Кто такие «колесники» и что с ним делать? Разбираемся
«Когда уж этот колесник будет атаковать?». «Сбрасывать нужно этого колесника, он не заслуживает победу». «Поделом колеснику!» – комментарии такого характера мы достаточно часто видели в наших социальных сетях в последний месяц. Почти всегда они были адресованы Приможу Рогличу. Сегодня мы решили разобраться в том, кто такие эти «колесники», ну и понять самое главное: Роглич – «колесник»? Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
Кто такие «колесники»?
«Колесниками» называют гонщиков, которые отсиживаются на колесе у других, не выходят на первую позицию в группе, чтобы помочь себе и другим. Еще этот термин часто используются по отношению к гонщикам, которые ездят в пассивном стиле, либо вообще не атакуют, либо делают это очень редко.
«Колесников» не уважают гонщики других команд, а еще больше болельщики, которые смотрят трансляцию по телевизору или в интернете. Захотел гоночку посмотреть, включил, чтобы расслабиться и получить удовольствие, а там какие-то «колесники» все портят. Любой бы человек в такой ситуации негодовал.
Казалось бы все просто – «колесники» заслуживают всеобщего порицания, но не все-таки очевидно. Об этом дальше.
Среда обитания «колесников»
Где обитают «колесники»? Они повсюду. Могут ехать в отрыве, могут отсиживаться за спинами своих партнеров по команде в пелотоне, как Роглич.
«Колесником» можно стать в любой момент. К примеру, ехала в отрыве группа из трех гонщиков, все работали слаженно сменами и вдруг за 20 километров до финиша один из трех гонщиков отказывается выходить на смены, мотивируя это самыми разными причинами – закончились силы, в пелотоне есть сокомандники, которые имеют хорошие шансы выиграть гонку и т.д.
В общем, «колесником» совершенно внезапно может стать любой гонщик в пелотоне.
Яркие примеры «колесничества»
«Милан – Сан-Ремо» 2020.
Помните, как Жулиан Алафилипп и Ваут ван Арт уехали от всех на Поджо во время «Милан – Сан-Ремо»? Что произошло дальше? Когда начался заключительный равнинный кусок, за полтора километра до финиша, Алафилипп отказался выходить на смены и ван Арту пришлось ехать на первой позиции до самого конца.
Алафилипп – яркий и атакующий гонщик, но в этом эпизоде он действовал как настоящий «колесник» . Это был тактически ход. Алафилипп как бы давал ван Арту понять – работать я не буду, готов все проиграть, если нас догонит основная группа. Хочешь победить? Будь любезен довези меня до финиша и попробуй выиграть спринт с первой позиции.
Чем все закончилось? Ван Арт сбросил скорость, но не стал ждать пелотон. Он постарался доехать до финиша в комфортном темпе и в итоге выиграл у Алафилиппа близкий спринт. Хэппи-энд.
«Тур де Франс» 2020. Второй этап.
Помните, как Жулиан Алафилипп, Марк Хирши и Адам Йейтс уехали от пелотона на последнем холме? Что было дальше? Тоже самое, что и на «Милан – Сан-Ремо», только «колесником» был уже не Алафилипп.
После спуска у Алафилиппа, Йейтса и Хирши было комфортное преимущество над пелотоном, но на равнине Хирши перестал выходить на смены. Швейцарец решил воспользоваться тем, что он был самым неизвестным гонщиком в группе лидеров и стал дожидаться спринта на последней позиции.
Хирши прекрасно понимал, что Алафилипп и Йейтс очень хотят выиграть этап и завладеть желтой майкой, поэтому ему выгоднее отсидеться за спинами и поберечь энергию.
Йейтс пытался сбежать от Алафилиппа, но не получилось. Близкий спринт между Алафилиппом и Хирши закончился в пользу француза. Опять хэппи-энд.
Хирши – самый агрессивный гонщик «Большой петли» этого года, но в развязке второго этапа он действовал как «колесник». Такова была его тактика. Вполне логичная и обоснованная, кстати.
«Париж – Ницца» 2018. Пятый этап.
В велоспорте, как и в жизни, не все всегда заканчивается хорошо. Держите пример.
