Монумент в Мекке велоспорта: Превью Ronde van Vlaanderen 2025
Вторая монументальная классика сезона уже в это воскресенье
«Ронде ван Влаандерен» («Тур Фландрии») – одна из пяти монументальных классик. Традиционно она идет второй в сезоне, между «Милан – Сан-Ремо» и «Париж – Рубе». Проходит эта однодневка во Фландрии – северной части Бельгии. В этом регионе велоспорт любят так, как нигде больше в мире.
Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.
Первое издание гонки прошло в 1913 году. Как это часто бывало в то время, организатором выступила газета. В случае с «Ронде ван Влаандерен» это была местная Sportwereld, основанная менее чем за год до первого издания классики. Гонка стала совместным детищем владельца газеты Леона ван ден Хауте и главного редактора Карела ван Вейнендале.
Со временем ван Вейнеделе стал главой Sportwereld и газета долгие годы оставалась организатором классики. В дальнейшем она была выкуплена более крупным изданием Het Nieuwsblad, которое тоже в свое время основала однодневную гонку – «Омлооп Хет Ниувсблад».
В настоящий момент организатором «Ронде ван Влаандерен» выступает объединение Flanders Classics, которое контролирует все ключевые фламандские гонки.
Первое издание «Ронде ван Влаандерен» стало самым длинным в истории (324 километра). В 1913 году гонщики стартовали в Генте, а финишировали в деревне Мариякерке, в наше время считающейся частью Гента. В гонке приняли участие 36 велосипедистов, а ее победителем стал местный велосипедист Пауль Деман.
«Ронде ван Влаандерен» не проводилась только в годы первой мировой войны. В период второй мировой войны Бельгия была оккупирована фашистской Германией, но немцы не мешали проведению гонки, а даже помогали ее организовывать.
До 1948 года «Ронде ван Влаандерен» покорялась гонщикам не из Фландрии всего один раз, в 1923 году ее выиграл швейцарец Хайнрих «Хайри» Сютер. Все дело в том, что до 1948 года «Милан – Сан-Ремо» и «Ронде ван Влаандерен» проводились в один день, и сильнейшие итальянские и французские велосипедисты отдавали предпочтение гонке в Южной Европе.
В 1948 году газеты «Экип», «Гадзетта делло Спорт» и «Хет Ниувсблад» организовали гоночную серию «Челлендж Дегранжа и Коломбо», в которую вошли ведущие велосипедные соревнования того времени. С тех пор «Милан – Сан-Ремо» и «Ронде ван Влаандерен» перестали наслаиваться друг на друга, и в Бельгии гораздо чаще стали побеждать гонщики из других стран.
В 50-х годах началось активное асфальтирование бельгийских дорог и организаторы «Ронде ван Влаандерен» забили тревогу, поскольку маршрут гонки стал выглядеть недостаточно тяжелым. Выход из ситуации был найден в 1973 году, когда финиш был перенесен в деревню Мейрбеке, а Мур ван Герардсберген и Босберг стали ключевыми брусчатыми холмами «Ронде ван Влаандерен». До этого времени маршрут гонки менялся достаточно часто, но изменения были незначительными.
Со временем Мур ван Герардсберген с часовней, которая находится на вершине холма, стал одним из самых культовых и узнаваемых мест в велосипедном мире.
Мур ван Гераардсберген
В 1976 году гонка последний раз стартовала в Генте, на следующие 20 лет стартовом пунктом стал город Синт-Никлас, а с 1998 по 2016-ый «Тур Фландрии» начинался в Брюгге. При этом финишная часть с прохождением Муур ван Гераардсберген и Босберга не меняли до 2012 года.
В 2012-м финиш был перенесен в Ауденарде и знаменитые Ауде Кваремонт и Патерберг стали двумя заключительными «хеллингенами» классики.
Большинство нынешних знаменитых «хеллингенов» попали в маршрут классики в 70-х годах. Это касается Ауде Кваремонта (1974), Тайенберга (1974) и Коппенберга (1976). Исключением являются Мур ван Гераардсберген, который появился в гонке в 1950-м году, а также Патерберга, его впервые штурмовали только в 1986-м году.
