05.08.2020

Главная гонка Восточной Европы: Превью «Тура Польши»

Все самое важное о польской многодневке, которая стартует сегодня
В субботу прошла первая однодневка мирового тура после долгого перерыва. Теперь наступает время вступать в бой многодневщиков. Сегодня в Хожуве начинается крупнейшая велогонка Восточной Европы – «Тур Польши». На протяжении пяти этапов и 891 километра сильнейших будут определять одни из лучших в мире «генеральщиков» и спринтеров.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
История

Первое издание нынешнего «Тура Польши» прошло в далеком 1928-м году. Многодневка была создана благодаря совместным усилиям Велосипедного клуба Варшавы и спортивной газеты Przegląd Sportowy, издававшейся в Кракове. Сейчас организаторы предпочитают называть свою гонку на французский манер – Tour de Pologne (официальное название гонки), а тогда она называлась Wyścig Dookoła Polski. До начала Второй мировой войны «Тур Польши» проводился эпизодически, иногда бывали паузы в 3-4 года. С 1939-го по 1947-ой гонка вообще не проводилась, каждый год организовывать ее начали в 1952-м году.


До 1993-го года многодневка была абсолютно неприметной, она считалась любительской и выступали на ней в основном поляки. Тогда все любители велоспорта в стране уделяли повышенное внимание «Гонке Мира», а родной национальный тур был где-то на задворках. В 1993-м году директором гонки стал серебряный призер Олимпиады в Москве Чеслав Ланг. Именно с его приходом связан дальнейший расцвет «Тура Польши». В 1994-м многодневка стала профессиональной, но еще несколько лет она имела скромную категорию. В 2005-м году целеустремленный Ланг сумел довести ее до Про-Тура, из которого она в 2009-м перекочевала в Мировой Тур.
Чеслав Ланг
Рекордсменами по количеству побед являются Мариан Вецковски и Дариуш Барановски. Первый из них побеждал в 50-х годах и за пределами Польши был малоизвестен, а вот второй выигрывал три раза подряд в период с 1991-го по 1993-ий. В дальнейшем Барановски сумел выстроить неплохую профессиональную карьеру и выступал в таких командах как US Postal Service, Banesto и Liberty Seguros. Сейчас Барановски является комментатором телеканала «Евроспорт» в Польше.


В 1996-м «Тура Польши» выиграл россиянин Вячеслав Джаванян, в 1998-м его успех повторил Сергей Иванов, а в 2019-м победу одержал Павел Сиваков. Это единственная победа россиян в общем зачете на гонках мирового тура за последние пять лет.


Уже в XXI веке покорителями гонки стали многие звездные велосипедисты – Йенс Фохт, Алессандро Баллан, Петер Саган, Дэн Мартин, Рафал Майка, Ион Изагирре, Тим Велленс, Дилан Тейнс и Михал Квятковски.


Действующий победитель многодневки Павел Сиваков свой титул защищать не будет. Он находится во Франции и готовится к «Тур де Франс». На закончившимся вчера La Route d'Occitanie Сиваков занял второе место в генеральной классификации.


Маршрут

Обычно «Тур Польши» состоит из семи этапов, но в этом году из-за коронавируса этапов будет всего пять. За пять дней участники соревнований преодолеют 891,3 километра.

Финишные отрезки этапов повторяются из год в год. Это относится к спринтерским развязкам в Катовице и Забже в первые два дня, к спринту в гору в Бельско-Бяла на третьем этапе, а также четвертому этапу, который пройдет в окрестностях горного курорта Буковина-Татшанска.

Исключением будет только заключительный этап, который заканчивается в Кракове. В Краков гонка заглядывает регулярно, но финишные километры раньше были другими. Это новая развязка.

Первый этап. Хожув – Катовице (195,8 км)
Второй этап. Ополе – Забже (151,5 км)
Третий этап. Вадовице – Бельско-Бяла (203,1 км)
Четвертый этап. Буковина-Татшанска – Буковина-Татшанска (152,9 км)
Пятый этап. Закопане – Краков (188 км)
Решающее значение в борьбе за общий зачет будет иметь четвертый этап. Первый, второй и пятый для чистых спринтеров, а вот на третьем спринтерам придется непросто, хорошие шансы появятся у так называемых «панчеров», обладающих мощным спринтом в гору.

