08.05.2020

10 самых неожиданных победителей гонок в XXI веке

Наиболее шокирующие результаты на престижных гонках за последние 20 лет
Результат какой гонки в последние годы вас по-настоящему шокировал? Наверняка вы вспомните хотя бы два-три таких случаях. Мы взяли в расчет все гонки последних 20 лет и создали для вас подборку из 10 самых престижных гонок, которые выиграли совсем не те, кто должен был по первоначальным раскладам.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
Для рейтинга мы подбирали только победителей гранд-туров, монументальных классик, чемпионатов мира и Олимпийских игр. Собрали в топ-10 только тех, кто выиграл самые важные соревнования и сделал это совершенно неожиданно.

В рейтинге семь случаев из однодневок и три с гранд-туров. Это логично. Фаворитам побеждать на однодневках тяжелее, чем на многодневных гонках. Во время монументальных классик происходит гораздо больше активных действий и часто на первый план выходит тактика.

Немного не хватило для попадания в десятку Ричарду Карапасу («Джиро» 2019), Райдеру Хесьедалю («Джиро» 2012), Серваису Кнавену («Париж – Рубе» 2001), Магнусу Бакстедту («Париж – Рубе» 2014), Грегу ван Авермату (Олимпиада 2016) и Альберто Беттиолю («Ронде ван Влаандерен» 2019).

В топ-10 гонщики, которые сумели удивить чуть больше, чем ребята из списка выше.


10) Максим Иглинский (Казахстан). «Льеж – Бастонь – Льеж», 2012
«Льеж – Бастонь – Льеж» – монументальная классика, которую явно не хватает в списке достижений великого итальянского гонщика Винченцо Нибали. Все три гранд-тура он выигрывал, «Иль Ломбардию» и «Милан – Сан-Ремо» тоже, а вот на «Льеж – Бастонь – Льеж» у него не получилось и уже вряд ли теперь получится.

В 2012-м году Нибали было всего 27 лет и он все еще гонялся в Liquigas. На «Льеж – Бастонь – Льеж» он пошел в атаку примерно за 20 километров до финиша, после прохождения Кот-де-Рош-о-Фокон. Итальянец чувствовал себя великолепно и начал создавать хороший перевес. Преследователи никак не могли организовать четко преследования, хоть они и поделились на небольшие группы.

Казалось, что Нибали одержит уверенную победу, но за два километра до финиша за спиной у него неожиданно появился казахстанец Максим Иглинский из Astana Pro Team. Сил на решающий рывок у Иглинского оказалось явно больше, он догнал и почти сразу же отцепил Нибали.

Иглинский считался сильным профессионалом, выше среднего уровня. В 2010-м он выиграл «Страде Бьянке», правда тогда эта гонка еще была не так престижна. В том же году он сумел попасть в топ-10 на «Милан – Сан-Ремо» и «Ронде ван Влаандерен».

Несмотря на неплохие результаты, фаворитом «Льеж – Бастонь – Льеж» в 2012-м году Иглинского никто не считался. Ему удалось нанести Нибали очень болезненное и чувствительное поражение.

В дальнейшем Нибали перешел в Astana Pro Team и стал гоняться вместе с Иглинским. Карьера казахстанца быстро пошла под откос. Уровень его результатов снизился, а в 2014-м он получил дисквалификацию за использование EPO. Основные достижения Нибали были еще впереди.

9) Геральд Циолек (Германия). «Милан – Сан-Ремо», 2013

В конце первого десятилетия XXI века немец Геральд Циолек считался одним из самых талантливых молодых гонщиков в мире. Он выиграл молодежную групповую гонку на чемпионате мира, а чуть позже этап на «Вуэльте».

В дальнейшем в карьере Циолека наметился спад. Перед началом 2013-го он был вынужден перейти в южноафриканскую команду MTT – Qhubeka, которая только появилась в проконтинентальном дивизионе. Для немца это был шанс стать лидером достаточно перспективной команды и реанимировать свою карьеру.

В начале сезона Циолек набрал хорошую форму, но в его успех на важных гонках все равно никто не верил. Перед стартом «Милан – Сан-Ремо» букмекеры давали на него высокие коэфициенты, в случаев ставки в один рубль можно было выиграть 101, если немецкому гонщику вдруг удалось бы победить.

«Примавера» в 2013-м году проходили в ужасных погодных условиях, на некоторое время гонку даже останавливали из-за снегопада. Такие условия хорошо подошли Циолеку, он сумел поддержать ускорение Фабиана Канчеллары и Петера Сагана на Поджо и отправиться на спуск с Поджо в группе лидеров.

Циолек был сильным спринтером, но у Сагана и Канчеллары не было времени задумываться об этом, они боролись друг с другом и тратили много сил. Циолек воспользовался этим на финише, ему удалось переспринтовать двух фаворитов дня и принести скромной африканской команде победу на одной из самых важных гонок календаря.

В дальнейшем MTT – Qhubeka попала в мировой тур, сейчас она называется NTT Pro Cycling. Карьера же Циолека, несмотря на большую победу, продолжила скатываться вниз, ничего интересного после триумфа на «Милан – Сан-Ремо» уже не было. Он закончил выступать в 2016-м, когда ему было всего 30 лет.

8) Боб Юнгелс (Люксембург). «Льеж – Бастонь – Льеж», 2018

Сезон весенних классик в 2018-м года складывался успешно для Deceuninck – Quick Step. Ники Терпстра уже выиграл «Ронде ван Влаандерен» и «E3 Харельбеке», одна хорошая победа была на счету Ива Лампарта.

К завершающей весеннюю классическую компанию «Льеж – Бастонь – Льеж» бельгийская дружина подошла в хорошем психологическом состоянии и без особого психологического прессинга. За несколько дней до монумента Жулиан Алафилипп из Deceuninck – Quick Step выиграл «Флеш Валлонь», он же считался и главным фаворитом «Льеж – Бастонь – Льеж». О шансах Боба Юнгелса перед классикой почти никто не рассуждал.

После прохождения Кот-де-Рош-о-Фокон образовалась лидирующая группа, в которой только у трех команд было по два гонщика, все остальные имели всего по одному представителю. Этим тут же воспользовался Юнгелс, который рванул вперед. Алафилипп остался в группе и ждал дальнейшего развития событий.

Два гонщика в группе преследования было у Astana Pro Team. Давиде Виллелла вышел на первую позицию и пытался преследовать Юнгелса, чтобы сохранить шансы на победу для Якоба Фульсанга.

Виллелла чувствовал себя гораздо хуже люксембуржца, поэтому разрыв стремительно увеличивался. Все остальные гонщики в группе работать не хотели.

В итоге Юнгелс одержал совершенно неожиданную и очень уверенную победу. В 2018- он уже считался очень сильным гонщиком, но это не касалось классик. Единственную однодневку в своей карьере до «Льеж – Бастонь – Льеж» он выиграл в 2013-м году, и это была скромненькая итальянская GP Nobili Rubinetterie. На монументах он даже в топ-50 не попадал.

7) Ваут Пулс (Нидерланды). «Льеж – Бастонь – Льеж», 2016
Сейчас об это вспоминают немногие, но Ваут Пулс принес Team Sky исторически важную победу, которая, возможно, даже важнее побед на гранд-турах.

Team Sky существует с 2010-го года, но к 2016-м ее гонщикам еще ни разу не удавалось выиграть монументальную классику. К этому времени представители британской команды уже три раза побеждали на «Тур де Франс», а вот на монументах все никак не получалось.

До «Льеж – Бастонь – Льеж» 2016 голландский горовосходитель Пулс никогда не выигрывал однодневные гонки, не выигрывал он их и после этого, но 24-е апреля 2016-го года все у него сложилось идеально.

В тот год валлонская классика проходила в жутких погодных условиях. Это была самая холодная гонка мирового тура последних лет. В завершающей части гонки очень активен был Ильнур Закарин, но его вернули в группу перед восхождением на брусчатых холм, который добавили в маршрут «Льеж – Бастонь – Льеж» всего на один сезон, уже в 2017-м от него решено было отказаться.

На этом холме образовался лидирующий квартет, в который попали Микель Альбазини, Руй Кошта, Самуэль Санчес и Ваут Пулс. Казалось, что Пулс в этой группе явный аутсайдер, у троих его попутчиков спринт получше, да и достижений на однодневках гораздо больше.

Группу Пулса так и не догнали, а сам голландец преподнес Альбазини и Коште очень неприятный сюрприз в спринте.

