Рейтинг велогонщиков, совершивших качественный скачок в завершившемся соревновательном сезоне
В предыдущие годы мы всегда составляли рейтинг гонщиков, добившихся в прошедшем сезоне наибольшего прогресса. В 2018-м мы даже расширяли его до 15 гонщиков, но в этом году решили вернуться к более привычному варианту с 10 гонщиками. Сразу напомним вам, что в этот рейтинг мы отбираем только велосипедистов старше 25 лет, то есть родившихся до 1994-го года. Для более молодых ребят прогресс – это дело естественное и в юном возрасте логичное.
Перед началом 2018-м году француз Варрен Баргиль перешел в проконтинентальную Team Arkea Samsic. Уходил из Team Sunweb Баргиль не без скандала, во время «Вуэльты» он вышел из под контроля штаба команды и отказывался выполнять установку спортивных директоров. В этот момент он уже знал, что его отпускают в Team Arkea Samsic, поэтому решил, что помогать лидеру Team Sunweb на «Вуэльте» Вилко Келдерману совсем необязательно.
В Team Arkea Samsic Баргилю была уготована роль первой скрипки, но он с треском провалился, неудачно выступив практически на всех важных стартах сезона. Периодически французу не везло, но сетовать только на это он явно не мог.
В 2019-м Баргиль выглядел заметно лучше. Он не cмотрелся так же здорово, как на «Туре» 2017-го года, в рамках которого ему удалось выиграть два этапа и стать победителем горной классификации, но вернулся в первую десятку общего зачета. На «Большой Петле» 2019-го года он занял десятое место.
В наш топ-10 Баргиль попал не только из-за «Тура», одного десятого места на главной гонке сезона было бы явно недостаточно. У француза хватало и других высоких результатов – он стал чемпионом Франции в групповой гонке, оказался вторым в общем зачете «Арктической Гонки Норвегии» и несколько раз попадал в топ-10 на различных однодневках рангом ниже.
Чтобы оказаться в рейтинге выше этого не хватило, но для того, чтобы влезть в топ-10 результатов вполне достаточно.
В следующем году Баргиль будет делить в Team Arkea Samsic лидерство с Найро Кинтаной. Проконтинентальная команда собирается подниматься в мировой тур, а значит гонок на двоих капитанов должно хватить.
9) Бауке Моллема (Trek – Segafredo)
Бауке Моллема в обойме топ-гонщиков уже много лет. В последние годы он продолжал держать высокий уровень, но казалось, что пик его карьеры уже позади. Перед началом сезона в Trek – Segafredo перешел Ричи Порта и все думали, что голландец окажется в тени новобранца американской команды. На деле все получилось совсем не так, Порт выступал неудачно, а 32-летний Моллема провел лучший сезон в своей карьере.
Еще до главных стартов сезона голландец совершенно неожиданно завоевал первый за годы своих выступлений пьедестал общего зачета гранд-тура. Произошло это не на дистанции, а в кабинете, но Моллеме все равно было очень приятно. В 2011-м году он был четвертым на «Вуэльте», спустя почти восемь лет после этого победный результат испанца Хуана Хосе Кобо аннулировали, а значит Моллема переместился на третье место.
Разумеется, в рейтинге спрогрессировавших Моллема оказался не из-за «Вуэльты» восьмилетней давности. Голландец здорово проявил себя на «Джиро» и «Иль Ломбардии» в этом году. На итальянском гранд-туре он стал пятым, это его лучший результат со временем той самой «Вуэльты 2011».
Моллема всегда считался достаточно талантливым однодневным гонщиком, «Классику Сан-Себастьяна» он не так давно даже выигрывал, но на монументальных классиках речи о его победе раньше не шло. Все изменилось на недавней «Иль Ломбардии», которую Моллема выиграл за счет грамотной и своевременной атаки.
В совокупности показанных в сезоне результатов Моллему по праву можно считать одним из опытных гонщиком, которым неожиданно удалось в этом году добавить. В 2020-м он продолжит гоняться в Trek – Segafredo, в которую вслед за Портом переходит Винченцо Нибали.
8) Феликс Гроссшартнер (Bora – Hansgrohe)
Австриец Феликс Гроссшартнер был не слишком продуктивен на самых больших и престижных гонках 2019-го года, но его прогресса все-таки нельзя не отметить.
