Завтра начнется первая гонка шоссейного сезона со звездным составом участников. «Тур ОАЭ» хоть и не имеет многолетнюю историю, но традиционно собирает на старте одних из лучших «горняков», спринтеров и «раздельщиков». Арабская многодневка будет проходить семь дней, за которые ее участники преодолеют 1058 километров.
Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.
История
«Тур ОАЭ» был образован после слияния двух многодневок, которые проходили в Эмиратах до этого – «Тура Дубая» и «Тура Абу-Даби».
«Тур Абу-Даби» имел более высокую категорию UCI. Гонка была организована в 2015-м году, а уже в 2017-м стала частью мирового тура, «Тур Дубая» существовал с 2014-го года и с тех пор оставался стартом высшей категории.
В Дубае собирались сильнейшие спринтеры, поскольку высоких гор в маршруте этой гонки не было, а вот в Абу-Даби участвовали не только звездные финишеры, но и горные гонщики, решавшие судьбу общего зачета на вершине подъема Джебель Хафит.
Объединенный «Тур ОАЭ» проводит RCS, та самая организация, которая контролирует все крупнейшие итальянские гонки, в том числе «Джиро д'Италия».
За четыре года (с 2015-го по 2018-ый) общий зачет «Тура Абу-Даби» успели выиграть Хоан Эстебан Чавес, Танел Кангерт, Руй Кошта и Алехандро Вальверде. В 2017-м второе место занял Ильнур Закарин.
В рамках «Тура Дубая» (с 2014-го по 2018-ый) побеждали Тэйлор Финни, Марк Кэвендиш, Марсель Киттель (два раза подряд) и Элиа Вивиани.
С 2019-го по 2021-ый победителями общего зачета «Тура ОАЭ» становились Примож Роглич, Адам Йейтс и Тадей Погачар.
Маршрут
Первый этап. Мадинат-Зайед – Мадинат-Зайед (185 км)
Второй этап. Остров Худайрият – Абу Даби, Breakwater (173 км)
Третий этап. Аджман (9 км). ITT
Четвертый этап. Форт Фуджайра – Джебель Джаис (181 км)
Пятый этап. Рас-эль-Хайма – Остров Эль-Марьян (182 км)
Шестой этап. Дубай – Дубай (180 км)
Седьмой этап. Эль-Айн – Джебель Хафит (148 км)
Принципиальным образом по сравнению с предыдущими изданиями маршрут гонки не изменился. В 2021-м многодневка имела такой же формат – четыре равнинных этапа, два горных финиша на вершинах Джебель Хафит и Джебель Джаис, а также короткая индивидуальная «разделка». В прошлом году протяженность «разделки» составляла 13 км, в этом году всего девять.
Джебель Хафит – более тяжелая гора, на ней можно создать разрывы даже в группе «генеральщиков». Джебель Джаис заметно проще, чаще всего на ее вершине победу в спринте разыгрывает небольшая группа, но бывают и исключения.
Погода
Дождей в ОАЭ в ближайшие дни не будет, в этом плане никаких сюрпризов не ожидается. Жары ждать тоже не стоит, температура воздуха подниматься выше 25 градусов будет очень редко.
Гораздо важнее для участников многодневки прогноз по ветру. «Тур ОАЭ» – одна из гонок, на которых могут образовывать эшелоны. Это происходило в предыдущие годы. В 2021-м победителем стартового этапа стал Матье ван дер Пул, а в первой группе финишировал всего 21 гонщик. Тогда пелотон развалился именно из-за бокового ветра.
По предварительному прогнозу, сильный ветер в Эмиратах ожидается в понедельник (в день второго этапа) и во вторник (в день «разделки»).
10 главных героев
Тадей Погачар (UAE – Team Emirates)
Лучший гонщик мира 2021-го года Тадей Погачар полон решимости защитить титул победителя «Тура ОАЭ». Не секрет, что эта многодневка имеет огромное значение для его команды UAE – Team Emirates. Важнее гонки в ОАЭ для нее могут быть только гранд-туры.
У Погачара есть все шансы на успех – он силен в гонках с раздельным стартом, прекрасно знает два решающих подъема многодневки, а на вершине Джебель Хафит он выигрывал этапы уже два раза. Команда у словенца тоже очень сильная, партнеры по UAE – Team Emirates готовы поддержать его на любом участке гонки.
Все выглядит очень хорошо, но есть одна проблема – совсем недавно Погачар в легкой форме перенес COVID-19. Никто не знает, повлияет ли болезнь на выступление словенца в ближайшую неделю. Если он будет готов не на 100%, то вполне может уступить одному из конкурентов. На этот случай у UAE – Team Emirates есть запасной вариант, но об этом чуть позже.
Фото: La Presse
Адам Йейтс (INEOS Grenadiers)
29-летний Адам Йейтс возглавит INEOS Grenadiers на «Туре ОАЭ». У него отличная статистика выступлений на арабской гонке.
Йейтс выступал на этой многодневке два раза. В 2020-м году, когда на вершине Джебель Хафит заканчивались сразу два этапа, он одержал уверенную победу в общем зачете. В день первого восхождения он сбросил всех и финишировал первым, а во втором случае комфортно добрался до макушки подъема вместе с Погачаром и Алексеем Луценко.
В прошлом году Йейтс навязал Погачару равную борьбу на подъемах, но сбросить словенца так и не сумел, пришлось довольствоваться вторым местом на Джебель Хафит и в генеральной классификации.
Йейтс должен быть хорошо готов в гонке. Единственная проблема – в «разделке» Погачар явно его сильнее, но в пользу британца играет относительно небольшая протяженность гонки на время – всего девять километров. На такой дистанции много Йейтс проиграть не должен.
Александр Власов (Bora – hansgrohe)
Александр Власов перешел в новую команду и сразу дал понять, что в немецкой Bora – hansgrohe на него могут надеяться, как на лидера.
Власов начал сезон в Испании и уже успел выиграть королевский этап и общий зачет «Вуэльты Валенсии», на котором он опередил самого Ремко Эвенепула.
На «Туре ОАЭ» русский гонщик раньше не стартовал, зато в 2018-м году он принимал участие в «Туре Абу-Даби». Ту многодневку Власов провел неудачно, но это не должно никого смущать, с тех пор его уровень очень сильно вырос.
В последние пару сезонов результаты Власова в «разделках» улучшились. Ему придется делить команду со спринтером Сэмом Беннеттом, но это не должно стать большой проблемой. Власов выглядит одним из самых опасных соперников Погачара.
Жоау Альмейда (UAE – Team Emirates)
Жоау Альмейда – тот самый запасной вариант UAE – Team Emirates. Звездный португалец перешел в арабскую команду перед началом этого сезоне, раньше он гонялся за Deceuninck – Quick Step.
Альмейда имеет опыт выступлений на «Туре ОАЭ». В прошлом году он занял на многодневке третье место. Формат гонки ему отлично подходит – он силен в «разделках», а горы не выглядят для него слишком сложными.
В общем, если у Погачара не пойдет, то Альмейда будет на подхвате. В 2021-м году португалец был на многодневных гонках очень стабилен, провалов почти не было. Нельзя исключать вероятность того, что Погачар и Альмейда вместе поднимуться на итоговый пьедестал «Тура ОАЭ».
Том Дюмулен (Jumbo – Visma)
Том Дюмулен открывает на арабской многодневке очень важный для себя сезон. В 2022-м году закончится его контракт с Jumbo – Visma, в мае ему предстоит возглавить команду на «Джиро д'Италия», при этом он давно не ехал гранд-туры лидером, нацеленным на общий зачет.
Дюмулен часто выступал на Аравийском полуострове. В 2017-м он занял третье место на «Туре Абу-Даби». В 2018-м ему страшно не везло, поэтому в общем зачете он оказался далеко. В 2019-м он был шестым в общем зачете и вторым на Джебель Джаис, тогда на подъеме его обошел только будущий партнер по команде Примож Роглич.
Маршрут «Тура ОАЭ» Дюмулену подходит едва ли не идеально. Короткая «разделка» и два горных финиша – отличный вариант для голландца. В гонке на время сравниться с ним могут только Погачар и Альмейда, да и то, не факт. Вполне возможно, что перед горным этапами Дюмулен будет опережать в общем зачете всех своих основных конкурентов.
Марк Кавендиш (Quick-Step Alpha Vinyl Team)
От «генеральщиков» переходим к спринтерам, тем более компания финишеров на «Туре ОАЭ» даже сильнее, чем компания «генеральщиков». В гонке принимают участие сразу четыре топ-спринтера.
Марк Кавендиш очень любит приезжать в эту часть мира и выступать на многодневках на аравийском полуострове. В свое время он принимал участие в турах Катара, Омана, Саудовской Аравии, Абу-Даби и Дубая. Результаты были разными, но в ОАЭ он ранее уже побеждал.
В прошлом году 36-летний Кавендиш вернулся в число сильнейших спринтеров мира. В этом году он не собирается сбавлять оборотов. В составе Quick-Alpha Alpha Vinyl Team на «Тура ОАЭ» есть горовосходитель Фаусто Маснада, но надеется бельгийская команда в основном на Кавендиша.
В распоряжении британца будет спринтерский поезд, последним разгоняющим в котором станет опытный и титулованный Михаэль Меркев. Вместе с датчанином помогать Кавендишу станут молодые Стан ван Трихт и Итан Вернон.
Сэм Беннетт (Bora – hansgrohe)
Сэм Беннетт вернулся в родную Bora – hansgrohe после двух лет в Deceuninck – Quick Step. Он уходил из немецкой команды из-за того, что основную ставку делали не на него, а на Петера Сагана и Паскаля Акерманна. Теперь Беннетт станет спринтером номер один в проекте, в котором уже нет ни Сагана, ни Акерманна.
Ирландец выступал на «Туре ОАЭ» три последних года. В 2019-м он выиграл один этап, в 2020-м остался без побед, а в 2021-м выиграл дважды. Это с учетом того, что в 2020-м году многодневка была сокращена из-за начинавшейся пандемии,
Беннетта давно не видели в деле, поэтому на арабской многодневке ему нужно доказывать, что скорость все еще при нем. Помогать на последних километрах Беннетту должны Денни ван Поппель, Шейн Арчболд и Райан Маллен. Все эти гонщики тоже перешли в Bora – hansgrhohe перед началом 2022-го года.
Дилан Груневехен (Team BikeExchange – Jayco)
Голландец Дилан Груневехен – еще один спринтер, который перед началом 2022-го года перешел в другую команду в поисках лучшей жизни.
У Груневехена был действующий контракт с Jumbo – Visma, но в одном проекте вместе с Рогличем, ван Артом, Винегором и Дюмуленом спринтеру стало совсем тесно. Команда сконцентрировалась на борьбе за общий зачет многодневок, поэтому отпустила Груневехена в другую команду.
Австралийская Team BikeExchange – Jayco – отличный вариант для голландца. С этой командой он поедет на «Тур де Франс», в ней ему соберут приличный поезд. Груневехен уже успел начать сезон 2022-го года и одержал две победы на этапах «Тур Саудовской Аравии», но состав участников на этой гонке был не таким сильным.
На «Туре ОАЭ» Груневехену предстоит доказывать, что он остается одним из сильнейших спринтеров мира. Помогать ему будут Лука Мезгец, Кэйден Гроувз и Кэмпбелл Стюарт.
Яспер Филипсен (Alpecin – Fenix)
Многие помнят слезы отчаяния Яспера Филипсена на Елисейских полях в прошлом июле. На «Тур де Франс» молодой бельгийский спринтер шесть раз финишировал в тройке сильнейших, но так и не выиграл ни одного этапа.
Из-за этой неудачи Филипсен не сломался и в конце сезона сумел доказать, что его точно нужно относить к числу элитных спринтеров. На «Вуэльте» он выиграл два этапа, а после одержал еще четыре победы на однодневках.
В ОАЭ 23-летний бельгиец открывает новый сезон, и у него в распоряжении будет отличный поезд развозящих, в который будут входить Джанни Веермерс и Йонас Рикарт.
Филипсен не выглядит аутсайдером в борьбе с другими звездными спринтерами, которые примут участие в гонке. Он вполне может выиграть пару этапов.
Фото: Getty Images
Филиппо Ганна (INEOS Grenadiers)
В старт-листе «Тура ОАЭ» есть не только «горняки» и спринтеры. Девятикилометровая гонка с раздельным стартом привлекла внимание многих сильных «раздельщиков», среди которых выделяются двукратный чемпион мира Филиппо Ганна и швейцарец Штефан Биссеггер (EF Education – EasyPost). В прошлом году они заняли первые два места на 13-километровой «разделке».
Ганна удачно начал 2022-ый год, он уже успел выиграть две гонки на время. Сначала на «Этуаль де Бессеж», потом на «Тура Прованса». На второй из этих многодневок итальянец лидировал в генеральной классификации до последнего горного этапа. В итоговом общем зачете Ганна должен был занять седьмое место, но его дисквалифицировали за некорректную замену велосипеда. Он получил байк с обочины дороги, а не от технички.
Ганна – главный фаворит третьего этапа. Биссеггер – фаворит номер два.
Прогноз
Предположим, что Кавендиш, Филипсен, Беннетт и Груневехен выиграют по одному этапу. «Разделка» останется за Ганной, а Погачар выиграет оба горных этапа.