Многое в генеральной классификации способны решить бонификационные секунды. Высоких гор и длинных подъемов в маршруте «Тура Польши» нет, это значит, что счет будет идти на каждую секунду.


Погода

Предварительный прогноз погоды выглядит благоприятно. Пока не ожидается запредельной жары за 30 градусов, дождей и сильных боковых ветров, которые могут разорвать пелотон и создать эшелоны.

Но прогноз погоды может меняться, причем очень быстро.


Главные герои

Ремко Эвенепул (Deceuninck – Quick Step)

Ремко Эвенепул начал год с двух побед в общем зачете многодневок категории 2.Pro, а после затяжной паузы выиграл еще одну. К «Туру Польши» бельгийский вундеркинд подошел со стопроцентным результатом: три многодневки в сезоне – три победы.

Особенно ценной для 20-летнего гонщика стала последняя победа на «Вуэльте Бургоса». Она была одержана на многодневке без его коронной гонки с раздельным стартом, на двух тяжелых горных этапах и в конкуренции с очень сильными соперниками.

Ремко не перестает развенчивать мифы о себе, раньше многие говорили, что он не способен побеждать на многодневке, если на ней есть тяжелые подъемы и нет «разделки». Бельгиец доказал, что ему такое подвластно. В общей сложности, с учетом отдельных этапов, он набрал в 2020-м году уже семь побед, он лидер по этому показателю во всем мире, столько не выиграл ни один из спринтеров.
Выиграть «Тур Польши» Эвенепулу будет даже сложнее, чем «Вуэльту Бургоса». Дело тут не только в том, что на гонке нет «разделок», а в том, что на ней даже нет этапов с длинными подъемами. Есть сложный четвертый этап, но оторваться на коротких подъемах очень тяжело, а в борьбе за бонификационные секунды Ремко вряд ли преуспеет, для этого нужен мощный спринт, а спринт – это его единственная слабая сторона.

Как бы там не было, Ремко в любом случае один из главных фаворитов общего зачета. Если не удастся выиграть общий зачет, нужно выиграть молодежный, в этом году он посвящен памяти Бьорга Ламбрехта – другого молодого бельгийского гонщика, трагически погибшего на «Тура Польши» в прошлом году.


Максимилиан Шахманн (Bora – Hansgrohe)

Если по количеству побед лидирует Эвенепул, то с общим количеством набранных в сезоне очков все не так однозначно. К примеру, на одном из статистических сайтах по количеству набранных очков в 2020-м году первым идет немец Максимилиан Шахманн из Bora – Hansgrohe.

Лидерство Шахманна обусловлено отличным выступлением на однодневках и недельных многодневных гонках. Начал год он со второго места на «Вольта Альгарве», на котором бороться с Ремко Эвенепулом было невозможно. Затем последовала достаточно уверенная победа на очень престижной «Париж – Ницце». После длительной паузы Шахманн не растерял форму и занял третье место на «Страде Бьянке».

Под гоночные характеристики Шахманна «Тур Польши» отлично подходит. Длинных подъемов, на которых немец не так хорош, нет, зато есть очень удобные для него холмики. Важно, что у Шахманна лучший спринт из всех основных претендентов на общий зачет. Не факт, что это позволит ему набрать много секунд на первых трех этапах, но в четвертый день гонки этот навык ему точно пригодится.
Весьма вероятно, что группа сильнейших на этапе в Буковине-Татшанске так и не порвется, а значит Шахманн вполне может побороться на нем за победу и оформить успех в генеральной классификации. У Bora – Hansgrohe в Польше будет сильный состав, в случае чего команда сможет контролировать гонку ради Шахманна.