В этом году пройдет 109-е издание гонки. На сегодняшний день за бельгийцами 69 побед, но только дважды «Ронде ван Влаандерен» осталась за франкоговорящими бельгийцами. В 1987-м ее выиграл Клод Крикельон, а в 2017-м Филипп Жильбер. 13 раз монумент во Фландрии забирали гонщики из Нидерландов, у итальянцев 11 побед.
Совладельцами рекорда по количеству побед являются сразу семь гонщиков – Ахил Бейссе, Фьоренцо Маньи, Эрик Леман, Йохан Мюзееув, Том Боонен, Фабиан Канчеллара и Матье ван дер Пул (по три), но только итальянец Маньи выигрывал гонку три года подряд, было это в промежутке с 1949 по 1951 годы. Брику Схотте и Мюзееуву принадлежит рекорд по количеству призовых мест, оба поднимались на пьедестал восемь раз.
Брик Схотте
Все тот же Схотте является рекодсменом по количество участий на «Туре Фландрии», он выступал на гонке 20 раз. Легендарный Эдди Меркс выигрывал «Ронде ван Влаандерен» «всего лишь» два раза, но ему принадлежит рекорд по максимальному преимуществу на финише. В 1969 году он привез Феличе Джимонди 5 минут 36 секунд.
Главным неудачником фламандской классики можно считать ирландца Шона Келли, он выигрывал все монументы, кроме «Ронде ван Влаандерен», на которой трижды финишировал вторым.
Хорошо всем известный Андрей Чмиль является самым возрастным победителем гонки, в 2000 году он финишировал первым в возрасте 37 лет и 71 дня. На тот момент Чмиль уже представлял Бельгию. Рик Стеенберген – самый молодой победитель, в 1944 году он стал сильнейшим, когда ему не исполнилось еще и 20 лет.
Только шесть гонщиков выигрывали «Ронде ван Влаандерен» в майке чемпиона мира: Луисон Бобе (1955), Рик ван Лоой (1962), Эдди Меркс (1975), Том Боонен (2006), Петер Саган (2016) и Матье ван дер Пул (2024).
В прошлом году в отсутствии Тадея Погачара главный фаворит Матье ван дер Пул одержал очень уверенную победу. Никто не смог навязать ему серьезной борьбы. Годом ранее, в 2023-м, Тадей Погачар смог отцепить ван дер Пула на Ауде Кваремонт и тоже выиграл сольно.
Маршрут
Брюгге – Ауденарде (268,9 км)
В период с 2017-го по 2022-ой годы «Ронде ван Влаандерен» начиналась в Антверпене, в 2023-м старт гонки вернули Брюгге, в 2024-м гонка снова открывалась в Антверпене, в этом году произойдет очередное возвращение в Брюгге.
Заметных изменений решающая часть маршрута не претерпела. Финиш снова будет в Ауденарде. В этот раз участники проедут 269 км, это на два километра меньше, чем в прошлом году.
За 269 километров дистанции нужно будет взобраться на 16 холмов (большая их часть с брусчаткой) и проехать семь равнинных брусчатых участков. Практически все холмы и брусчатка расположены на второй половине маршрута. Первую половину займет дорога к местности, на которой расположены знаменитые «хеллингены» (холмы).
Уже несколько лет Мур ван Гераардсберген отсутствует на «Ронде ван Влаандерен», знаменитый «хеллинген» не включен в маршрут гонки и в этом году.
Ключевые участки дистанции находятся на небольшом отдалении друг друга. За 55 километров до финиша гонщики пройдут знаменитую связку Ауде Кваремонт – Патерберг. Это будет уже второе восхождение на Кваремонт на гонке, первый раз на него поднимутся в средней части пути.
Стоит обратить внимание, что на «Ронде ван Влаандерен» гонщики сначала поднимаются на Кваремонт и только потом на Патерберг. На другой престижной однодневке E3 Saxo Classic эти «хеллингены» проходят в другой очередности.
Это нужно иметь в виду, потому что Кваремонт и Патерберг сильно отличаются друг от друга. Кваремонт заметно длиннее, но при этом положе (2200 метров (1500 м брусчатых), 4%, макс. 11,6%), а Патерберг короче, но заметно круче (360 м, 12,9%, макс. 20,3%).
Через шесть километров после Патерберга нужно будет преодолеть, пожалуй, самый тяжелый брусчатый «хеллинген» гонки – Коппенберг (600 метров, 11,6%, максимальный – 22,0%). Подъем на Коппенберг очень узкий и брусчатка на нем плохого качества.
Восхождение на Коппенберг считается тяжелым и опасным. В свое время этот холм на 15 лет был исключен из маршрута после эпизода, произошедшего в 1987 году с датчанином Йеспером Скибби.
Тогда на Скибби наехала машина сопровождения. Гонщик упал, а водитель не только не стал останавливаться, но проехал через велосипед датчанина, едва не задев его ногу. Организаторы боялись, что вскоре к Скибби подъедет основная группа и может сформироваться затор, поэтому с гонщиком тогда никто не церемонился.
После Коппенберга гонщики проедут двухкилометровый брусчатый участок Марияборрестрат, а затем еще два брусчатых холма – Стеенбеекдрис и Таайенберг. Первый из них достаточно простой, а вот второй один из самых тяжелых и известных. Восхождение на Тайенберг займет 530 метров, 500 из которых будут брусчатыми. Средний градиент холма – 6,6%, максимальный – 15,8%.
Через восемь километров после Тайенберга гонщики поднимутся на Крейсберг (2500 метров (450 метров брусчатки); средний градиент – 5%, максимальный – 9%). Вершина этого холма расположена в 26 километрах от финиша, а через девять километров после него начнется второе и решающее прохождение связки Кваремонт – Патерберг.
На вершине Патерберга до финиша в Ауденарде будет оставаться всего 13 километров, на которых гонщики, атаковавшие на Патерберге, будут пытаться не подпустить к себе ближайших преследователей.
Последние километры классической однодневки проходят на широкой автостраде и в техническом плане никакой сложности из себя не представляют.
Погода
В воскресенье во Фландрии во время гонки ожидается от восьми до 12 градусов тепла. Вероятность осадков оценивается, как практически нулевая. Ветер –- шесть метров в секунду. На разных участках он будет встречным, попутным или боковым. На последнем равнинном куске после Патерберга он должен быть встречным.
Главные герои
Тадей Погачар (UAE Team Emirates – XRG)
Лучший велогонщик мира выступал на «Ронде ван Влаандерен» всего два раза. В 2022-м его атаки на брусчатых холмах позволили отцепить всех, кроме Матье ван дер Пула. Голландец и словенец приехали на финиш вместе, но тактические игры на последнем километре привели к тому, что их накатили Дилан ван Баарле и Валентан Мадуас. В итоге Погачар не только не выиграл, но и оказался за пределами пьедестала, на четвертом месте.
В 2023-м словенец взял убедительный реванш, сбросив с колеса Матье ван дер Пула во время завершающего прохождения Ауде Кваремонта. На финишном куске Матье пытался накатить, но безуспешно.
В 2024-м словенец на фламандском монументе не появился, выбрав альтернативный гоночный календарь. Принято считать, что с времени его победы двухлетней давности он стал еще сильнее, поэтому удержаться с ним на хеллингенах будет невероятно сложно, даже Матье ван дер Пулу. Короткие и крутые брусчатые холмы подходят под атаки лидера UAE Team Emirates – XRG явно больше, чем пологие Чипресса и Поджо на «Милан – Сан-Ремо».
Фото: Getty Images
Состав UAE Team Emirates – XRG на De Ronde очень мощный, явно сильнее, чем на прошедшую «Ла Классичиссиму». Помимо Погачара в арабской команде стартуют: Флориан Вермейрс, Тим Велленс, Джонатан Нарваес, Миккел Бьяо, Нилс Политт, Антониу Моргаду.
Велленс и Вермейрс вполне могли претендовать на призовые места и сами, если бы выступали в другой команде. Этот состав должен позволить Погачару контролировать ситуацию до решающего момента, когда он сам пойдет в атаку.
План Погачара не будет отличаться от того, что он делал в 2022-2023 годах. Просто атаковать на тяжелых холмах, уехать сольно и удержаться впереди до финиша. Словенец должен начинать напрягать соперников во время первого прохождения связки Ауде Кваремонт-Патерберг, еще одно его ускорение наверняка произойдет на Коппенберге. Ну и последняя атака может состояться во время второго и заключительного прохождения Ауде Кваремонта и Патерберга. Если в тот момент с ним еще кто-то будет оставаться.
Словенец начнет гонку главным фаворитом.
Матье ван дер Пул (Alpecin – Deceuninck)
Послужной список Матье ван дер Пула на «Ронде ван Влаандерен» вызывает восхищение. Он дебютировал в 2019-м и сразу занял четвертое место, несмотря на завал перед решающим участком гонки.
В следующие пять лет ван дер Пул ни разу не финишировал ниже второго места. Первый-второй-первый-второй-первый. Единственными гонщиками, сумевшими нанести ван дер Пула поражение, стали Каспер Асгрен (в 2021-м) и Тадей Погачар (в 2023-м). Асгрен неожиданно одолел голландца в дуэльном спринте на финише, а Погачар отцепил на Ауде Кваремонт.
В этом году Матье хорош так же, как и в предыдущие годы. Может даже лучше, чем когда-либо до этого. Голландец не только второй раз в карьере выиграл «Милан –- Сан-Ремо», он второй год подряд убедительно забрал престижную классику E3.
Фото: Sirotti
Противостоять напору Погачара на коротких крутых холмах голландцу будет очень непросто, но не стоит забывать, что он с этим справился в 2022-м и почти справился в 2023-м. Да, Погачар стал сильнее, но, есть ощущение, что и Матье за последние два года улучшился.
Матье нужно удержаться с Тадеем, это практически гарантирует ему победу. В спринте на финише он обычно справляется со словенцем достаточно уверенно.
По составу Alpecin – Deceuninck явно уступает команде Погачара, но сверхсильный состав, возможно, и не понадобится. UAE Team Emirates – XRG должна контролировать ситуацию, а в решающий момент Погачар и ван дер Пул наверняка окажутся наедине друг с другом.
В случае победы ван дер Пул станет рекордсменом De Ronde. Никто не выигрывал этот монумент больше трех раз.
Мадс Педерсен (Lidl – Trek)
Еще один элитный однодневный гонщик, о котором можно сейчас сказать – он хорош, как никогда до этого.
На «Милан – Сан-Ремо» датчанин занял седьмое место. И это была неудача для гонщика калибра Мадса Педерсена. Зато после этого он был в огне – второе место на E3 и победа на «Гент – Вевелгем». Да, на E3 Матье ван дер Пул от Педерсена уехал, но лидер Lidl – Trek всегда очень неудачно выступал на этой гонке. Раньше он ни разу не попадал на ней даже в топ-10, хотя выступал много раз.
«Гент – Вевелгем» Педерсен выиграл уже третий раз, но никогда он не делал этого так убедительно, пусть и в отсутствии ван дер Пула и Погачара. Датчанин выдал самое затяжное соло сезона, оставшись в одиночестве еще за 56 километров до финиша. В итоге он привез большой группе больше минуты.
Фото: Dan Moller
На «Ронде ван Влаандерен» Педерсен выступал по-разному. Было сенсационное второе место в 2018-м, когда он был еще совсем молод. Тогда датчанин отъехал от основной группы фаворитов заранее, а проехал его только Ники Терпстра.
В следующие несколько лет были неудачи, которые сменились восьмым местом в 2022-м и третьим в 2023-м. Тогда Педерсен применил практически ту же тактику, что и в 2018-м. Уехал от топ-фаворитов заранее, до момента решающей атаки. В итоге Погачар и ван дер Пул его проехали. Педерсен оказался в группе преследования, в которой сумел выиграть спринт.
В прошлом году Педерсен снова пытался атаковать заранее, но проверенная тактика не сработала. Датчанина накатили довольно рано. Он потратил слишком много сил и финишировал только в третьем десятке.
Посмотрим, что у Педерсена получится на сей раз. Выиграть ему будет необычайно трудно. Вряд ли его снова отпустят вперед заранее, а удержаться с Погачаром и ван дер Пулом до самого конца – почти нереально. На E3 датчанин от ван дер Пула отстал, а эта гонка проще «Ронде ван Влаандерен», да и Погачара на ней не было.
Маттео Йоргенсон (Visma – Lease a Bike)
Американец Маттео Йоргенсон после перехода в Visma – Lease a Bike выбился в число ведущих гонщиков мира, причем и на однодневках, и на многодневках, показывая завидную универсальность.
Йоргенсон уже дважды выиграл общий зачет «Париж – Ниццы» и классику «Дварс доор Влаандерен». Почти выиграл «Критериум Дофине» и попал в десятку сильнейших на «Тур де Франс».
Свой потенциал на брусчатых классиках американец показал еще до перехода в голландскую команду, в составе Movistar Team в 2023-м. Тогда он был четвертым на E3 и девятым на «Ронде ван Влаандерен».
Фото: Getty Images
В прошлом году Йоргенсон стал главной ставкой Visma – Lease a Bike на De Ronde, поскольку Ваут ван Арт был травмирован. Маттео оказался единственным гонщиком, пытавшимся удержаться с ван дер Пулом на Коппенберге. Американец был близок к тому, чтобы присоединиться к голландцу, но не рассчитал силы и буквально встал на последней части гонки, финишировав в итоге 31-м. Это место не должно вводить в заблуждение, американец имел максимальный настрой и попытался бороться за победу, за это пришлось поплатиться.
Вряд ли Йоргенсон допустит схожую ошибку второй год подряд, но даже без ошибок бороться с Погачаром и ван дер Пулом практически нереально. Поможет только вариант с отъездом вперед заранее, где-нибудь за километров 80-100. Этот вариант часто использовал Педерсен.
Йоргенсон хороший претендент на призовое место, даже если победить в итоге не получится.
Ваут ван Арт (Visma – Lease a Bike)
Ваут ван Арт выиграл свою монументальную классику уже почти пять лет назад, он сделал это раньше ван дер Пула. В 2020-м году сразу после перерыва на пандемию ему покорилась «Милан – Сан-Ремо».
Тогда казалось, что Ваут станет победителем монументов еще много раз, но с тех пор как-будто отрезало. За это время ван дер Пул, с котором Ваут соперничает практически с детства, взял уже семь монументов, да еще и чемпион мира в придачу.
Причины неудач Ваута разные – невезение с травмами или несвоевременными завалами и поломками, тактические ошибки. Очень часто сам Ваут оказывается недостаточно хорош.
Сейчас ключевой момент в карьере фламандца. В конце прошлого сезона он получил серьезную травму колена и на старте этого сезона смотрится не слишком уверенно. Многие даже считают, что в карьере 30-летнего гонщика начался спад, из которого он уже не выберется.
Фото: James Startt
Совсем недавно ван Арт был очень близок к победе на «Дварс доор Влаандерен», но его снова ждало большое разочарование. Visma – Lease a Bike провела образцовую гонку. Порвала пелотон на участке с боковым ветром, догнала ранее атаковавших гонщиков и сбросила практически всех. С трио Маттео Йоргенсон-Ваут ван Арт-Тиш Беноот остался только американец Нилсон Паулесс.
Голландская команда приняла решение не раздергивать Паулесса, а свести дело к спринту, в котором ван Арт номинально заметно сильнее Паулесса. Но даже в этой ситуации Ваут не победил, Паулесс забрал у него спринт.
Несмотря на все недавние неудачи, можно заметить, что класс ван Арта никуда не делся. Возможно, он не прогрессирует с возрастом, как все тот же ван дер Пул, но в числе пяти основных фаворитов «Ронде ван Влаандерен» он все еще должен быть железно.
Все остальные
Шансы остальных гонщиков заметно ниже (в том числе шансы Филиппо Ганны), поэтому мы не будем на них останавливаться.
В современных реалиях, в которых почти все большие однодневки выигрывают два-три гонщика, пяти претендентов вполне достаточно.