14.08.2020

Осенняя классика летом: Превью Il Lombardia

Вся информация о второй монументальной классике 2020-го года
Завтра на севере Италии в 114-ый раз состоится монументальная классика, которая обычно закрывает велосипедный сезон. Эту гонку часто называют «классикой опавших листьев», но в этом году это название совершенно неактуально. Из-за пандемии COVID-19 «Иль Ломбардия» проходит не в октябре, а в середине августа и будет второй монументальной классикой сезона, а не пятой. Ее рельеф настолько тяжелый, что за победу поборются некоторые ярко выраженные горные гонщики.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
История

Как это было практически со всеми крупнейшими гонками современности, «Иль Ломбардия» была организована благодаря усилиям газеты. В данном случае это была знаменитая La Gazzetta dello Sport. Идея проведения гонки принадлежит журналисту издания Тулло Морганьи. Велосипедист из Милана Пьерино Альбини уступил Джованни Куньоло на «Кубке Короля», и журналист хотел предоставить Альбини возможность реабилитироваться.

Первое издание будущей классики прошло 12-го ноября 1905-го года, причем тогда гонка называлась «Милан – Милан». Ее победителем стали вовсе не Альбини или Куньоло, а их более известный соотечественник Джованни Герби.
Джованни Герби
Через два года, в 1907-м, соревнования стали называться «Джиро ди Ломбардия». Именно под таким названием гонку в основном знают в России, хотя несколько лет назад ее переименовали в «Иль Ломбардия».

Со временем однодневка набирала популярность. За более чем 100 лет она была отменена всего два раза, произошло это в 1943-1944 годах из-за военных событий. С 1905-го по 1960-ый «Джиро ди Ломбардию» выигрывали такие легенды как Анри Пелиссье, Костанте Джирарденго, Альфредо Бинда, Джино Бартали, Фаусто Коппи, Луисон Бобе и многие другие. Ключевым участком гонки в ту пору был подъем на Мадонна дель Гизалло. На вершине этого подъема находится церковь, в пределах которой со временем появился велосипедный музей. Сама Мадонна дель Гизалло стала считаться покровительницей велосипедистов.

Чуть подробнее о Мадонне дель Гизалло можно почитать в статье: 11 самых культовых мест классических однодневок.

С 1961-го года начались усложнения маршрута классики. До этого момента она всегда стартовала и финишировала в Милане, а после прохождения Мадонны дель Гизалло следовал затяжной равнинный кусок до самого финиша. C 1961-го по 1984-ый годы гонка завершалась в Комо, в дальнейшем же ее маршрут менялся уже неоднократно. Стартовыми локациями были Комо, Милан, Варезе, Канту и Бергамо. С 2004-го по 2006-ый годы классика даже начиналась на территории Швейцарии – в Мендризио. Финишировали в Монце, Бергамо, Комо и Лекко. С 2014-го по 2016-ый организаторы чередовали маршрут «Иль Ломбардии». Сначала гонка начиналась в Комо, а заканчивалась в Бергамо, а на следующий год начиналась в Бергамо и заканчивалась в Комо. С 2017-го года в RCS Sport перестали экспериментировать. Классика стабильно стартует в Бергамо и финиширует в Комо.

Долгие годы «Иль Ломбардию» называли осенним чемпионатом мира, поскольку сам чемпионат мира до 1995-го проходил в августе. Но потом мировое первенство перенесли на осень и поставили его непосредственно перед итальянской классикой. Все годы существования Кубка мира по однодневным гонкам, а проходил он с 1988-го по 2004-ый, «Джиро ди Ломбардия» играла решающее значение в распределении мест в общем зачете. В дальнейшем однодневка, разумеется, стала частью про-тура или нынешнего мирового тура.

Во второй половине XX века и в начале XXI победителями «классики опавших листьев» среди прочих становились Джанни Мотта, Феличе Джимонди, Франко Битосси, Эдди Меркс, Роджер де Фламинк, Бернар Ино, Шон Келли, Джузеппе Саронни, Морено Арджентин, Тони Ромингер, Паскаль Ришар, Лоран Жалабер, Данило ди Лука, Микеле Бартоли, Дамиано Кунего, Паоло Беттини, Филипп Жильбер, Хоаким Родригес, Дэн Мартин, Эстебан Чавес, Винченцо Нибали и Тибо Пино.

В прошлом году победителем стал голландец Бауке Моллема, который удивил фаворитов ранней атакой и воспользовался их несогласованными действиями. Вот, как это было…
Единственным российским гонщиком, которому покорилась «Ломбардия» в 1994-м году стал Владислав Бобрик. На финише он опередил куда более известных Клаудио Кьяппуччи и Паскаля Ришара. В 2009-м третье место досталось Александру Колобневу.

В 2000-м году победителем стал литовец Раймондас Румсас – это единственный случай, когда на пьедестал поднялся представитель одной из других стран бывшего СССР.

Чаще других гонку выигрывал Фаусто Коппи – пять раз, причем был период, когда он побеждал четыре года подряд (1946-1949 г.г.). Четыре раза выигрывал Альфредо Бинда, по три раза Анри Пелиссье, Костанте Джирарденго, Гаэтано Беллони, Джино Бартали, Шон Келли и Дамиано Кунего. По количеству призовых мест нет равнах Бартали, он поднимался на пьедестал аж девять раз.

В национальном рейтинге лидируют хозяева соревнований, по-другому и быть не могло. У итальянцев 69 побед, у бельгийцев и французов по 12.

В истории велоспорта есть всего два гонщика, которые сумели выиграть в рамках одного сезона все три крупнейшие итальянские гонки – «Милан – Сан-Ремо», «Джиро д'Италия» и «Иль Ломбардию». В 1949-м это сделал Фаусто Коппи, а в 1972-м Эдди Меркс.
Фаусто Коппи
Маршрут

Бергамо – Комо (231 км)

«Иль Ломбардия» стартует в Бергамо и финиширует в Комо, как и в предыдущие три года. Изначально планировалось, что маршрут гонки будет абсолютно идентичен прошлогоднему, но на днях все-таки пришлось кое-что поменять.

Протяженность классики сократили на 12 километров, 231 вместо 243. Но принципиальным образом это ни на что не повлияет, изменения коснулись преимущественно равнинных участков в средней части маршрута, все подъемы остались на месте. Общий набор высоты чуть не дотягивает до 4000 метров.
После старта в Бергамо гонщики поедут на юг, потом на восток, но со временем все-таки направятся в западную сторону, к финишу на озере Комо.

Первые несколько десятков километров будут равнинными. Только на 48-м километре начнется первое горовосхождение дня, участники соревнований поднимутся на Колле Галло.

Этот подъем неоднократно встречался в маршруте «Иль Ломбардии», да и на других соревнованиях. Заметных крутых участков на Колле Галло нет, его протяженность 7,4 км, а средний градиент 6%. Первые полтора километра будут пологими, а дальше до самой вершины под 7%.
После Колле Галло будет семикилометровый спуск, а потом новый затяжной равнинный кусок, который завершится только на 108-м километре. На этом участке начнется восхождение на Колле Брианцу – достаточно пологий подъем, который не должен вызвать у участников больших проблем. Средний градиент воськилометровой Колле Брианцы в районе 4%.

После спуска с Брианцы очередной, уже третий, равнинный участок, который на сей раз займет менее 20 километров. Ближе к завершению этого отрезка расположены два не слишком сложных холма.

Сразу после этого будет пройден короткий спуск, затем небольшой кусок равнины, а на 159-м километре наступит время штурмовать легендарную Мадонну дель Гизалло.

Первые три с половиной километра восхождения тяжелые, средний градиент на этом отрезке горы за 9%, но затем наступает заметное выполаживание и даже участок «даунхилла», лишь на последних полутора километрах гора вновь становится крутой и средний градиент достигает 9,5%. Общая протяженность восхождения на Мадонна дель Гизалло 8,6 км, а средний градиент 6,2%. Именно на этом участке темп должен резко возрасти, а количество гонщиков в пелотоне начать заметно сокращаться.
Спуск с Мадонна дель Гизалло займет шесть километров, сразу после него начнется восхождение на Кольма ди Сормано. Первые пять километров этого подъема ничего особенного из себя не представляют, средний градиент всего 6,6%, зато затем градиент становится необычайно крутым. Последние 1900 метров имеют средний градиент 15,8%, а максимальный достигает 27%!
Спуск с Кольма ди Сормано будет самым протяженным в маршруте классики, он затянется на 13 километров. После окончания «даунхилла» будет пройден шестнадцатикилометровый участок равнины, а после него, на 210-м километре пути, стартует восхождение на Чивильо.

Этот подъем по своим характеристикам напоминает Колле ди Супергу, на которую в последние годы поднимались в рамках однодневки «Милан – Турин». Протяженность подъема 4,2 километра, а градиент 9,7%. Подъем весьма стабильный, без выполаживаний и очень крутых кусков. В этом плане Чивильо сильно отличается от Мадонна дель Гизалло и Кольма ди Сормано, но вы сами понимаете, что Чивильо все равно очень тяжелая гора, которая будет пройдена после 210 километров гонки. От ее вершины до финиша останется уже менее 17 километров.

Спуск с Чивильо короткий, всего пять с половиной километров, но именно на нем в 2015-м и 2017-м годах решающий перевес получал Винченцо Нибали.

После «даунхилла» останется проехать всего 11 километров. Cначала три километра по равнине, после которых начнется штурм холма Сан Фермо делла Батталья (2,7 км, 7,2%).

От макушки Сан Фермо делла Баттальи до финишной черты останется чуть более пяти километров, четыре из них будет продолжаться спуск, после которого последует совсем короткий завершающий участок равнины.
Погода

Температура воздуха по ходу «Иль Ломбардии» будет составлять 27-32 градуса. Осадков не ожидается. Ветер большую часть гонки должен быть боковым, но это ни на что не повлияет, он слишком слабый даже для каких-то намеков на эшелоны. Всего 2-3 метра в секунду.

В общем, обычный августовский день на севере Италии.


Главные герои

Ремко Эвенепул (Deceuninck – Quick Step)


Многие восхищаются Ремко Эвенепулом, некоторых он сильно бесит, но нельзя не признать, что в велоспорте давно не было гонщиков, которые выглядели бы настолько сильно в возрасте 20 лет. Возможно, даже и никогда не было.

В этом году Эвенепул не дает осечек на многодневках, выиграл четыре из четырех. Особенно феноменальным получился недавний «Тур Польши», на котором бельгиец сольно атаковал за 51 километр до финиша самого тяжелого этапа. Его так и не сумели догнать, а ближайший преследователь уступил почти две минуты. Этот успех Ремко посвятил своему партнеру по Deceuninck – Quick Step Фабио Якобсену, получившему тяжелые травмы на первом этапе польской многодневки. Получилось очень красиво.

Однодневки в этом году Эвенепул еще не ездил, но свое умение показывать на них высокие результаты он успел подтвердить еще в прошлом году. В 2019-м вундеркинд сенсационно выиграл «Классику Сан-Себастьяна».
На монументальных классиках бельгиец еще не стартовал, и если он сумеет выиграть одну из них с первого захода, то установит еще одно уникальное достижение. За последние 45 лет только двум гонщикам удавалось выигрывать монументы с первой же попытки: в 1982-м на «Милан – Сан-Ремо» это сделал француз Марк Гомес, а в 2009-м на всей то же «Милан – Сан-Ремо» Марк Кэвендиш. Но Гомес и Кэвендиш тогда были заметно старше нынешнего Эвенепула.

Эдди Меркс в 1966-м году тоже выиграл монументальную классику с первого попытки, он победил на «Милан – Сан-Ремо» в возрасте 20 лет и 9 месяцев. Ремко сейчас 20 лет и 8 месяцев. Эвенепула все чаще и чаще сравнивают с Мерксом, и это уже перестало вызывает у всех улыбки. Если Эвенепул одержит завтру победу, можно будет утверждать, что 20-летний Эвенепул лучше, чем был в свое время Меркс в таком же возрасте.


Якоб Фульсанг (Astana Pro Team)

После неудачи на «Страде Бьянке», на которой Якоб Фульсанг занял только пятое место, он сумел реабилитироваться на «Туре Польши».

Он не выиграл общий зачет польской многодневки, но на самом тяжелом этапе смотрелся очень сильно, просто его перфоманс померк на фоне Ремко Эвенепула.

Выступление датчанина на «Туре Польши» было вполне сопоставимо с тем, что он показывал в прошлом году на самом тяжелом этапе «Тиррено – Адриатико» и на «Льеж – Бастонь – Льеж». Просто тогда он выигрывал, а тут только второй, но тогда Ремко Эвенепул даже не выступал с ним на одних гонках, был недостаточно силен.
Фульсанг наверняка будет очень хорош на самых тяжелых участках «Иль Ломбардии», особенно на Муро ди Сормано и Чивильо. На крутых градиентах он вполне может сбрасывать Эвенепула. Есть у Фульсанга еще один козырь – у Astana Pro Team сильный состав, помимо Фульсанга на старт выйдут Александр Власов и Ион Изагирре. Эвенепул может оказаться изолированным уже после Муро ди Сормано, этим Якоб может воспользоваться.

В прошлом году Фульсанг занял в конце года на «Иль Ломбардии» четвертое место. В этом он способен подняться выше, его считают самым опасным конкурентом Эвенепула.


Винченцо Нибали (Trek – Segafredo)

У Винченцо Нибали на «Иль Ломбардии» лучшие результаты среди всех действующих профессиональных гонщиков. Сильнейший итальянский гонщик дважды выигрывал итальянскую классику и еще один раз занимал на ней второе место.

Победы Акулы из Мессины пришлись на 2015-ый и 2017-ый год, вторым он стал в 2018-м году. В прошлом сезоне Винченцо Нибали не удалось повторить успех прошлогодних лет, он финишировал только в третьем десятке, его форма на тот момент оставлял желать лучшего.

После рестарта сезона форма у Нибали в порядке, пусть это пока не находит своего отражения в результатах. Лидер Trek – Segafredo принял участие в четырех итальянских классиках, но ни одна из них не соответствовала полностью его гоночным характеристикам. Лучшим результатом стало пятое место на Gran Trittico Lombardo, но на это не стоит обращать особого внимания.
На «Гран Пьемонте» несколько дней назад Нибали вообще не ставил перед собой больших задач, просто покатался перед «Иль Ломбардией». Подготовил атаку своего партнера по Trek – Segafredo Джулио Чикконе, а потом спокойно отстал.

Нибали три раза финишировал на «Иль Ломбардии» не ниже второго места за последние пять лет. Он знает каждый поворот на этой дистанции, знает, когда нужно атаковать и когда нужно приберечь силы. Его и Фульсанга Эвенепулу нужно опасаться больше всего.


Майкл Вудс (EF Pro Cycling)

Ситуация Майкла Вудса похожа на ситуацию Нибали. Он тоже после рестарта не имеет высоких результатов, у него даже нет попаданий в первую десятку, как у итальянца.

Начало года у канадца не заладилось. В марте он упал на одном из этапов «Париж – Ниццы» и получил тяжелый перелом шейки бедра. Вудс восстанавливался несколько месяцев и сразу же выиграл самый тяжелый этап виртуального «Тур де Франс» на платформе Zwift.

Многие ожидали, что после виртуальной победы Вудс сразу начнет выигрывать в реальном мире, но этого не произошло. Надо понимать, что «Страде Бьянке» и «Милан – Сан-Ремо» ему изначально не подходили.
Конек гонщика EF Pro Cycling – однодневные гонки с максимальном тяжелым рельефом, без всякого офф-роуда, как на «Страде Бьянке». Вудс поздно пришел в велоспорт, но за несколько лет сумел стать призером чемпионата мира в групповой гонке, «Льеж – Бастонь – Льеж» и выиграть «Милан – Турин». На подходящих классиках он может неожиданно преобразиться и показать высокий результат, даже если до этого выступал неудачно.

В прошлом году Вудс закончил «Иль Ломбардию» на пятом месте. В этом он наверняка метит выше.


Бауке Моллема (Trek – Segafredo)

Бауке Моллема – единственный гонщик, имеющий амбиции в общем зачете «Тур де Франс», который не поехал на «Критериум Дофине». Даже такие потенциально сильные однодневщики, как Серхио Игита и Давиде Формоло отправились во Францию, им надо готовиться к «Туру» и набирать форму через многодневки.

Решение Моллемы проехать классику в Италии легко объяснимо. В прошлом году он выиграл «Иль Ломбардию» и это самая большая победа в его карьере. Он просто не мог проигнорировать гонку, титул надо защищать.

Шансы на защиту у Бауке есть. Он показывал хорошие результаты на коротких многодневках во Франции после рестарта сезона, пусть на последнем этапе «Тур де л'Эн» у него и не все получилось.
В 2019-м Моллему не считали одним из главных фаворитов. Выделяли Роглича, опасались Вальверде, Вудса, Фульсанга и Берналя. Моллема великолепно этим воспользовался.

В обычной жизни снаряд дважды в одну воронку не падает, а вот в велоспорте вполне может. У Trek – Segafredо есть сразу два очень сильных гонщика – Нибали и Моллема, этим американская команда и может воспользоваться. Один атакует, другой мешает преследовать – тактика, которая приносила и еще долго будет приносить успех в велоспорте.


Джордж Беннетт (Team Jumbo – Visma)

Джордж Беннетт ворвался в число фаворитов монументальной классики в последние дни и совершенно неожиданно.

На прошлой неделе он очень эффективно работал на Приможа Роглича на «Тур де л'Эн» и сам занял пятое место в общем зачете. Уже на этой неделе он вышел на старт однодневки «Гран Пьемонте». К числу главных претендентов его практически никто не относил, о его способностях ездить однодневки раньше ничего не было известно.

Все это не смущало новозеландца. Team Jumbo – Visma всю гонку работала на него, он мощно атаковал на самом важном подъеме, уехал от всех и дотерпел впереди до самого финиша. Именно за счет этого результата Беннетт и стал считаться одним из претендентов на победу завтра.
На «Иль Ломбардии» Беннетт стартовал пять раз, один раз ему удалось занять десятое место, в остальных случаях результаты были гораздо скромнее. Однако завтра Team Jumbo – Visma вновь сделает на него основную ставку и попробует подготовить еще одну результативную атаку. В прошлые годы голландская команда работала на атаку Приможа Роглича на Муро ди Сормано, в этот раз поработает на менее титулованного Беннетта.

Team Jumbo – Visma сейчас в огне, победы сыпятся как из рога изобилия. Беннетт тоже на ходу и готов преподнести конкурентами еще один сюрприз.


Александр Власов (Astana Pro Team)

Талантливый Александр Власов после своего перехода в Astana Pro Team сильно добавил в результатах. Это было заметно еще до начала всемирного карантина, в феврале он выиграл этап и стал вторым в общем зачете Tour de la Provence. Обошел его только Найро Кинтана, а такому гонщику проигрывать совсем не стыдно.

После рестарта Александр продолжил в том же духе. Занял третье место в общем зачете на La Route Occitanie, а потом и вовсе выиграл сильную по составу участников однодневку, которая финиширует на Мон Ванту.

Продолжил серию удачных результатов чемпион России на «Гран Пьемонте». Тут подняться на пьедестал не получилось, но четвертое место позади самого Матье ван дер Пула – вполне себе успешных исход.
В общем, в этом году Власов уже показал свою силу и на многодневках, и на однодневках, а в преддверии «Иль Ломбардии» это особенно важно.

Капитаном Team Astana наверняка будет Якоб Фульсанг, но это не значит, что Власову не дадут свободу действий. Он тоже может показать высокий результат. При случае казахстанская команда может работать связкой, как Нибали и Моллема в Trek – Segafredo.


Ричард Карапас и Team INEOS

У Team INEOS нет гонщика, которого можно назвать одним из главных фаворитов итальянской классики, но есть сразу несколько исполнителей, которые могут добиться результата за счет численного преимущества.

В заявке у Team INEOS есть Ричард Карапас, Иван Соса, Эдди Данбар и Джанни Москон. Это четыре сильных гонщика – больше, чем у других команд. У британского коллектива появится хорошая возможность на успех, если хотя бы трое из них удержатся в основной группе после Муро ди Сормано.

Шансы Карапаса выглядят чуть выше, чем его партнеров по команде, но с «Тура Польши» он недавно сошел из-за небольшой травмы, полученной в завале. До этого он успел выиграть этап и даже лидировал в общем зачете.
Данбар работал в Польше на Карапаса и смотрелся хорошо. Соса недавно выиграл горный этап «Вуэльты Бургоса». Москон постепенно набирает форму, он был активен на «Милан – Сан-Ремо» и «Гран Пьемонте».

Вполне возможно, что у одного из этой четверки завтра будет очень хороший день, в таком случае Team INEOS сможет бороться за призовые места.


Другие важные персонажи

В составах других команд стоит обратить внимание на Диего Улисси (UAE – Team Emirates), Матье ван дер Пула (Alpecin – Fenix), Максимилиана Шахманна и Рафала Майку (оба – Bora – Hansgrohe).

Улисси показал в последнее время много высоких результатов, но на длинных однодневках он обычно выступает неудачно.

Ван дер Пул постепенно набирает форму, но маршрут «Иль Ломбардии» кажется слишком тяжелым для него.

Схожая ситуация с Максимилианом Шахманном, на «Туре Польше» совсем недавно ему было тяжело бороться за призовые места.

Рафал Майка тоже гонялся в Польше, был заметно слабее Эвенепула и Фульсанга, но выглядел сильнее почти всех остальных.


Прогноз

1) Ремко Эвенепул, 2) Якоб Фульсанг, 3) Винченцо Нибали.
Made on
Tilda