16.09.2020

Словенцы или отрыв: Превью семнадцатого этапа «Тур де Франс»

Вся информация о ключевом этапе в Альпах

Вот мы и добрались до самой важной части «Большой Петли». Впереди всего пять этапов, но три из них будут играть роль в распределении итоговых мест в общем зачете. Французский гранд-тур добрался до Альп. Сегодня участники гонки преодолеют два подъема высшей категории и финишируют на высоте более 2300 метров.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий
по ссылке.
История

Сегодняшний этап завершится на вершине горы Коль де ла Лоз, но рассказывать о ней долго нам не придется. Дело в том, что асфальтированная дорога до самой вершины была проложена только в прошлом году. Если велогонки и заглядывали на эту гору, то все заканчивалось гораздо ниже, возле горнолыжного курорта Мерибель, расположенного на высоте 1450 метров.

Дорога наверх после Мерибеля со временем становится очень узкой, фактически она не приспособлена для езды на автомобилях.

«Тур де Франс» заглядывал в Мерибель всего один раз. Восьмого июля 1973-го года в этом местечке заканчивался этап семь Б (в тот день проходило два этапа, этот был вечерним). Победу одержал Бернар Тевене, который в дальнейшем дважды становился победителем общего зачета.
Бернар Тевене
В 2016-м году в Мерибель финишировал шестой этап «Критериум Дофине», который из отрыва выиграл Тибо Пино. В 2018-м году тут же заканчивался этап самой престижной молодежной гонки мира «Тур де л'Авенир», его в борьбе в том числе с Тадеем Погачаром покорил колумбиец Иван Соса.

На вершину Коль де ла Лоз в рамках велосипедных гонок успели подняться всего один раз, на все том же «Тур де л'Авенир», но в 2019-м году. Победа досталась австралийскому горовосходителю Александру Эвансу.

Коль де ла Мадлен, на который сегодня поднимутся до Коль де ла Лоз, гораздо более популярный и известный перевал.

В рамках «Тур де Франс» на Мадлен поднимались 25 раз. Впервые в 1969-м, последний раз в 2018-м. Первыми на вершине в разных годы были многие звездные гонщики – Люсьен ван Импе, Педро Дельгадо, Петр Угрюмов, Ришар Виранк (трижды), Ян Ульрих, Джильберто Симони, Сантьяго Ботеро. Последний раз максимальные очки в горный зачет брал Жулиан Алафилипп.

На Мадлен этапы никогда не заканчивались, вершина для этого просто не приспособлена. Сегодня на эту легендарную гору поднимутся от Ла Шамбре, с южной стороны.


Маршрут

Этап начнется в Гренобле и через 170 километров завершится на вершине Коль де ла Лоз. Эта самая высокая точка нынешнего «Тура». На ней будет разыгран «Приз Анри Дегранжа» и удвоенные горные очки. То есть 40 за первое место, вместо стандартных 20.

Этап пройдет по дорогам региона Овернь – Рона – Альпы. Гонщики начнут день в Гренобле – столице департамента Изер. Мерибель и Коль де ла Лоз – это уже департамент Савойя.

Гренобль – очень популярный и знаковый город для «Тур де Франс». 41-ый раз в нем будет стартовать или финишировать этап гонки.


Гренобль – Мерибель/Коль де ла Лоз (170 км)
Первые 90 километров этапа – преимущественно равнина. Есть всего лишь один некатегорийный пологий подъем, который будет пройден через 25-30 километров после старта. Промежуточную спринтерскую премию предстоит разыграть на отметке 45,5 километра.

Восхождение на Коль де ла Мадлен (17,1 км, 8,4%) начнется на 91-м километре маршрута. Наиболее сложная часть подъема – первые четыре километра, на них средний градиент в районе 10%. В дальнейшем в основном 7-8%, в средней части есть только один крутой (10,8%) и один пологий километр (5,3%).
Спуск с Мадлен, который временами будет достаточно сложным, займет ровно 25 километров. После этого 15 километров равнины и начало штурма Коль де ла Лоз.

Основная часть подъема – это 21,5 км со средним градиентом 7,8%. В отличие от Мадлен, тут самыми крутыми будут не первые, а последние километры. Заключительные пять с половиной километров по очень узкой дороге имеют средний градиент в районе 10% (первые два километра за 11%). Максимальный градиент вовсе достигает 24%.

Наиболее простой участок Коль де ла Лоз начинается после первой трети восхождения. Есть трехкилометровый кусок с градиентом 5,5%.
Погода

Температура воздуха по ходу этапа будет колебаться от 13 до 30 градусов. 13 на вершине Коль де ла Лоз, 30 на равнине до Мадлен. Вероятность дождя – на старте в Гренобле не более 10%, а вот на второй половине пути осадки вполне возможны – 50%. Ветер незначительный, 1-2 метра в секунду. На первой половине пути встречно-боковой, на второй чаще попутно-боковой.


Фавориты

Сегодня один из самых тяжелых этапов, но это не значит, что его обязательно выиграет один из «генеральщиков».

На гонке доминирует Team Jumbo – Visma, которая догнала отрыв на 15-м этапе. Тогда Примож Роглич не сумел на финише опередить Тадея Погачара. В итоге преследование голландской команды не только не увенчалось победой на этапе, но и позволило отыграть четыре секунды главному конкуренту.

Эта небольшая неудача может остановить Team Jumbo – Visma. По большому счету у Роглича сейчас и так все хорошо. Нет большого смысла догонять на горных этапах отрывы и давать шанс Погачару на бонификацию. 40 секунд перед субботней «разделкой» – неплохой разрыв.

Другие команды тоже вряд ли будут устремлены на преследование раннего отрыва. Все коллективы заметно слабее Team Jumbo – Visma, если начать догонять беглецов, лидер команды может оказаться изолированным слишком рано.

У UAE – Team Emirates есть резон преследовать беглецов, но в составе осталось всего шесть гонщиков. Давиде Формоло и Фабио Ару давно сошли. Вместе с Погачаром осталось всего два «горняка» – Давид де ла Крус и Ян Поланц. Арабская команда не может себе позволить, чтобы лидер остался один уже после Мадлен.

Еще один важный фактор: первые 90 километров этапа – равнина. Это значит, что впереди может оказаться много мощных габаритных гонщиков, которые потом поедут горы не в самом высоком темпе. Это значит, что отрыв все-таки могут догнать, даже если пелотон не будет предпринимать для этого больших усилий.

Вполне возможно, что в отрыве дня любителей равнины будет гораздо больше, чем людей гор.

Все это означает, что у отрыва и основной группы сегодня примерно равнозначные шансы на победу.

Кто может выиграть этап из отрыва? Мы бы выделили следующих гонщиков: Марк Хирши (Team Sunweb), Даниэль Фелипе Мартинес (EF Pro Cycling), Марк Солер (Movistar Team), Михал Квятковски (INEOS Grenadiers), Максимилиан Шахманн (Bora – Hansgrohe), Тибо Пино (Groupama – FDJ) и Нанс Петер (AG2R La Mondiale).

Остановимся на некоторых из них.


Даниэль Фелипе Мартинес (EF Pro Cycling)

Молодой колумбиец Даниэль Фелипе Мартинес в августе сенсационно выиграл «Критериум Дофине». После этого его команда EF Pro Cycling объявила о том, что «Тур де Франс» Мартинес начнет в качестве одного из трех лидеров коллектива, вместе с соотечественниками Ригоберто Ураном и Серхио Игитой.

Амбициям Мартинеса в общем зачете не суждено было сбыться. Он поучаствовал в завалах на одном из первых этапов и оказался отброшен далеко. После этого Мартинес не стал унывать и сумел перезагрузиться, сосредоточившись на отдельных этапах и поддержке Урана.
В итоге Мартинес сумел одержать победу на 13-м этапе на Пюи Мари. Ближе к финишу он оказался в очень непростой ситуации, попав в сэндвич между двумя великолепными гонщиками Bora – Hansgrohe – Максимилианом Шахманном и Леннардом Кемной. Шахманн ехал впереди, а Кемна сел колумбийцу на колесо и не выходил на смены. Но Мартинес все равно сумел догнать Шахманна и сохранить крупицы сил на борьбу с Кемной на вершине крутого подъема.

После этого стало очевидно, что колумбиец находится в хорошей форме и может выиграть еще один этап.


Марк Хирши (Team Sunweb)

Швейцарец Марк Хирши давно фигурировал в списках самых талантливых молодых гонщиков мира, но еще пару недель назад его в основном знали люди, которые следят за велоспортом очень пристально. Широкой аудитории гонщик Team Sunweb был практически неизвестен.

Все поменялось буквально за несколько дней. Хирши практически стал новой рок-звездой. Да, можно проводить такие параллели. Все любят гонщиков, которые приезжают на «Тур де Франс», ведут гонку в ярком атакующем стиле, да еще и умудряются выиграть. Вам ведь тоже нравится Марк Хирши, правда?
Марк выиграл один этап и еще на двух был в тройке. На втором этапе он сбежал от пелотона вместе с Жулианом Алафилиппом и Адамом Йейтсом и проиграл французу очень близкий спринт. На девятом этапе проехал по горам один 90 километров и его накатили за два километра до финиша, при этом он едва не выиграл спринт у Погачара и Роглича. Ну а 12-м этапе остановить Хирши было уже невозможно.

Не секрет, что Хирши предпочитает холмы и короткие подъемы. Мадлен и Лоз – не совсем то, что ему нужно. Однако он весьма талантливый «горняк», который может выиграть сегодняшний этап. Вчера швейцарец много атаковал, но так и не сумел попасть в отрыв дня.


Марк Солер (Movistar Team)

Переходим от Марка к Марку. От Марка Солера все ждут больших свершений уже много лет, но ему постоянно что-то мешает. То форма подкачает, то из технички дадут указание ждать кого-нибудь из лидеров Movistar Team, как это было на девятом этапе «Вуэльты» в прошлом году.

В этом году Марк спокойно готовился к «Джиро д'Италия» и никого не трогал, но примерно месяц назад ему вдруг сообщили, что планы меняются. Надо ехать на «Тур де Франс» вместе с Энриком Масом и Алехандро Вальверде, чтобы спасать отечество.
Сезон для Movistar Team складывался катастрофически плохо. Не было уверенности, что «Джиро» состоится, поэтому Солера пришлось перебрасывать на французский гранд-тур. Гонка началась для каталонца тяжело, он падал в первые дни, но со временем все-таки набрал неплохую форму.

Пока выше восьмого места на этапах Солер не поднимался, сегодняшний этап может предоставить ему такую возможности. Мадлен и Лоз – то, что ему нужно. Movistar Team лидирует в командном зачете, поэтому наверняка будет засылать вперед своих гонщиков, чтобы укрепить свои позиции. Солер – идеальный кандидат.


Тадей Погачар (UAE – Team Emirates)

Тадей Погачар – главный аниматор гонки в группе генеральщиков, а об его умении выигрывать на гранд-турах горные этапы уже можно слагать легенды.

В прошлом году Тадей дебютировал на «Вуэльте» – выиграл три этапа. В этом заехал на «Тур де Франс» – забрал уже два этапа.
21-летний словенец показал на этой гонке завидную стрессоустойчивость. Из-за эшелонов на седьмом этапе он проиграл Приможу Рогличу 1.21, но после этого не опустил руки, а стал методично отыгрывать время. Сейчас он уже уверенно второй в общем зачете и проигрывает своему более возрастному соотечественнику всего 40 секунд.

У Погачара нет сильной команды, поэтому вряд ли UAE – Team Emirates станет догонять отрыв, но у самого словенца есть все, чтобы выиграть этап, если беглецов все-таки накатят. На всех предыдущих этапах в горах он демонстрировал отличную форму и мощный финиш. Сегодняшний этап не должен стать исключением.


Примож Роглич (Team Jumbo – Visma)

Примож Роглич и его команда Team Jumbo – Visma едут практически идеальную гонку. Единственная относительно небольшая осечка произошла в прошлое воскресенье на Гран Коломбье.

Обладатель желтой майки на заключительном километре восхождения решился атаковать за 600 метров до финиша и это была ошибка. Погачар Роглича не отпустил и выиграл у него спринт на последних метрах. Все могло быть по-другому, если бы Роглич не поторопился и подождал еще немного.
Роберт Хесинк, Ваут ван Арт и Том Дюмулен провели в день 15-го этапа феноменальную работу, но она не была вознаграждена победой на этапе. Погачар сумел сократить свое отставание от Роглича до 40 секунд.

На Коломбье многие ждали от Роглича более ранней атаки и тотального уничтожения конкурентов и были в итоге разочарованы. Один из классиков сказал специально для таких случаев: «ваши ожидания – это ваши проблемы».

После того этапа многие стали укрепляться во мнении, что на самом деле Роглич слаб, его нужно атаковать, он может попасть в кризис. Хотя в действительности ничего ужасного в выступлении Роглича на Коломбье не было. Ну проиграл спринт на финише очень сильному Погачару. С кем не бывает?


Ричи Порт (Trek – Segafredo)

Перед началом «Большой Петли» в этого гонщика почти никто не верил, даже собственные многолетние болельщики, но назло всем горемыка-страдалец Ричи Порт вдруг оказался очень хорош.

Помните в прошлый раз мы писали, что нет повести печальнее на свете, чем приключения Тибо Пино на гранд-турах? На самом деле есть. Приключения Ричи Порта будут печальнее.

Лучшие годы он провел в Team Sky и помогал Крису Фруму выигрывать «Туры». В 2016-м ушел на вольные хлеба и занял на главной гонке мира пятое место. А мог быть вторым, если бы из-за поломки не потерял почти две минуты на одном из первых этапов. Потом были падения, серьезные травмы и сходы в 2017-2018-м годах.

В 2019-м австралиец перешел из BMC Racing Team в Trek – Segafredo и занял на «Тур де Франс» только на 11-е место. Все подумали, что это все. Ему уже 35 лет, молодые конкуренты сильнее.
В этом году Порт приехал на «Большую Петлю», чтобы последний раз побороться за общий зачет. Ни для кого не секрет, что в межсезонье он собирается возвращаться в INEOS Grenadiers, чтобы помогать молодым лидерам команды.

Порт потерял 1.21 на этапах с эшелонами. Казалось, что дальше все будет развиваться по обычному сценарию – Порт либо сойдет, либо займет далекое место. Однако форма ветерана улучшалась с каждым новым этапом. На девятом он был лучше, чем на восьмом, на 13-м лучше, чем на девятом, а на 15-м он вообще проиграл только Погачару и Рогличу.

Посмотрим, что австралиец исполнит сегодня. В общем зачете он шестой, но проигрывает идущему третьим Урану всего 39 секунд.


Мигель Анхель Лопес (Astana Pro Team)

Колумбия начинала «Большую Петлю» на позитиве и с серьезными амбициями в общем зачете. Судите сами, у колумбийских болельщиков был действующий победитель гонки Эган Берналь, а еще Найро Кинтана, Мигель Анхель Лопес, Ригоберто Уран, Даниэль Мартинес, Серхио Игита.

Лидер Astana Pro Team Лопес пребывал в тени Берналя и на старте, и на первой половине гонки, когда места в топ-6 общего зачета заняли сразу четверо гонщиков из Колумбии. Так продолжалось вплоть до 15-го этапа, на котором посыпались Берналь и травмированный Кинтана. Сейчас лучшим из колумбийцев идет Ригоберто Уран, но Лопес расположился на четвертом месте и проигрывает соотечественнику всего 11 секунд.
На сегодняшний день в Колумбии больше всего верят в Лопеса. В борьбе за призовые места остались всего два гонщика, и именно Лопес выглядит сильнейшим из них.

Колумбиец из Бояки сумел добавить после относительно неудачного девятого этапа. На 13-м он уже приехал впереди Урана, а на 15-м проиграл только тройке Погачар-Роглич-Порт.

Ну и самое важное. Сегодня у генерального менеджера Astana Pro Team Александра Винокурова день рождения. Лидер команды вряд ли хочет подарить своему боссу только галстук. Тут нужно что-то посерьезнее, ну хотя бы прорыв на третье место в генеральной классификации.


Прогноз

Шансы отрыва и генеральщиков равнозначны. Мы не можем знать, кто окажется в отрыве, но предположим, что при таком сценарии победит Даниэль Мартинес. Лучшим в группе генеральщиков окажется Примож Роглич.
Made on
Tilda