Десятка сильнейших спринтеров мира по итогам шоссейного сезона 2019-го года
Давно у нас не было материалов, посвященных спринтерам. В прошлом году мы не подводили итоги сезона для самых быстрых шоссейных гонщиков и потом об этом жалели. Повторять ошибку не хочется, поэтому мы подготовили рейтинг лучших шоссейных спринтеров по итогам 2019-го года. В наш топ-10 попали представители восьми стран, которые гоняются в семи разных командах.
Самому молодому участнику рейтинга 23 года, а самому возрастному всего 30. Это лишний раз свидетельствует о том, что в спринте произошла смена поколений. Марсель Киттель свою карьеру завершил, Марк Кэвендиш с Андре Грайпелем все еще в строю, но бороться с более молодыми конкурентами им очень тяжело.
Немного не дотянули до попадания в топ-10 бельгиец Яспер Филипсен (UAE – Team Emirates) и Петер Саган (Bora – Hansgrohe). Молодой Филипсен провел приличный дебютный сезон в профессионалах и порой демонстрировал впечатляющую скорость, возможно, он попадет в число сильнейших в следующем году. Саган вновь выиграл зеленую майку «Тур де Франс», но бороться с сильнейшими чистыми спринтерами ему было тяжело, побед по ходу сезону у него было мало, на «Большой Петле» он выиграл этап, на котором от основной группы отстали лучшие финишеры.
В следующем сезоне нужно будет обратить особое внимание на новобранца Team Sunweb Альберто Дайнезе. Этот итальянец может шагнуть в элиту спринта практически сразу, в этом году он стал чемпионом Европы и одержал ряд других неплохих побед.
Про Филипсена с Саганом рассказали, Дайнезе вам представили, теперь можно переходить непосредственно к десятке сильнейших.
10. Альваро Ходч (Deceuninck – Quick Step)
Открывает рейтинг самый молодой его участник – 23-летний колумбиец с шотландскими корнями Альваро Ходч. Ходч один из двух гонщиков топ-десятки, который в этом году не выигрывал на гранд-турах ни одного этапа. Впрочем, он еще ни разу в своей карьере гранд-туров и не ездил.
Ходч подавал большие надежды в 2017-м и в дальнейшем ему крупно повезло. Его первой профессиональной командой стала Deceuninck – Quick Step, в которой великолепно умеют работать с молодыми гонщиками, в том числе и спринтерами.
В 2018-м Ходч являлся только четвертым по рангу спринтером бельгийской команды, но это отнюдь не помешало ему одержать за сезон пять побед, в том числе три на гонках мирового тура.
В 2019-м Ходч стал уже третьим спринтером Deceuninck – Quick Step, произошло это из-за перехода Фернандо Гавирии в другую команду. Альваро продолжил прогрессировать и в прошедшем сезоне записал себе в актив уже восемь побед. Наиболее весомая из них была добыта на пятом этапе BinckBank Tour, на котором он опередил даже очень быстрого Сэма Беннетта.
В самом конце сезона на однодневке Tour de l'Eurométropole Ходч получил достаточно тяжелую травму, упав в последнем вираже, но у него достаточно времени для восстановления перед сезоном 2020-го года.
В следующем сезоне Ходчу должны доверить в Deceunjnck – Quick Step один из гранд-туров. Похоже, что он останется третьим спринтером дружины Патрика Лефевера, но пока окончательной ясности в этом вопросе нет.
9. Фернандо Гавирия (UAE – Team Emirates)
На девятом месте расположился соотечественник Ходча и один из неудачников сезона Фернандо Гавирия. Как уж было написано выше, Гавирия перед началом года ушел из Deceuninck – Quick Step и перебрался в UAE – Team Emirates, в котором ему предложили очень хорошие деньги.
Как это часто бывает с гонщиками, уходящими из Deceuninck – Quick Step, обживался на новом месте Гавирия очень тяжело. В первые месяцы сезона все было более-менее неплохо, но затем у него начались проблемы с коленом. Колумбиец был вынужден сойти с «Джиро», правда до этого ему все-таки удалось выиграть один этап, хотя произошло это и не без помощи судей, финишировавшего первым Элию Вивиани релегировали на последнее место в пелотоне.
«Тур» Гавирия пропустил из-за травмы, на «Вуэльте» же появился, но был нещадно на ней бит Сэмом Беннеттом и Фабио Якобсеном. Немного скрасить впечатления о 2019-м Гавирия сумел только в самом конце, на китайском «Туре Гуанси» он напоминал себя прежнего, в борьбе с Паскалем Акерманном ему удалось одержать победы на двух этапах.
За весь сезон у Гавирии набежало шесть побед – это худший показатель за время его не слишком длинной профессиональной карьеры.
В следующем сезоне мы вправе ожидать от Гавирии более высоких результатов. В пользу этого говорят два обстоятельства: колено он вроде залечил, а в UAE – Team Emirates вслед за ним из Deceuninck – Quick Step переходит Ариель Максимилиано Ричезе – один из лучших в мире разгоняющих, который уже привык взаимодействовать с Гавирией.
8. Арно Демар (Groupama – FDJ)
Сильнейший французский спринтер Арно Демар провел не самый лучший свой сезон, но за счет приличного выступления на «Джиро» совсем низко он не опустился.
На итальянском гранд-туре финишер Groupama – FDJ взял один этап и до последнего равнинного дня владел майкой лучшего спринта, но в решающий момент он ее проиграл Паскалю Акерманну.
В дальнейшем Демар побеждал только на гонках не самого высокого уровня, а на гранд-турах не появлялся. В 2019-м он одержал в общей сложности всего пять побед и только одна из них на гонках мирового тура. Для сравнения, в 2018-м Арно выигрывал девять раз, а в 2017 – 10.
Неудачно для Демара сложился и сезон весенних классик, хотя прямого отношения к спринту это и не имеет.
Демар продолжает оставаться элитным спринтером, но он находится в последних рядах этого закрытого круга. Особого потенциала роста у 28-летнего Демара уже не видно, в следующем сезоне ему нужно приложить максимум усилий, чтобы удержаться в элите. Его поджимают уже не только признанные гранды, но и молодежь, такая как Ходч и Филипсен.
7. Тим Мерлир (Corendon – Circus)
Бельгиец Тим Мерлир, как и Ходч, еще никогда не стартовал на гранд-турах, ну и, соответственно, никогда еще на них не побеждал.
В одном из наших предыдущих материалах мы о Мерлире уже рассказывали. Это 27-летний велокроссмен, который показал высокий потенциал в шоссейном спринте еще в прошлом году. Насколько силен мог быть Мерлир было не совсем понятно, контракт с профессиональной шоссейной командой в этом году он подписал только в мае и совсем скоро стало очевидно, что бельгиец очень силен.
Мерлир оказался в проконтинентальной команде Corendon – Circus, оказавшись в одном коллективе вместе с Матье ван дер Пулом. За время своего усеченного шоссейного сезона он успел одержать шесть побед. Все они пришлись на достаточно скромные гонки, но другие Corendon – Circus едет не так уж и часто. Самым весомым успехом Мерлира стала победа в групповой гонке на национальном чемпионате.
Бросалось в глаза, что скорость у Мерлира очень высокая, со звездами спринта он пересекался редко, но когда пересекался – смотрелся очень мощно. Несколько раз на мелких гонках Мерлир обыгрывал в спринте Фабио Якобсена, это дорогого стоит.
В следующем сезоне Мерлир продолжит представлять Corendon – Circus. Вполне возможно, мы увидим его «Вуэльте», на которую его голландская команда очень стремится попасть. Сейчас Мерлир активно вовлечен в соревнования по велокроссу.
6. Фабио Якобсен (Deceuninck – Quick Step)
Как и Альваро Ходч, Фабио Якобсену всего 23 года и он представляет Deceuninck – Quick Step. Разница между двумя со-командниками заключается в том, что Якобсен в табели о рангах бельгийского коллектива находится чуть выше. Он уже стартовал на гранд-турах и выигрывал на них этапы.
Гонщик по прозвищу «Ураган из Хейкелема» оказался везунчиком. Он начал свою профессиональную карьеру в 2018-м в Deceuninck – Quick Step и сразу начал побеждать. В 2018-м он считался третьим спринтером команды и шел вслед за Вивиани и Гавирией, перед началом 2019-го вакансия второго спринтера оказалась свободной, ее и занял Якобсен.
Дебют на гранд-турах состоялся на «Вуэльте», на которой было очень мало классических спринтерских этапов, но голландец сумел великолепно себя проявить и в итоге выиграл в борьбе с Сэмом Беннеттом два этапа. За весь нынешний сезон у Якобсена набралось семь побед, в прошлом году их было столько же, но качество их заметно выросло.
У Якобсена есть просто феноменальная чистая скорость. По этому показателю он если кому-то и проигрывает, то совсем немного. С выбором позиции дела обстоят пока не так хорошо, но на всей той же «Вуэльте» ему помогал великолепный разгоняющий Ричезе, это вылилось в отличный итоговый результат.
В следующем году Якобсен либо останется вторым номером Deceuninck – Quick Step, либо первым, зависит это от итогов запутанной ситуации с контрактом Сэма Беннетта. Сейчас можно предположить, что в 2020-м мы увидим Якобсена на «Джиро».
5. Паскаль Акерманн (Bora – Hansgrohe)
25-летний Паскаль Акерманн стал главным спринтером Германии после ухода из спорта Марселя Киттеля и заметного спада ветерана Андре Грайпеля.
В элиту спринта призер молодежного чемпионата мира ворвался в 2018-м году. В том сезоне Акерманн не ездил гранд-туров, поскольку выступал в Bora – Hansgrohe вместе с Петером Саганом и Сэмом Беннеттом.
В прошедшем сезоне Акерманну уже доверяли самые важные гонки, причем даже в большей степени, чем Беннетту. Немцу дали возможность стартовать на «Джиро», а Беннетта отправили на менее престижную «Вуэльту». Это было не совсем справедливо, но в какой-то степени логично – приоритет в немецкой команде отдавали немецкому гонщику.
«Джиро» стала для Акерманна большим успехом. Очень немногим удается выиграть спринтерский зачет гранд-тура с первого захода, немец сделать это сумел. Финишер Bora – Hansgrohe выиграл два этапа и лидировал в своей классификации, однако, потом травмировался и ему было тяжело бороться с лучшими на второй половине гонки. Лидерство в борьбе за вожделенную майку перехватил Демар, но в решающий момент травмированный Акерманн все-таки вырвал победу.
Акерманн провел очень насыщенный сезон и одержал в итоге 13 побед – это один из лучших показателей среди всех гонщиков. Есть высокая доля вероятности, что в 2020-м немец станет главной спринтерской ставкой Bora – Hansgrohe на «Большой Петле», Саган собирается стартовать на «Джиро».
4. Элиа Вивиани (Deceuninck – Quick Step)
В 2019-м году Элиа Вивиани великолепно проявил себя на однодневках, зато на многодневках оказался не столь продуктивен, именно поэтому у него только четвертое место, хотя теоретически он мог быть еще ниже.
Вивиани проехал два гранд-тура, но одержал на них в общей сложности всего одну победу. Для топ-спринтера это очень мало, особенно на фоне его же результатов 2018-м года. На «Джиро» итальянец один раз пересек финишную черту первым, но был наказан жюри за нарушение прямолинейности хода, он помешал своему соотечественнику Маттео Москетти.
На родном гранд-туре Вивиани было тяжело, он оказывался в плохой позиции перед заключительным спуртом, у него не было в распоряжении Ричезе или Михаэля Меркева, сработаться с другими разгоняющими Deceuninck – Quick Step не выходило. В итоге Элиа покинул «Джиро» досрочно, ему нужно было передохнуть и подготовиться к «Туру».
На «Туре» победу на этапе у Вивиани никто не отнял, но Калеб Юэн и Дилан Груневехен смотрелись заметно быстрее него, а сам итальянец однажды был бит в борьбе за победу даже Ваутом ван Артом, которого нельзя считать чистым спринтером.
В общей сложности у Вивиани в 2019-м набралось 11 побед, часть из них была одержана на достаточно престижных однодневках, но мы в борьбе сильнейших спринтеров больше ориентируемся на этапы многодневок.
В следующем году Вивиани начнет выступать в Cofidis, Solutions Credits и ему будет очень непросто. Он покидает лучшую команду мира и расстается с лучшими разгоняющими. Во французской дружине, которая идет на повышение в мировой тур, развозить его должны Симоне Консонни и Фабио Сабатини. Посмотрим, как у них это получится, на «Джиро» Сабатини справлялся на стабильную двойку.
3. Дилан Груневехен (Team Jumbo – Visma)
Голландец Дилан Груневехен закончил сезон в качество лидера по количеству побед в сезоне, у него их 15, но вряд ли он может быть в полной мере доволен итогами года. В 2018-м он считался сильнейшим чистым спринтером мира, а в 2019-м этот статус потерял.
Первая половина сезона Груневехена была хорошая, он подошел к «Туру» в качестве основного фаворита равнинных этапов, но выиграл в итоге всего один раз. Камнем преткновения для голландца стал миниатюрный Калеб Юэн, который два раза оставлял его на втором месте.
Вторая половина сезона сложилась для Дилана не самым лучшим образом, даже если не брать во внимание «Большую Петлю». Второй год подряд спринтер Team Jumbo – Visma посредственно выглядел на BinckBank Tour.
Больше Груневехена в 2019-м году никто не побеждал, но подняться выше третьего места ему не позволило качество побед. В следующем сезоне он продолжит выступать в своей команде.
Ситуация в Team Jumbo – Visma сейчас очень интересная. В команде и так было много «генеральщиков», а теперь их станет еще больше, контракт с голландской дружиной подписал Том Дюмулен. Пока нам остается только догадываться, на каком гранд-туре мы увидим Груневехена в 2020-м.
2.Сэм Беннетт (Bora – Hansgrohe)
Ирландец Сэм Беннетт провел великолепный сезон, стать сильнейшим спринтером года по нашей версии ему помешала только скомканная «Вуэльта».
На «Джиро» и «Тур» Беннетт не отобрался и этому есть логической объяснение. Саган – суперзвезда, которую все спонсоры хотели видеть на «Туре», да и рекордная седьмая зеленая майка стояла там на кону. Акерманн – немец в немецкой команде, поэтому ему отдали приоритет и поставили на «Джиро». Беннетту в Bora – Hansgrohe пришлось довольствоваться «Вуэльтой».
На протяжении практически всего сезона Беннетт был на высоте и хорошо выступал на недельных многодневках, состав которых порой был ничуть не хуже, чем на гранд-турах. Особенно удался ирландцу BinckBank Tour, там он выиграл три этапа подряд. Определенные неудачи, разумеется, тоже случались. На «Критериум Дофине», к примеру, Беннетт один раз проиграл Вауту ван Арту.
На «Вуэльте» ирландец выиграл два этапа, это неплохо, но и не сказать, что супер. В конце испанского гранд-тура его дважды бил Фабио Якобсен. Именно эти два поражения не позволили Беннетту закончить год на первом месте.
В общей сложности в 2019-м году Сэм одержал 13 побед, по этому показателю он уступил только Груневехену.
Сейчас Беннетт находится в достаточно щекотливой ситуации. Ему подвернулась отличная возможность подписать контракт с Deceuninck – Quick Step, в нем лично заинтересован Патрик Лефевер, причем в лучшей спринтерской команде мира его рассматривают в качестве первого номера. Все портит устная договоренность, которую Беннетт достиг с Bora – Hansgrohe еще в мае. Беннетт, вроде как, согласился продлить контракт с немецким проектом. Трудно сказать, чем руководствовался ирландец в этот момент, еще тогда было очевидно, что ему нужно уходить из Bora – Hansgrohe.
Разбирательство по ситуации с Беннеттом продолжается. Лефевер недавно сказал, что дело сдвинулось с мертвой точки, и спринтер должен перейти в его команду. Ждем официального подтверждения.
1.Калеб Юэн (Lotto Soudal)
Перед началом 2019-го года в Lotto Soudal задумали очевидную перестройку. Контракт прославленного спринтера-ветерана Андре Грайпеля продлен не было, на его место бельгийцы подписали Калеба Юэн и, оказалось, попали в яблочко.
Неудачник последних лет Юэн стал главной и единственной ставкой Lotto Soudal в спринте на гранд-турах. Это привело к достаточно неожиданному результату – австралиец выиграл два этапа на «Джиро» и три этапа на «Туре», обеспечив себе звание лучшего спринтера года.
В общей сложности Юэн одержал в сезоне 10 побед, есть гонщики, которые опережают его по этому показателю, но австралиец выигрывал в самый нужный момент, на наиболее важных и престижных соревнованиях.
В следующем году 25-летний Калеб продолжить капитанствовать в Lotto Soudal, но повторить результаты минувшего сезона ему будет непросто.