Лидерами Bora – Hansgrohe на гранд-турах были более опытные и именитые гонщики, Гроссшартнер справился с ролью важного звена немецкой команды на многодневках рангом чуть ниже. Начал сезон австриец еще в конце января – начале февраля, а закончил во второй половине октября.
На самом старте сезона Гроссшартнер занял пятое место в общем зачете «Тура Сан-Хуана», а в самом конце стал пятым на «Туре Гуанси». В промежутке между ними были показаны следующие результаты: победа на «Туре Турции», четвертое место на «Туре Романдии», восьмое на «Туре Калифорнии», четвертое на «Туре Чехии». Единственным гранд-туром Гроссшартнера в 2019-м стала «Вуэльта», на которой он в основном помогал Рафалу Майке.
Особняком в его результатах стоят «Турция» и «Романдия». В Турции была победа, хоть это и самая слабая по составу многодневка мирового тура. В числе гонщиков, проигравших австрийцу в Турции, оказался сам Ремко Эвенепул, пусть в этот период сезона он и не был еще так хорош. На «Романдии» Гроссшартнер до призового места немного не дотянулся, но это одна из самых представительных недельных многодневок, занявшему третье место Герэйнту Томасу он проиграл всего одну секунду.
Гроссшартнер славится своим универсализмом. У него крепкая гонка с раздельным стартом, он способен хорошо терпеть в высоких горах, а на подъемах средней сложности он сильнее большинства других «генеральщиков».
Австриец, которому в ноябре исполнится всего 26 лет, немного добавляет с каждым сезоном. В следующем году он останется одним из лидеров Bora – Hansgrohe.
7) Майк Тейниссен (Team Jumbo – Visma)
Многие гонщики Team Jumbo – Visma провели отличный сезон, но наибольшего прогресса добился именно Майк Тейниссен – бывший чемпион мира по велокроссу в молодежной категории.
Сезон брусчатых классик у Тейниссена не складывался до самой последней гонки, на «Париж – Рубе» он занял седьмое место и завершил весеннюю кампанию на мажорной ноте. Основные успехи пришли к голландцу после паузы и нового тренировочного сбора, который предшествовал следующему блоку соревнований.
Перед «Тур де Франс» Тейниссен неожиданно выиграл обе многодневки, в которых принимал участие. Сначала «Четыре дня Дюнкерка», а потом ZLM Tour, причем на французской гонке он добавил к общему зачеты победы на двух этапах.
На «Большой Петле» Тейниссен должен был разгонять спринтера Team Jumbo – Visma Дилана Груневехена, но лидер команды не сумел принять участие в финишной разборке на первом этапе. Тейниссен одержал сенсационную победу в спринте в гору, опередив Петера Сагана с Калебом Юэном и стал лидером общего зачета. Во второй день французского гранд-тура Тейниссен был одним из ключевых звеньев, позволивших Team Jumbo – Visma выиграть командную «разделку».
Во второй половине сезона Тейниссен не одерживал больших побед, но отметился рядом высоких результатов, продемонстривав очень высокий средний уровень. Надо иметь в виду, что у него есть очень неплохая спринтерская скорость, однако в большинстве случаев ему приходится развозить Груневехена.
В следующем году влияние Тейниссена в команде должно увеличиться. Обязанности и ключевые гонки останутся все те же.
6) Тим Мерлир (Corendon – Circus)
Чуть выше Тейниссена сумел подняться его коллега по цеху Тим Мерлир. Этот бельгиец тоже велокроссмен, правда все еще действующий.
Велокроссовый сезон 2018/19 получился для Мерлира не самым удачным, он с трудом попал в состав своей сборной на чемпионат мира, на котором в итоге занял достаточно скромное 11-е место. В мае он подписал контракт с проконтинентальной командой Corendon – Circus и начал свою шоссейную часть года. До этого он числился в скромной континентальной дружине.
Все знали, что у Мерлира высокий потенциал в спринте на шоссе, но его результаты превзошли практически все ожидания. Менее чем за полгода он одержал шесть побед и завоевал очень престижный титул чемпиона Бельгии в групповой гонке. Пожалуй, именно бельгийской триколор считается самым престижным в пелотоне, связано это с тем, что в Бельгии больше всего специалистов однодневных гонок, да и национальный чемпионат там пропускать не принято, едут все, вне зависимости от того, подходит маршрут или нет.
Гонщик, который до мая даже не имел контракт с профессиональной шоссейной командой, в итоге стал лидером сборной Бельгии на чемпионате Европы, правда выступил неудачно из-за несвоевременного прокола.
Завершающая часть сезона у Мерлира получилась похуже, но он все-таки отметился несколькими призовыми местами. По ходу сезона с топ-спринтерами бельгиец пересекался не так часто, но против очень сильного Фабио Якобсена он имеет положительный результат в личных встречах.
В следующем сезоне Мерлир продолжит оставаться основным спринтером Corendon – Circus. Сейчас он уже во всю вливается в кроссовый сезон 2019/20.
5) Альберто Беттиоль (EF Education First Team)
Альберто Беттиоль еще несколько лет назад считался очень многообещающим шоссейным гонщиком, особенно это касалось однодневок.
Профессиональная карьера итальянца развивалась волнообразно. Дебютировал на серьезном уровне он в очень юном уровне, еще в 2014-м году, тогда ему едва исполнилось 20. Адаптация во взрослых гонках продолжалась достаточно долго, но ко второй половине 2016-го Беттиоль наконец вкатился и стал показывать высокие результаты.
Перед началом 2018-го итальянец перешел из Cannondale – Drapac в BMC Racing Team и сильно прогадал. В новой команде он угодил в ряд завалов и полностью провалил сезон. В 2019-м он вернулся в свою старую команду, которая за время его отсутствия успела поменять основного спонсора и теперь называлась EF Education First Team, а не Cannondale – Drapac.
Ранней весной Беттиоль набрал очень хорошую форму и это в итоге вылилось в сенсационную победу на монументальной «Ронде ван Влаандерен». Причем успех итальянца отнюдь не был случаен, он просто скинул с колеса всех грозных конкурентов на самом тяжелом участке, во время последнего прохождения Ауде Кваремонт.
После весенних гонок уровень кондиций Беттиоля немного упал, но отдельные яркие всплески все-таки случались. На чемпионате Италии он сумел занять второе место в групповой гонке и третье в «разделке». На чемпионат мира в Йоркшир представитель EF Education First Team отобрался, но был у итальянцев всего лишь одним из подносчиков снарядов.
В следующем году Беттиоль продолжит гоняться в EF Education First Team и постарается закрепить свой успех. Впрочем, в его случае ни в чем нельзя быть уверенным, он это уже неоднократно доказывал.
4) Алексей Луценко (Astana Pro Team)
Казахстанец Алексей Луценко много лет был подающим надежды и именно в этом году он сумел по-настоящему шагнуть в элиту, став одним из сильнейших гонщиков мира. Сейчас Луценко по праву можно назвать лучшим велосипедистом из стран бывшего СССР.
Гонщик Astana Pro Team провел отличный сезон и добился десяти побед, причем выигрывал он и в начале, и в конце соревновательного года. Самой успешной гонкой для Луценко стал февральский «Тур Омана», на нем он выиграл три этапа и оформил первое место в общем зачете.
Не позволило подняться чуть выше казахстанцу только отсутствие побед на самых престижных стартах. Он был очень хорошо готов в феврале, но к началу монументальных классик его форма пошла на спад. На «Тур де Франс» Луценко тоже мог выиграть этап, однако сначала он шел слишком близко в генеральной классификации и не мог уехать в отрыв, а потом оказался уже далеко, но подходящие для него среднегорные этапы уже были позади. Несмотря на это, Луценко здорово проявил себя на одном из высокогорных этапов и занял в отрыве третье место.
Благодаря двум победам на итальянских однодневках казахстанец стал одним из фаворитов чемпионата мира, но гонка в Йоркшире проходила в экстремальных условиях и у него не получилась.
В следующем году Луценко в очередной раз попробует выиграть одну из больших и престижных классик. В 2019-м его связка с Якобом Фульсангом порой выглядела очень грозно.
3) Ричард Карапас (Movistar Team)
О Ричарде Карапасе мы в этом году написали уже не мало, так уж вышло, что проигнорировать его на сей раз тоже не получилось.
Он уже старше 25 лет и в прошедшем сезоне он одержал сенсационную победу на втором по престижности гранд-туре. Это значит, что ему было просто гарантирована высокая позиция в списке гонщиков, добившихся в 2019-м году наибольшего прогресса.
Перед «Джиро» Карапас гонялся достаточно много, но на наиболее представительных многодневках мирового тура особой прыти не показывал. В связи с этим его практически не называли в числе претендентов на призовые места, не говоря уже о победе. Итальянский гранд-тур эквадорец начинал в тени своего партнера по Movistar Team Микеля Ланды.
Лишний раз на перипетиях «Джиро» зацикливаться не будем, да и в деталях описывать слабую вторую половину сезона тоже. После итальянского гранд-тура Карапас отметился достойным результатом только на достаточно скромной «Вуэльте Бургоса».
В следующем сезоне Карапас будет представлять Team INEOS. По предварительной информации, он станет со-капитаном команды на «Джиро». Делить лидерство ему предстоит с Герэйнтом Томасом.
2) Эмануэль Бухманн (Bora – Hansgrohe)
Эмануэль Бухманн не был яркой звездой молодежных гонок, но подавал неплохие надежды. В профессионалах этот немецкий горовосходитель прогрессировал с каждым годом, но происходило это слишком медленно, по-настоящему его прорвало только в 2019-м году. Ставка Bora – Hansgrohe на Бухманна сыграла.
Взрослую часть карьеры Бухманн начал в «Боре» еще в те годы, когда команда выступала в проконтинентальном дивизионе. Долгие годы немецкий коллектив делал ставку на своего соотечественника, в прошлом сезоне он наконец начал оправдывать авансы. В 2018-м Бухманн здорово выступил на ряде престижных многодневок, но его попытка занять высокое место в общем зачете «Вуэльты» обернулась неудачей, он финишировал за пределами первой десятки.
В 2019-м все для Бухманна сложилось едва ли не идеально. Перед «Тур де Франс» он выдал впечатляющую серию результатов на недельных турах, которая включала в себя третье место на «Туре Страны Басков» и «Критериум Дофине», а также четвертое место на «Туре ОАЭ».
Удивительно, но после столь впечатляющей серии у Бухманна хватило сил для отличного перфоманса на «Большой Петле». До последнего горного этапа он претендовал на место в тройке и в итоге занял в генеральной классификации четвертое место. До этого на гранд-турах он никогда не пробивался даже в первую десятку.
Закончил сезон Бухманн на осенних итальянских классиках и добился еще одного весомого достижения, сумев завершить в топ-10 монументальную «Иль Ломбардию».
В следующем сезоне Бухманн продолжит оставаться главным «генеральщиком» Bora – Hansgrohe. Наверняка мы вновь увидим его на «Тур де Франс».
1) Якоб Фульсанг (Astana Pro Team)
Как и в случае с Карапасом, о результатах Якоба Фульсанга в 2019-м году написано и сказано уже не мало, но ничего не поделаешь, он побеждает в рейтинге гонщиков, добившихся в завершившимся сезоне наибольшего прогресса.
Фульсангу уже 34 года. В таком возрасте гонщики либо завершают карьеру, либо в их результатах отмечается заметный спад, но датчанин из Astana Pro Team – это другой случай. В 34 года года ему удалось добиться колоссального прогресса и стать одним из самых грозных однодневщиков мира.
Вот перечень его результатов только на наиболее значимых классиках: первое место на «Льеж – Бастонь – Льеж», второе место на «Страде Бьянке» и «Флеш Валлонь», третье место на «Амстел Голд Рейс», четвертое на «Иль Ломбардия». А ведь были еще и отличные результаты на недельных гонках: победа в общем зачете «Критериум Дофине», третье место на «Тиррено – Адриатико», четвертое место на «Туре Страны Басков». На гранд-турах дела обстояли не так радужно, но свой этап на «Вуэльте» Фульсанг все-таки взял.
Датчанин продлил свой контракт с Astana Pro Team до конца 2021-го года, в следующих сезонах он продолжит возглавлять казахстанскую команду на большинстве гонок, в которых будет принимать участие.