Больше Пулс никогда не финишировал на важных классиках даже в первой десятке. Его основной ролью в Team Sky всегда была поддержка Криса Фрума в горах на многодневках.

6) Оскар Перейро (Испания). «Тур де Франс», 2006
«Тур де Франс» в 2006-м году получился самым странным в XXI веке. В какой-то степени это даже логично. Лэнс Армстронг уже закончил, а Альберто Контадор еще не начал. То есть Контадор уже был профессиональным гонщиком, но еще не был готов побеждать на гранд-турах, да и вообще на «Туре» в 2006-м он не появился. В общем, смутные времена, прям как на Руси в начале XVII века.

Испанец Оскар Перейро выступал тогда в Caisse D'Epargne, на «Большую Петлю» он тогда приехал помогать Алехандро Вальверде – одному из предстартовых фаворитов. Сам Перейро выше десятого места в общем зачете гранд-туров до этого не поднимался.

«Тур» сложился для Вальверде просто ужасно, уже в четвертый день он упал, травмировался и покинул гонку. Немногим лучше дела складывались и у Перейро. На первых горных этапах он потерял очень много времени и, казалось, что лишился всех шансов что-то изобразить в общем зачете.

Однако, иногда грандиозные сюрпризы и тактические просчеты случаются и на гранд-турах. На транзитном 13-м этапе Перейро простодушно отпустили в отрыв. Победу в тот день испанец не одержал, зато привез пелотону 29 минут и 57 секунд! Перейро позволили выйти на первое место в общем зачете, решив, что в Альпах его можно будет легко опередить. В этот момент Перейро выигрывал у Флойда Лэндиса 1.29.

В дальнейшем Перейро продемонстрировал просто чудеса мобилизации и вцепился в желтую майку буквально мертвой хваткой. Он героически оборонялся в высоких горах и великолепно проехал последнюю «разделку». В какой-то момент Лэндис обошел испанца, но затем у него случился глубокий кризис на Ла-Тюсуире, он потерял 10 минут и рухнул на 11-е место в общем зачете. Потом был легендарный рейд все того же Лэндиса на 17-м этапе, на котором он привез всем чудовищно много и оказался в генеральной классификации вторым, позади только Перейро.

В «разделке» Перейро сделал все, что мог, но Лэндис все равно опередил его и въехал на Елисейские поля в желтой майке. Вскоре после гонки американца дисквалифицировали за допинг, в его пробе нашли тестестерон, а Перейро был объявлен победителем «Тур де Франс».

Через четыре года Перейро закончил карьеру, а Лэндис занялся выращиваем конопли у себя в США.

5) Оливер Цаугг (Швейцария). «Иль Ломбардия», 2011
Швейцарский горовосходитель Оливер Цаугг за 12 лет своей профессиональной карьеры одержал всего одну победу, зато какую – в 2011-м году он выиграл монументальную «Джиро ди Ломбардия».

Удивительно, но победа Цаугга не была тактической, как, например, победы Юнгелса, Чиолека или Перейро. На последнем подъеме Цаугг всех сбросил, в том числе всех фаворитов гонки.

Форма у Цаугга в конце 2011-го года была неплохая. Это было заметно на «Джиро дель Эмилия», на которой он хоть и занял девятое место, но выглядел очень сильно. Швейцарец долго ехал впереди вместе с Карлосом Бетанкуром, причем работал гораздо больше колумбийца, предпочитавшего отсиживаться у него за спиной. Бетанкур в итоге выиграл «Эмилию», а Цаугга на финише догнали другие гонщики, он стал только девятым.

«Джиро ди Ломбардия» в 2011-м проходила по привычному сценарию. К последнему подъему Сан-Фермо-делла-Батталья подъехала достаточно большая основная группа, Цаугг от всех на нем уехал и удержался первым до финиша. Ближайшими его преследователями оказались гораздо более известные Дэн Мартин, Хоаким Родригес и Иван Бассо.

Карьера Цаугга продолжалась еще пять лет, но ничего подобного в ней уже не было, хотя в 2012-м он сумел доказать, что прошлогодняя победа на «Ломбардии» оказалась не совсем случайной. Швейцарец пытался достойно защитить свое звание действующего чемпиона и финишировал восьмым.

4) Мэтью Хэйман (Австралия). «Париж – Рубе», 2016
К 2016-му году профессиональная карьера Мэтью Хэймана продолжалась уже 16 лет. За все это время он добыл всего три победы. Несмотря на это, австралиец был в пелотоне на хорошем счету и обладал большим опытом выступлений на весенних классиках.

В конце февраля Хэйман сломал руку и, казалось, что его подготовка к классикам была безнадежно испорчена. Он очень хотел выступить на «Париж – Рубе» и все-таки успел восстановиться, готовясь к соревнованиям в домашних условиях на станке.

От Хэймана совершенно ничего не ждали, а гонка вдруг стала развиваться для него просто идеально. Он попал в больший ранний отрыв, который на «Париж – Рубе» часто цепляет высокие места. Главные фавориты дня, Петер Саган и Фабиан Канчеллара, остались не у дел из-за завала, который разделил пелотон на две части. Они работали вместе и пытались вернуться, но их шансы окончательно похоронило падение Канчеллары.

К группе Хэймана в какой-то момент переложились Том Боонен, Зеп Ванмарке и ряд других фаворитов. Австралиец демонстрировал чудеса цепкости и сумел зацепиться за лидеров и дотерпеть с ними до самого трека в Рубе.

В конце все решалось в борьбе пятырех гонщиков – Боонена, Ванмарке, Хэймана, Иэна Стэннарда и Эдвальда Боассона Хагена. Боонен мог выиграть «Северный Ад» в рекордный пятый раз, но его переспринтовал Хэйман, который после финиша долго не мог поверить, что победил именно он.

Хэйман стал единственным гонщиком в истории «Париж – Рубе», который умудрился на этой гонке занять в разные годы первое и последнее место. Карьеру Хэйман закончил после Tour Down Under 2019, через два года после Боонена.

3) Мадс Педерсен (Дания). Чемпионат мира в групповой гонке, 2019
24-летний датчанин Мадс Педерсен в последние годы всегда перечислялся в числе одних их самых талантливых молодых гонщиков мира.

В 2018-м, когда ему было всего 22 года, Педерсен сенсационно занял второе место на «Ронде ван Влаандерен». Тогда он уехал вперед задолго до финиша, а затем продемонстрировал удивительную цепкость. Казалось, что ему очень тяжело и некоторые его попутчики смотрятся свежее него. В конечном счете проехать Педерсена сумел только Терпстра, у датчанина получилось занять второе место, он финишировал впереди основной группы.

Перед чемпионатом мира прошлого года один крутой результат на большой однодневке у него уже был, но перед чемпионатом его кандидатуру всерьез никто не воспринимал. Лидерами сборной Дании были справедливо назначены Якоб Фульсанг и Михаэль Вальгрен Андерсен, да и сама трасса в Йоркшире выглядела для Педерсена тяжеловатой.

Во время гонки, которая тоже проходила в очень плохую погоду, Педерсен действовал ровно так же, как полтора года до этого на «Ронде ван Влаандерен». Он поехал вперед за несколько кругов до финиша, ему нужно было заставить тратить силы представилей других сборных, чтобы у Фульсанга и Вальгрена было больше шансов в развязке.

Педерсен вновь продемонстрировал удивительную живучесть впереди, хотя казалось, что ему приходится тяжелее, чем некоторым попутчикам. В какой-то момент к группе Педерсена приехали Матье ван дер Пул и Маттео Трентин, а пелотон начал отставать все дальше и дальше.

Казалось, что Педерсен может надеяться только на третье место, но сначала неожиданно обессилил ван дер Пул, а на финише у Трентина не окалось никакой энергии на спринт. Педерсен одержал совершенно сюрпризную победу и получил на год радужную майку чемпиона мира.

2) Крис Хорнер (США). «Вуэльта», 2013
С тех прошло уже шесть с половиной лет, но у всех до сих пор в голове не укладывается, как победу в общем зачете трехнедельной гонки сумел одержать гонщик, которому было без малого 42 года! В начале «Вуэльты 2013» это было похоже на пранк, который в дальнейшем вышел из под контроля.

Карьере Хорнера развивалась достаточно медленно. Во второй половине 90-х он попал в Francaise Des Jeux, но закрепиться в Европе ему не удалось. Несколько лет он провел в континентальных командах из США и вернулся в сильную европейскую команду только в 2004-м году, когда ему уже было 32 года.

В дальнейшем американец отметился рядом высоких результатов на недельных многодневках и однодневках, на гранд-турах достижений у него не было никаких. Этапы не выигрывал, в топ-10 не попадал.

Хорнер надолго задержался в профессионалах. Казалось, что «Вуэльта» 2013-го года станет последней большой гонкой в его карьере. В конце года ему исполнялось 42 года, его контракт с RadioShack – Leopard заканчивался и желающих подписать столь возрастного гонщика не было.

Первый сюрприз Хорнер всем сделал на третьем этапе, сумев отъехать в конце среднегорного этапа от пелотона и одержать победу. Американец сразу уже установил рекорд, стал самым возрастным победителем этапа гранд-тура в истории велоспорта. Претендентом на общий зачет его по-прежнему никто не считал.

Еще больший сюрприз произошел на десятом этапе, когда Хорнер уверенно выиграл первый тяжелейший этап с горным финишем и стал лидером генеральной классификации.

После «разделки» Крис скатился на четвертое место. Почти все были уверены, что в дальнейшем он продолжит терять позиции, ведь в таком возрасте ехать стабильно все этапы просто невозможно. Однако, Хорнер продолжил оставаться сильнейшим горовосходителем той «Вуэльты», вернул себе лидерство и сумел его отстоять на крутейших склонах Англиру.

Его борьба с Нибали за победу в общем зачете была очень красивой. Всем советуем посмотреть 20-ый этап, это было незабываемо.

Ни до, ни после Хорнера никто не выигрывал супермногодневки в возрасте старше 36 лет, Хорнер сделал это почти в 42 года! В это не верится до сих пор.

Несмотря на свой триумф, американец с трудом нашел себе команду на следующий сезон, Lampre подписала его только в конце января 2014-го года. В дальнейшем у него наметились проблемы со здоровьем, карьеру пришлось окончательно завершить в 2018-м году, когда он выступал уже за континентальную команду.

1) Крис Фрум (Великобритания). «Вуэльта», 2011
Долгие годы победителем «Вуэльты 2011» был Хуан Хосе Кобо и это уже было сенсационно, но в прошлом году эту победу испанца аннулировали и на первое место гранд-тура восьмилетней давности переместился Крис Фрум, которого в 2011-м году широкая масса болельщиков вообще не знала.

До «Вуэльты 2011» у Фрума не было в профессионалах никаких достижений. И это не преувеличение, вообще никаких. В молодом возрасте он неплохо смотрелся на некоторых этапах Тур де Франс» 2008-го года и «Джиро» 2009-го года, на этом все.

В 2011-м году Фруму нужно было переподписывать контракт с Team Sky. Сейчас в это трудно поверить, но босс команды Дэйв Брэйлсфорд тогда не слишком стремился удерживать Фрума в своем проекте. Толку от него было мало, да и по возрасту к молодым и перспективным родившегося в Кении гонщика отнести было нельзя, ему уже исполнилось 26.

Фрум попал в заявку Team Sky на «Вуэльту» 2011-го года и должен был помогать явному лидеру команды Брэдли Уиггинзу. Ему повезло, по состоянию здоровья от участия пришлось отказаться Ларсу-Петеру Нордхаугу. В заявке Team Sky освободилось место, которое и занял Фрум.

Главными конкурентами Уиггинза считали Винченцо Нибали, Игора Антона, Дениса Меньшова, Карлоса Састре и Хоакима Родригеса.

Кобо гонялся в Geox – TMC Transformers вместе с Меньшовым и Састре, но вышло так, что лидером команды по ходу событий стал боле молодой гонщик. Фрум совершенно неожиданно оказался одним из сильнейших гонщиков, в горах он явно превосходил Уиггинза.

По ходу веломарафона Фрум на некоторо время даже примерил красную майку лидера. Ближе к концу гонки Кобо его опередил и удержал лидерство до самого конца. Фрум занял второе место и красиво одолел испанского конкурента на подъеме Пенья Кабарга.

В дальнейшем Фрум полностью излечился от беспокоившего его шистосомоза и выиграл еще шесть гранд-туров. Кобо больше никогда ничего не выигрывал и завязал в 2014-м году. Еще через пять лет у него не осталось и той «Вуэльты».
Made on
Tilda