Немец Нилс Политт из Team Katusha Alpecin и француз Жером Кузан из Direct Energie ехали в отрыве практически весь пятый этап «Париж – Ниццы» в 2018-м году.
Задолго до финиша Кузан перестал выходить на смены, оставляя Политту нелегкий выбор – либо все бросить и не получить на финише ничего, либо тащить на своем горбу Кузана и постараться как-нибудь выиграть этап.
Все закончилось плохо для немца. Пелотон его дуэт не накатил, но более свежий Кузан спокойно выскочил у него с колеса и легко выиграл этап.
Циничная и жестокая развязка. Зло победило добро. Все как в жизни.
Как отличить «колесника» от честного и благородного гонщика
Разумеется, нельзя называть «колесниками» всех гонщиков, которые не выходят на смены или не атакуют.
Настоящий «колесник» – тот, кто отказывается выходить вперед и помогать, когда это действительно нужно самому гонщику. Вышеприведенные примеры – это настоящее «колесничество». Да, там имеет место тактический расчет и психологическое давление на попутчиков, но это часть игры.
Никто не будет «колесничать» просто из вредности. Это всегда имеет какой-то смысл. Ну или почти всегда. Иногда действительно бывает так, что у гонщика закончились силы и единственное, что он может – удерживаться на колесе.
Роглич – «колесник»?
Сразу скажем, что нет – Роглич совсем не «колесник».
Почему? Да потому, что уже много лет никто не из претендентов на общий зачет не атакует на гранд-турах, если у него и так все хорошо. Роглич лидировал большую половину «Тур де Франс». Команда Team Jumbo – Visma и сам Роглич были уверены в своей силе и превосходстве над конкурентами в решающей «разделке».
Да, в итоге Роглич проиграл, но он не мог этого знать заранее.
Сейчас никто не атакует, если все хорошо складывается и это не нужно. Зачем вообще?
Люди, которую критикуют Роглича, либо имеют короткую память, либо начали следить за ним совсем недавно.
Вспомните третью неделю «Тур де Франс» 2018-го года. Тогда Роглич был самым агрессивным гонщиком и атаковал на каждом горном зачете. Почему? Он шел за пределами первой тройки и ему нужно было прорываться на пьедестал.
Tour de France 2018. Роглич - не колесник
2018-ый год – атаковать нужно, 2020-ый год – атаковать не нужно, он и без этого лидирует.
Давайте вспомним 19-ый этап «Джиро» 2018-го года и знаменитую атаку Криса Фрума.
В тот день в жуткий кризис угодил лидер общего зачета Саймон Йейтс, но этого было недостаточно, Дюмулен все равно выигрывал у Фрума почти три минуты.
Фрум приехал в Италию, чтобы выиграть «Джиро», второе или третье место его не интересовало. У него был выбор – либо атаковать на Колле делле Финестре и постараться выиграть гонку, либо не атаковать и просто проиграть.
Было очевидно, что нужно отказаться от привычного стиля ведения гонки и рискнуть. Хотя там даже и риска не было, Фруму нечего было терять.
Почему Фрум так не атаковал на третьей неделе других гранд-туров? Потому что в этом не было необходимости, все и без этого шло хорошо. Неоправданный риск – никому не нужен, даже самым веселым гонщикам.
В последние несколько лет только Альберто Контадор атаковал на третьей неделе гранд-тура, имея отличную ситуацию в генеральной классификации. Да и то, сделано это было на эмоциях. На 16-м этапе «Джиро д'Италия» 2015-го Astana Pro Team попыталась воспользоваться поломкой Контадора и уехать от него до начала штурма Пассо дель Мортироло. В итоге во время восхождения Контадор догнал группу капитана Astana Pro Team Фабио Ару, увидел, что итальянцу совсем тяжело и решил атаковать.
Вряд ли Альберто сделал бы это, если не разозлился на отсутствие фэйр-плей и явный кризис Ару.
Вывод
Атакуют только те гонщики, которым это нужно. «Колесничество» тут ни при чем. Роглич – не «колесник». Лучше пожалейте его, ему сейчас и так не легко.