07.07.2021

Tour de France 2021: Бритые ноги на лысой горе

Превью 11-го этапа «Тур де Франс» со знаменитой горой Ванту
«Большая Петля» добралась до экватора. Сегодня пройдет 11-ый этап из 21. И это будет не какой-то там проходной день, участники гонки поднимутся на Мон Ванту – одну из самых легендарных гор мирового велоспорта. Гору, которая сильно отличается от всех остальных.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.

История

Географически Мон Ванту относят к Альпам, но рядом с ней нет других заметных вершин, поэтому гора будто возвышается над всем, что есть вокруг.

У Мон Ванту есть два прозвища, которые отлично ее характеризуют – Провансальский гигант и Лысая гора. Ванту располагается на территории департамента Воклюз (регион Прованс – Альпы – Лазурный Берег), на верхней ее части практически нет никакой растительности и дуют сильные ветра. На вершине расположена метеорологическая станция.

Гора манила людей еще несколько тысячелетий назад. Принято считать, что первые люди добрались до вершины еще во времена первобытного общества. В свое время Мон Ванту была засажена деревьями, но в средние века началась активная вырубка леса на верхней части горы. В основном деревья рубили для нужд судостроитель морского порта в Тулоне, расположенного относительно недалеко от Мон Ванту.

На вершину горы можно подняться по трем разным дорогам. С юга от Бедуэна (21,4 км; 7,6), с запада от Малосена (21,2 км; 7,2%) и с юго-востока от Со (25,7 км; 4,5%).
Чаще всего карабкаются по самой сложной дороге, от Бедуэна. От Малосена в рамках «Тура» поднимались всего один раз. Пологий вариант от Со не использовали вообще никогда, сегодня случится премьера.

Гора Ванту появилась на «Большой Петле» в 1951-м году. Всего на нее поднимались 16 раз, десять раз на вершине проходил финиш этапа. В 1951-м Ванту была промежуточным перевалом, первым в истории велоспорта ее покорителем стал греческий француз Люсьен Лазаридес.

В 1958-м году гора впервые принимала финиш этапа, это была 21-километровая горная «разделка» из Бедуэна до вершины Ванту. Выиграл тогда знаменитый люксембуржец Шарли Голь.

В 1967-м во время восхождения на Ванту от гипертермии и использования амфетамина умер известный британский гонщик Том Симпсон. Этапы на вершине горы в разные годы выигрывали Раймон Пулидор, Эдди Меркс, Бернар Тевене, Жан-Франсуа Бернар («разделка»), Марко Пантани, Ришар Виранк (отрыв), Хуан-Мануэль Гарате (отрыв), Крис Фрум и Томас де Хендт (отрыв).

Последний раз в качестве промежуточного перевала Ванту проходили в 1994-м году. Тогда в рамках 15-го этапа высокорослый итальянец Эрос Поли был в сольном отрыве. Пелотон недооценил Поли и дал ему слишком большое преимущество. Лидер так и добрался до вершины горы впереди и через 44 километра финишировал первым в Карпантрасе.

Побеждал на Ванту и российский гонщик, правда не на «Тур де Франс». Денис Меньшов дважды выигрывал на Провансальском гиганте, но только в рамках «Критериум Дофине». Александр Бочаров был в отрыве вместе с Виранком в 2002-м году и занял второе место.

Самые известные этапы с восхождением на Ванту: 1) 12-ый этап в 2000-м году, когда Пантани и Армстронг добрались до вершины вместе и американец не стал бороться с итальянцем за победу. 2) 12-ый этап 2016-го года, когда до вершины не поднимались из-за очень сильного ветра. Де Хендт победил на финише, который устроили на шесть километров ниже пика, у горнолыжной станции Шале Райнер, а Крис Фрум устроил легендарную пробежку после завала.
C 2019-го года проводится однодневка Mont Ventoux Dénivelé Challenge (категория 1.1), которая финиширует на вершины горы. В прошлом году ее выиграл Александр Власов, в нынешнем сезона победил колумбиец Мигель Анхель Лопес.

Рекорд восхождения на вершину со стороны Бедуэна установил баск Ибан Майо. В рамках «разделки» во время «Критериум Дофине» он преодолел гору за 55.51.


Маршрут

Сорг – Малосен (198,9 км). Набор высоты – 4600 метров.