Якоб Фульсанг (Astana Pro Team)

Рестарт сезона получился для Фульсанга не таким, каким он хотел. В какой-то момент казалось, что он всех разгромит на «Страде Бьянке», но потом все пошло не по сценарию гонщика Astana Pro Team. В итоге достаточно грустное пятое место.

На самом сложном восьмом участке гравийных дорог Фульсанг оторвался от группы сильнейших и даже набрал преимущество в 30 секунд, но потом преследователи стали слаженно работать и на простом по рельефу участке добрали лидера. Было ощущение, что датчанин вполне способен атаковать вновь, однако на одиннадцатом секторе он неожиданно угодил в кризис и резко отстал от конкурентов.

Эта неудача не должна вводить в заблуждение. Фульсанг показал силу и просто поплатился за слишком раннюю атаку на гонке, которая проходила в экстремально жаркую погоду. В Польше с этим проблем не будет.
Через полторы неделе будет очень важная для Фульсанга «Иль Ломбардия», но он настроен на борьбу за высокий результат и в Польше. По ходу гонки он вряд ли получит бонификационные секунды, поэтому придется сбрасывать соперников на последних километрах четвертого этапа.

В одной команде с Фульсангом на старт выйдет Ион Изагирре, который в свое время выигрывал «Тур Польши».


Саймон Йейтс (Mitchelton – Scott)

Победитель «Вуэльты» 2018-го года в первые месяцы этого сезона неудачно выступал в Австралии. Первой его гонкой после рестарта на прошлой неделе стала «Вуэльте Бургоса».

Многие считали Йейтса одним из главных фаворитов испанской многодневки, но он вылетел из борьбы уже в стартовый день, когда угодил в небольшой завал и из-за эшелонов проиграл основной группе больше трех минут. В дальнейшем британцу пришлось переключиться на поддержку партнера по Mitchelton – Scott Эстебана Чавеса. На первом этапе в горах Саймон смотрелся не слишком здорово, а на втором выглядел уже куда лучше.

Все старания Йейтса оказались напрасными, подняться на пьедестал общего зачета «Вуэльты Бургоса» Чавес не смог, закончив гонку на четвертом месте. На этой неделе в Польше они должны поменяться местами, теперь уже колумбиец станет помогать британцу. Форма Йейтса улучшается, он будет одним из основных претендентов на победу.
Йейтсу не приходится надеяться на бонификацию на первых трех этапах. Ему желательно выигрывать время у соперников на четвертом этапе, но в случае чего, он может занять высокое место в спринте из небольшой группы.

У Саймона уже есть хорошие результаты на польской многодневке. В 2018-м году он занял второе место в генеральной классификации и финишировал первым как раз на этапе в Буковине-Татшанске.


Рафал Майка (Bora – Hansgrohe)

Хозяин соревнований Рафал Майка – один из самых успешных гонщиков в истории «Тура Польши». В 2014-м он стал первым в общем зачете и выиграл два самых сложных этапа, через три года ему удалось занять второе место.

2019-ый год получился для Майки успешным, на обоих своих гранд-турах он попал в первую шестерку по итогам всех этапов, в предыдущие два года добиться таких результатов ему не удавалось. В феврале нынешнего года он выступал на «Туре ОАЭ», оказался на пятое место в общем зачете, а потом отправился на карантин, как и все остальные гонщики.

На прошлой неделе Рафал гонялся на «Вуэльте Бургоса». На первом этапе в горах произошел провал, зато на втором было шестое место. Поляк показал, что подходит к важной для себя многодневке в хороших кондициях.
Основной проблемой для Майки может стать его слабый спринт, бонификация ему вряд ли светит. Лучше него спринтует не только собственный партнер по команде Шахманн, но и Йейтс, Диего Улисси, Тим Велленс и т.д.

Майке нужно создавать разрыв на четвертом этапе. Вполне возможно, что идеальная стратегия Bora – Hansgrohe должна выглядеть так – Майка атакует, а Шахманн мешает его организованно догонять и ждет спринт.

При определенном стечении обстоятельств Майка может повторить успех шестилетней давности.


