Самый монументальный монумент: Превью Paris – Roubaix
Третья по счету и первая по престижности монументальная классика сезона будет завтра
Тут не нужно лишних слов. Завтра пройдет самая важная и престижная однодневная гонка года. Во Франции время «Париж – Рубе»! На старт гонки выйдут 175 участников из 25 команд, но победит только один из них. Все, что вам нужно знать перед стартом, есть в нашем превью.
Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.
Брусчатка на северо-востоке Франции отличается от той, что мы видим на фламандских гонках. Во Франции некоторые участки брусчатки очень разбитые, а между булыжниками имеется довольно большой просвет, из-за этого преодолевать их на велосипеде непросто. Это полностью компенсирует отсутствие холмов, которыми изобилует, к примеру, «Ронде ван Влаандерен».
Уникальность французской классики еще и в том, что ключевые ее участки чаще всего бывают задействованы в гонках всего один раз в году, именно на «Париж – Рубе». Брусчатые холмы «Ронде ван Влаандерен» используются не только на монументальной гонке, но и на других соревнованиях шоссейного календаря.
История
«Париж – Рубе» не только самая престижная классическая гонка, но еще одна из самых старых. Первое издание гонки прошло в 1896-м году. Идея ее проведения возникла у двух текстильщиков – Теодора Вьенна и Мориса Переса, проживавших в городе Рубе, на самой границе с Бельгией. В 1895 году они построили в Рубе велотрек и вскоре решили организовать гонку со стартом в Париже и финишем на треке в Рубе.
За поддержкой Вьенн и Перес обратились к редакции крупнейшей, на тот момент, спортивной газеты Франции Le Vélo. Победителем первой «Париж – Рубе» стал немец Йозеф Фишер (следующую немецкую победу в гонке пришлось ждать целых 119 лет!). В дальнейшем «Париж — Рубе» не проводилась только в годы Первой (1915-1918), Второй (1940-1942) мировых войн и в 2020-м из-за пандемии COVID-19.
Изначально гонка проходила с так называемыми «пейсерами», которыми чаще всего были велосипедисты на тандемах. Каждый участник гонки ехал за своими тандемом. Подобного рода соревнования сейчас проходят только на трековых шестидневках, но на рубеже XIX-XX веков это была достаточно распространенная практика. «Пейсеры» использовались также на гонке «Бордо – Париж», которая впервые прошла в 1891-м году и долгий промежуток времени считалась престижнее «Париж – Рубе». От «пейсеров» отказались в 1910-м.
«Северным адом» гонку стали называть в 1919-м году, когда «Париж – Рубе» возобновилась после Первой мировой войны. Дороги тогда были в таком плохом состоянии, что многие участники назвали их адскими.
Гонка стартовала в Париже до 1966-го года. В 1966-м стартовой точкой стал город Шантийи, а с 1977-го «Париж – Рубе» начинается в Компьене. И Шантийи, и Компьень находятся к северу от Парижа. Финишировала гонка всегда именно в Рубе, правда старый велодром перестали использовать в 1914-м году. С 1943-го классика почти неизменно финиширует на «Велодроме Андрэ-Петрио», исключением стали только три версии гонки с 1986-го по 1988-й годы, когда «Париж – Рубе» заканчивалась в центре Рубе, на «Авеню Объединенных Наций».
Легендарный однодневный гонщик Роже де Фламинк (впереди) на «Париж – Рубе»
В свое время организаторы «Париж – Рубе» столкнулись с тем же проблемами, которые возникли у «Ронде ван Влаандерен». В 50-60-х годах прошлого столетия началось активное асфальтирование французских дорог, гонка становилась недостаточно сложной и организаторам приходилось искать новые брусчатые участки. Самые тяжелые секторы «паве» (брусчатки) современной «Париж – Рубе» появились в ее маршруте во второй половине XX века. В частности участок «паве» в аренбергском лесу дебютировал на гонке в 1968-м году, а Монс-ан-Певель в 1978-м. В последние годы маршрут меняется незначительно.
Чаще других «Париж – Рубе» выигрывали вовсе не французы, а их ближайшие соседи из Бельгии. На счету бельгийцев 57 побед, хозяева выигрывали гонку 30 раз, 14 побед у итальянцев, девять у представителей Нидерландов. Знаменитый итальянско-французский гонщик Морис Гарен побеждал на «Рубе» до смены своего гражданства в 1901-м году, поэтому сейчас его победы считают итальянскими.
Одна победа есть у Молдовы, добыл ее в 1994 году Андрей Чмиль, который на тот момент представлял именно Молдову. По четыре раза гонку выигрывали знаменитые бельгийцы Роже де Фламинк и Том Боонен.
Том «Томмеке» Боонен
Трижды побеждали Октав Лапиз, Гастон Ребри, Рик ван Лоой, Эдди Меркс, Франческо Мозер, Йохан Мюзейув и Фабиан Канчеллара.
Действующим победителем гонки является Матье ван дер Пул, который выиграл «Северный Ад» два раза подряд. Вообще же гонщики из Нидерландов идут без поражений уже три года, потому что до ван дер Пула гонку выиграл его соотечественник Дилан ван Баарле.
Чаще других в гонке выступали австралиец Мэтт Хэйман, француз Фредерик Гедон, американец Джордж Хинкэпи и испанец Иманол Эрвити. Они стартовали по 17 раз.
По количеству финишей лидируют пять гонщиков. Все те же Хэйман и Хинкэпи, а также австриец Бернхард Айзель, бельгиец Раймон Импанис и голландец Сервайс Кнавен – по 16.
Француз Жильбер Дюкло-Лассаль – самый возрастной победитель гонки, в 1993 он выиграл ее в возрасте 38 лет и 8 месяцев. Самый молодой – Альбер Шампьон, в 1899-м году он выиграл «Париж – Рубе» в 20 лет и 11 месяцев.
Максимальное преимущество на финише в послевоенную эпоху в 1970-м году добыл Эдди Меркс. Тогда он выиграл у финишировавшего вторым Роже де Фламинка 5 минут и 21 секунду.
Маршрут
Компьень – Рубе (259,2 км)
В этом году общая протяженность гонки составит 259,2 километров, за которые гонщики преодолеют 30 секторов «паве». Практически вся брусчатка будет преодолена на второй половине пути, первый участок «паве» начнется только на 96-м километре маршрута. Всего по брусчатке проедут 55,3 километра
Не будем останавливаться на каждом отдельном сегменте брусчатки, а обратим внимание на ключевые участки гонки. Отметим, что каждый сектор «паве» имеет свою категорию сложности. Самые простые участки получают от организаторов одну звезду, а самые тяжелые пять звезд. Сложность определяется в совокупности, ключевое значение имеют протяженность и степень разбитости брусчатки. Пятизвездочных участков в гонке традиционно три, четырехзвездочных в этот раз будет шесть.
Первый ключевой участок гонки будет расположен за 105 километров до финиша, когда начнется прохождение четырехзвездочного сектора Авелюи-а-Валлер, а через восемь километров после него гонщики доберутся до знаменитого Аренбергского леса.
Аренбергский лес
Скорость пелотона на этом участке гонки резко взлетает – все хотят начать прохождение Авелюя и Аренберга в первых рядах, многие гонщики не могут усидеть в пелотоне. Те, кто начинают Аренберг в хвосте пелотона могут лишиться всех шансов на высокое место.
На этом секторе высока вероятность опасных завалов, которые могут перекрыть дорогу другим гонщикам, а также механических поломок, способных поставить крест на амбициях самых серьезных претендентов на победу. Именно на Аренберге проходит первый большой отсев гонщиков и становится понятно, кто из участников уже точно не сможет выиграть «Северный ад».
В последние годы Аренберг стал слишком опасным для гонщиков, во многом из-за того, что они влетали на брусчатки на участке немного под горку, на высочайшей скорости. Чтобы уменьшить риски в 2024-м организаторы из ASO решили использовать искусственно созданную шикану.
В этом году от шиканы отказались, зато прямо перед участком пелотон преодолеет несколько поворотов, которые должны позволить уменьшить скорость. Станет ли от этого Аренберг более безопасным? Узнаем завтра.
Карта въезда на Аренберг
На следующих 40 километрах после Аренберга гонщики преодолеют еще несколько трех- и четырехзвездочных сегментов, однако следующий ключевой участок «Париж – Рубе» наступит примерно за 54 километров до финиша, когда начнется прохождение четырехзвездочного Оши-лес-Орши, а четыре четыпе километра после него пятизвездочного Монс-ан-Певель. После прохождения Монс-ан-Певель шанс на успех в гонке будет сохранять уже небольшое количество участников.
Третий тяжелейший участок гонки наступит за 22 километра до финиша на треке в Рубе. Участники соревнований проедут заключительную связку с четырехзвездочным и пятизвездочным сектором, на сей раз это будут Камфэн-ан-Певель и Карфур-де-л'Арбр. Протяженность пятизвездочного участка Карфур-де-л'Арбр – 2100 метров, заканчивается он за 16 километров до финиша. Именно на Карфур-де-л'Арбр достаточно часто решается судьба «Париж — Рубе». Этот сектор отлично подходит для решающих атак грандов.
Карфур-де-л'Арбр. Фото: Sirotti
После прохождения Карфур-де-л'Арбр до финиша останется еще три сектора «паве», но не один из них не выглядит достаточно сложным. В последние годы бывали случаи, когда даже после прохождения Карфур-де-л'Арбр впереди оставалась достаточно большая группа и все решалось уже на финишных асфальтированных километрах, на которых некоторые гонщики совершали решающую атаку.
Погода
Каждый год любители велоспорта надеются, что «Париж – Рубе» пройдет под дождем. В таком случае гонка может получиться особенно эпичной. С 2002-го по 2021-ый погода в этом плане болельщиков не радовала, но в 2021-м мы наконец вновь увидели грязную версию «Северного ада». Победу в абсолютно эпичной гонке одержал Сонни Колбрелли, который вскоре завершил карьеру из-за проблем со здоровьем.
Paris – Roubaix 2021
В этом году вероятность дождя, по прогнозу метеорологов, составляет 30%. В последние пару дней вероятность дождя в воскресенье в этом регионе Франции снижалась. Ветер большую часть гонки должен быть попутно-боковым, 5-6 метров в секунду. Температура воздуха: 13-18 градусов.
Главные герои
Матье ван дер Пул (Alpecin – Deceuninck)
Если ван дер Пул завтра выиграет, то он станет третьим гонщиком в истории, которому удастся победить на «Париж – Рубе» три раза подряд. Ранее этого добивались только Октав Лапиз (1909-1911) и Франческо Мозер (1978-1980).
В этом году у Матье пока одна победа на двух монументах, в которых он принял участие. Голландцу покорилась «Милан Сан-Ремо», но он не сумел сдержать напор Погачара на «Ронде ван Влаандерен». Впрочем, это случилось не впервые. Мы знаем, что словенец побеждал ван дер Пула на De Ronde и раньше, в 2023-м году. Кондиции ван дер Пула особых вопросов не вызывают. Он опытный гонщик, который неоднократно проходил блок северных классик.
Фото: Getty Images
Две его победы на «Париж – Рубе» получились весьма уверенными, в обоих случаях он финишировал в гордом одиночестве. Это важно, поскольку иногда Матье проигрывает спринт конкурентам. Как было, к примеру, на «Ронде ван Влаандерен» (когда он уступил Касперу Асгрену) и «Париж – Рубе» в 2021-м (когда он уступил Сонни Колбрелли и Флориану Вермейрсу).
При этом мы должны учитывать два фактора, которые могут существенно усложнить Матье жизнь. Во-первых, сбросить сильнейших соперников с колеса на «Париж – Рубе» сложнее, чем на «Ронде ван Влаандерен». Хотя бы в силу того, что в маршруте французского монумента нет заметных холмов.
Во-вторых, на «Париж – Рубе» очень важен фактор удачи. Поскольку на разбитой брусчатке северо-восточной Франции очень легко получить прокол. Иногда гонщики прокалываются аж по 5-6 раз. Победить в таких ситуациях практически нереально. Шины Alpecin – Deceuninck в предыдущие два года были самыми надежными, поэтому проблем у ван дер Пула было меньше, чем у конкурентов, но так не может продолжаться вечно.
Плюсом для ван дер Пула будет наличие двух других сильных гонщиков Alpecin – Deceuninck. Речь о Яспера Филипсене и Джанни Вермейрсе. Два года подряд Филипсен занимал на Paris-Roubaix второе место. Если в решающей стадии гонки Alpecin – Deceuninck получит численный перевес, то шансы Матье повысятся.
Ваут ван Арт (Visma – Lease a Bike)
Ваут ван Арт не смог закончить «Ронде ван Влаандерен» в призовой тройке, но финишировал в одной группе с Педерсеном и ван дер Пулом, доказав, что его пока рано списывать. Фламандец все еще может бороться с сильнейшими и претендовать на победу на самых престижных однодневках.
Если ван дер Пулу на «Париж – Рубе» в целом везло, то Ваут ван Арт явно один из главных неудачников гонки в последние годы. Поломки и проколы преследовали бельгийца еще в первые годы его появления на «Северном аду». Самый обидный же эпизод произошел в 2023-м, когда казалось, что он может накрыть решающую атаку ван дер Пула, но несвоевременный прокол лишил его всяких шансов. В итоге побед у ван Арта на «Париж – Рубе» все еще нет, зато есть два призовых места. Второе в 2022-м и третье в 2023-м.
Фото: Getty Images
В прошлом году Ваут пропустил «Париж – Рубе» из-за травмы, в его отсутствии ван дер Пул легко разобрался с соперниками.
Трудно представить, что ван Арт сможет сбросить всех на брусчатке, но если он не станет жертвой несвоевременных проколов, то он наверняка примет участие в борьбе за победу. Бельгиец имеет прекрасные шансы на призовые места.
В составе Visma – Lease a Bike есть Дилан ван Баарле, который выиграл гонку в 2022-м году, причем выиграл уверенно, разобравшись с ван Артом, ван дер Пулом и другими. Проблема в том, что после перехода в Visma – Lease a Bike ван Баарле регулярно получает травмы, поэтому ему тяжело набрать оптимальную форму. Трудно сказать, насколько полезным для ван Арта завтра окажется голландец.
Мадс Педерсен (Lidl – Trek)
Уже можно говорить, что Мадс Педерсен – один из сильнейших классических однодневщиков в истории, которому не удавалось выигрывать монументальную классику. Впрочем, время у датчанина все еще есть, в конце этого года ему исполнится всего 30 лет.
В далеком 2013-м году Педерсен был из двух сильнейших юниоров мира, наряду с Матье ван дер Пулом. В том году он выиграл юниорскую версию Paris-Roubaix. Но победа на юниорской версии гонки отнюдь не гарантирует успех по профессионалам. Знакомы ли вам, к примеру, такие имена как Магнус Бак, Ярно Мобах, Хидде ван Вейнендаал? Вряд ли. А все эти гонщики выигрывали юниорскую версию «Париж – Рубе» после Педерсена.
Результаты датчанина на взрослой версии «Северного ада» долгие годы оставались катастрофическими. До 2023-го года он стартовал на гонке пять раз, но ни разу не попал даже в топ-50! Причиной тому два фактора –- молодой Педерсен в профессионалах не всегда был хорош, его кондиции менялись, ну и ему страшно не везло. Особенно заметно это было в 2021-м году, когда во время прохождения Аренберга дорогу ему перекрыл Люк Роу.
Фото: Getty Images
В последние два года Педерсен стал наконец реализовывать свой потенциал на самой престижной однодневке мира. В 2023-м он занял четвертое место, а в 2024-м оказался третьим.
В целом складывается впечатление, что Педерсен сейчас находится в лучшей форме своей карьеры. К тому же «Париж – Рубе» наиболее подходящий для него монумент. Победа в спринте за второе место на «Ронде ван Влаандерен», причем с большим перевесом, должна придать ему дополнительной уверенности.
Ситуация для Педерсена благоприятная. Нельзя сказать, что его победа напрашивается, но вряд ли в ближайшие годы его шансы на успех на монументе будет выше, чем сейчас во Франции.
Состав Lidl – Trek на «Париж – Рубе» выглядит очень мощно. В нем есть еще два интересных гонщика, которые при случае могут претендовать на призовые места. О них мы расскажем чуть ниже.
Тадей Погачар (UAE Team Emirates – XRG)
Главный феномен XXI века ни разу не стартовал на взрослой версии «Париж – Рубе», да и в маршруте нет холмов, на которых словенец обычно громит своих соперников, но букмекеры все равно считают его одним из основных фаворитов.
Практически никто не спорит с тем, что Тадей Погачар – лучший гонщик XXI века. Спорят в основном о том, кто лучше – Эдди Меркс или Погачар.
Большого опыта выступлений на французской брусчатке у словенца нет. Он один раз проехал юниорскую версию гонки, а также брусчатый этап в рамках «Тур де Франс» 2022-го года. На том этапе Погачар смотрелся великолепно, не испытывал механических проблем и многократно атаковал.
Фото: Getty Images
Холмов нет, но счет своей гениальности словенец все равно в числе главных претендентов на победу. Совсем недавно он поставил несколько KOMов на Strava на участках брусчатки «Париж – Рубе». Причем, по слухам, словенец загрузил отнюдь не все свои рекорды.
Состав UAE Team Emirates – XRG на «Париж – Рубе» в целом очень сильный. В нем есть два гонщика, которые ранее финишировал в топ-3: бельгиец Флориан Вермейрс и немец Нилс Политт.
Надо понимать, что в основном гонщики арабской команды будут поддерживать Погачара, но тактика на Ronde van Vlaanderen и Paris-Roubaix заметно отличаются друг от друга. Вряд ли Вермейрс и Политт станут только работать на словенца, у них будут свои шансы. Если UAE Team Emirates – XRG получит численный перевес в элитной группе, Вермейрс и Политт наверняка попробуют отъехать вперед. И это вполне устраивает самого Погачара.
Если Погачар хочет выиграть сам, ему нужно доезжать в гордом одиночестве. В спринте на треке против Яспера Филипсена, Мадса Педерсена, Матье ван дер Пула, Ваута ван Арта или Филиппо Ганны шансов у него будет немного.
Посмотрим, чем закончит дебют великого словенца на самой престижной монументальной классике. Его победа вряд ли кого-то шокирует. Настолько он сейчас великолепен.
Яспер Филипсен (Alpecin – Deceuninck)
Яспер Филипсен – лучший однодневный гонщик из числа гонщиков, которых принято относить к сильнейшим «чистым» спринтерам мира.
В 2024-м бельгиец выиграл «Милан – Сан-Ремо», а на «Париж – Рубе» в предыдущие два года он занимал второе место. Казалось, что и в 2025-м он может выступить на главных классиках очень успешно. Он даже заметно улучшил свои обычно не самые высокие результаты на «Омлооп Хет Ниеувсблад» и «Кюрне – Брюссель – Кюрне».
Фото: Getty Images
Филипсен здорово смотрелся на холмах, на которых не просто выживал, но и атаковал сам. Все шло хорошо, пока гонщик Alpecin – Deceuninck перед «Милан – Сан-Ремо» не решил принять участие в однодневке «Нокере Курсе». Бельгиец упал и сильно ободрался, хоть и сумел избежать переломов.
После этого ничего конкурентоспособного Филипсен на «Милан – Сан-Ремо» изобразить не смог. Да и на холмистой «Дварс доор Влаандерен» бельгиец оставил не самое благоприятное впечатление.
Но шансы Филипсена на «Париж – Рубе» все равно достаточно высоки. С момента падения прошло уже достаточно много времени, а сбросить его на равнинной французской брусчатке в предыдущие два года никто не смог. Уехал только его партнер по команде Матье ван дер Пул.
Спринт в конце длинной классики дело довольно непредсказуемое, но очевидно, что Филипсена такой вариант устроит. Он будет в таком случае фаворитом, пусть и небольшим.
Филиппо Ганна (INEOS Grenadiers)
Итальянец проводит абсолютно лучший классический сезон в своей карьере и показывает максимально возможные для себя результаты.
Он уже занял второе место на «Милан – Сан-Ремо», третье на E3 и восьмое на «Ронде ван Влаандерен». Причем это действительно были максимально возможные результаты.
Короткие брусчатые и асфальтированные холмы Фландрии могучему итальянцу не подходят, поэтому третье место на E3 и восьмое на «Ронде ван Влаандерен» особенно ценны. Важно, что на «Ронде ван Влаандерен» лидер INEOS Grenadiers выдал впечатляющий спринт, уверенно вырезав финиш в большой группе гонщиков.
Пиппо
«Париж – Рубе» подходит под характеристики итальянцу гораздо больше, чем «Ронде ван Влаандерен». В маршруте нет крутых холмов, которые останавливают Ганну.
В 2016-м итальянец выиграл молодежную версию «Северного ада». На взрослой версии он выступал четыре раза. В борьбе за высокие места Ганна он участвовал всего один раз, в 2023-м году. Тогда он смог справиться с ранней селекцией и оказался в элитной группе. На финишных километрах сил оказался недостаточно, но итальянец все равно занял высокое шестое место.
Ганна имеет хорошие шансы улучшить свой личный рекорд и впервые оказаться на пьедестале «Париж – Рубе». Сбросить Ганну с колеса на равнинной брусчатке в его нынешних кондициях – архисложная задача.
Другие претенденты
Список претендентов на призовые места или даже победу на Paris-Roubaix довольно обширный. Учитывая непредсказуемость Paris-Roubaix и фактор везения или невезения, который часто имеет большое значение на этой гонке. Мы не будем писать бесконечно большое превью, расписывая подробно шансы каждого претендента. Просто коротко остановимся на тех, у кого есть реальные шансы.
На случай сольных побед и спринта из небольшой группы стоит выделить: Яспера Стейвена (Lidl – Trek), Флориана Вермейрса (UAE Team Emirates –- XRG) и Джошуа Тарлинга (INEOS Grenadiers). Есть еще Штефан Кюнг (Groupama – FDJ), но за ним уже закрепилась репутация гонщика, который всегда где-то рядом, но никогда на больших гонках не побеждает.
Стейвен выглядел феноменально хорошо на «Ронде ван Влаандерен». Политт и Вермейрс могут получить свой собственные шансы, даже несмотря на то, что они в одной команде с Погачаром. Тарлинг выглядит перспективным гонщиком под французскую брусчатку без холмов, за счет своего феноменального индивидуального хода. В прошлом году его дисквалифицировали с Paris-Roubaix, но потенциал у него явно есть.
В случай спринта довольно большой группы за призовые места свой шансы получит Джонатан Милан (Lidl – Trek), который ранее показывал, что потенциал на равнинной брусчатке у него имеется. Не стоит полностью сбрасывать со счетов Йорди Мейуса (Red Bull –- BORA – hansgrohe), Серена Вереншольда (Uno-X Mobility) и даже Тима Мерлира (Soudal –- Quick Step).
Джонатан Милан
XDS Astana Team в этом году очень хороша, поэтому мы не можем недооценивать Давиде Баллерини и Майка Тейниссена. Итальянец несколько лет назад выглядел одним из самых многообещающих гонщиков под северные классики, но после этого ушел в тень. На «Ронде ван Влаандерен» Баллерини провел очень достойную гонку.
Прогноз
1. Мадс Педерсен, 2. Матье ван дер Пул, 3. Ваут ван Арт.
Наиболее логичный исход –- все закончится спринтом из небольшой группы (4-5 гонщиков), в котором у Погачаром не будет больших шансов.