Сегодняшний этап начнется в Сорге, а финиширует в Малосене. Ни в том, ни в другом городе этапы «Тур де Франс» никогда не начинались и не заканчивались.
Впервые в истории «Большой Петли» на Ванту поднимутся сразу два раза в рамках одного этапа. Сначала с пологой стороны от Со, затем по традиционной дороге от Бедуэна. В районе Шале Рейнара две дороги (от Со и Бедуэна) соединяются в одну.

Финишируют, первый раз с 1994-го года, не на пике Ванту, а после спуска с него, в Малосене. От вершины горы до конца этапа будет оставаться 22 километра. Почти вся эта дистанция – «даунхилл», в техническом плане средней степени сложности.

В начальной фазе этапа участники проедут два подъема четвертой категории, а также подъем первой категории Коль де ла Лигьер (9,3 км, 6,7%).

Промежуточная премия находится на отметке 40,2 километра. Бонусная точка с бонификационными секундами на вершине второго Мон Ванту, через 176,9 километра после старта.


Погода

В Сорге и Малосене ожидается 28 градусов по Цельсию. В Со и Бедуэне 25-28 градусов, на вершине Ванту метеорологи прогнозируют 17-18 градусов. Вероятность дождя – не более 15-20%. Ветер: 3-4 метра в секунду. На разных участках дуть будет в спину или в лицо, на самой Ванту обещают преимущество боковой ветер.


Отрыв или Погачар?

Тадей Погачар выглядит непобедимым. Во всяком случае пока. Австралиец Бен О'Коннор – единственный, кто проигрывает словенцу меньше пяти минут, да и то, только благодаря отрыву.

Учитывая силу, которую показал словенец на первых двух этапах в горах, вряд ли какая-то другая команда захочет акцентировано догонять ранний отрыв. Все понимают, что фаворитом будет Погачар.

Сегодня вроде не должно быть дождя, который так любит словенец, но трудно представить себе, что кто-то сумеет отцепить его даже в сухую погоду. На всякий случай у Погачара припасен сильный спринтерский рывок, за счет которого он может одержать победу на финише, если не сбросит с колеса своих конкурентов.

Будет ли UAE – Team Emirates догонять отрыв, чтобы обеспечить Погачару победу на этапе? Вряд ли. До конца «Большой Петли» еще слишком много времени, чтобы тратить дополнительные силы в данной стадии гонки.
Скорее всего, мы увидим сегодня победу отрыва с сильными горными гонщиками, которые при этом не несут угрозу Погачару в общем зачете.

Возможно, активность постарается проявить Ричард Карапас. На предыдущих этапах он неоднократно атаковал, но каждый раз его догоняли конкуренты. Вряд ли эквадорец может отцепить Погачара, однако он способен сбросить с колеса некоторых других гонщиков, которые ведут борьбу за призовые места в генеральной классификации.


Фавориты

Кто может выиграть этап из отрыва?

Нужно иметь в виду, что впереди может оказаться довольно разношерстная компания, а не только топ-горняки, которые далеко отстали от Погачара. На первых 70 километрах всего два подъема четвертой категории, если отрыв сформируется на этом участке, то в нем окажется только часть горных гонщиков, желающих побороться за победу. Но если отрыв уедет на подъеме первой категории, то в нем будут практически все горовосходители, которых изначально ждут впереди.

Всех претендентов мы разделим на две категории: 1. претенденты на этап, которые хотят выиграть гороховую майку лучшего «горняка»; 2. претенденты только на этап.


Гонщики, которые борются за горную майку

Найро Кинтана (Team Arkea Samsic), Майкл Вудс (Israel Start-Up Nation) и Ваут Пулс (Bahrain – Victorious)

Найро Кинтана, Майкл Вудс и Ваут Пулс были в отрывах на восьмом и девятом этапах, но победить не сумели. Они гонятся сразу за двумя зайцами, рискую остаться ни с чем. Сейчас Кинтана лидирует в горной классификации и едет в гороховой майке, Вудс занимает второе место, а Пулс идет третьим.

Майкл Вудс
был близок к победе на восьмом этапе, в какой-то момент он даже вез соперникам больше минуты, но на последнем подъеме дня, знаменитом Коль де ла Коломбьер, его сначала догнал, а потом сбросил Дилан Тейнс. Канадец оказался в одной группе с Ионом Изагирре и Тадеем Погачаром, финишировав в итоге третьим.

На следующий день Вудс снова уехал вперед, но выступил менее удачно. Кинтана набрал больше очков, а самого канадца накатила основная группа.
Найро Кинтана на восьмом этапе провалился и набрал относительно небольшое количество очков. На следующий день колумбиец оказался более продуктивен. Он был первым на вершине перевала высшей категории Коль дю Пре.

Перед финишным восхождением к Тиню знаменитый колумбиец лидировал вместе с Беном О'Коннором и Серхио Игитой. Казалось, что представитель Team Arkea Samsic сумеет побороться за победу, но темп О'Коннора оказался для него слишком высоким, да и за активность на предыдущих подъемах пришлось расплачиваться.

На девятом этапе Кинтана занял только 11-е место. Сегодня он может выступить успешнее.
У Ваута Пулса лучше получился восьмое место. На нем голландец долго ехал впереди, собрал больше всего очков, финишировал пятым и на день перехватил гороховую майку.

На следующем этапе гонщик Bahrain – Victorious хорошо проявил себя на первых подъемах. На перевале первой категории Коль де Сези голландец взял максимальные очки, опередив Кинтану, но в дальнейшем усталость стала сказываться. Пулс отстал от лидеров даже раньше Вудса и опустился с первого на третье место в горном зачете.

Сегодня Пулс вновь должен быть впереди и бороться за все сразу – гороховую майку и победу на этапе.
Гонщики, которым нужен только этап

Саймон Йейтс (Team BikeExchange), Жулиан Алафилипп (Deceuninck – Quick Step), Мигель Анхель Лопес (Movistar Team) и многие другие

Это гораздо более обширная группа. В нее входят горовосходители, которые в предыдущие дни желания бороться за гороховую майку не показывали, даже если ехали в отрывах.

Саймон Йейтс приехал на «Тур» сразу после своего призового места в общем зачете «Джиро». Англичанин изначально заявлял, что во Франции на генеральную классификацию он не претендует, его цель – отдельные этапы. Такое расписание у него было и в 2019-м году, когда он выиграл на «Большой Петле» два этапа.

Йейтс был в отрывах на седьмом и восьмом этапах, ближе к победе он был во втором случае. Седьмой этап имел преимущество холмистый рельеф, подъемы были короткими. Бороться на таком рельефе с Матеем Мохоричем, Ваутом ван Артом и Матье ван дер Пулом Йейтс не сумел, он занял только 14-е место. На восьмом этапе Саймон снова уехал вперед и получилось заметно лучше. Гонщик Team BikeExchange финишировал шестым.

Есть ощущение, что форма Йейтса постепенно улучшается. У него прекрасный шанс выиграть один из оставшихся горных этапов. Почему бы не сделать это сегодня?
Жулиан Алафилипп провалился на восьмом и девятом этапах. На девятом он какое-то время ехал в отрыве, но в итоге финишировал в группетто, которая едва вписалась в лимит.

Столь неудачному выступлению француза легко найти объяснение. Восьмой и девятый этапы были дождевыми, а он очень не любит гоняться в таких условиях. Не получается. Во время девятого этапа Алафилиппу даже пришлось останавливаться, чтобы срочно утеплиться, начинали замерзать руки.

Сегодняшняя погода подойдет Алафилиппу куда больше. В хорошую погоду он может быть одним из лучших горовосходитель в пелотоне, пусть даже не каждый день, а на отдельных этапах.

На Мон Ванту француз может реабилитироваться за неудачи последних дней.
Мигель Анхель Лопес начинал гонку в качестве одного из претендентов на призовые места общего зачета, но стартовая неделя получилась для представителя Movistar Team просто катастрофической.

Уже в первые дни колумбиец стал терять время из-за завалов. Яркого выступления на восьмом и девятом этапах тоже не получилось. Сейчас в генеральной классификации Лопес уже очень далеко. Теперь ему остается помогать партнеру по команде Энрику Маса и бороться за победу на отдельных этапах.

Незадолго до старта «Тура» Лопес с огромным преимуществом победил на Mont Ventoux Dénivelé Challenge, причем на этой гонке тоже поднимались на Ванту дважды. Сначала от Со, а потом от Бедуэна. Все как сегодня.
Сможет повторить?


Прогноз

Предположим, что этап выиграет Саймон Йейтс. Тадей Погачар в очередной раз сбросит своих соперников по общему зачету и финиширует впереди них.
Made on
Tilda