05.08.2023

Кто станет чемпионом мира

Превью групповой гонки у мужчин
В Глазго в четверг стартовал объединенный чемпионат мира по велоспорту, который включает в себя соревнования по всем дисциплинам, за исключением велокросса.

Шоссейники начинают свои баталии сегодня, пятого августа. Юниоры и юниорки разыграют медали в групповых гонках. Главное же событие чемпионата мира назначено на завтрашний день – мы узнаем нового чемпионата мира и обладателя радужной майки в мужской элитной гонке.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.

История мужской групповой гонки на чемпионате мира

Первый чемпионат мира прошел в Копенгагене в 1921-м году, но тогда сильнейшего выявляли только любители. Так продолжалось до 1927-го, когда в программу соревнований наконец была включена мужская групповая гонка профессионалов. Любительский заезд входил в программу соревнований еще много лет, но навсегда остался в тени профессиональной гонки.

Первым чемпионом мира среди любителей стал швед Гуннар Скельда, а среди профессионалов легендарный итальянец Альфредо Бинда. В дальнейшем сильнейшего определяли каждый год, за исключением периода Второй мировой войны (1939-1945г).

Сразу пять гонщиков являются лидерами по количеству побед. По три раза титул сильнейшего в мире завоевывали Альфредо Бинда (Италия), Рик ван Стейнберген (Бельгия), Эдди Меркс (Бельгия), Оскар Фрейре (Испания) и Петер Саган (Словакия). При этом Саган – единственный, кто становился чемпионом три раза подряд.
Петер Саган на чемпионате мира в США, 2015-ый год
Алехандро Вальверде – лидер по количеству медалей любого достоинства. На счету испанца семь наград, в том числе одно золото, завоеванное в 2018-м году в Инсбруке. По четыре медали брали Альфредо Бинда, Рик ван Стеенберген, Андре Дарригад, Рик ван Лоой, Раймонд Пулидор, Грег Лемонд и Оскар Фрейре.

В национальном рейтинге лидируют бельгийцы, у них 27 побед, а у их самых принципиальных конкурентов из Италии всего 19. На третьем месте Франция, но ее отставание от двух первых стран велико – всего десять золотых медалей.

Самым молодым чемпионом мира стал бельгиец Карел Карс. В 1934-м году ему было всего 20 лет и 46 дней. Самым возрастной – голландец Йоп Зутемелк, победивший в 1985-м в возрасте 38 лет и 272 дней.

В последние десятилетия география чемпионов расширяется. Начиная с 2009-го года Кэдел Эванс (Австралия), Тор Хусховд (Норвегия), Руй Кошта (Португалия), Михал Квятковски (Польша), Петер Саган (Словакия) и Мадс Педерсен (Дания) стали первыми в истории своих стран чемпионами мира в групповой гонке.

Единственным представителем стран бывшего СССР, становившимся чемпионом мира, остается латвиец Романс Вайнштейнс. У России четыре медали, но нет золота. По два раза на пьедестал поднимались Александр Колобнев и Дмитрий Конышев.


Маршрут

Эдинбург – Глазго (271,1 км). Набор высоты – 3570 метров.
Путь из Эдинбурга в Глазго включает в себя два довольно заметных подъема (4,4 км, 3,4% и 5,6 км, 4%), но самое важное будет происходить на финишных кругах в Глазго.

После первого пересечения финишной черты участники отправятся на десять кругов по 14,3 километра. Круг включает в себя семь холмов. Некоторые из них чуть протяжение, но не такие крутые (560 метров с градиентом 5%), а некоторые совсем короткие, но с внушительными градиентами (160 метров с градиентом 13%).

Два последних холма круга – самые короткие, но при этом самые крутые. От вершины заключительного холма до финиша – 1,4 километра. Все холмы начинаются после прохождения поворотов. Поэтому многие справедливо сравнивают круг в Глазго с кругом для велокросса. По специфике действительно похоже. Длинных прямых участков практически нет. Длина финишной прямой – 400 метров.

В 2018-м в Глазго проходил чемпионат Европы. Тогда соревнования проходили на схожем круге, но он был чуть проще. В первой тройке финишировали Маттео Трентин, Матье ван дер Пул и Ваут ван Арт.


Погода

Великобритания считается страной, в которой очень часто идут дожди. В данном случае этот стереотип может сработать. Вероятность осадков во время гонки – около 60%. Температура воздуха: 14-18 градусов. По дороге в Глазго ветер будет в основном встречным, но довольно слабым: 2-3 метра в секунду. На финишных кругах он может усилиться до 5-6 метров в секунду.


Главные герои

Сборная Бельгии (Ремко Эвенепул, Ваут ван Арт, Яспер Филипсен)

В числе пяти основных фаворитов чемпионата букмекеры включили сразу троих гонщиков бельгийских сборной. И с этим мнением трудно спорить. Остановить бельгийцев в это воскресенье будет очень сложно.

Ремко Эвенепул, Ваут ван Арт и Яспер Филипсен – вот эта тройка бельгийских фаворитов. У каждого из них свой козырь, каждый имеет хороший шанс взять золото.

Действующий чемпион мира Эвенепул на «Тур де Франс» не выступал. Он должен быть самым свежим из бельгийских лидеров. Все понимают, что его основной козырь – ранние атаки и сумасшедший индивидуальный ход. В последнее время Эвенепул заметно улучшил свой спринт, но вряд ли он может надеяться на победу, если приедет на финиш в одной группе с Мадсом Педерсеном, Матье ван дер Пулом или Тадеем Погачаром.

Трасса в Шотландии не подходит для Эвенепула оптимальным образом. Он наверняка предпочел бы более длинные подъемы, но он может быть хорош и на коротких отрезках в гору. Проблемой действующего чемпиона может стать обилие поворотов на круге в Глазго. Впрочем, в техническом плане он в последнюю пару лет тоже усилился.

Недавно Эвенепул выиграл «Классику Сан-Себастьяна», но это совершенно другая по своей специфике однодневка. Однако это значит, что лидер Soudal – Quick Step подходит к чемпионату мира в хорошей форме. Все понимают, что он будет делать, но очень немногие могут ему помешать. У Эвенепула очень высокий процент побед на однодневках.
Ваут ван Арт выступал на «Туре», но покинул гонку за четыре дня до завершения, чтобы присутствовать при рождении своего второго ребенка.

Если оценивать индивидуальные результаты ван Арта, можно заключить, что сезон складывается для него неудачно. Весной он снова не смог выиграть монументальную классику, а потом впервые в карьере остался без побед на этапах «Тур де Франс». Правда основную задачу его Jumbo – Visma во Франции выполнила – Йонас Винегор стал победителем общего зачета.

Ван Арт не побеждает на больших классиках с 2020-го года, но высочайший гоночный класс все равно делает его одним из фаворитов. Ван Арта в Шотландии устроит практически любой сценарий, учитывая специфику трассы с многочисленными поворотами и короткими холмами, а также его высокую спринтерскую скорость.
Яспер Филипсен – третий джокер бельгийцев. На данный момент это однозначно лучший в мире шоссейный спринтер. На недавнем «Туре» он выиграл четыре этапа и зеленую майку, а мог выиграть и больше.

Филипсен уже давно доказал, что он не просто спринтер. Это гонщик, который неплохо терпит на рельефе и способен показывать высокие результат даже на самых больших классиках мира. На «Париж – Рубе» в этом году Филипсен занял второе место, опередив ван Арта.

Ясно, что основной шанс Филипсена – спринт. Сам гонщик Alpecin – Deceuninck уже заявил, что сборная будет действовать по ситуации. Если в завершающей фазе гонки он и ван Арт окажутся в одной группе, то они смогут договориться по поводу основного финишера. В зависимости от того, у кого останется больше свежести.

Помогать тройке лидеров будет очень сильный состав оруженосцев: Нэйтан ван Хоойдонк, Тиш Беноот, Яспер Стейвен, Виктор Кампенартс, Ив Лампарт и Фредерик Фризон.
Матье ван дер Пул и другие нидерландцы

Матье ван дер Пул за свою относительно недолгую карьеру уже четыре раза побеждал на монументальных классиках, в том числе дважда в этом году. Пора пополнять эту коллекцию титулом чемпиона мира по шоссе. Этого достижения явно не хватает в пальмарес гонщика из Нидерландов.

Ван дер Пул мог стать чемпионом еще несколько лет назад, причем тоже в Великобритании, в 2019-м году. Тогда чемпионат мира проходил в Йоркшире, а в день групповой гонки у мужчин была ужасная погода. На последних километрах голландец ехал в группе из пяти гонщиков и считался в ней фаворитом. В какой-то момент ван дер Пула покинули силы, и он в закончил гонку в пятом десятке.

Прошедший «Тур де Франс» получился для Матье неоднозначным. Он отлично работал на Филипсена в спринтерском поезде Alpecin – Deceuninck, но никак не смог себя проявить на этапах, которых подходили под его собственную специализацию.

Сам гонщик говорит, что был во время «Большой Петли» не в лучшей форме, планируя пик формы именно на чемпионат мира. Очевидно, что круг в Глазго очень подходит ван дер Пулу.
Как и у сборной Бельгии, у сборной Нидерландов есть и другие козыри в рукаве, правда они чуть менее значительные.

Олаф Коой – молодой спринтер Jumbo – Visma, которого уже можно считать одним из лучших в мире. В этом году он успел одержать семь побед. В сборной Нидерландов он будет исполнять роль Филипсена для Бельгии.

Очевидно, что потенциал однодневщика у Кооя тоже есть, но его в этом плане трудно сравнивать с более опытным Филипсеном. Голландский спринтер пока не ездил монументальные классики, поэтому не совсем понятно, насколько мощен может быть его спринт в конце тяжелой и длинной однодневной гонки.

Дилан ван Баарле
у Нидерландов вполне тянет на роль Эвенепула в сборной Бельгии. Главный шанс ван Баарле – ранняя атака. Он очень хорошо умеет держать высокую крейсерскую скорость и сохранять разрыв с преследователями.

У ван Баарле уже достаточно много достижений на самых престижных однодневных гонках. В 2022-м он выиграл «Париж – Рубе» и стал призером «Ронде ван Влаандерен». В 2021-м ван Баарле уже брал медаль на чемпионате мира, когда все ждали результата от Матье ван дер Пула.


Мадс Педерсен и и другие датчане

Датчанин Мадс Педерсен уже становился чемпионом мира. В 2019-м это было очень неожиданно, сейчас же может быть вполне ожидаемо и закономерно.

За прошедшие четыре года гонщик Lidl – Trek стал заметно сильнее и добился многих успехов, пусть побед на монументальных классиках у него все еще нет.

Педерсен – сильный спринтер, который особенно хорош в тяжелых развязках. Важно, что он не теряет свои спринтерские качества даже в конце длинных и тяжелых гонок. Это необходимое качество для успешного однодневщика.

Когда Педерсен находится в своих пиковых кондициях, ему вообще не нужно ждать массовой групповой развязки. В 2019-м он стал чемпионом в очень тяжелой гонке, уехав вперед заранее, в небольшой группе.
В сборной Дании тоже есть другие интересные ребята, но явным лидером выглядит именно Педерсен. Впрочем, нельзя забывать о Каспере Асгрене и Маттиасе Скьелмосе.

Асгрен напомнил себя прежнего на последних этапах «Тур де Франс», а Скьелмосе в целом проводит очень хороший сезон. Впрочем, нельзя сказать, что трасса в Глазго с многочисленными поворотами и очень короткими холмами в полной мере подходит Асгрену.


Тадей Погачар (Словения)

Феноменальный Тадей Погачар – один из фаворитов любой гонки, в которой он принимает участие. Не важно о чем идет речь – об однодневке, недельном туре или супермногодневке.

На чемпионатах мира в прошлые годы Тадей выступал не слишком удачно, да и по срокам проведения этот мундиаль вряд ли подходит словенцу. Две недели назад он закончил очень тяжелую борьбу с Йонасом Винегором на «Тур де Франс». С точки зрения логики форма Погачара сейчас может быть на спаде.

Не сказать, что трасса в Глазго оптимально подходит словенской звезде. Холмов очень много, но уж слишком они короткие. Тут сбежать будет непросто, даже при наличии оптимальных кондиций. На «Ронде ван Влаандерен», которую Погачар в этом году блестяще выиграл, холмы длиннее. Не говоря уж об Ауде Кваремонте, восхождение на который продолжается около двух километров.

Еще одним минусом для словенца будет его очень слабая сборная. Чемпионат мира по разным причинам пропускают Роглич, Мохорич и Тратник, а длинной скамейки запасных у Словении нет.

Впрочем, если и есть гонщик, который способен побеждать вопреки всему, то это именно Тадей Погачар.
Остальные участники

Из числа других участников можно выделить француза Кристофа Лапорта. В прошлом году за счет своего спринта Лапорт взял серебро, а весной этого года ему покорились две весьма престижные классики – «Гент – Вевельгем» и «Дварс доор Влаандерен».

Есть в составе участников двукратный чемпион мира Жулиан Алафилипп и гонщик, который пять лет назад стал в Глазго чемпионом Европы – Маттео Трентин. Впрочем, кажется, что лучшие годы Алафилиппа уже позади. Он давно находится не в лучшей форме.

Из других участников можно отметить австралийца Майкла Мэттьюза, итальянца Альберто Беттиоля, ирландца Бена Хили и швейцарцев Марка Хирши и Мауро Шмида.


Прогноз

Предположим, что Ремко Эвенепул одержит сольную победу. В топ-3 финишируют Матье ван дер Пул и Ваут ван Арт.
Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda