12.11.2021

Тактика на гранд-турах. Как все работает

Разбор на примере Tour de France 2021
Межсезонье – отличное время для того, чтобы рассказать о тактике команд в профессиональном велоспорте. О тактике на классических однодневках мы уже как-то писали, поэтому сегодня речь пойдет о гранд-турах. Как формируется состав, какие у кого роли, что происходит во время гонки? Ответы на все эти вопросы в нашем тексте.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.

Для примера нам нужна какая-нибудь гонка. Мы решили взять самую главную из тех, что были в этом году – «Тур де Франс».


Перед стартом

У каждой команды есть тактический план на предстоящую гонку, который должен осуществить подобранный состав гонщиков. Однако по ходу событий план может корректироваться или даже кардинально меняться, это зависит от положения в различных зачетах многодневки, травм и прочих факторов.

Давайте посмотрим, как команды строятся перед началом веломарафона. Разделим все коллективы на шесть категорий.


Все деньги на одного претендента на общий зачет (UAE – Team Emirates и Team Jumbo – Visma)

Первая категория – команды, которая хотят выиграть общий зачет или хотя бы попасть в призовую тройку. У них всего один защищенный гонщик и перед стартом нет запасных вариантов.

Если брать «Тур де Франс» 2021-го года, то идеально подойдут UAE – Team Emirates и Team Jumbo – Visma. Лидеры этих коллективов, Тадей Погачар и Примож Роглич, заняли на предыдущем издании гонки первые два места и рассчитывают только на победу. Их команды собирают свои составы полностью под нужды одного защищенного «генеральщика». В состав попадают не только горные гонщики, но и те, кто должен помочь лидерам на более простом рельефе и равнине.
Фото: Petar Milosevic
Существует четкое распределение обязанностей. К примеру, норвежец Вегард Стаке Ланген в составе UAE – Team Emirates должен подстраховывать Погачара на равнине. У Роглича для этого есть Майк Тейниссен и Тони Мартин. Особенно важны эти гонщики станут, если в день равнинного этапа подует сильный боковой ветер.

Сепп Кусс и Рафал Майка – два гонщика, которые должны держаться с Рогличем и Погачаром максимально долго на тяжелом рельефе, это ярко выраженные горные гонщики.

В составе двух команд есть всего один гонщик, который перед началом многодневки имеет относительную свободу и личные амбиции – Ваут ван Арт (Team Jumbo – Visma). В 2020-м он выиграл на «Туре» два этапа, поэтому ему разрешат на полную силу проехать «разделки» и побороться со спринтерами на равнинных этапах.


Два-три защищенных «генеральщика» (INEOS Grenadiers и Movistar Team)

Раньше такой формат формирования состава был популярен в основном на классических однодневках, но в последние годы он становится востребован и на многодневках. Речь о варианте с двумя, а иногда и тремя защищенными гонщиками, которые поедут на общий зачет.

Это особенно актуальный вариант для тех коллективов, у которых нет гонщика, заметно превосходящего остальных по уровню. К примеру, у INEOS Grenadiers в составе на «Тур де Франс» были Герэйнт Томас, Ричард Карапас, Ричи Порт и Тео Гейган Харт, а у Movistar Team Энрик Мас и Мигель Анхель Лопес. Кто из них лучше? До старта трудно было сказать.

Плюс подобного формирования состава – с единоличным лидером всегда может что-то случиться, он может упасть и сойти, заболеть и т.д. Командам, у которых всего один лидер, приходится гадать – а кто у INEOS Grenadiers лучший? На чьи атаки Роглич и Погачар должны отвечать в первую очередь, а кого можно немного отпустить вперед?
Есть у подобной тактики и очевидный минус – нескольких лидеров защищать гораздо сложнее, чем одного. Если случится поломка у одного из них, вся команда не станет его ждать и возвращать пелотон. Обязанности должны быть распределены очень четко еще до старта. Кто ждет Томаса, если его надо будет вернуть в пелотон? Кто отдает Масу велосипед, если техничка далеко?

Составы таких команд формируются по такому же принципу, как и у команд с одним «генеральщиком». Есть гонщики, которые заточены под работы на равнине, есть исполнители на холмы и горы.


Спринтерская команда cо свободными художниками (Deceuninck – Quick Step и Alpecin – Fenix)

Переходим к спринтерским командам. Их главная особенность состоит в том, что не весь состав занимается только тем, что обслуживает одного спринтера.

Представьте себе, что гонка у спринтера не складывается, он проигрывает финиш за финишем, ну или еще хуже – он попадает в завал и сходит с гонки очень рано. Так, к примеру, в этом году случилось с Калебом Юэном из Lotto Soudal. Для таких ситуаций и нужен еще один сильный гонщик, который может спасти многодневку для команды.

В данном случае возьмем за основу два очень успешных коллектива – Deceuninck – Quick Step и Alpecin – Fenix. Их составы на «Тур де Франс» были сформированы по одинаковому принципу – спринтерский поезд и гонщики для преследования ранних отрывов + одна звезда, которая будет бороться за результат на других этапах.

Состав Deceuninck – Quick Step выглядел так: Марк Кавендиш (спринтер), Михаэль Меркев (последний разгоняющий), Давиде Баллерини (предпоследний разгоняющий), Каспер Асгрен (участник поезда, который работает до последнего километра), Дрис Девенейнс, Маттиа Каттанео (гонщики, которые работают на дальних подступах к спринту), Тим Деклерк (преследователь ранних отрывов), Жулиан Алафилипп (звезда, которая имеет собственные амбиции, но готовая помочь спринтеру, если это нужно).
Фото: Bettiniphoto
Если спринтер оказывается в отвале на горном этапе, то Меркев, Баллерини, Асгрен и Деклерк остаются с ним и задают темп, который позволит всем вписаться в лимит времени.

Как видите, все расписано очень подробно, но на самом деле план довольно гибкий. На определенных этапах свободу получает не только Алафилипп, но и Каттанео с Асгреном. Итальянец может уехать вперед в горный день, а Асгрен на этапе средней сложности.

Случаи, когда все семь гонщиков команды работают только на спринтера, крайне редки, но все-таки случаются. На «Тур де Франс» 2021-го такого не было, но на «Джиро» 2020-го года вся Groupama – FDJ помогала одному Арно Демару. Больше команда ничем не занималась.


Многозадачники (Bora – hansgrohe)

Многозадачники – команды, которые преследуют две большие цели. Классический пример в 2021-м году – немецкая Bora – hansgrohe, причем не только на «Туре», но и на «Джиро».

Две цели почти всегда одинаковые – общий зачет и спринт. В случае с Bora – hansgrohe на «Тур де Франс» борьбой за генеральную классификацию занимался Вилко Келдерман, а за спринт и зеленую майку отвечал Петер Саган.

У каждого из двух лидеров были свои помощники. Келдермана в горах поддерживали Эмануэль Бухманн и Патрик Конрад, а Сагана в спринте Даниэль Осс и Лукас Пестлбергер.
Фото: Bettiniphoto
Удивительно, но даже решая две большие задачи, команда нашла место для двух свободных художников, решавших второстепенные задачи. Нилс Политт и Иде Схеллинг – активно уезжали в ранние отрывы, причем оба добились успеха. Политт выиграл этап, а Схеллинг на первой неделе владел гороховой майкой лидера горного зачета.

Еще один этап для команды выиграл Конрад, которого считали помощником Келдермана. Дело в том, что голландец на призовые места общего зачета не претендовал, а боролся за первую шестерку, по этой причине его «грегари» получали при случае возможность проявить себя.


Охотники за этапами (Astana – Premier Tech)

Следующая категория команд – коллективы, у которых нет сильных претендентов на общий зачет и спринтеров, но при этом имеются квалифицированные гонщики, которые могут выигрывать этапы.

Лучший пример до старта «Тур де Франс» этого года – Astana – Premier Tech. Обычно казахстанская команда борется за общий зачет, но в этот раз ситуация была иной.
Якоб Фульсанг заявил, что амбиций в генеральной классификации у него нет, а Алексей Луценко хоть и занял на «Критериум Дофине» призовое место, но за общий зачет гранд-туров ранее не боролся. По этой причине Astana – Premier Tech начинала «Большую Петлю» с целью выиграть отдельные этапы.

В этом могли преуспеть не только Фульсанг и Луценко, но и Алекс Аранбуру, Омар Фрайле и Ион Изагирре. Все это сильные гонщики, которые либо уже побеждали на этапах «Тур де Франс», либо были к этому очень близки.

Этап казахстанский коллектив так и не выиграл, зато сумел добиться кое-чего другого. Astana – Premier Tech – классический пример команды, цель которой изменилась по ходу гонки. Луценко стал неожиданно бороться за высокое место в общем зачете.


Шоумены (B&B Hotels p/b KTM)

Последняя группа, которая имеет самые незначительные амбиции. Ее мы назовем команды-шоумены.

Основная цель таких коллективов довольно простая – быть на виду, максимально часто и долго. Особенно это касается равнинных и холмистых этапов, на которых у таких команд появляется больше шансов отправить в отрыв одного из своих представителей.

Уехать в отрыв на одном из первых равнинных этапов и захватить на пару дней гороховую майку – идеальная ситуация для команды-шоумена. Для примера в данном случае можно взять одну из французских профессиональных команды, выступавших на «Большой Петле» по приглашению организаторов.
Photo: Agence Zoom
Отлично подойдет B&B Hotels p/b KTM. У этой команды есть спринтер, Брайан Кокар, но он никогда не выигрывал этапы на гранд-турах, а в последнее время совсем не блещет. Все понимают, что должно произойти чудо, чтобы у Кокара появился шанс выиграть финиш у фаворитов.

Главная задача B&B Hotels p/b KTM – быть в отрывах .Разумеется, иногда у таких команд появляется шанс на победу, но происходит это крайне редко.

Этап B&B Hotels p/b KTM на прошедшем «Туре» так и не выиграла, гороховую майку не получила, но Франк Боннамур здорово ехал в отрывах. Он не только стал самым агрессивным участником гонки, но и сумел попасть в топ-6 аж на трех этапах.


По ходу гонки

Два первых этапа проходили в Бретани, они имели холмистую развязку. Это были дня для Алафилипп, ван дер Пула, Роглича и Погачара. INEOS Grenadiers и Movistar Team было важно не терять лишних секунд. Боннамур уехал в отрыв в стартовый день гонки, но получить гороховую майку не смог.

Третий этап был первым, на котором победу разыгрывали чистые спринтеры. Выиграл Тим Мерлир из Alpecin – Fenix, а в одном из завалов пострадал Роглич. В дальнейшем словенец начал терять время, Team Jumbo – Visma пришлось перестраиваться и меня план на гонку. Новым лидером стал датский гонщик Йонас Винегор, который отлично справился с новой ролью. При этом ван Арт получил еще большую свободу действий.

На этом же самом третьем этапе упал и травмировался Петер Саган. Словак не сошел с гонки сразу же, но через несколько дней он все-таки был вынужден остановиться. Некоторые представители Bora – hansgrohe получили большую свободу действий.

На следующих спринтерских этапах Alpecin – Fenix стала развозить уже не Мерлира, а другого спринтера, Яспера Филипсена. Мерлир занял позицию последнего разгоняющего и сошел с гонки, когда пелотон добрался до высоких гор. Равнинные финиши стал выигрывать Кавендиш.
Photo: AFP Photo
В пятый день «Тура» Погачар выиграл гонку с раздельным стартом. Лидером общего зачета он пока не стал, желтая майка была у ван дер Пула, но словенец уже имел превосходство над своими основными конкурентами в борьбе за итоговую победу.

На седьмом этапе UAE – Team Emirates пришлось серьезно напрячься. В отрыв уехали ван дер Пул, ван Арт и ряд других сильных гонщиков. Арабская команда была вынуждена выходить вперед и контролировать ситуацию в голове пелотона. В дальнейшем коллектив Погачара занимался этим на протяжении всей гонки.

Лидеры INEOS Grenadiers уже в первые дни стали терять время в генеральной классификации. По разным причинам Томас, Гейган Харт и Порт оказались очень далеко. После этого британская команда попыталась хоть как-то напрячь UAE – Team Emirates и стала работать только на Карапаса.

Для этого использовались два известных приема – на горных этапах некоторые гонщики INEOS Grenadiers уезжали в отрывы, а другие в какой-то момент взвинчивали темп в основном формировании. Идея заключалась в атаке Карапаса, которому в дальнейшем должны были помогать партнеры по команде, предварительно уехавшие вперед. К успеху эти действия так и не привели.

У Team Jumbo – Visma по ходу гонки в обойме осталось всего пять гонщиков. Казалось, что голландская команда не верит в Винегора на все сто процентов. В один из дней вперед уехали сразу три гонщика Team Jumbo – Visma, а с Винегором в пелотоне остался один Тейниссен. Дополнительных проблем из-за этого не возникло, а ван Арт и Кусс в итоге выиграли четыре этапа.
После первых этапов в горах Луценко оказался высоко в общем зачете, по этой причине Astana – Premier Tech стала уделять больше времени поддержке казахстанского гонщика.

В дальнейшем тактика команд заметным образом уже не менялась. Кто-то справился с поставленной, а кто-то нет.


Надеемся, наш тактический разбор показался вам полезным. Мы еще вернемся к этой теме.
Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda