Все, что нужно знать об одной из пяти главных классик велоспорта
Завтра большой день для шоссейного велоспорта. Будет «Милан – Сан-Ремо» – однодневная гонка, которая традиционно идет первой в сезоне среди монументальных классик, по крайней до тех пор пока «Страде Бьянке» не добавили в элитный клуб. Сегодня мы расскажем вам все, что нужно знать об этой легендарной велогонке.
Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.
История
Впервые «Милан – Сан-Ремо» была проведена в 1907-м году. Первое издание было организовано по инициативе спортивного общества Сан-Ремо и при поддержке ведущего итальянского спортивного издания «Гадзетта делло спорт». Гонка проходила в тяжелых погодных условиях, победителем стал француз Люсьен Пети-Бретон, представлявший команду «Пежо».
В 1910 году погода была еще хуже и на финише классифицировалось всего четыре гонщика, а победителем опять стал француз, на сей раз Юджен Кристоф. Надо сказать, что уже в первые годы своего существования «Милан – Сан-Ремо» стала очень престижной и побороться за победу на ней приезжали сильные иностранные гонщики.
Гонка не проводилась всего три раза, в 1916-м и 1944-1945-м годах. Заметим, что в период с 1914-го по 1950-ый годы итальянцы не выиграли всего одно издание «Ла Классичиссимы», а в период с 1954-го по 1970-ый годы ситуация изменилась, и хозяева гонки ни разу на ней не побеждали. В наши дни итальянцам снова приходится непросто, с 2006-го по 2024-ый они выиграли свой монумент всего один раз, в 2018-м победу одержал Винченцо Нибали.
Чаще других на «Милан – Сан-Ремо» выигрывал легендарный Каннибал из Бельгии Эдди Меркс, на его счету семь побед. В период с 1918 по 1928-й шесть раз гонку выигрывал итальянец Костаненте Джирарденго. По четыре победы на «Ла Классичиссиме» у Джино Бартали и Эрика Цабеля, трижды успех праздновали Фаусто Коппи, Роджер де Фламинк и Оскар Фрейре. В общей сложности итальянцы выигрывали родную классику 51 раз, 23 победы у Бельгии, 14 у Франции.
Представители стран бывшего СССР «Милан – Сан-Ремо» никогда не покоряли. В 1999-м первым был Андрей Чмиль, но на тот момент он выступал за Бельгию.
Последняя снежная версия «Милан – Сан-Ремо» прошла в 2013 году, тогда из-за причуд погоды гонка даже была остановлена и сокращена на 50 километров.
В последние пять лет итальянскую классику выигрывали Ваут ван Арт (2020), Яспер Стейвен (2021), Матей Мохорич (2022), Матье ван дер Пул (2023) и Яспер Филипсен (2024).
Маршрут соревнований за многолетнюю историю почти не менялся. Сначала гонка была абсолютно равнинной, но в 1960-м году непосредственно перед финишем в Сан-Ремо в ее маршрут был включен подъем Поджо, а в 1982-м году появилось восхождение на Чипрессу.
В начале XXI века организаторы пытались сделать гонку еще более сложной, в 2008-м году в маршруте появился подъем Ле Мани. В 2014-м году организаторы решили отказаться от восхождения на Ле Мани, но включить в гонку подъем в коммуне Помпеяна, причем этот подъем должен был располагаться близко к финишу, между Чипрессой и Поджо. Холм в Помпеяне был сложным и фактически лишал спринтеров всех шансов, но в конечном счете новый подъем в маршрут «Милан – Сан-Ремо» так и не попал. Перед гонкой в 2014-м восхождение на гору стало невозможным из-за оползней, а в дальнейшем от идеи с Помпеяной полностью отказались.
На данный момент «Милан – Сан-Ремо» является самой длинной однодневной гонкой мира, ее протяженность почти 300 километров. В 2020-м году из форс-мажорных обстоятельств проехали даже больше – 305 километров.
Маршрут
Павия – Сан-Ремо (289 км)
Общая протяженность «Ла Классичиссимы» в этом году – 289 км, это на километр больше, чем в прошлом году, но на пять километров меньше, чем в 2023-м. Старт второй год подряд принимает Павия – южный пригород Милана. Общий набор высоты – 2150 метров.
После старта в Милане гонщики направятся в южном направлении, прямо к побережью Лигурийского моря. Первая часть дистанции по рельефу достаточно простая.
Примерно через 120 километров после старта начнется очень пологое восхождение на Пассо дель Туркино. Только на последних двух километрах восхождения градиент будет превышать 2-3%.
Примерно через 12 километров после подъема участники окажутся на побережье и больше прибрежную зону уже не покинут, они поедут в юго-западном направлении, в сторону Сан-Ремо.
Только через 235 километров после старта в Милане гонщики столкнутся с новыми трудностями рельефа, на сей раз это будут три коротких и не слишком тяжелых подъема - Капо Меле, Капо Черва и Капо Берта. Подъемы простые, но небольшой просев в пелотоне может начаться уже на них.
Представители команд, которые не хотят спринтерского финиша из большой группы, должны взвинтить темп уже на этом участке гонки. Вершины трех подъемов будут находиться на отметках 237,4; 242,3 и 250,1 км.
Решающая стадия гонки наступит через 262 километра после старта в Милане. Именно на этом участке начнется восхождение на самый тяжелый подъем дня – на Чипрессу. Протяженность подъема 5,6 км, а средний градиент 4,1%. Последние два километра Чипрессы пологие, там средний градиент на уровне 2%, а вот первые три с половиной километра имеют градиент 5%. На вершине Чипрессы до финиша останется 21,7 километра.
Спуск с Чипрессы короткий, но сложный, после его окончания последует 9-километровый равнинный участок и последнее горовосхождение дня, на сей раз на холм Поджо.
Протяженность Поджо – 3,7 км, средний градиент – 3,7%. Самый тяжелый участок подъема находится примерно в километре от его вершины, там градиент достигает 8%. Последние 700 метров Поджо пологие, градиент на уровне 2%.
От вершины Поджо до финиша всего пять с половиной километров, которые займут опасный спуск и двухкилометровый равнинный участок.
Финиш традиционно расположен на улице Виа Рома, хотя в начале XXI века гонка на протяжении пяти лет финишировала на набережной Сан-Ремо. Вызвано это было дорожными работами на Виа Рома. Последний поворот расположен за 700 метров до финиша.
Погода
Завтра во время гонки ожидается 10-14 градусов тепла. Вероятность дождя – 25%. Ветер на второй половине дистанции преимущественно попутный, 4-6 метров в секунду (средней силы).
Главные герои
Тадей Погачар (UAE Team Emirates – XRG)
Лучший велогонщик мира Тадей Погачар уже покорил большинство самых престижных однодневных гонок мира, но «Милан – Сан-Ремо» все еще остается дырой в его достижениях. Остается по понятным причинам – гонка не самая сложная по рельефу, поэтому словенцу очень сложно использовать свой главный козырь – атаку на подъемах.
В 2022-м Погачар занял пятое место, в 2023-м был четвертым, а в 2024-м финишировал третьим. С каждым годом победа все ближе, не только из-за динамики результатов, но и общего впечатления от выступления словенца.
В 2023-м словенец выдал серию атаку на Поджо, но уехать не смог. В итоге от всех оторвался Матье ван дер Пул, а Погачар закончил гонку в следующей группе вместе с Филиппо Ганной и Ваутом ван Артом. В 2024-м команда словенца была не на высоте, из-за этого темп восхождения на Чипрессу оказался недостаточно высоким. У подножья Поджо лидирующая группа была еще очень большой. Погачар все равно атаковал, причем довольно успешно. Зацепился за словенца только ван дер Пул, на спуске минимальное отставание закрыли и другие гонщики. В итоге все свелось к разборке группы, в которой было 12 гонщиков.
За счет чего Погачар собирается в этом году победить? В первую очередь за счет того, что его команда планирует не повторить свою прошлогоднюю ошибку. Начать важное восхождение на Чипрессу в голове пелотона и задать на подъеме очень высокий темп. Говорят, что план UAE Team Emirates – XRG – взобраться на Чипрессу быстрее, чем за девять минут. Причем рекорд восхождения в гоночном режиме стоит аж с 1996-го года и равен 9.19.
Многие эксперты спорят о том, на каком подъеме должен атаковать Погачар. В 2023-м и 2024-м он ждал более простого Поджо и оторваться в итоге не смог. Большое количество людей считает, что атаковать словенцу нужно уже на Чипрессе, но успешных атак на Чипрессе в XXI веке (с доездом до финиша впереди), вообще не было. После Чипрессы некоторые команды могут организоваться в голове группы преследования на равнинном куске. Если Погачара накатят, то сил на успешное ускорение на Поджо уже точно не будет.
Photo: ANSA
В заявке UAE Team Emirates – XRG на гонку: Погачар, Велленс, Нарваес, Дель Торо, Политт, Новак и Ланген.
Очевидно, что Вегард Стаке Ланген будет работать в голове пелотона на первых 230 километрах. На Капо Меле, Капо Берте и Капо Черве включаться, скорее всего, должен Домен Новак. Нилс Политт должен вывести Погачара и других гонщиков в голову пелотона перед штурмом Чипрессы, когда все будут лезть вперед и темп должен быть очень высоким.
Дель Торо, Велленс и Нарваес – помощники на ключевых холмах. Первым из них на Чипрессе, вероятно, включится мексиканец Исаак Дель Торо.
Сбудется ли тактический план арабской команды и сможет ли Погачар впервые выиграть «Ла Классичиссиму» и сделать еще один шаг к статусу величайшего в истории? Узнаем уже завтра.
Матье ван дер Пул (Alpecin – Deceuninck)
На роль величайшего в истории, как Погачар, Матье ван дер Пул вряд ли претендует, но он уже точно один из самых успешных однодневных гонщиков XXI века. Список его достижений уже почти на уровне Фабиана Канчеллары и Тома Боонена. У голландца шесть побед на монументальных классиках, титул чемпиона мира и ряд других весомых достижений.
Свою «Ла Классичиссиму» Матье выиграл в 2023-м. Легко удержался после атак Погачара на Поджо, потом сам успешно рванул, в фирменном стиле прошел спуск и сольно финишировал на Виа Рома – классическая победа в доминирующем стиле.
В 2024-м Матье оказался единственным гонщиком, сумевший сдержать напор Погачара на Поджо. После спуска голландец исполнил роль «грегари» и сработал на спринт своего партнера по Alpecin – Deceuninck Яспера Филипсена.
В этом году ван дер Пул открыл шоссейный сезон на валлонской однодневке «Ле Самейн», которую он выиграл на классе. Дальше была «Тиррено – Адриатико», на которой голландец остался без побед на отдельных этапах, но было видно, что он на ходу – форма хорошая. На своем рельефе он выглядел прилично.
Photo: Getty Images
Вместе с Филипсеном ван дер Пул образовывал великолепный дуэт фаворитов на «Милан – Сан-Ремо». Матье мог уезжать на Поджо сам или вместе с Погачаром. При случае даже садится на колесо словенца и ограничивать его. Филипсен же был достаточно силен, чтобы удерживаться в группе ближайших преследователей и выигрывать гонку в случае спринта.
Эта формула имела хороший шанс сработать и в этом году, но ситуацию для Alpecin – Deceuninck испортил завал, в которой Филипсен попал в среду, прямо перед «Ла Классичиссимой», на последнем километре бельгийской однодневки «Нокере Курсе». На момент написания этой статьи еще нет точной информации, будет ли Филипсен защищать свой титул?
Для Матье ситуация в любом случае не сильно изменилась. Самый реалистичный вариант для него – отъезд вместе с Погачаром. В спринте против словенца у голландца будут хорошие шансы на успех. Вряд ли ван дер Пул может уехать от Погачара сам, как это произошло в 2023-м году. Все-таки Погачар с тех пор сильно улучшился.
Другой вариант, гораздо более неоднозначный – лидирующая группа из нескольких гонщиков на последних километрах (включая Мадса Педерсена или Филиппо Ганну). При таком расклада шансы Матье немного снижаются, но все равно остаются весьма высокими.
Увидим!
Яспер Филипсен (Alpecin – Deceuninck)
Яспер Филипсен выиграл свою первую монументальную классику ровно год назад. Он финишировал первым на Виа Рома, уверенно забрав спринт из группы, в которой было 12 гонщиков.
Удержался в числе лучших на Поджо, потом его группа накатила ван дер Пула и Погачара, а ван дер Пул помог свести финиш к спринту, там уже сам Филипсен выполнил свою работу на пять из пяти. Классический вариант победы спринтера широкого профиля на «Ла Классичиссиме».
Победа Филипсена на «Милан – Сан-Ремо» была вполне закономерной. Он и без нее не раз доказывал, что он очень сильный однодневный гонщик и ограничиваться спринтом на этапах многодневок он не собирается. Чего хотя бы стоят два вторых места на «Париж – Рубе».
Photo: Alpecin – Deceuninck
На старте нынешнего сезона казалось, что Яспер хорош как никогда. Он занял третье место на «Омлооп Хет Ниувслблад» и выиграл «Кюрне – Брюссель – Кюрне», в 2024-м он провалил эти гонки. Важные даже не сами места, было видно, что Филипсен очень уверенно чувствует себя на холмах.
В этот раз он решил пропустить «Тиррено – Адриатико», на которой он выступал в 2024-м. В среду на «Нокере Курсе» Филипсен выглядел сильнейшим участником гонки, но на последних километрах собралась большая группа, а при подготовке к спринту бельгиец жестко упал на асфальт.
Переломов у Филипсена нет, но пострадал он серьезно. После этого сразу появилось два вопроса – стартует ли он на «Ла Классичиссиме»? А если и стартует, то сможет ли быть конкурентоспособным, ободрался в завале он очень прилично.
Мадс Педерсен (Lidl – Trek)
29-летний экс-чемпион мира Мадс Педерсен в последние три года не вылезает на «Милан – Сан-Ремо» из топ-6, но еще ни разу не финишировал на пьедестале.
В 2022-м он занял шестое место, закончив гонку в небольшой группе, преследовавшей Матея Мохорича. В 2023-м снова шестой, в этот раз он оказался в группе, которая доехала вслед за ван дер Пулом, Ганной, ван Артом и Погачаром. В 2024-м новый спринт из небольшой группы, но уже четвертое место.
В данный момент датчанин находится в великолепной форме. Дело даже не в том, что он выиграл этап «Париж – Ниццы» и зачет лучшего по очкам, а в том, что он великолепно смотрелся на подъемах в рамках этой французской многодневки. Причем на довольно длинных подъемах. Он даже умудрился один раз финишировать в элитной группе генеральщиков на вершине горы первой категории.
Photo: BELGA MAG/AFP via Getty Images
Многие считают, что в этом году Педерсен наконец сможет удержаться на Поджо вместе с Погачаром и ван дер Пулом. Он был близок к этому в прошлые годы, но чуть-чуть не хватало.
Тактический рисунок Lidl – Trek должен напоминать тактику Alpecin – Deceuninck, принесшую ей победу в 2024-м. Есть один гонщик, который может участвовать в разборках атакующих гонщиков. У Alpecin – Deceuninck это Матье, у Lidl – Trek Педерсен.
Также есть спринтер на тот случай, если после Поджо соберется достаточно большая группа, состоящая из 10-25 гонщиков. У Alpecin – Deceuninck это Филипсен, а у Lidl – Trek Джонатан Милан.
Шансы Lidl – Trek выглядят менее предпочтительными в силу того, что Филипсен уже доказал свою состоятельность на больших монументах, а Милану только предстоит это сделать. Теоретически Милан может удержаться в относительно небольшой группе, но на практике этого еще не было. Филипсен мог бы это сделать наверняка, если бы не травмировался.
Похожая ситуация с ван дер Пулом и Педерсеном. Ван дер Пул в атакующем сценарии уже всем все доказал. Он один из двух главных кандидатов на победу. Педерсену еще предстоит доказывать, но разрыв в паре ван дер Пул – Педерсен незначительный.
В чистом спринте Педерсен в этом году выглядит не слишком убедительно, но спринт на этапе многодневки и спринт на монументальной классике – разные вещи. Посмотрим, что получится завтра.
Филиппо Ганна (INEOS Grenadiers)
Филиппо Ганна – неоспоримая звезда гонок с раздельным стартом, уже на протяжении многих лет. Примерно столько же лет о нем говорят, как о потенциальной звезде однодневок, но тут все складывается гораздо тяжелее.
У Ганны за всю профессиональную карьеру на шоссе нет НИ ОДНОЙ победы на однодневных гонках. Вообще. Даже на скромных по уровню. Но надо признать, что «Милан – Сан-Ремо» в этом плане для Ганны не так безнадежна.
Photo: INEOS Grenadiers
В 2023-м итальянец зарубился с суперзвездами, очень мощно смотрелся на Поджо и в итоге проиграл только ван дер Пулу, финишировав впереди ван Арта, Погачара, Педерсена и других.
В 2024-м итальянец был в числе тех гонщиков, которые накатили ван дер Пула и Погачара на спуске с Поджо. Он снова был в числе тех, кто должен был разыграть призовые места, но потом произошла поломка, которая лишила Ганну всех шансов. В итоге он заметно финишировал 40-м.
Сейчас Ганна находится в хорошей форме. На «Тиррено – Адриатико» он убедительно выиграл разделку, хорошо смотрелся на холмистом рельефе и даже неплохо отдержался на тяжелой и довольно длинной горе. Наградой итальянцу стало второе место в общем зачете. Так высоко на многодневках Мирового тура Ганна еще не поднимался, но надо отметить, что маршрут «Тиррено – Адриатико» в этот раз был проще предыдущих изданий гонки.
Кажется, что Ганна на ходу. Будет удивительно, если он не сможет претендовать на призовые места «Ла Классичиссимы». Спринт из небольшой группы может быть неплохим вариантом для итальянца, в 2023-м он очень убедительно расправился в такой ситуации с ван Артом и Погачаром.
Том Пидкок (Q36.5 Pro Cycling Team)
Да, Том Пидкок – двукратный олимпийский чемпион по маунтинбайку и главная звезда этого вида спорта, но будет неправильным не признать, что его карьера на шоссе, да и в велокроссе в последние годы застопорилась. Шоссейной звездой в INEOS Grenadiers миниатюрный британец так и не стал. Монументов не выигрывал, чемпионат мира не брал, на многодневках в общем зачете практически не отмечался.
За четыре года на шоссе в составе INEOS Grenadiers набралось всего пять побед. На хороших гонках, но это все равно чудовищно мало, особенно на фоне звезд.
В INEOS Grenadiers росло внутреннее напряжение из-за того, что результаты Пидкока не соответствовали его очень высокой зарплате. Эпопея с его возможным переходом в другую команду продолжалась несколько месяцев и закончилась переходом в швейцарскую Q36.5 Pro Cycling Team. Это команда не имеет прописки Мирового тура, зато она дала Тому чемодан денег. Говорят, что в Q36.5 Пидкок будет зарабатывать даже больше, чем в INEOS.
Photo: BBC Sport
На старте 2025-го Пидкок сразу же выиграл «Тур Саудовской Аравии», но эта гонка не собрала сильный состав участников. Гораздо более ценным оказалось второе место на «Страде Бьянке», на которой британец атаковал даже раньше Погачара и долгое время пытался с ним бороться. В карьере Пидкока была победа на «Страде Бьянке», но добыта она была в напряженной борьбе с соперниками, которые не идут ни в какое сравнение с нынешним Погачаром. В этот раз Том был вторым, но он был заметно сильнее всех, кроме победителя.
После «Страде Бьянке» последовало впечатляющие выступление на «Тиррено – Адриатико», на которой Том занял второе место на двух этапах, в том числе на самом тяжелом с горным финишем.
Пидкок в хороших кондициях. Проблема в том, что выиграть «Милан – Сан-Ремо» все равно будет очень сложно. Вряд ли он может сбросить всех сольно на Поджо. Этот подъем недостаточно сложный для него. Он очень хороший даунхиллер, но все фавориты отлично знают спуск с Поджо. Они проходили его десятки, если не сотни раз. Пидкок хорош в спринте, но на фоне ван дер Пула или даже Педерсена с Ганной он смотрится менее выгодно.
В общем, Пидкок сейчас красавец, но шансы не очень большие.
Джонатан Милан (Lidl – Trek) и Олаф Коой (Visma – Lease a Bike)
Мы решили объединить Джонатана Милана с Олафом Кооем и написать о них вместе. Да, они выступают в разных командах, но их ситуация во многом схожа. Оба они являются великолепным чистыми спринтерами, особенно это касается Милана. У обоих пока нет достижений на больших однодневных классиках, но потенциал заметен. Обоих на «Ла Классичиссиме» устроит схожий сценарий – массовый спринт из достаточно большой группы.
Трудно поверить, что в эпоху Погачара до финиша «Милана – Сан-Ремо» впереди доедет группа, в которой окажется больше 15-20 гонщиков, но даже в такой небольшой группе молодые итальянец и голландец вполне могут оказаться. Кто знает, может у одного из них будет очень хороший день.
Photo: Sirotti
Коой вполне хорош на холмистом рельефе и еще в прошлом году занял на «Милан – Сан-Ремо» вполне сносное 14-е место. В активе голландца есть медаль чемпионата Европы в групповой гонке и победа на однодневке Мирового тура BEMER Cyclassics, на финише которой он опередил как раз Милана.
Недавно голландец выиграл достаточно тяжелый этап «Тиррено – Адриатико», сумев удержаться в основной группе и решив все в спринте.
Забавно, что Коой, как и Милан, мог оказаться второй опцией своей команды на «Ла Классичиссиме», но у Visma – Lease a Bike Ваут ван Арт не стартует, а вот у Lidl – Trek Мадс Педерсен в составе есть.
Букмекеры оценивают шансы Милана гораздо предпочтительнее шансов Коой, в действительности же они должны котироваться примерно равнозначно. Тут все-таки 300 километров, а не классический этап многодневки, на котором Милан действительно предпочтительнее.
Все остальные
Среди остальных участников можно выделить: победителя 2022-го года Матея Мохорича (Bahrain – Victorious), трекратного призера гонки Майкла Мэттьюза (Team Jayco – AlUla), прошлогоднего победителя спринтерского зачета «Тур де Франс» Биньяма Гирмая (Intermarche – Wanty), специалиста холмистого рельефа с хорошим финишем Максима ван Хильса (Red Bull – BORA – hansgrohe), датчанина Магнуса Корта Нилсен (Uno-X Mobility), голландца Рика Плеймерса (Tudor Pro Cycling) и француза Акселя Зингле (Visma – Lease a Bike).
Вряд ли Мохорич сможет выиграть «Ла Классичиссиму» второй раз за счет атаки на спуске, а другого варианта у него похоже нет. Мэттьюз на больших классиках часто бывает где-то рядом, но никогда не побеждает. Вряд ли ситуация изменится, когда австралийцу исполнилось уже 34 года. В случае с Гирмаем основные вопросы возникают к нынешним кондициям эритрейца.
Прогноз
1.Тадей Погачар, 2.Матье ван дер Пул, 3.Филиппо Ганна