можно считать достаточно приличными многодневками.
Кого можно отметить еще? Ровесника Власова Николая Черкасова, становившегося несколько лет назад чемпионом Европы среди юниоров в «разделке». В первой половине 2019-го он не особо выделялся, но последние месяцы получились хорошими. Черкасов едва не выиграл горный этап «Тура Алматы», а потом стал призером двух приличных итальянских классик – «Коппа Агостони» и «Джиро делла Тоскана».

Хорошо в первой половине сезона смотрелся Евгений Шалунов, особенно на фоне его же результатов прошлого года.

Все остальные выступали либо на том же уровне, что и в 2018-м, либо даже хуже.


Потери по ходу 2019-го года

Фирменным знаком Gazprom – RusVelo в последние годы стали разрывы контрактов с гонщиками по ходу сезона. В конце июня 2019-го из команды ушли Александр Евтушенко и Алексей Курбатов. Информации об этом в СМИ не поступало, можно только догадываться, что произошло. Напомним, что в 2017-м команду по ходу событий покинули три гонщика, об этом мы писали в прошлом году.


Что дальше?

В межсезонье 2019-2020 Хамидулин решил кардинальным образом поменять вектор развития команды. Gazprom – RusVelo существует восемь лет и раньше в ней никогда не было иностранных гонщиков, теперь будут. Вот, как решение подписывать контракты с иностранцами прокомментировал патрон проекта (на помощь вновь приходят «Известия», которым Хамидулин дал новое большое интервью):

«Но идет время, и спорт сильно меняется. Нам стало понятно, что необходимо обмениваться опытом, необходимо сталкивать менталитеты разных наций, разных континентов для того, чтобы улучшить спортивные результаты. Когда у тебя в команде интернациональный коллектив, то понятно, что это конкуренция на большем пространстве».

Ссылка на интервью тут, там достаточно много забавных моментов: https://iz.ru/926607/timur-ganeev/my-budem-pretendovat-na-wild-card-dzhiro-ditaliia

Сталкивать менталитеты, разные нации и континенты – все это звучит уж как-то слишком пафосно, особенно с учетом того, что ничем этим в реальности и не пахнет.

В 2020-м году в команде будет шесть иностранцев – один русскоговорящий казахстанец Антон Кузьмин и пятеро итальянцев. Напоминаем, что Gazprom – RusVelo уже много лет базируется в Италии, в ней работают итальянцы и команда выступает в основном на итальянских гонках. Многие российские гонщики владеют итальянским языком хотя бы на базовом уровне, просто в силу того, что большую часть года коллектив живет в Италии. Какое уж тут столкновение менталитетов и континентов?

Рассказывать о каком-то столкновении было бы более уместно, если Хамидулин реально собрал бы у себя интернациональный коллектив, в котором были бы гонщики из Австралии, Колумбии, Испании, Бельгии и т.д. Он же просто набрал гонщиков, кстати неплохих, из страны в которой живет и которую очень сильно любит.

Реальная причина подписания итальянцев проста – попытка получить приглашение на «Джиро» и другие наиболее престижные итальянские гонки. Для российского велоспорта это пойдет явно в минус, раньше в Gazprom – RusVelo было 20 мест для россиян в составе, теперь осталось только 14. И это, напомним, единственная отечественная профессиональная команда.

Gazprom – RusVelo перестает являться проектом, который был заточен под развитие россиян и потихоньку превращается в личный проект Хамидулина, получающего поддержку от «Газпрома». Тех гонщиков, которые подавали надежды в молодежной категории, Хамидулин бракует из-за того, что жестокие российские тренеры выжали из них все соки в слишком юном возрасте, а вот брать им на смену других россиян, более молодых, не хочет, в связи с тем, что никто из них особого таланта не показывает. Это при том, что у Gazprom – RusVelo существуют, или до недавнего времени существовали, молодежные и юниорские подразделения. Свободные места и начинают заполнять гонщиками из Италии.

В команде остается все меньше и меньше способных велосипедистов, считавшихся будущим российского велоспорта. В прошлом году попрощались с Александром Фолифоров, в этом настал черед Ильдара Арсланова, который в 2018-м был едва ли не лучшим гонщиком Gazprom – RusVelo. На некоторые гонках в прошлом году Арсланов на равных соперничал с Джулио Чикконе, но прошел всего один сезон и его спортивная карьера заканчивается в 25 лет.

«Джиро»

Пока трудно с уверенностью говорить, сумеет ли Gazprom – RusVelo получить приглашение на вожделенную гонку, для этого нужно иметь инсайдерскую информацию откуда-нибудь из кулуаров RCS. Мы можем довольствоваться только логическими доводами.

Точно известно, что на лицензию мирового тура в следующем году претендуют 19 команд, все они эту лицензию наверняка получат. Еще, по новым правилам UCI, RCS обязана пригласить на «Джиро» французскую Team Total Direct Energie, эта команда набрала в 2019-м году больше всего очков из всех дружин проконтинентального дивизиона. Однако, насильно заставить Team Total Direct Energie участвовать в итальянском гранд-туре никто не может, команда имеет право отказаться от приглашения. И такое вполне возможно.

Ходили слухи, что будет сформирована новая венгерская проконтинентальная команда, которая рассчитывала на приглашение в связи со стартом «Джиро» в Будапеште, но проект так и не был реализован.

Похоже, что конкурировать за приглашение на «Джиро» Gazprom – RusVelo предстоит с Androni Giocattoli – Sidermec и Neri Sottoli – Selle Italia – KTM. По спортивному принципу российская команда проходить не должна, но не все может решить именно этот принцип. В прошлые годы автоматическое приглашение на «Джиро» получала команда, которая выигрывала общий зачет Кубка Италии, но со следующего года это правило уже не работает.


Власов, Кузнецов, Страхов, Чернецкий и итальянцы

Достаточно забавно читать от Хамидулина высказывания, которые никогда не услышишь от руководителей других профессиональных команд. Team Katusha – Alpecin больше нет, выступавшей в ней Вячеслав Кузнецов и Дмитрий Страхов переходят в Gazprom – RusVelo. В пресс-релизе на сайте команды Хамидулин заявляет о том, что он решил «помочь» Страхову и подписал с ним контракт. Не самое этичное высказывание, как нам кажется.

Вряд ли Страхов сумел бы найти себе другую профессиональную команду, но говорить о том, что ему помогают – как-то странно. Команда подписывает с гонщиком контракт, выплачивает ему зарплату, но ведь делается это не просто так, наверняка Хамидулин будет требовать от гонщика грандиозных результатов, то есть это все-таки взаимовыгодное сотрудничество.

Переходит в Gazprom – RusVelo и опытный Сергей Чернецкий, сезон которого в Caja Rural – Seguros RGA совсем не сложился.

В числе перешедших в команду итальянцев есть победитель этапа «Джиро» Дамиано Чима, но выиграл он равнинный этап из отрыва, вряд ли ему когда-нибудь удастся повторить подобное.

Спринтерское подразделение Gazprom – RusVelo в руинах, хотя три года назад в составе хватало приличных финишеров из России. Теперь основным спринтером команды видимо станет молодой Имерио Чима – младший брат Дамиано.

Однако, самым интересным новичком команды будет не один из братьев Чима, а 24-летний Симоне Веласко, проведший очень приличный сезон на итальянских однодневных гонках. Если Веласко не сбавит оборотов, то станет одним из явных лидеров Gazprom – RusVelo.
Главный гонщик команды последних двух лет Александр Власов перешел в Astana Pro Team. У него был контракт с Gazprom – RusVelo и на следующий год, но Хамидулин, вроде как, безвозмездно отпустил его в коллектив посерьезнее. Что ж, если все на самом деле так, можно только поблагодарить босса команды, это одно из немногих его решений последних лет, которое явно пойдет на пользу российскому велоспорту.

Взамен Власову из Казахстана в команду был отправлен Антон Кузьмин. Видимо, руководство Astana Pro Team и Gazprom – RusVelo достигли какого-то договора по сотрудничеству, по крайней мере в данной ситуации.


Вывод

По большому счету, на дальнейшие перспективы российского велоспорта присутствие Gazprom – RusVelo на «Джиро» никак не влияет. Ситуация ухудшается в связи с тем, что в единственной российской команде остается все меньше и меньше мест для отечественных гонщиков. Тех, что есть, довести до высокого уровня не получается.

Профессиональных гонщиков из России с каждым годом остается все меньше и меньше.
Made on
Tilda