08.10.2021

Последний монумент сезона: Il Lombardia

Превью «классики опавших листьев»
Завтра мы последний раз в этом году сможет насладиться престижной однодневной гонкой со звездным составом участников. На севере Италии пройдет монументальная классика «Иль Ломбардия», которая традиционно закрывает шоссейный сезон. Борьбу за победу поведут победители гранд-туров, действующий чемпион мира и голодные до победы молодые звезды.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.

История

Как это было практически со всеми крупнейшими гонками современности, «Иль Ломбардия» была организована благодаря усилиям газеты. В данном случае это была знаменитая La Gazzetta dello Sport. Идея проведения гонки принадлежит журналисту издания Тулло Морганьи. Велосипедист из Милана Пьерино Альбини уступил Джованни Куньоло на «Кубке Короля», и журналист хотел предоставить Альбини возможность реабилитироваться.

Первое издание будущей классики прошло 12-го ноября 1905-го года, причем тогда гонка называлась «Милан – Милан». Ее победителем стали вовсе не Альбини или Куньоло, а их более известный соотечественник Джованни Герби.
Джованни Герби
Через два года, в 1907-м, соревнования стали называться «Джиро ди Ломбардия». Именно под таким названием гонку в основном знают в России, хотя несколько лет назад ее переименовали в «Иль Ломбардию». Хорошо известно прозвище гонки – «Классика опавших листьев»

Со временем однодневка набирала популярность. За более чем 100 лет она была отменена всего два раза, произошло это в 1943-1944 годах из-за военных событий. С 1905-го по 1960-ый «Джиро ди Ломбардию» выигрывали такие легенды как Анри Пелиссье, Костанте Джирарденго, Альфредо Бинда, Джино Бартали, Фаусто Коппи, Луисон Бобе и многие другие.

Ключевым участком гонки в ту пору был подъем на Мадонна дель Гизалло. На вершине этого подъема находится церковь, в пределах которой со временем появился велосипедный музей. Сама Мадонна дель Гизалло стала считаться покровительницей велосипедистов.

Чуть подробнее о Мадонне дель Гизалло можно почитать в статье: 11 самых культовых мест классических однодневок.

С 1961-го года начались усложнения маршрута классики. До этого момента она всегда стартовала и финишировала в Милане, а после прохождения Мадонны дель Гизалло следовал затяжной равнинный кусок до самого финиша.

C 1961-го по 1984-ый годы гонка завершалась в Комо, в дальнейшем же ее маршрут менялся уже неоднократно. Стартовыми локациями были Комо, Милан, Варезе, Канту и Бергамо. С 2004-го по 2006-ый годы классика даже начиналась на территории Швейцарии – в Мендризио. Финишировали в Монце, Бергамо, Комо и Лекко.

С 2014-го по 2016-ый организаторы чередовали маршрут «Иль Ломбардии». Сначала гонка начиналась в Комо, а заканчивалась в Бергамо, а на следующий год начиналась в Бергамо и заканчивалась в Комо. С 2017-го года в RCS Sport твердо решили, что классика должна стартовать в Бергамо и заканчиваться в Комо, но после четырех стабильных лет, в 2021-м году старт снова перенесли в Комо, а финиш в Бергамо.

Долгие годы «Иль Ломбардию» называли осенним чемпионатом мира, поскольку сам чемпионат мира до 1995-го проходил в августе. Но потом мировое первенство перенесли на осень и поставили его непосредственно перед итальянской классикой.
Хоаким Родригес радуется в 2013-м году
Все годы существования Кубка мира по однодневным гонкам, а проходил он с 1988-го по 2004-ый, «Джиро ди Ломбардия» играла решающее значение в распределении мест в общем зачете. В дальнейшем однодневка, разумеется, стала частью про-тура или нынешнего мирового тура.

Во второй половине XX века и в начале XXI победителями «классики опавших листьев» среди прочих становились Джанни Мотта, Феличе Джимонди, Франко Битосси, Эдди Меркс, Роже де Фламинк, Бернар Ино, Шон Келли, Джузеппе Саронни, Морено Арджентин, Тони Ромингер, Паскаль Ришар, Лоран Жалабер, Данило ди Лука, Микеле Бартоли, Дамиано Кунего, Паоло Беттини, Филипп Жильбер, Хоаким Родригес, Дэн Мартин, Эстебан Чавес, Винченцо Нибали, Тибо Пино и Бауке Моллема.

В прошлом году победителем стал датчанин Якоб Фульсанг, который оторвался от соперников на последних километрах. Третье место занял партнер Фульсанга по Astana – Premier Tech Александр Власов. Из-за пандемии гонка прошла не в привычном октябре, а в жарком августе.
Единственным российским гонщиком, которому покорилась «Ломбардия», в 1994-м году стал Владислав Бобрик. На финише он опередил куда более известных Клаудио Кьяппуччи и Паскаля Ришара. В 2009-м третье место досталось Александру Колобневу.

В 2000-м году победителем стал литовец Раймондас Румсас – это единственный случай, когда на пьедестал поднялся представитель одной из других стран бывшего СССР.

Чаще других гонку выигрывал Фаусто Коппи – пять раз, причем был период, когда он побеждал четыре года подряд (1946-1949 г.г.). Четыре раза выигрывал Альфредо Бинда, по три раза Анри Пелиссье, Костанте Джирарденго, Гаэтано Беллони, Джино Бартали, Шон Келли и Дамиано Кунего. По количеству призовых мест нет равных Бартали, он поднимался на пьедестал аж девять раз.

В национальном рейтинге лидируют хозяева соревнований, по-другому и быть не могло. У итальянцев 69 побед, у бельгийцев и французов по 12.

В истории велоспорта есть всего два гонщика, которые сумели выиграть в рамках одного сезона все три крупнейшие итальянские гонки – «Милан – Сан-Ремо», «Джиро д'Италия» и «Иль Ломбардию». В 1949-м это сделал Фаусто Коппи, а в 1972-м Эдди Меркс.
Фаусто Коппи
Маршрут

Комо – Бергамо (239 км). Набор высоты – 4500 метров.

Как мы уже говорили, в этом году организаторы вернулись к варианту, который не использовался с 2016-го года. Классика стартует в Комо и финиширует в Бергамо.
Мадонна дель Гизалло в маршруте осталась, но теперь она будет первым подъемом дня, да и проходить ее станут по пологой стороне. Особых проблем она у участников не вызовет и на судьбу гонки не повлияет.

Следующие подъемы окажутся гораздо важнее. Вот их перечень: Ронкола (9,4 км, 6,6%), Бербенно (6,8 км, 4,6%), восхождение к Доссене (11,0 км, 6,2%) и Пассо ди Ганда (9,2 км, 7,3%).

Ключевое значение может сыграть Пассо ди Ганда, вершину которой преодолеют за 32 километра до финиша. На этом подъеме точно определится небольшая группа участников, которая поведет борьбу за победу.

Спуск с Пассо ди Ганды довольно неприятный, на нем есть технически сложная часть с большим количеством виражей. После его прохождения до финиша останется всего 15 километров.

Заключительная часть дистанции совпадает с тем, что было в 2014-м и 2016-м годах. Сначала десятикилометровый кусок равнины, потом подъем на Колле Аперто (1,2 км, 7,9%) и трехкилометровый спуск до самого финиша.

В 2014-м в Бергамо выиграл Дэн Мартин, а в 2016-м Эстебан Чавес. Маршрут в 2014-м был заметно проще, поэтому до Колле Аперто доехала довольно большая группа. В 2016-м в борьбе на последних километрах участвовали всего четыре гонщика.

В этом году получился средний вариант. Маршрут проще, чем в 2016-м, но немного тяжелее, чем в 2014-м.


Погода

Вероятность дождя по ходу гонки – 20-30%. Температура воздуха в Комо и Бергамо – 13-15 градусов, минимум на вершинах подъемов – 7-8 градусов. Ветер незначительный, всего 1-2 метра в секунду.


Главные герои

Примож Роглич (Team Jumbo – Visma)

Примож Роглич подходит к «Иль Ломбардии» в качестве главного фаворита. Он уже выиграл две осенние итальянские однодневки, в которых принимал участие.

Однако это не должно вводить в заблуждение. Два года назад словенец тоже победил на двух однодневках перед «Классикой опавших листьев», но на монументе занял только седьмое место. Все конкуренты опасались именно его и не хотели работать сменами.

Важно, что «Иль Ломбардия», в отличие от выигранных «Джиро дель Эмилии» и «Милан – Турин», не заканчивается на вершине подъема. Сбежать от всех и выиграть сольно Рогличу будет непросто, тем более все должны опасаться именно его.

Разумеется, словенец вполне может выиграть гонку и за счет спринта из небольшой группы, но ему очень важно не оказаться изолированным перед последним коротким подъемом. Если он останется один, то ему самостоятельно придется закрывать большинство атак.
Фото: Stephane Mahe / Reuters
Много в успехе Team Jumbo – Visma должен значить Йонас Винегор. На «Джиро дель Эмилии» датчанин удержался с Рогличем почти до самого конца. Завтра от него требуется то же самое. Сам Винегор может присоединиться к одной из атак, если у него будет хорошее самочувствие. В целом состав Team Jumbo – Visma выглядит довольно крепко, но Deceuninck – Quick Step он явно уступает.


Тадей Погачар (UAE – Team Emirates)

У Тадея Погачара в последнее время есть определенные проблемы с формой. В конце сезона он выглядит не так мощно, как на «Тур де Франс» и некоторых других гонках.

После Олимпиады в Токио Тадей взял паузу, а после нее не одержал пока ни одной победы. Самой неудачной гонкой стала «Джиро дель Эмилия», на которой он даже не финишировал. Слишком далеко отстал от лидеров и решил не доезжать.

Казалось, что шансов на «Иль Ломбардии» у лидера UAE – Team Emirates не будет, но в последние несколько дней дела все-таки стали налаживаться. Во вторник Погачар занял третье место на «Тре Валли Варезине», а в среду четвертое на «Милан – Турин».

Первую из двух этих гонок словенец вполне мог выиграть, но получил прокол в самый неподходящий момент. Четвертое место на «Милан – Турин» – приемлемый результат, учитывая, что он ехал вторую однодневку подряд без отдыха. Опередили его гонщики, которые на «Тре Валли Варезине» не стартовали.
Фото: Getty Images
Ключевое значение для Погачара завтра будут иметь Давиде Формоло и Марк Хирши. Сильные однодневщики, которые тоже выступают в UAE – Team Emirates.

Примечательно, что Роглич и Погачар еще не выигрывали «Иль Ломбардию», но оба побеждали на «Льеж – Бастонь – Льеж». Один из них может пополнить коллекцию своих трофеев.


Deceuninck – Quick Step (Ремко Эвенепул, Жулиан Алафилипп, Жоау Альмейда)

В составе Deceuninck – Quick Step нет гонщиков, которые раньше выигрывали «Иль Ломбардию», но есть три лидера, которые очень грамотно дополняют друг друга. Каждый из них имеет разные гоночные характеристики.

Жулиан Алафилипп занял на осеннем монументе второе место в 2017-м году. После этого он на гонке не появлялся. В 2018-2019-м годах француз был слишком уставшим в конце сезона, а в 2020-м «Иль Ломбардия» и «Критериум Дофине» шли параллельно. Жулиан выступал на родной гонке.

В этом сезоне, по словам самого двукратного чемпиона мира, он все еще довольно свеж и готов к борьбе за призовые места. Правда есть небольшая проблема – на прошлой неделе он болел и пропустил несколько тренировочных дней.

Два дня назад Алафилипп в какой-то момент атаковал на «Милан – Турин», но финишировал только 25-м. Впрочем, это не должно вводить в заблуждение, в 2017-м француз тоже неудачно выступил на «Милан – Турин», зато сразу после этого стал вторым на «Иль Ломбардии».
Фото: Getty Images
Ремко Эвенепул в последнее время тоже принял участие в двух гонках. Он был пятым на «Джиро дель Эмилия» и выиграл «Коппа Бернокки».

«Иль Ломбардия» – принципиально важная для бельгийца гонка. Именно на ней он в прошлом году получил тяжелую травму, из-за которой очень долго восстанавливался. Эвенепул упал на спуске с Муро ди Сормано. В этом году этого участка в маршруте «Иль Ломбардии» нет.

Эвенепул не говорит, что хочет обязательно выиграть завтрашнюю гонку, но признается, что на «Джиро дель Эмилия» он готовился именно к «Иль Ломбардии». У него свои козыри – он хочет оторваться от соперников, чтобы не доводить дело до спринта, в котором у него мало шансов. Спринтерский финиш может подойти Алафилиппу и Альмейде, но никак не юному бельгийцу.

Если Deceuninck – Quick Step получит численное преимущество в решающей стадии гонки, а это вполне возможно, то Эвенепул имеет хороший шанс уехать от конкурентов. Догнать его будет очень трудно.
Фото: Bettiniphoto
Жоау Альмейда дебютировал в Мировом туре в 2020-м году и за два неполных сезона успел сделать очень многое. Завтра заканчивается важная глава его карьеры. Он в последний раз поедет гонку в составе Deceuninck – Quick Step. В 2022-м португалец будет представлять UAE – Team Emirates.

У Альмейды были хорошие результаты на последних однодневках. На «Джиро дель Эмилия» он занял второе место, а на «Милан – Турин» финишировал третьим.

Важно, что Альмейда хорош не только на подъемах, но и обладает мощным спринтом. В этом плане он похож на Роглича, Погачара и Алафилиппа. На последних километрах португалец вполне может отсиживаться за спинами конкурентом и экономить силы, если вперед уедет Эвенепул.
У Deceuninck – Quick Step великолепный состав и есть сильные гонщики кроме тройки лидеров. Большое значение в успехе команды будет играть Фаусто Маснада, который на последних стартах выглядел впечатляюще.


Майкл Вудс (Israel Start-Up Nation), Адам Йейтс (INEOS Grenadiers) и Давид Году (Groupama – FDJ)

Про Майкла Вудса, Адама Йейтса и Давида Году можно было написать отдельно, а можно было объединить их в одну категорию. Мы решили перечислить их вместе, хотя бы потому, что им нужен одинаковый сценарий гонки, а шансы на победу при этом не самые большие.

Вудс, Йейтс и Году имеют спринтерский финиш, но он у них явно хуже, чем у Роглича, Погачара, Альмейды и Алафилиппа. При этом Вудс, Йейтс и Году в плане примерно сопоставимы, хуже них только Эвенепул.

Насколько вероятно, что Вудс, Йейтс или Году доедут до конца либо сольно, либо вместе друг с другом, либо вместе с одним Эвенепулом? Не очень вероятно, поэтому мы их и перечисляем вместе.

Майкл Вудс из Israel Start-Up Nation – мастер однодневок с тяжелым рельефом, который в этом году очень стабилен. «Флеш Валлонь», «Льеж – Бастонь – Льеж», групповая гонка в Токио, «Джиро дель Эмилия», «Милан – Турин». Вудс был в топ-5 везде, но нигде не поднимался выше третьего места.

У канадца хороший спринт, но его не хватает, чтобы тягаться с лучшими, хотя на «Льеж – Бастонь – Льеж» и на Олимпиаде складывалось впечатление, что он едва ли не самый сильный участник.

У Вудса в Israel Start-Up Nation сильная команда. Заявлены Дэн Мартин, Бен Херманс и Алессандро де Марки. Вполне возможно, что в развязке поучаствуют два-три представителя израильского коллектива.
Адам Йейтс в конце сезона тоже показывает хорошие кондиции. После «Вуэльты» он взял небольшую паузу, после которой занял четвертое место на «Джиро дель Эмилия» и второе на «Милан – Турин».

На подъеме Суперга, на которой заканчивается «Милан – Турин», Йейтс выглядел особенно мощно, на колесе у него сумел удержаться только Роглич.

Проблема в том, что Йейтс был на пьедестале «Милан – Турин» и в прошлые годы, эта гонка явно ему подходит. После нее он неизменно неудачно гонялся на «Иль Ломбардии».

15-е место – пока лучший результат англичанина из INEOS Grenadiers на осеннем монументе, но он вполне может поправить эту неутешительную статистику.
Фото: Getty Images
Давид Году в последнее время тоже выдвинулся в число сильнейших однодневщиков мира на тяжелом рельефе. В начале года он выиграл неплохую однодневку у себя на родине во Франции. В дальнейшем он был седьмым на «Флеш Валлонь», третьим на «Льеж – Бастонь – Льеж», седьмым на Олимпиаде и шестым на «Милан – Турин».

На «Джиро дель Эмилия» от Году отвернулась удача. Он был в лидирующей группе из восьми гонщиков, но потом получил прокол и потерял шансы на высокий результат.

Француз из Groupama – FDJ занял на «Иль Ломбардии» 11-е место в 2019-м году, но с тех пор он стал заметно сильнее. Пора забраться повыше.
Другие гонщики

Шансы остальных участников заметно хуже, но это не значит, что они не могут преподнести сюрприз. Ждать его можно от Романа Барде (Team DSM), Алехандро Вальверде (Movistar Team), Александра Власова (Astana – Premier Tech) или бывших победителей гонки Винченцо Нибали и Бауке Моллемы (оба – Trek – Segafredo).


Прогноз

1. Примож Роглич, 2. Тадей Погачар, 3. Жоау Альмейда.

Made on
Tilda