Рассказываем о знаменитом французе Лоране Финьоне – самом неудачливом из великих велогонщиков
Кого из выдающихся велогонщиков можно назвать самым невезучим? Итальянцы Фаусто Коппи и Джино Бартали лишились многих возможных побед из-за Второй мировой войны, но основными претендентами на роль самого невезучего все-таки должны быть два великих француза – Раймон Пулидор и Лоран Финьон. Сегодня мы подробно остановимся на карьере Финьона и расскажем, почему именно он самый невезучий велогонщик в истории.
Лоран Финьон родился в Париже 12-го августа 1960-м года, в юном возрасте вместе с родителями он переехал в пригород – Турнан-ан-Бри. В детстве будущий велосипедист занимался футболом, серьезно увлекся велоспортом только в 15 лет. Родители Лорана не имели отношения к спорту и разрешали ему гоняться только с условием того, что он не забросит учебу.
После школы будущий победитель «Тур де Франс» поступил в престижный Университет Сорбонна Париж Север, но вскоре все-таки бросил учебу и пошел в армию. Служил он в спортивной части, в которой за 25 лет до него числился другой знаменитый французский велогонщик Жак Анкетиль.
После дембеля у Финьона укрепилось желание стать профессиональным велосипедистом, тем более отличные результаты позволяли ему на это рассчитывать. В 1981-м году в свой проект его пригласил знаменитый спортивный директор и менеджер Сириль Гимар, который возглавлял команду Renault – Elf – Gitane.
Сириль Гимар (слева) с Грегом ЛеМондом
В те времена Гимар, его команда «Рено» и гонщик Бернар Ино доминировали в велоспорте. К моменту появления Финьона в профессионалах, Ино вместе с «Рено» и Гимаром уже успел выиграть «Тур де Франс» три раза.
Вместе с Финьон в Renault – Elf – Gitane попал его близкий друг и оруженосец Паскаль Жюль. За год до Финьона в команде оказался талантливейший американец Грег ЛеМонд. В дальнейшем Ино и ЛеМонд станут главными конкурентами Финьона.
По прозвищу Профессор
Будучи профессионалом Финьон получил необычное прозвище Профессор. Связано это было с его с неудачной попыткой получить высшее образованием, ну и с очками, которые он носил из-за плохого зрения.
В нынешнее время многие велогонщики получают высшее образование, которое не связано со спортом, в эпоху же Финьона это все еще было большой редкостью. Он не доучился, но сам факт поступления в ВУЗ уже выглядел необычным для его коллег по пелотону.
Стремительный взлет и первая победа на «Туре»
Профессиональная карьера Финьона развивалась стремительно. В 1982-м году он дебютировал на гранд-турах, проехал «Джиро», на которой на некоторое время даже захватил розовую майку лидера. В общем зачете француз финишировал 15-м, но в 21 год это было хорошей заявкой на будущее.
В начале 1983-го Финьон выиграл этап и занял седьмое место в общем зачете «Вуэльты» (тогда она была первым гранд-туром сезона). Победителем стал его партнер по «Рено» Ино, который за год до этого выиграл «Тур де Франс» в четвертый раз.
Ино должен был возглавить команду на и «Большой Петле», но получил травму и расклад сил в Renault – Elf – Gitane поменялся. Финьону не пришлось работать на своего звездного сокомандника, он стал одним из двух капитанов, вторым Гимар назначил еще одного молодого француза Марка Мадьо. ЛеМонда на «Тур» не поставили.
Финьон хорошо начал гонку, долгое время шел вторым. В начале третьей недели травму получил лидер общего зачета Паскаль Симон (Peugeot – Shell – Michelin) и Финьон вовсе оказался первым. В дальнейшем он выиграл «разделку» и свое лидерство уже никому не отдал. Так Профессор забрал свой первый «Тур», тогда ему не было еще 23-х лет. Только через 36 лет после этого Эган Берналь стал победителем гонки в более молодом возрасте.
Победу Финьона многие восприняли со скепсисом. Во-первых, не было травмированного Ино, во-вторых, отсутствовал ЛеМонд. Молодому французу в следующем году предстояло доказать, что его победа не была случайной.
Борьба с Мозером на «Джиро» и вторая победа на «Туре»
В 1984-м году Финьон, Ино и ЛеМонд больше не гонялись в одной команде. Ино перешел в новообразовованную La Vie Claire, а Финьон с ЛеМондом остались вместе с Гимаром в «Рено».
В мае Финьон приехал на «Джиро», что бороться с Франческо Мозером за победу в общем зачете. Мозер явно уступал Финьону в горах, но был очень силен в гонках с раздельным стартом. Специально для него и Джузеппе Саронни, маршрут итальянского гранд-тура сделали достаточно простым по рельефу. Уже по ходу гонки из маршрута изначально очень тяжелого 18-го этапа убрали восхождение на Пассо делло Стельвио.
Несмотря на старания итальянцев, Финьон все-таки перехватил розовую майку лидера за два этапа до конца. В последний день «Джиро» участники должны были проехать 42-километровую гонку с раздельным стартом. Перед этапом Финьон выигрывал у Мозера 1.21 и рассчитывал удержать лидерство, но на деле все получилось иначе. У Мозера был более аэродинамичный и совершенный велосипед, а над Финьоном во время прохождения дистанции летал вертолет, который едва не послужил причиной падения.
Франческо Мозер
В итоге Финьон сумел занять на этапе второе место, но проиграл Мозеру 2.24. Так Финьон отдал победу на «Джиро» на заключительном 22-м этапе. В последствии француз скажет, что итальянцы сделали все, чтобы он не выиграл ту гонку у Мозера.
На «Тур де Франс» борьбы между Финьоном и вернувшимся после травмы Ино не получилось. Более молодой гонщик доминировал, выиграл пять этапов и привез Ино десять с лишним минут в генеральной классификации. ЛеМонд финишировал третьим, вслед за Ино.
Выступление Финьона на «Большой Петле» было феноменальным, это была одна из самых легких и уверенных побед за всю историю гонки. А ведь ему тогда было всего 23 года. Казалось, что впереди еще несколько побед.
Финьон, Ино (крайние слева) и ЛеМонд (крайний справа)
Профессора не любили
Французы боготворят своих сильнейших гонщиков. Так они относились к Анкетилю и особенно Пулидору, со временем полюбили и темпераметного Ино, но Финьон так и не стал любимцем публики.
Особенно много негатива Финьон получил за свою интервью, которое он дал во время «Тура» 1984-го года. Ино вел гонку в очень агрессивном стиле, Финьон рассказал, что очередная атака Ино на Альп д'Юэз вызвала у него только смех, гонщик Renault – Elf – Gitane легко нейтрализовал активность своего главного конкурента. За эти слова Финьон получил много негатива в своей адрес. Только через 25 лет в автобиографической книге Финьон написал, что он не пытался унизить Ино, да и вообще, они давно поняли друг друга.
Ино и Финьон, Tour de France 1984
Травма на пике карьеры
Перед началом очередного сезона «Рено» покинул Грег ЛеМонд, который решил присоединиться к Ино в La Vie Claire.
Финьон успешно начал 1985-ый год, но перед ключевыми гонками с ним случилось примерно то же самое, что и с Ино в 1983-м году. У него начались проблемы с коленом, обострилась боль в пятке, в итоге пришлось оперировать ахиллово сухожилие и полностью пропустить вторую половину сезона.
На «Тур де Франс» доминировали Ино с ЛеМондом, которые уверенно заняли первые два места в общем зачете. Ино в пятый и последний раз стал победителем «Большой Петли».
Финьон – новатор
Во второй половине 1985-го «Рено» объявила о прекращении спонсирования велосипедной команды. Финьону и Гимару нужна была новая команда, и они пошли на достаточно оригинальный шаг. Они создали маркетинговую компанию Maxi-Sports Promotion, которая стала владеть и управлять новой командой, в качестве спонсора привлекли сеть супермакетов Systeme U.
Systeme U стала первой командой, которой владел не сам титульный спонсор, а другая компания. Сейчас по такому принципу работают практически все проекты мирового тура, тогда же это было абсолютной новинкой. Придумал такую схему именно Финьон.
Гонщик Systeme U Шарли Мотте
Неудачи 1986-1988
Череда травм и неудач одним 1985-м годом не ограничилась. На состоянии Финьона сказывались последствия предыдущей травмы и новые проблемы. На четвертом этапе «Вуэльты» 1986-го года он ободрал колено и сломал ребро, но не сошел и даже занял седьмое место в общем зачете. «Тур де Франс» он покинул на второй неделе из-за высокой температуры.
В 1987-м Финьон стал третьим на «Вуэльте» и седьмым на «Туре». В 1988-м году из гранд-туров он проехал только «Большую Петлю» и все получилось совсем плохо. Перед началом гонки он в очередной раз травмировал колено, во время командной «разделки» отстал от своих партнеров и в итоге сошел перед 12-м этапом.
Большим ударом для Финьона стала смерть Жюля в конце 1987-го года. Лучший друг погиб из-за автоаварии. В это время они гонялись уже в разных командах. Жюль оказался в испанской Caja Rural – Seat из-за конфликта с Гимаром, дело даже дошло до драки.
Несмотря на все обстоятельства, ярких моментов в карьере Финьона в период 1986-1988-х годов хватало. В 1986-м он выиграл «Флеш Валлонь», в 1987-м по этапу на «Туре» и «Вуэльте», в 1988-м была одержана сольная победа на «Милан – Сан-Ремо».
Comeback 1989 и самое обидное поражение в истории
В 1989-м году Финьон сумел вернуть свою лучшую форму после нескольких лет относительных неудач. Весной он второй раз подряд выиграл «Милан – Сан-Ремо», а в мае-июне ему удалось отомстить итальянцам за 1984-ый, Лоран стал победителем общего зачета «Джиро д'Италия».
Бернар Ино уже давно завершил карьеру, поэтому его главным конкурентом на «Тур де Франс» стал Грег ЛеМонд, который выступал в достаточно скромной команде ADR – Agrigel – Botecchia.
Финьон и ЛеМонд обменивались ударами, лидерство в общем зачете переходило то к одному, то к другому. К концу третьей недели казалось, что Финьон окончательно перехватил инициативу. Он выиграл горный 18-ый этап и подошел к заключительной 24-километровой «разделке» в Париже с 50-секундным преимуществом.
24 километра по тем временем – это совсем немного. ЛеМонд был очень сильным «раздельщиком», но и Финьон был хорош. Большинство специалистов сходились во мнении, что француз удержит первое место.
ЛеМонд и Финьон, Tour de France 1989
ЛеМонд проехал гонку в аэродинамичном шлеме и в новой позиции, достигнутой за счет руля, который обычно использовали в триатлоне. Финьон в дальнейшем заявлял, что тот велосипед американца не соответствовал регламенту, сам же он вышел на старт вообще без шлема. Вдобавок к этому француза перед «разделкой» начали сильно беспокоить натертости, он не спал всю ночь перед последним этапом.
ЛеМонд показал феноменальную среднюю скорость 54,55 км/ч, выиграл этап и отыграл у Финьона 58 секунд. В общем зачете американец выиграл у француза восемь секунд – это рекордно низкий разрыв между первым и вторым местом за всю историю гранд-туров. Тот этап признали самым драматичным за все годы существования «Тур де Франс».
Пьедестал Tour de France 1989 (слева-направо): Финьон, ЛеМонд и Педро Дельгадо
В дальнейшем Финьон скажет, что он выиграл «Тур де Франс» два раза, но его запомнили в первую очередь как гонщика, который проиграл «Тур» 1989-го года с разницей в восемь секунд.
Несмотря на эту неудачу, Финьон закончил 1989-ый год на первом месте в рейтинге лучших велогонщиков мира.
Последние годы в велоспорте (1990-1993)
Перед началом 1990-го у команды Финьона и Гимара появился новый спонсор, им стала Castorama – компания, которая занималась продажей товаров для дома.
Финьон оставался очень сильным велогонщиком и ему было еще не так много лет, но пик его карьеры был уже позади. В 1991-м он занял шестое место в общем зачете «Тур де Франс», на следующий год ему удалось выиграть этап. Это и были два его главных достижения в последние годы. Два заключительных сезона (1992-1993) он отгонялся в итальянской команде Gatorade.
Финьон в Gatorade, 1993-ий год
Жизнь после велоспорта и смерть
После завершения спортивной карьеры Финьон активно занялся бизнесом. В 2000-м году он даже стал вдадельцем популярной многодневки «Париж – Ницца», но уже через два года ему пришлось отдать гонку ASO, продолжавшей набирать влияние в велосипедном спорте.
В последние годы своей жизни Финьон работал комментатором велоспорта на французском телевидении. В 2009-м году он объявил, что у него нашли запущенный рак с метастазами в легких и пищеварительной системе. Финьон умер 31-го августа 2010-го года в возрасте 50 лет. За месяц до этого он комментировал последний «Тур де Франс» в своей жизни, было ясно, что жить ему оставалось совсем немного, его голос сильно изменился.
В последние дни рядом с Финьоном были родители, его вторая жена и дети от первого брака.
Финьон в последние годы своей жизни вместе с Ино
Допинг
У Финьона в пробах два раза находили амфетамины, было это в 1987-м и в 1989-м годах. Сам он признал использование запрещенных препаратов в автобиографии. Финьон считал, что допинг не повлиял на дальнейшее развитие у него рака и смерть.
Почему Финьон самый невезучий?
Проигрывать общий зачет на последнем этапе, пусть это и «разделка» – очень обидно, а с Финьоном это произошло дважды. В обоих случаях он лишился уникальной возможности оформить дубль «Джиро» + «Тур», который покорялся только абсолютным легендам спорта. В 1989-м Финьон мог стать последним французом, который выиграл общий зачет «Тур де Франс». В 1985-м Ино выиграл свою пятую и последнюю «Большую Петлю», с тех пор хозяева на гонке не побеждали. Травмы и болезни не позволили Финьону полностью реализовать потенциал в те годы, которые должны были стать пиком его карьеры.
Раймону Пулидору тоже не везло, он восемь раз становился призером «Тура», но так ни разу его не выиграл и даже не владел желтой майкой лидера, но самым невезучим гонщиком был все-таки Финьон, а не Пулидор.