02.10.2020

Розовое безумие: Giro D'Italia 2020

Основная информация об истории, маршруте и правилах
Завтра начнется одно из главных зрелищ в мире велоспорта – «Джиро д'Италия». Организаторы сумели решить все проблемы связанные с COVID-19 и готовы к приему сильнейших гонщиков мира. Старт пришлось перенести из Венгрии на Сицилию, но маршрут ключевых этапов от этого никак не пострадал. 103-я по счету «Корса Роза» должна подарить эмоции, сопоставимые с теми, что мы недавно получили на «Тур де Франс».

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
История

Организатором первой «Джиро» выступила легендарная спортивная газета La Gazzetta dello Sport. Один из редакторов газеты Тулло Морганьи поделился своей идеей с владельцем (Эмилио Костаманьей) и редактором велосипедного отдела (Армандо Кунье). Костаманья был воодушевлен успехом «Джиро ди Ломбардия» и «Милан – Сан-Ремо», которые «Гадзетта» к тому времени уже проводила. Об организации многодневки было объявлено на первой полосе газеты седьмого августа 1908-го года, датой ее проведения был заявлен май следующего года.

В дальнейшем Морганьи, Костаманья и Кунье начали искать деньги на саму гонку, добыть их удалось с помощью общего друга, бухгалтера банка Cassa di Risparmio Примо Боньрани. В поисках спонсоров Боньрани отправился по регионам Италии и через некоторое время ему удалось собрать недостающие деньги. Удивительно, но финансово поддержала гонку даже газета Corriere della Sera, считавшаяся главным конкурентом La Gazzetta dello Sport.

13-го мая 1909-го на старт первого издания «Джиро д'Италия» вышли 127 гонщиков, которые в рамках восьми этапов преодолели 2448 километров. До финиша многодневки добрались только 49 участников, а выиграл ее Луиджи Ганна.

В это трудно поверить, но первые пять лет победитель определялся вовсе не по сумме времени, за которые были преодолены все этапы, а по специальной системе очков. В 1914-м Альфонцо Кальцолари стал первым гонщиком, выигравшим «Джиро» по сумме времени преодоления всех этапов. За два года до этого, в 1912-м, у итальянского гранд-тура не было индивидуального триумфатора, велся подсчет только командного зачета, в котором Atala опередила Peugeot и Gerbi. Не проводилась «Корса Роза» (итал. – розовая гонка) только в периоды Первой и Второй мировых войн, с 1915-го по 1918-ый и с 1941-го по 1945-ый годы.

В 1925-м году в общем зачете впервые победил Альфредо Бинда, ставший в последствии рекордсменом итальянского гранд-тура. В 1927-м году он выиграл 12 этапов из 15! Долгие годы Бинда удерживал рекорды по количеству побед в общем зачете (5), по количеству выигранных этапов (41) и по дням, проведенным в розовой майке лидера (65).
Альфредо Бинда
Только через много лет его рекорд по количеству побед в общем зачете повторили Фаусто Коппи и Эдди Меркс, рекорд по выигранным этапам в 2003-м перехватил Марио Чиполлини (42), а все тот же Меркс с годами набрал 77 дней в Maglia Rosa. В 1930-м La Gazzetta dello Sport даже предложила Бинде 23 тысячи лир, чтобы он давал больше шансов своим конкурентам.

В 1936-м, через три года после последней победы Бинды, «Джиро» первый раз выиграл Джино Бартали – в будущем еще один легендарный гонщик. В общей сложности Бартали становился победителем «Корса Роза» три раза, причем первую и последнюю победу разделяли целых 10 лет.

В 1940-м году многодневку выиграл 20-летний партнер Бартали по команде Legnano Фаусто Коппи. В последствии противоборство Бартали и Коппи стало для «Джиро» знаковым, а Коппи выиграл гонку пять раз. Наверняка они выиграли бы многодневку и большее количество раз, но им не позволила этого сделать Вторая мировая война, из-за которой «Джиро» не проводилась пять лет. Первую и последнюю победу Коппи разделили рекордные 13 лет.
Джино Бартали (слева) и Фаусто Коппи
Первым иностранцем, сумевшим одолеть хозяев гонки и стать победителем общего зачета, в 1950-м году стал швейцарец Хьюго Коблет.

Сильнейший гонщик в истории велоспорта Эдди Меркс одержал свою дебютную победу в генеральной классификации в 1968-м году. Знаменитому итальянцу Феличе Джимонди не повезло попасть в эпоху Меркса. Феличе выиграл «Корса Розу» три раза, а мог выиграть еще раза 2-3, если бы не «Каннибал» из Бельгии.

Во второй половине 70-х и в первой половине 80-х на гонке доминировали итальянцы Джузеппе Саронни и Франческо Мозер, а также француз Бернар Ино. Ино был победителем общего зачета трижды, Саронни два раза, а Мозер всего один, зато итальянцы вдвоем выиграли едва ли не 50 этапов и почти 100 дней владели майкой лидера.

В 1988-м американец Энди Хэмпстен стал первым победителем «Джиро», не представляющим европейскую страну. В XXI веке гонку выиграли еще два гонщика из Америки – канадец Райдер Хешедаль и колумбиец Найро Кинтана.

В 90-х яркий след на «Джиро» оставил пятикратный победитель «Тур де Франс» Мигель Индурайн, легендарный Марко Пантани, его соотечественник Иван Готти, а также россияне Евгений Берзин и Павел Тонков. Индурайн был победителем в 1992-93-м годах, Готти в 1997-м и 1999-м, Пантани выиграл в 1998-м, Берзин в 1994-м, а Тонков в 1996-м.
Марко Пантани (спереди) и Павел Тонков
Уже в начале нового столетия по два раза покоряли общий зачет Паоло Саволделли (2002 и 2005) и Джильберто Симони (2001 и 2003). После них на авансцену вышли прекрасно знакомые современному поколению болельщиков Иван Бассо (2006 и 2010), Альберто Контадор (2008 и 2015), а также Винченцо Нибали (2013 и 2016). Контадор выиграл гонку еще раз, было это в 2011-м, но из-за допингового скандала победа отошла к Микеле Скарпони. Крис Фрум выиграл итальянский гранд-тур в 2018-м и за счет этого оформил «тройную корону» (Giro D'Italia + Tour de France + Vuelta a Espana).

В 2009-м Денис Меньшов повторил достижение Берзина и Тонкова, став третьим русским гонщиком, победившим на «Корса Роза».

Действующим чемпионом является эквадорец Ричард Карапас, но защищать свой титул в этом году он не будет.


Статистика

– Альфредо Бинда, Фаусто Коппи и Эдди Меркс побеждали на «Джиро» по пять раз. Джованни Брунеро, Джино Бартали, Фьоренцо Маньи, Феличе Джимонди и Бернар Ино по три раза.

– Представители Италии выигрывали генеральную классификацию 69 раз, у Бельгии семь побед, у Франции - шесть.

– Наибольшее количество призовых мест – Феличе Джимонди (9).
Феличе Джимонди
– Самый молодой победитель общего зачета – Фаусто Коппи (в 1940-м победил в возрасте 20 лет и 158 дней). Самый возрастной победитель – Фьоренцо Маньи, в 1955-м ему было 34 года и 180 дней.

– Самый молодой победитель этапа – Олимпио Бицци в 1936-м (19 лет и 299 дней), самый возрастной победитель этапа – Джованни Россиньоли в 1920-м (37 лет и 186 дней).

– Чаще других горный зачет выигрывал Джино Бартали, «горным королем» ему довелось быть целых семь раз.

– Франческо Мозер и Джузеппе Саронни – рекордсмены зачета «лучшего по очкам», у обоих по четыре успеха.

– Чаще других на гонке выступал и на ней финишировал итальянец Владимиро Паницца (18 стартов, 16 финишей).

– Максимальный разрыв между первым и вторым место в генеральной классификации был зафиксирован в 1914-м, тогда Альфонцо Кальцолари привез второму призеру почти два часа.

– Минимальный разрыв был в 1948-м, Фьоренцо Маньи выиграл у Эцио Чекки всего 11 секунд. В 1955-м все тот же Маньи опередил Коппи на 13 секунд, а в 1974-м Меркс проехал гонку на 12 секунд лучше Джанбатиста Баронкелли.

– Максимальная протяженность гонки были зафиксирована в 1954-м году - 4337 километров. Минимальная - 2439,6 км в 1912-м.

– Максимальная средняя скорость составила 40,18 км/ч в 2018-м, минимальная – 23,437 км/ч в 1914-м.

– Максимальное количество стартовавших – 298 в 1928-м, минимальное – 49 в 1920-м.

– Максимальное количество финишировавших – 169 в 2009-м, минимальное – 8 в 1914-м.


Giro D'Italia 2020

Изначально планировалось, что нынешняя «Корса Роза» начнется 9-го мая в Будапеште. На территории Венгрии должны были состояться первые три этапа. Планы пришлось менять по всем понятным причинам.

Теперь «Джиро» начинается на Сицилии и пройдет с 3-го по 25-е октября.
На консолидированном графике маршрута нынешнего издания «Джиро д'Италия», можно увидеть профиль всех этапов и понять стратегический рисунок предстоящей гонки.
Одна из главных интриг гонки – состоятся ли без изменений горные этапы на третьей неделе. На 18-ый этап запланировано восхождение на Пассо делло Стельвио (2758 м), а на 20-м этапе на Колле Дель Аньелло (2744 м) и Коль д'Изояр (2360 м).

Остается надеяться, что в 20-х числах октября в Альпах на высотах за 2000 метров не будет выпадать свежий снег и все пройдет так, как запланировано.

Территорию Италии «Джиро» покинет всего один раз на все том же 20-м этапе. Гонщики окажутся во Франции после восхождения на Аньелло и вернутся в Италию после штурма Изояра.

После двухлетнего перерыва «Джиро» вновь завершится в Милане. Последний раз крупнейший город севера Италии был заключительной точкой гонки в 2017-м году.


Структура маршрута

– общая протяженность всех этапов: 3497,9 километра, средняя протяженность этапа 166,5 км;

– три индивидуальные гонки с раздельным стартом общей протяженностью – 64,9 км;

– шесть равнинных этапов;

– семь среднегорных и пять высокогорных этапов;

– шесть этапов будут заканчиваться на вершине подъемов

Чуть подробнее познакомиться с особенностями ключевых этапов можно в нашем старом материале http://gruppetto.ru/giro2020-presentation

Если этого вам будет недостаточно, то вот роудбук со всей подробной информацией.


Призовые майки и немного правил

Лидер общего зачета является обладателем розовой майки (Maglia Rosa). Гонщик, находящийся на первой позиции в классификации по очкам, получает цикламеновую майку (Maglia Ciclamino). «Горному королю» предстоит щеголять в Maglia Azzurra (голубая майка), а лучшему молодому в Maglia Bianca (белая майка).
Победитель общего зачета и его текущий лидер определяется по сумме времени на всех этапах, но по ходу гонки можно получать еще и бонусные секунды, они предусмотрены на всех групповых этапах. За победу на этапе списывают 10 секунд от общего времени, за второе место шесть, за третье – четыре. Бонусные секунды можно заработать и на втором промежуточном финише каждого этапа: за первое место три секунды, за второе – две, а за третье – одна секунда.

Не так давно систему зачисления баллов в «очковую» классификацию изменили так, чтобы ее почти наверняка выигрывали спринтеры. За победу на преимущественно равнинных этапах (этапы категории А и Б) можно получить аж 50 очков (первое место – 50, второе – 35, третье – 25, ... 15 – 1 очко). На этапах средней сложности (категория С) победа стоит 25 очков, а всего очки получают 10 первых на финише. Победителям самых сложных этапов (категория Д и E) достается всего 15 очков. Также очки можно заработать на промежуточной TV премии – 12 очков за первое место и одно очко за восьмое.

В горном зачете есть так называемый подъем Cima Coppi («Чима Коппи»), за первое место на котором начисляется сразу 50 очков. В этом году «Чимой Коппи» станет Пассо делло Стельвио (2758 метров), на который участники поднимутся на 18-м этапе.
Пассо делло Стельвио
Подъемы первой категории максимально дают 40 очков (таких подъемов в маршруте этого этого года 11), первое место на подъеме второй категории оценивается в 18 очков (всего семь подъемов), за третью категорию можно получить девять очков (14 подъемов), а вот восхождения четвертой категории стоят всего три очка за первое место (14 подъемов). Всего в маршруте 102-ой «Корса Розы» будет 47 официальных подъемов различной степени сложности.

В молодежный зачет входят все гонщики, родившиеся после после 31-го декабря 1994-го года, то есть 1995-го года рождения или младше. Всего на этой «Джиро» таких участников будет 51.


Немного статистики 2020-го года

Самый молодой участник 101-ой по счету «Корса Розы» – итальянец Фабио Маццукко из Bardiani – CSF – Faizane, он родился 14-го апреля 1999-го года. Самый возрастной – голландец Питер Веенинг (Trek – Segafredo), дата его рождения: 05.04.1981.

Самая молодая команда уже традиционно Bardiani – CSF – Faizane (средний возраст 24 года и 51 день), самая возрастная Bahrain – McLaren (30 лет и 94 дня).

Чаще других из участников 2020-го года на «Джиро» стартовал Доменико Поццовиво (NTT Pro Cycling), завтра миниатюрный «горняк» начнет свой уже 15-ый итальянский гранд-тур. По количеству финишей лидирует все тот же Поццовиво, а также Эрос Капекки (Bahrain – McLaren) и Адам Хансен (Lotto Soudal) – по 10.

В гонке примут участие три гонщика из России – Ильнур Закарин, Павел Кочетков (оба – CCC Team) и Александр Власов (Astana Pro Team).

По одному представителю у Украины (Марк Падун), Литвы (Игнатас Коноваловас) и Эстонии (Танел Кангерт). От Казахстана должны были стартовать Вадим Пронский и Юрий Натаров, но Astana Pro Team пришлось их заменить из-за контакта с COVID-19.


Это, пожалуй, вся необходимая информация о гонке. Сегодня мы еще опубликуем превью с гонщиками, которые поведут борьбу за общий зачет.

Let the show begin!

Made on
Tilda