28.06.2023

Почему мы запомним Giro D'Italia 2023

Подводим итоги первого гранд-тура 2023-го года
Giro D'Italia 2023 завершилась почти месяц назад. Эмоции, наши и ваши, улеглись. Настало время спокойно сесть и проанализировать то, что происходило в минувшем мае. Тем более второй гранд-тур сезона начнется уже совсем скоро. Мы выделили десять главных событий, явлений и гонщиков «Джиро 2023», которые сделали итальянский гранд-тур таким, каким он был.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.

1. Большое количество сходов. Возвращение COVID-19

С начала пандемии коронавируса прошло уже очень много времени. Казалось, что ковид ушел на второй план, но он снова очень сильно ударил по велоспорту буквально месяц назад.

Из-за вируса «Джиро» покинули десятки гонщиков, в том числе Ремко Эвенепул, владевший розовой майкой на момент своего схода. Схода лидера общего зачета гранд-тура – событие для велоспорта редкое. Такое происходит не каждый год, а иногда и не каждые пять-десять лет.

Эвенепул покинул итальянский гранд-тур после девятого этапа. На тот момент он успел выиграть две «разделки», но было заметно, что его состояние и форма ухудшаются, и он вряд ли сможет побороться за итоговую победу. Даже несмотря на то, что он считался основным фаворитом перед стартом «Джиро».
Еще одной заметной жертвой вируса стал Филиппо Ганна, который проехал всего семь этапов. Александр Власов тоже сошел из-за плохого состояния здоровья, у него ковид подтвердился уже после гонки.

Ковид добавился к привычной причине сходов гонщиков – травмам, полученным в результате завалов.

Именно из-за завала и травмы гонку покинул Тео Гейган Харт, который после десяти этапов шел на третьем месте в общем зачете и имел прекрасный шанс повторить свой триумф 2020-го года.

Всего же «Джиро» в этому году закончили 125 из 176 стартовавших изначально гонщиков.


2. Скука в горах

Подавляющее большинство болельщиков и экспертов сходятся во мнении, что большая часть этапов «Джиро» в этом году были довольно скучными. Особенно это касается горных дней.

В какой-то степени это можно объяснить особенностями маршрута. Все самые сложные этапы были на третьей недели. Вторая неделя в плане рельефа была недостаточно тяжелой и не подходила для серьезных атак претендентов на общий зачет, поэтому многие предпочитали ждать и беречь силы.
Третья неделя получилась более живой, но и она не дала болельщикам велоспорта чего-то сверхъестественного. Групповые этапы были не слишком захватывающими. Спасли «Джиро» только последние два дня. «Разделка», которая финишировала на вершине Монте Луссари, приведшая к смене лидера общего зачета. Ну и заключительный спринт в Милане, который выиграл легендарный Марк Кавендиш.

Нельзя сказать, что хороших этапов (кроме 20-го и 21-го) не было совсем. Они были, но их оказалось недостаточно. Седьмой же этап, который финишировал на вершине Гран-Сассо д'Италия и закончился победой Давиде Баиса, многие вообще назвали худшим на гранд-турах за последние годы.


3. Отрывы побеждали почти всегда


На каких-то гранд-турах отрывы побеждают редко, на каких-то часто. Зависит это от многих факторов. К примеру, от наличия в составе участников сильных спринтеров широкого профиля или характера борьбы в общем зачете.

В этом году спринтеров широкого профиля на «Джиро» было немного, а борьба в общем зачете носила осторожный и очень закрытый характер. Это привело к тому, что отрывы разыграли победы почти на всех этапах, на которых у них были теоретические шансы на успех.

В общей сложности беглецы выиграли десять этапов, а всего групповых этапов было 18. То есть отрывам достались 55,5% этапов. Небывалый процент.

Самым успешным гонщиком в отрывах совершенно неожиданно стал 29-летний немец Нико Денц из Bora – hansgrohe. Изначально он приехал на «Джиро» помогать Александру Власову и Леннарту Кемне, а уехал в качестве победителя двух этапов. Это при том, что до «Джиро» у Денца была всего одна победа в карьере на уровне Мирового тура.
Нико Денц
4. Примож Роглич

В Италии Примож Роглич выиграл свой четвертый гранд-тур и первый, который называется не «Вуэльта Испании».

Победа далась словенцу очень тяжело. Казалось, что он проиграет и останется только вторым, но великолепная горная «разделка» в последний момент все изменила. Можно сказать, что Роглич в какой-то степени изменил свою судьбу, выиграв «Джиро» именно таким образом. Ведь три года назад он в абсолютно похожей ситуации отдал желтую майку и проиграл «Тур де Франс». Тогда тоже была «разделка» с финишем в гору, которая проходила в предпоследний день гонки, а Тадей Погачар опередил Роглича. Теперь уже сам Роглич вышел вперед, на сей раз оставив позади Герэйнта Томаса.
Мы привыкли к тому, что если Роглич выигрывает гранд-тур, он на нем забирает несколько этапов. В этот раз все было по-другому, этап он выиграл всего лишь один, да и то в самом конце веломарафона. Через пару недель после «Джиро», когда проходило чествование Роглича в Словении, он признался, что по ходу гонки ему сильно мешали последствия завала, случившегося на 11-м этапе.

Помогать Винегору на «Тур де Франс» словенец не поедет. Впереди у него подготовка к «Вуэльте» и «Иль Ломбардии».


5. Герэйнт Томас

Сезон Герэйнта Томаса не складывался вплоть до старта «Джиро». Даже на «Туре Альп», который проходит незадолго до итальянского гранд-тура, он не показал ничего интересного, особенно на фоне своего партнера по INEOS Grenadiers Тео Гейгана Харта.

Несмотря на это, по ходу самой «Джиро» валлиец набрал хороший ход. Казалось, что именно он выиграет гонку, когда с нее сошел Эвенепул, а Роглич выглядел не лучшим образом. Томас имел прекрасный шанс стать самым возрастным победителем «Корса Розы», по ходу гонки ему исполнилось 37 лет.
Томас дрогнул в самый последний момент, в день горной «разделки», когда до победы оставался всего один шаг. До этого казалось, что именно он самый стабильный и надежный претендент на первое итоговое место.

Это была отнюдь не последняя попытка валлийского гонщика выиграть свой второй гранд-тур. И даже не последнее его столкновение с Рогличем. Томас уже заявил, что выступит на «Вуэльте» и будет бороться за общий зачет.


6. Жоау Альмейда

Быть одним из капитанов UAE – Team Emirates на супермногодневках становиться все тяжелее и тяжелее. Состав команды укрепляется с каждым годом. Жоау Альмейда до недавнего времени призером гранд-тура не был, но пока он остается одним из лидеров арабской команды. На прошедшей «Джиро» 24-летний португалец получил еще один шанс и наконец его реализовал, заняв третье место в общем зачете. До этого Альмейда был четвертым в год своего дебюта (в 2020-м) и шестым в 2021-м (потеряв много времени в начале). В 2022-м он сошел с гонки из-за ковида (занимая четвертое место за несколько дней до конца).

Можно ли говорить, что Альмейда сделал качественный шаг вперед? Вряд ли, но это точно был его самый стабильный гранд-тур. Он мог в очередной раз оказаться за пределами тройки, если бы с Эвенепулом и Гейганом Хартом не случилось бы того, что с ними случилось.
Признаки прогресса тоже заметны, португалец впервые выиграл на супермногодневке горный этап. В борьбе с Томасом и Рогличем это дорогого стоит.

Трудно сказать, будут ли у Альмейды такие шансы в 2024-м году, учитывая, что Погачар в будущем может решиться на два гранд-тура за сезон. Да и вундеркинд Хуан Аюсо в UAE – Team Emirates укрепляет свои позиции.


7. Тибо Пино

Эмоциональный и остороатакующий француз Тибо Пино в этом году завершает карьеру. 33-летний лидер Groupama – FDJ проехал свою последнюю «Джиро».

В памяти многих Тибо останется гонщиком огромного таланта, который полностью не смог себя реализовать. Таким же получилось его выступление на прошедшем итальянском гранд-туре, хотя надо признать, что на «Джиро» хорошего было гораздо больше, чем плохого.

Изначально Пино ехал на «Джиро» выигрывать этап, но и не вычеркивал себя из претендентов на общий зачет. В конечном счете он занял в генералке очень высокое пятое место, но этап так и не выиграл.
Дважды в горах француз оставался вторым. Сначала его расстроил колумбиец Эйнер Рубио, а потом итальянец Филиппо Дзана. Все могло быть по-другому, особенно в день 13-го этапа, когда Пино проиграл Рубио, если бы француз вел гонку в более экономном стиле.

Дополнительным бонусом для Пино стала победа в горном зачете.

Пятое место в общем зачете, победа в горном и яркое выступление в отрывах – достойная последняя гастроль на «Джиро».


8. Дерек Джи

Пусть канадец Дерек Джи и хорошо известен любителям трекового велоспорта, но его вполне можно назвать открытием «Джиро». На шоссе серьезных достижений у него нет.

25-летний гонщик Israel – Premier Tech отметился в огромном количестве отрывов, но так ни разу и не победил. Четыре раза Джи финишировал вторым и два раза четвертым! А ведь к этому надо добавить еще вторые места в горном и спринтерском зачете. Но и это еще не все, Джи отметился вторыми местами и во второстепенных классификациях – он второй по количеству километров в отрывах и в зачете промежуточных финишей.
Кажется, что это статистика какого-то отъявленного неудачника и гонщика, который вечно второй, но это не тот случай. Джи стал едва ли не главной звездой «Джиро». Гонка показала, насколько высокий у канадца потенциал. Сам же Джи продемонстрировал удивительную универсальность, ведь он занимал вторые места на совершенно разных по специфике этапах.

Ну и нужно все же добавить, что одно первое место Джи все-таки взял. Его признали самым агрессивным гонщиком «Джиро». На его фоне другие участники отрывов просто меркнут.


9. Джонатан Милан

Джонатан Милан – еще один известный трековый гонщик, который провел очень успешную «Джиро». Милан даже имеет титул Олимпийского чемпиона, который он завоевал в Токио в командной гонке преследования.

Высокорослый спринтер Bahrain – Victorious в минувшем мае дебютировал на гранд-турах. Он выиграл этап и стал обладателем Maglia Ciclamino (майки лучшего спринтера). Один этап – не сказать, что это что-то выдающееся. Дело не в одной победе, а в том, что 22-летний Милан иногда показывал просто феноменальную спринтерскую скорость, прорываясь вперед из глубины. Так было на двух этапах, на которых он занял вторые места. В общей сложности Милан финишировал вторым на этапах четыре раза, как Дерек Джи.
Важно учитывать, что спринтерский состав на «Джиро» не был очень сильным. Топ-спринтеров явно не хватало, да и Мадс Педерсен и Кэйден Гроувз сошли с гонки задолго до ее завершения.

Нам еще предстоит сравнить Милана с настоящими звездами спринта, таким как Яспер Филипсен, Фабио Якобсен и Дилан Груневехен. Это не отменяет того факта, что перфоманс итальянца на «Корса Розе» был очень крутым.


10. Марк Кавендиш

Нет никакого смысла представлять Марка Кавендиша. Легенда, которую многие считают лучшим спринтером в истории.

Перед началом нынешнего сезона 38-летний Марк перешел в Astana Qazaqstan Team. Казалось, что побед на больших гонках ему больше не одержать, не говоря уже о возможном абсолютном рекорде по количеству выигранных этапов «Тур де Франс». «Астана» в последнее время выступала катастрофически плохо и никогда не специализировалась на спринте, пусть вместе с Кавендишем и подписали Кейса Бола, который должен разгонять британца.

На «Джиро» Кэва отправили без Бола, у него не было помощников, которые когда-либо специализировались на спринтерском развозе. В возможную победу на одном из этапов верили очень немногие.

Гонка действительно складывалась для британца тяжело. Он дважды падал. В одном из случаев на финише ему серьезно помешал Альберто Дайнезе из Team DSM. Все шло к логическому завершению гонки без побед, пока не наступил день последнего этапа.
Фото: Sprint Cycling Agency
Кавендишу решил помочь его старый друг Герэйнт Томас. Сам знаменитый спринтер идеально выбрал позицию и одержал в Риме убедительную победу с очень большим преимуществом.

Это была 17-я и последняя победа Кавендиша на этапах «Джиро». Он уже заявил, что в этом году закончит карьеру. Впереди прощальный «Тур» и последняя попытка побить рекорд Меркса. Во Франции у него будет Бол и старый друг Марк Реншоу в качестве тренера-консультанта.
Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda