08.04.2023

Самый монументальный монумент: Превью Paris Roubaix

Третья по счету и первая по престижности монументальная классика сезона будет завтра
Тут не нужно лишних слов. Завтра пройдет самая важная и престижная однодневная гонка года. Во Франции время «Париж – Рубе»! На старт гонки выйдут 175 участников из 25 команд, но победит только один из них. Все, что вам нужно знать перед стартом, есть в нашем превью.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.

Брусчатка на северо-востоке Франции отличается от той, что мы видим на фламандских гонках. Во Франции некоторые участки брусчатки очень разбитые, а между булыжниками имеется довольно большой просвет, из-за этого преодолевать их на велосипеде непросто. Это полностью компенсирует отсутствие холмов, которыми изобилует, к примеру, «Ронде ван Влаандерен».

Уникальность французской классики еще и в том, что ключевые ее участки чаще всего бывают задействованы в гонках всего один раз в году, именно на «Париж – Рубе». Брусчатые холмы «Ронде ван Влаандерен» используются не только на монументальной гонке, но и на других соревнованиях шоссейного календаря.


История

«Париж – Рубе» не только самая престижная классическая гонка, но еще одна из самых старых. Первое издание гонки прошло в 1896 году. Идея ее проведения возникла у двух текстильщиков – Теодора Вьенна и Мориса Переса, проживавших в городе Рубе, на самой границе с Бельгией. В 1895 году они построили в Рубе велотрек и вскоре решили организовать гонку со стартом в Париже и финишем на треке в Рубе.

За поддержкой Вьенн и Перес обратились к редакции крупнейшей, на тот момент, спортивной газеты Франции Le Vélo. Победителем первой «Париж – Рубе» стал немец Йозеф Фишер (следующую немецкую победу в гонке пришлось ждать целых 119 лет!). В дальнейшем «Париж — Рубе» не проводилась только в годы Первой (1915-1918), Второй (1940-1942) мировых войн и в 2020-м из-за пандемии COVID-19.

Изначально гонка проходила с так называемыми «пейсерами», которыми чаще всего были велосипедисты на тандемах. Каждый участник гонки ехал за своими тандемом. Подобного рода соревнования сейчас проходят только на трековых шестидневках, а на рубеже XIX-XX веков это была достаточно распространенная практика. «Пейсеры» использовались также на гонке «Бордо – Париж», которая впервые прошла в 1891-м году и долгий промежуток времени считалась престижнее «Париж – Рубе». От «пейсеров» отказались в 1910-м.

«Северным адом» гонку стали называть в 1919-м году, когда «Париж – Рубе» возобновилась после Первой мировой войны. Дороги тогда были в таком плохом состоянии, что многие участники назвали их адскими.

Гонка стартовала в Париже до 1966-го года. В 1966-м стартовой точкой стал город Шантийи, а с 1977-го «Париж – Рубе» начинается в Компьене. И Шантийи, и Компьень находятся к северу от Парижа. Финишировала гонка всегда именно в Рубе, правда старый велодром перестали использовать в 1914-м году. С 1943-го классика почти неизменно финиширует на «Велодроме Андрэ-Петрио», исключением стали только три версии гонки с 1986-го по 1988-й годы, когда «Париж – Рубе» заканчивалась в центре Рубе, на «Авеню Объединенных Наций».
Легендарный однодневный гонщик Роджер де Фламинк (впереди) на «Париж – Рубе»
В свое время организаторы «Париж – Рубе» столкнулись с тем же проблемами, которые возникли у «Ронде ван Влаандерен». В 50-60-х годах прошлого столетия началось активное асфальтирование французских дорог, гонка становилась недостаточно сложной и организаторам приходилось искать новые брусчатые участки. Самые тяжелые секторы «паве» (брусчатки) современной «Париж – Рубе» появились в ее маршруте во второй половине XX века. В частности участок «паве» в аренбергском лесу дебютировал на гонке в 1968-м году, а Монс-ан-Певель в 1978-м. В последние годы маршрут меняется незначительно.

