12.10.2019

Il Lombardia: Классика опавших листьев

Превью последней монументальной классики сезона
Сегодня на севере Италии состоится последняя монументальная классическая гонка года. Первые четыре велосипедных монументах проходят весной, а проводящаяся в октябре «Иль Ломбардия» символизирует окончание большого шоссейного сезона. Однодневку по дорогам Ломбардии принято называть «классикой опавших листьев». По рельефу сегодняшняя однодневка самая сложная из всех пяти монументальных, хорошие шансы на победу она дает даже ярко выраженным горовосходителям.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
История

Как это было практически со всеми крупнейшими гонками современности, «Иль Ломбардия» была организована благодаря усилиям газеты. В случае с осенней классикой это была знаменитая La Gazzetta dello Sport. Идея проведения гонки принадлежит журналисту издания Тулло Морганьи. Велосипедист из Милана Пьерино Альбини уступил Джованни Куньоло на «Кубке Короля», и журналист хотел предоставить Альбини возможность реабилитироваться. Первое издание будущей классики прошло 12-е ноября 1905-го года, причем тогда гонка называлась «Милан – Милан». Ее победителем стали вовсе не Альбини или Куньоло, а их более известный соотечественник Джованни Герби.
Джованни Герби
Через два года, в 1907-м, соревнования стали называться «Джиро ди Ломбардия». Именно под таким названием гонку в основном знают в России, хотя несколько лет назад ее переименовали в «Иль Ломбардия».

Со временем однодневка набирала популярность. За более чем 100 лет она была отменена всего два раза, произошло это в 1943-1944 годах из-за военных событий. С 1905-го по 1960-ый «Джиро ди Ломбардию» выигрывали такие легенды как Анри Пелиссье, Костанте Джирарденго, Альфредо Бинда, Джино Бартали, Фаусто Коппи, Луисон Бобе и многие другие. Ключевым участком гонки в ту пору был подъем на Мадонна дель Гизалло. На вершине этого подъема находится церковь, в пределах которой со временем появился велосипедный музей. Сама Мадонна дель Гизалло стала считаться покровительницей велосипедистов.

С 1961-го года начались усложнения маршрута классики. До этого момента она всегда стартовала и финишировала в Милане, а после прохождения Мадонны дель Гизалло следовал затяжной равнинный кусок до самого финиша. C 1961-го по 1984-ый годы гонка завершалась в Комо, в дальнейшем же ее маршрут менялся уже неоднократно. Стартовыми локациями были Комо, Милан, Варезе, Канту и Бергамо. С 2004-го по 2006-ый годы классика даже начиналась на территории Швейцарии – в Мендризио. Финишировали в Монце, Бергамо, Комо и Лекко. В последние сезоны организаторы взяли за правило чередовать маршрут, во всяком случае так происходило в период с 2014-го по 2016-ый годы. Сначала гонка начиналась в Комо, а заканчивалась в Бергамо, а на следующий год начиналась в Бергамо и заканчивалась в Комо.

Долгие годы «Ломбардию» называли осенним чемпионатом мира, поскольку сам чемпионат мира до 1995-го проходил в августе. Но потом мировое первенство перенесли на осень и поставили его непосредственно перед итальянской классикой. Все годы существования Кубка мира по однодневным гонкам, а проходил он с 1988-го по 2004-ый, «Джиро ди Ломбардия» играла решающее значение в распределении мест в общем зачете. В дальнейшем однодневка, разумеется, стала частью про-тура или нынешнего мирового тура.

Во второй половине XX века и в начале XXI победителями «классики опавших листьев» среди прочих становились Джанни Мотта, Феличе Джимонди, Франко Битосси, Эдди Меркс, Роджер де Фламинк, Бернар Ино, Шон Келли, Джузеппе Саронни, Морено Арджентин, Тони Ромингер, Паскаль Ришар, Лоран Жалабер, Данило ди Лука, Микеле Бартоли, Дамиано Кунего, Паоло Беттини, Филипп Жильбер, Хоаким Родригес, Дэн Мартин, Эстебан Чавес и Винченцо Нибали. Действующим победителем классики является Тибо Пино, в этом году участвовать он не будет. Вот, как все происходило в 2018-м:
Единственным российским гонщиком, которому покорилась «Ломбардия» в 1994-м году стал Владислав Бобрик. На финише он опередил куда более известных Клаудио Кьяппуччи и Паскаля Ришара. В 2009-м третье место досталось Александру Колобневу.

В 2000-м году победителем стал Раймондас Румсас – это единственный случай, когда на пьедестал поднимался представитель одной из других стран бывшего СССР.

Чаще других выигрывал гонку Фаусто Коппи – пять раз, причем был период, когда он побеждал четыре года подряд (1946-1949 г.г.). Четыре раза выигрывал Альфредо Бинда, по три раза Анри Пелиссье, Костанте Джирарденго, Гаэтано Беллони, Джино Бартали, Шон Келли и Дамиано Кунего. По количеству призовых мест равных нет Бартали, он поднимался на пьедестал целых девять раз.

В национальном рейтинге лидируют хозяева соревнований, по-другому и быть не могло. У итальянцев 69 побед, у бельгийцев и французов по 12.

В истории велоспорта есть всего два гонщика, которые сумели выиграть в рамках одного сезона все три крупнейшие итальянские гонки – «Милан – Сан-Ремо», «Джиро д'Италия» и «Иль Ломбардию». В 1949-м это сделал Фаусто Коппи, а в 1972-м Эдди Меркс.
Фаусто Коппи
Маршрут

Бергамо – Комо (243 км)

В RCS отказались от затеи чередовать маршруты, как это было в последние годы. Как и в прошлые два года, сегодня гонщики стартуют в Бергамо, а финишируют в Комо. Нынешнее издание классики практически полностью схоже с прошлым, небольшая разница только в самом конце, но это не может существенным образом повлиять на результат. Общая протяженность гонки в этом году составит 243 километра, а набор высоты около 4000 метров.
После старта в Бергамо гонщики поедут на юг, потом на восток, но со временем все-таки направятся в западную сторону, к финишу на озере Комо.

Первые несколько десятков километров будут равнинными. Только на 48-м километре начнется первое горовосхождение дня, участники соревнований поднимутся на Колле Галло. Этот подъем неоднократно встречался в маршруте «Иль Ломбардия», да и на других соревнованиях. Заметных крутых участков на Колле Галло нет, его протяженность 7,4 км, а средний градиент 6%, первые полтора километра будут пологими, а дальше до самой вершины под 7%.
После Колле Галло будет семикилометровый спуск, а потом новый затяжной равнинный кусок, который завершится только на 107-м километре. На этом участке начнется восхождение на Колле Брианцу – достаточно пологий подъем, который не должен вызвать у участников больших проблем. Средний градиент воськилометровой Колле Брианцы в районе 4%.

После спуска с Брианцы очередной, уже третий, затяжной равнинный участок, который на сей раз займет около 32 километров. Ближе к завершению этого отрезка расположены два не слишком сложных холма. Сразу после этого будет пройден короткий спуск, затем небольшой кусок равнины, а на 171-м километре наконец начнется штурм легендарной Мадонны дель Гизалло.

Первые три с половиной километра восхождения тяжелые, средний градиент на этом отрезке горы за 9%, но затем наступает заметное выполаживание и даже участок «даунхилла», лишь на последних полутора километрах гора вновь становится крутой и средний градиент достигает 9,5%. Общая протяженность восхождения на Мадонна дель Гизалло 8,6 км, а средний градиент 6,2%. Именно на этом участке темп должен резко возрасти, а количество гонщиков в пелотоне начать заметно сокращаться.
Спуск с Мадонна дель Гизалло займет шесть километров, сразу после него начнется восхождение на Кольма ди Сормано. Первые пять километров этого подъема ничего особенного из себя не представляют, средний градиент всего 6,6%, зато затем градиент становится необычайно крутым. Последние 1900 метров имеют средний градиент 15,8%, а максимальный достигает 27%!
Спуск с Кольма ди Сормано будет самым протяженным в маршруте классики, он затянется на 13 километров. После окончания «даунхилла» будет пройден шестнадцатикилометровый участок равнины, а после него, на 222-м километре пути, стартует восхождение на Чивильо.

Этот подъем по своим характеристикам напоминает Колле ди Супергу, на которую три дня назад дважды карабкались в рамках «Милан – Турин». Протяженность подъема 4,2 километра, а градиент 9,7%. Подъем весьма стабильный, без выполаживаний и очень крутых кусков. В этом плане Чивильо сильно отличается от Мадонна дель Гизалло и Кольма ди Сормано, но вы сами понимаете, что Чивильо все равно очень тяжелая гора, которая будет пройдена после 225 километров гонки. От ее вершины до финиша останется уже менее 17 километров.
Спуск с Чивильо короткий, всего пяти с половиной километров, но именно на нем в 2015-м и 2017-м годах решающий перевес получал Винченцо Нибали.

После «даунхилла» останется проехать всего 11 километров. Cначала три километра по равнине, после которых начнется штурм холма Сан Фермо делла Батталья (2,7 км, 7,2%), вернувшегося в маршрут после годичного отсутствия. В 2018-м подняться на Сан Фермо делла Батталью было невозможно из-за оползня, подъем заменили на более простой и короткий.

От макушки Сан Фермо делла Баттальи до финишной черты останется чуть более пяти километров, четыре из них будет продолжаться спуск, после которого последует совсем короткий завершающий участок равнины.
Погода

Гонка пройдет в оптимальных погодных условиях. Температура воздуха: 14-18 градусов. Вероятность осадков практически нулевая, ветер незначительный, всего 1-2 метра в секунду.


Главные герои

Примож Роглич (Team Jumbo – Visma)

После чемпионата мира все думали, что форма Приможа Роглича пошла на спад. Действительно, в Йоркшире словенец выступил неудачно, но все оказалось не так просто. После чемпионата гонщик Team Jumbo – Visma выиграл две подряд итальянские однодневки. Сначала очень тяжелую «Джиро дель Эмилия», а потом чуть более простую «Тре Валли Варезине».

Оба победы были одержаны удивительно легко и стали первыми в карьере Роглича на однодневках. На Сан-Люке (финишном подъеме «Эмилии») он установил новый рекорд восхождения, привезя ближайшим конкурентам 15 секунд. И это на коротком двухкилометровом подъеме.

После «Тре Валли Варезине» Роглич и его команда нигде не выступали, сосредоточившись на подготовке к «Джиро ди Ломбардия». Словенец очень силен сам и у него отличная команда, которая хорошо себя проявила на предыдущих стартах.

В прошлом году словенец был не так силен, но несмотря на это, он атаковал на Муро ди Сормано. К Чивильо он подъехал одним из лидеров, вместе с Пино, Нибали и Берналем, в дальнейшем словенец отстал и занял скромное 17-е место.
Майкл Вудс (EF Education First Team)

Однодневные гонки – основная специализация Майкла Вудса, но он, как и Роглич, свою первую победу на однодневках одержал совсем недавно. Произошло это на «Милан – Турин». Роглича там не было, но практически все остальные серьезные претенденты на «Ломбардию» присутствовали.

На проходившей чуть ранее «Джиро дель Эмилии» канадец из EF Education First Team тоже был в полном порядке, он проиграл Рогличу достаточно много, но сумел занять второе место, опередив всех остальных.

В карьере Вудса уже есть призовые места на «Льеж – Бастонь – Льеж» и чемпионате мира, не хватает призового места только на «классике опавших листьев».

В прошлом году Вудса тоже был одним из фаворитов, в связи со вторым местом на чемпионате мира, однако на «Ломбардии» он выступил в итоге неудачно. Только 12-е место. В этом году лидер EF Education First Team может показать гораздо более высокий результат.
Алехандро Вальверде (Movistar Team)

39-летний Алехандро Вальверде продолжает удивлять велосипедный мир. В конце сезона он выглядит сильно практически на всех гонках. Исключением стал только чемпионат мира в Йоркшире, но там была очень плохая погода, которая испанскому ветерану не подходит, особенно в последние годы.

На предшествующих итальянских однодневках Вальверде набрал неплохую коллекцию из высоких мест. Второе место на «Милан – Турин» и «Гран-При Бегелли», пятое место на «Джиро дель Эмилия». В общем, «Бала» готов к последней важной гонке сезона.

«Ломбардия» – одна из тех гонок, которых в послужном списке Вальверде еще не хватает, он дважды были ее призером, но победы пока не было. Максимально близок к триумфу на итальянском монументе он был в 2014-м году, тогда он выиграл спринт из небольшой элитной группы, но за километр до этого от нее сбежал Дэн Мартин. Если в этом году судьба гонки решится в спринте, справиться с Вальверде будет очень непросто.

В 2018-м Вальверде приехал на «Иль Ломбардии» в радужной майке чемпиона мира, однако занял только 11-е место. Сильнейшие конкурента оказались лучше него.
Винченцо Нибали (Bahrain Merida)

Винченцо Нибали в последнее время гонялся мало и не слишком удачно, но его нельзя не относить к основным фаворитам классики. Все дело в впечатляющем послужном списке.

За последние четыре года итальянец выступил на «Ломбардии» три раза и ни разу не финишировал ниже второго места. В 2015-м и 2017-м были победы, в 2018-м – второе место. В 2016-м призового места не было, просто в связи с травмой и отсутствием Нибали на гонке.

На «Джиро дель Эмилия» Нибали смотрелся хуже своих конкурентов, но он один из тех, кто может преображаться очень быстро. В 2018-м он совершенно неожиданно выиграл «Милан – Сан-Ремо», хотя до гонки казалось, что формы у него нет вообще.

Итальянец из Bahrain Merida имеет огромный опыт и добавляет, когда дело касается марафонских важных гонок. Сегодняшний старт станет для него последним в рядах нынешней команды, дальше межсезонье и 2020-ый год в Trek – Segafredo.
Эган Берналь (Team INEOS)

Действующий победитель «Тур де Франс» Эган Берналь имел возможность закончить свой сезон еще в конце июля, но он все-таки нашел мотивацию, подготовился и теперь выступает на итальянских классиках. Сам юный колумбиец не скрывает, что особого психологического давления не испытывает, ведь его сезон уже в любом случае удачный.

На «Джиро дель Эмилия» и «Милан – Турин» Эган был неплох, но было заметно, что основные конкуренты чуть сильнее него. За два дня до «Ломбардии» он стартовал и выиграл «Гран Пьемонте», однако эту гонку пропускали все остальные гранды, решив приберечь силы.

Берналь в одном из интервью заявил, что его не пугали слишком близкие даты проведения «Гран Пьемонте» и «Джиро ди Ломбардия», просто в силу того, что в конце сезона он хочет гоняться максимально много. Посмотрим, аукнется ли ему сегодня позавчерашняя нагрузка.

В прошлом году Берналь был в лидирующей группе с Пино, Нибали и Роглич, но отстал на Чивильо, заняв 12-е место. Однако, в 2018-м он в этот период сезона был готов заметно хуже, чем сейчас.
Давид Году (Groupama – FDJ), Адам Йейтс (Mitchelton – Scott), Пьер Латур (AG2R La Mondiale) и Якоб Фульсанг (Astana Pro Team)

Давида Году, Адама Йейтса, Пьера Латура и Якоба Фульсанга мы решили объединить в одну общую группу. Их шансы высоки и примерно равнозначны, но они все-таки уступают Рогличу, Вудсу, Вальверде и Нибали.

Давид Году из Groupama – FDJ обозначил свою хорошую форму на «Милан – Турин». Занял он только пятое место, но заслуживал явно большего. Свою способность удачно проезжать затяжные однодневные гонки он продемонстрировал весной на «Льеж – Бастонь – Льеж», на которой француз попал в топ-6.

Адам Йейтс весной на «Льеж – Бастонь – Льеж» был и вовсе четвертым. Его форма в последнее время вызывала вопросы, но он их развеял на «Милан – Турин». На вершине Суперги англичанин из Mitchelton – Scott стал третьим после Вудса и Вальверде.

Пьер Латур впечатляюще смотрелся на «Джиро дель Эмилия». Финишировал он седьмым, однако мог быть и выше, если бы вел гонку в более консервативном стиле.

Якоб Фульсанг немного не дотягивает до тех кондиций, которые он показывал на весенних однодневках, но датчанин в любом случае опасен. В его активе попадания в десятку на «Джиро дель Эмилия» и «Милан – Турин».
Остальные
Среди всех остальных участников классики мы бы выделили следующих гонщиков: Тиш Беноот (Lotto Soudal), Бауке Моллема (Trek – Segafredo), Давиде Формоло (Bora – Hansgrohe) и Энрик Мас (Deceuninck – Quick Step).

Все они имеют хорошие шансы на топ-10, но при случае могут подняться выше и даже попасть на пьедестал. Мы уже привыкли к неожиданностям, особенно на однодневках.


Прогноз

1)
Примож Роглич, 2) Алехандро Вальверде, 3) Майкл Вудс.
Made on
Tilda