Паскаль Акерманн (Bora – Hansgrohe)

Большинство этапов «Тура Польши» имеет равнинный рельеф. Спринтерам однозначно должны достаться три из пяти этапов, поэтому был бы несправедливо, если бы мы не посвятили им большую часть превью.

В участниках многодневки значатся три гонщика, которых можно отнести к топ-спринтерам. Один из них – немец Паскаль Акерманн.

«Тур Польши» должен быть одной из любимых гонок спринтера Bora – Hansgrohe, именно на ней он сделал себе имя в профессионалах. В качестве одного из самых быстрых финишеров Акерманн заявил о себе в 2018-м, тогда он выиграл на польской многодневке два этапа. Через год он уже считался топом, вернулся на гонку и вновь взял два этапа.

Акерманн – самый результативный спринтер «Тура Польши» последних лет, ведь он не только победил на четырех этапах, он еще и желтой майкой лидера владел шесть дней.
В этом году он вновь приехал на гонку с большими амбициями. У Bora – Hansgrohe есть Шахманн и Майка, но место в команде нашли не только Акерманну, но и его поезду. С последним разгоняющим Рудигером Зелигом они уже давно напоминают единое целое.

Сезон Акерманн недавно возобновил на многодневке в Румынии. Там он выиграл два этапа, но это мало о чем говорит, состав участников и конкуренция были не на самом высоком уровне.


Дилан Груневехен (Team Jumbo – Visma)

Дилан Груневехен в прошлом году выиграл на «Тур де Франс» два этапа, но в очном противостоянии с Калебом Юэном чаще всего проигрывал. Это значит, что по итогам 2019-го года нидерландца больше нельзя называть быстрейшим спринтером мира, пусть такого титула и не существует.

Этот год Груневехен начал мощно. В феврале он выглядел быстрее своих конкурентов и одержал три победы. После пандемии Дилан нигде не выступал, в Польше он выйдет на первую гонку за более чем пять месяцев.
Скорость спринтера Team Jumbo – Visma не вызывает вопросов, в этом плане он всегда хорош. Проблемой может стать очень слабый спринтерский поезд, которым в этом году ему приходится обходиться.

У бывших штатных разгоняющих Груневехена другое гоночное расписание, ему остается довольствоваться Йосом ван Эмденом и Кристофом Пфингстеном. Этих двоих ждет в Польше серьезная проверка. Станет понятно, насколько эффективно разгоняющие сумеют поддерживать Груневехена не только на этой гонке, но и на «Джиро д'Италия».

Раньше на «Туре Польши» Дилан никогда не выступал.


Фабио Якобсен (Deceuninck – Quick Step)


Третий из топовых спринтеров на «Туре Польши» – голландец Фабио Якобсен из Deceuninck – Quick Step.

Якобсену еще не исполнилось 24 года, но его считают одним из самых быстрых совершенно заслуженно. Он появился на гранд-турах в прошлом году и сразу же выиграл на «Вуэльте» два этапа, причем соперничать в Испании ему пришлось с Сэмом Беннеттом, с котором они теперь гоняются в одной команде.

В первые месяцы 2020-го года Якобсен выиграл три гонки. Противостояние с Груневехеном на «Вуэльте Валенсии» завершилось не в его пользу, но финишер Deceuninck – Quick Step все-таки выиграл на этой многодневке один этап.
В прошлом году Ураган из Хейкелена (прозвище Якобсена) уже появлялся на польской многодневке, но выступил неудачно, удалось занять третье место только на одном этапе. В этом году он наверняка хочет открыть счет своих побед на «Туре Польши».

Развоз Deceuninck – Quick Step обычно бывает на высоте, правда в Польше Фабио придется взаимодействовать с гонщиками, с которыми он работает не так что. На последнем километре поддерживать голландцы должны Флориан Сенешаль и Давиде Баллерини. Потенциально сильный спринтерский поезд, который пока не проходил проверку на серьезных гонках.


Лука Мезгец (Mitchelton – Scott)

Переходим к быстрым ребятам, которых нельзя отнести к топ-спринтерам, но скорость у них определенно есть. Они могут удивить фаворитов, если те допустят ошибки.

Опытного словенца Луку Мезгеца неожиданно прорвало на «Туре Польши» в прошлом году. Он выиграл сразу два этапа, в том числе тяжелый финиш в Бельско-Бяле, который не подходит чистым спринтерам. Успех Мезгеца получился весьма неожиданным, до этого на гонках мирового тура он не побеждал целых пять лет – это очень большой промежуток времени для спринтера.
В начале нынешнего сезона гонщик Mitchelton – Scott смотрелся неплохо, но от побед был достаточно далек. В его активе пять попаданий в топ-10, но он ни разу не был выше пятого места. Во второй половине июня Мезгец появился на чемпионате Словении, на котором проехал групповую гонку. До финиша не доехал, трасса с горным финишем ему не подходила. Помогал Приможу Рогличу с Тадеем Погачаром, а потом сошел.

На сильный спринтерский поезд Мезгецу надеяться не приходится. Mitchelton – Scott больше нацелена на общий зачет, но Сэм Бьюли с Борнабешем Пэком наверняка сделают все, что в их силах.


Яспер Филипсен (UAE – Team Emirates)

Ну и напоследок о бельгийце Яспере Филипсене из UAE – Team Emirates. Этот 22-летний гонщик, по нашему мнению, пока не входит в число топ-спринтеров, но у него очень большое будущее.

Дебютировал в мировом туре Яспер в прошлом году и уже в январе выиграл этап на «Тур Даун Андер». Вернее он финишировал вторым, но перешел на первое место после релегации Калеба Юэна. На момент этой победы ему было всего 20 лет.

Больше побед в 2019-м году у Филипсена не было, но он смотрелся прилично и показывал стабильные результаты, в том числе вполне успешно дебютировал на «Тур де Франс».
В начале 2020-го года Яспер вновь продемонстрировал свое основное качество – стабильность. На «Тур Даун Андер» в этот раз он не выиграл ни одного этапа, но четыре попадания в первую пятерку обеспечили ему победу в спринтерском зачете, в котором позади оказались Калеб Юэн и Сэм Беннетт.

С тех пор Филипсен проехал всего одну полуклассическую однодневку, а потом ушел на карантин. Не гонявшийся пять месяцев бельгиец в Польше может сделать большой шаг вперед в своей карьере. На этой неделе его будут поддерживать молодые, но довольно талантливые ребята – колумбиец Хуан Себастьян Молано и португальские братья Оливейра – Иво и Руй.


Другие исполнители

Среди других участников гонки наша редакция выделила бы Диего Улисси (UAE – Team Emirates), Тима Велленса (Lotto Soudal), Ричарда Карапаса (Team INEOS) и Альберто Дайнезе (Team Sunweb).

Улисси был призером общего зачета «Тура Польши» в прошлом году и наверняка хочет повторить прошлогодний успех. Он может похвастаться приличным финишем из небольшой группы – это то, что нужно для успеха на многодневке, которая пройдет на этой неделе.
Велленс «Тур Польши» и вовсе выиграл. Было это в 2016-м году. Важно заметить, что погодные условия тогда были просто ужасными, один из этапов даже был отменен. Велленс прекрасно чувствует себя в дождь и при низких температурах. В этом же году погода должна быть в порядке.

До главного старта Карапаса еще далеко. В октябре он собирается защищать свой титул победителя «Джиро д'Италия». На прошлой неделе он весьма средне проехал «Вуэльту Бургоса», но нельзя сбрасывать со счетов гонщика такого уровня.

Итальянец Дайнезе – спринтер, действующий чемпион Европы в групповой гонке среди молодежи. Самый быстрый спринтер из тех, кто дебютировал в профессионалах в этом сезоне.


Прогноз

Предположим, что Акерманн, Якобсен и Груневехен выиграют по одному этапу для спринтеров. Мезгец опять победит на третьем этапе, а четвертый этап достанется Йейтсу.

Общий зачет

1) Йейтс, 2) Фульсанг, 3) Эвенепул.
Made on
Tilda