Чаще других «Париж – Рубе» выигрывали вовсе не французы, а их ближайшие соседи из Бельгии. На счету бельгийцев 57 побед, хозяева выигрывали гонку 30 раз, 14 побед у итальянцев, семь у представителей Нидерландов. Знаменитый итальянско-французский гонщик Морис Гарен побеждал на «Рубе» до смены своего гражданства в 1901-м году, поэтому сейчас его победы считают итальянскими.

Одна победа есть у Молдовы, добыл ее в 1994 году Андрей Чмиль, который на тот момент представлял именно Молдову. По четыре раза гонку выигрывали знаменитые бельгийцы Роджер де Фламинк и Том Боонен.
Том «Томмеке» Боонен
Трижды побеждали Октав Лапиз, Гастон Ребри, Рик ван Лоой, Эдди Меркс, Франческо Мозер, Йохан Мюзейув и Фабиан Канчеллара. Действующим победителем гонки является голландец Дилан ван Баарле, который в прошлом году одержал неожиданную, но при этом очень уверенную победу.

Чаще других в гонке выступали австралиец Мэтт Хэйман, француз Фредерик Гедон, американец Джордж Хинкэпи и испанец Иманол Эрвити. Они стартовали по 17 раз.

По количеству финишей лидируют тоже четыре гонщика. Все тот же Хэйман, а также австриец Бернхард Айзель, бельгиец Раймон Импанис и голландец Сервайс Кнавен – по 16.

Француз Жильбер Дюкло-Лассаль – самый возрастной победитель гонки, в 1993 он выиграл ее в возрасте 38 лет и 8 месяцев. Самый молодой – Альбер Шампьон, в 1899-м году он выиграл «Париж – Рубе» в 20 лет и 11 месяцев.

Максимальное преимущество на финише в послевоенную эпоху в 1970-м году добыл Эдди Меркс. Тогда он выиграл у финишировавшего вторым Роджера де Фламинка 5 минут и 21 секунду.


Маршрут

Компьень – Рубе (257 км)

В этом году общая протяженность гонки составит 257 километров, за которые гонщики преодолеют 29 секторов «паве». Практически вся брусчатка будет преодолена на второй половине пути, первый участок «паве» начнется только на 97-м километре маршрута.
Не будем останавливаться на каждом отдельном сегменте брусчатки, а обратим внимание на ключевые участки гонки. Отметим, что каждый сектор «паве» имеет свою категорию сложности. Самые простые участки получают от организаторов одну звезду, а самые тяжелые пять звезд. Сложность определяется в совокупности, ключевое значение имеют протяженность и степень разбитости брусчатки. Пятизвездочных участков в гонке традиционно три, четырехзвездочных в этот раз будет шесть.

Первый ключевой участок гонки будет расположен за 104 километров до финиша, когда начнется прохождение четырехзвездочного сектора Авелюи-а-Валлер, а через восемь километров после него гонщики доберутся до знаменитого Аренбергского леса. Скорость пелотона на этом участке гонки резко взлетает – все хотят начать прохождение Авелюя и Аренберга в первых рядах, многие гонщики не могут усидеть в пелотоне. Те, кто начинают Аренберг в хвосте пелотона могут лишиться всех шансов на высокое место.

На этом секторе высока вероятность опасных завалов, которые могут перекрыть дорогу другим гонщикам, а также механических поломок, способных поставить крест на амбициях самых серьезных претендентов на победу. Именно на Аренберге проходит первый большой отсев гонщиков и становится понятно, кто из участников уже точно не сможет выиграть «Северный ад».
Аренберг
На следующих 40 километрах после Аренберга гонщики преодолеют еще несколько трех- и четырехзвездочных сегментов, однако следующий ключевой участок «Париж – Рубе» наступит примерно за 55 километров до финиша, когда начнется прохождение четырехзвездочного Оши-лес-Орши, а четыре пять километров после него пятизвездочного Монс-ан-Певель. После прохождения Монс-ан-Певель шанс на успех в гонке будет сохранять уже небольшое количество участников.

Третий тяжелейший участок гонки наступит за 21 километр до финиша на треке в Рубе. Участники соревнований проедут заключительную связку с четырехзвездочным и пятизвездочным сектором, на сей раз это будут Камфэн-ан-Певель и Карфур-де-л'Арбр. Протяженность пятизвездочного участка Карфур-де-л'Арбр – 2100 метров, заканчивается он за 15 с половиной километров до финиша. Именно на Карфур-де-л'Арбр достаточно часто решается судьба «Париж — Рубе». Этот сектор отлично подходит для решающих атак грандов.
Карфур-де-л'Арбр. Фото: Sirotti
После прохождения Карфур-де-л'Арбр до финиша останется еще три сектора «паве», но не один из них не выглядит достаточно сложным. В последние годы бывали случаи, когда даже после прохождения Карфур-де-л'Арбр впереди оставалась достаточно большая группа и все решалось уже на финишных асфальтированных километрах, на которых некоторые гонщики совершали решающую атаку.


Погода

Каждый год любители велоспорта надеются, что «Париж – Рубе» пройдет под дождем. В таком случае гонка может получиться особенно эпичной. С 2002-го по 2021-ый погода в этом плане болельщиков не радовала, но в 2021-м мы наконец вновь увидели грязную версию «Северного ада». Победу в абсолютно эпичной гонке одержал Сонни Колбрелли, который уже завершил карьеру из-за проблем со здоровьем.
Paris – Roubaix 2021
В этом году ничего подобного ждать не стоит. Погода в субботу и в воскресенье на северо-востоке Франции должна быть сухой. Завтра ожидается 11-17 градусов тепла. Вероятность дождя: 15%. Обещают преимущественно встречный ветер, но он будет настолько слабым, что вряд ли на что-то повлияет. 1-2 метра в секунду.


Главные герои

Ваут ван Арт (Jumbo – Visma)

Ван Арт в прошлое воскресенье снова не выиграл «Ронде ван Влаандерен». Более того, его снова сбросил на этой гонке Матье ван дер Пул, в этот раз во время прохождения Крейсберга.

Означает ли это, что у Ваута не очень хорошие шансы на победу в завтрашней гонке? Нет. Хотя бы в силу того, что специфика «Ронде ван Влаандерен» и «Париж – Рубе» сильно отличается. Во Франции нет холмов, на которых бельгиец обычно отстает от ван дер Пула и Погачара.
Ваут ван Арт. Три года без побед на монументах
Важно понимать, что для победы на любой однодневке нужно немного везения, а для победы на «Париж – Рубе» даже много. Брусчатка в этом регионе Франции такого качества, что некоторые гонщики могут получить по ходу событий пять-шесть проколов, не говоря уже о повышенном риске падений.

Если ван Арт избежит невезения, то он точно будет одним из главных фаворитов «Северного ада». Сбросить его равнинной брусчатке будет практически невозможно, он сам на ней кого хочешь сбросит. А спринт из небольшой группы у Ваута чаще всего в конце однодневок хороший.

В прошлом году ван Арт занял на «Париж – Рубе» второе место и это его лучший результат на гонке. Пора делать следующий год и наконец выиграть вторую монументальную классику в карьере.


Матье ван дер Пул (Alpecin – Deceuninck)

Матье ван дер Пул меньше недели назад провел феноменальную гонку на «Ронде ван Влаандерен», но занял только второе место. По словам самого голландца, он никогда не был так силен на фламандском монументе, просто Тадей Погачар оказался еще лучше.

Несмотря на это поражение, «Ронде ван Влаандерен» Матье дважды выигрывал, а вот на «Париж – Рубе» все еще не побеждал. Голландец был главным героем гонки в 2021-м году и, пожалуй, самым сильным ее участником, но победа ушла тогда к более хитрому Сонни Колбрелли.
Матье ван дер Пул
В прошлом году ван дер Пул считался одним из главных фаворитов, но финишировал в итоге только девятым. На последних километрах лидер Alpecin – Deceuninck смотрелся не слишком убедительно.

Кажется, что «Ронде ван Влаандерен» подходит ван дер Пулу больше, чем «Париж – Рубе». Голландец очень уверенно себя чувствует на брусчатых холмах Фландрии, а их в маршруте «Париж – Рубе», как известно, нет. Зато во Франции ему не придется бороться с сумасшедшим Погачаром, едущего на холмах еще лучше.

Есть холмы или нет холмов – Матье ван дер Пул все равно один из явных фаворитов завтрашней гонки.


Мадс Педерсен (Trek – Segafredo)

Могучий датчанин в прошлое воскресенье второй раз в карьере попал в призовую тройку на «Ронде ван Влаандерен». Во многом этому поспособствовал его ранний отъезд от лидирующей группы, хотя, вполне возможно, что он занял бы все то же третье место, оставшись вместе с попутчиками.

Так уж вышло, что у экс-чемпиона мира катастрофически плохие результаты на «Париж – Рубе». Он принимал участие в гонке пять раз. У него два схода, а лучший результат – 51-е место.
Мадс Педерсен (на первой позиции). Фото: Sprint Cycling Agency
Однако это не должно вводить в заблуждение. Педерсен из тех гонщиков, которым на «Северном аду» катастрофически не везло, особенно в последние два года. А без везения на этой гонке далеко не уедешь. Педерсен – тот самый гонщик, которому Люк Роу перекрыл дорогу в Аренбергском лесу в 2021-м году.

Не сказать, что Педерсену для успеха обязательно нужны холмы, которые есть во Фландрии, но нет во Франции. Датчанин готов к борьбе на разбитой равнинной брусчатке, в арсенале у него еще и мощный финишный спринт, который позволяет рассчитывать на многое.


Филиппо Ганна (INEOS Grenadiers)

От одного из лучших «раздельщиков» мира давно ждали прорыва на однодневках, но как-то не получалось. В этом году Филиппо Ганну наконец-то прорвало. Он занял второе место на «Милан – Сан-Ремо», составив реальную конкуренцию ван дер Пулу, ван Арту и Погачару.

На «Ронде ван Влаандерен» итальянец не стартовал, поскольку в его команде решили, что фламандские холмы ему не очень подходят. В промежутке между «Милан – Сан-Ремо» и «Париж – Рубе» он засветился только на E3 Saxo Classic, на которой занял вполне сносное десятое место.
Филиппо Ганна, между прочим
Кажется, что «Париж – Рубе» – почти идеальная гонка для Ганны. Крутых холмов нет, а на равнинной брусчатке он может по-максимуму реализовать свой феноменальный индивидуальный ход. Подтверждает такое мнение победа итальянца на молодежной версии гонки в 2016-м году.

На взрослой «Париж – Рубе» высоких результатов у гонщика INEOS Grenadiers пока нет. В прошлом году ему не повезло с поломками и проколами, из-за которых пришлось тратить много сил, чтобы вернуться в основную группу.

Результат на «Милан – Сан-Ремо» может означать, что итальянец наконец перестроился и приспособился к марафонским однодневкам. Так ли это на самом деле? Узнаем уже завтра. Ганна будет главной ставкой INEOS Grenadiers.


Дилан ван Баарле и Кристоф Лапорт (оба – Jumbo – Visma)

На «Париж – Рубе», как и на «Ронде ван Влаандерен», у Jumbo – Visma снова будет номинально сильнейшая команда. Во Фландрии это преимущество реализовать в итоге не удалось. Посмотрим, что получится во Франции.

В прошлом году Дилан ван Баарле удивил всех и уверенно выиграл самую популярную классику мира, будучи еще гонщиком INEOS Grenadiers. Перед началом 2023-го года голландец перебрался в Jumbo – Visma и сразу же отметился победой на «Омлооп Хет Ниувсблад».

Дальше дела у ван Баарле пошли не так здорово, возникли проблемы с падениями и травмами. Из-за них голландец даже пропустил «Ронде ван Влаандерен».

Трудно сказать, в таком состоянии Дилан предстанет завтра. Если он будет в порядке, то он вполне способен принести Jumbo – Visma решающее тактическое преимущество.

Кристоф Лапорт, как известно, недавно выиграл «Гент – Вевельгем» и «Дварс доор Влаандерен». На «Ронде ван Влаандерен» француз был в числе тех, кто смог ответить на первую атаку Погачара, но на Коппенберге его все-таки отбросило далеко назад. В итоге пришлось довольствоваться местом в первой половине второго десятка.
Кристоф Лапорт. Фото: L'Equipe
Родная монументальная классика подходит французу не меньше бельгийских брусчатых холмов. Он занимал на «Париж – Рубе» шестое место еще в 2021-м, когда выступал в «Кофидисе». Потенциал для высокого результата у Лапорта явно есть.


Штефан Кюнг (Groupama – FDJ)

Долговязый швейцарец несколько лет постепенно прогрессировал на северных классиках. В 2022-м это дало свои плоды, он занял третье место на «Париж – Рубе».

В этом году швейцарец ничего выдающегося не показывает, но на самых тяжелых фламандских классиках он был близок к пьедесталу. У него шестые места на E3 Saxo Classic и на «Ронде ван Влаандерен».

Как и в случае с Лапортом и Педерсеном, можно констатировать, что равнинная брусчатка Франции лидеру Groupama – FDJ явно подходит не меньше того, с чем он сталкивался во Фландрии.
Швейцарский поезд. Цюрих – Берн
Кюнг – один из явных претендентов на призовое место, хотя в его победу поверить довольно трудно. Не так просто представить себе, что он сможет приехать на финиш в одиночестве, учитывая, что он не гонщик Jumbo – Visma и не Матье ван дер Пул. А спринт даже из небольшой группы швейцарец вряд ли выиграет.


Soudal – Quick Step (Каспер Асгрен, Ив Лампарт, Флориан Сенешаль)

Можно очень долго говорить о том, насколько слабо Soudal – Quick Step едет северные классики в этом сезоне. Мы не будем этим заниматься.

Важно обратить внимание на то, что в составе бельгийцев есть два гонщика, которым «Париж – Рубе» явно подходит больше, чем «Ронде ван Влаандерен». Это Ив Лампарт и Флориан Сенешаль.

Лампарт никогда не любил родные брусчатые фламандские холмы, зато на французской равнинке всегда был хорош. При случае он даже мог выиграть гонку, но выше третьего места он пока не поднимался. Особенно силен Лампарт был в 2021-м, однако тогда целая серия проколов не позволила ему подняться выше пятого места.
Ив Лампарт
Нет сомнений в том, что Лампарту и Сенешалю подходит «Северный ад». Большие вопросы вызывает только их нынешние кондиции.

Каспер Асгрен был единственным гонщиком Soudal – Quick Step, показавшим на «Ронде ван Влаандерен» достойную борьбу. Ему удалось финишировать в первой десятке. На «Париж – Рубе» датчанин своих поклонников никогда не радовал, но это не значит, что он не может ехать эту гонку на высокий результат.


Отрыв и другие гонщики

Из других участников «Париж – Рубе» можно выделить Матея Мохорича (Bahrain – Victorious) и молодого Арно де Ли (Lotto – Dstny).

Ну и да, нельзя забывать о том, что это все-таки «Северный ад». Тут часто в итоговую тройку попадают гонщики из раннего отрыва, а иногда даже выигрывают. Борьба за место в ранней лидирующей группе будет очень серьезной.


Прогноз

Предположим, что Jumbo – Visma сможет реализовать свой численный перевес и общекомандную мощь, но победит не ван Арт, а Лапорт. За его спиной ван Арт выиграет спринт за второе место.

1.Лапорт, 2.Ван Арт, 3.Ван дер Пул.
Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda