31.03.2023

Монумент в Мекке велоспорта: Превью Ronde van Vlaanderen

Вторая монументальная классика сезона уже в это воскресенье
«Ронде ван Влаандерен» («Тур Фландрии») – одна из пяти монументальных классик. Традиционно она идет второй в сезоне, между «Милан – Сан-Ремо» и «Париж – Рубе». Проходит эта однодневка во Фландрии – северной части Бельгии. В этом регионе велоспорт любят так, как нигде больше в мире. Победителя 117-го издания гонки мы узнаем уже в это воскресенье, второго апреля.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.

История

Первое издание гонки прошло в 1913 году. Как это часто бывало в то время, организатором выступила газета. В случае с «Ронде ван Влаандерен» это была местная Sportwereld, основанная менее чем за год до первого издания классики. Гонка стала совместным детищем владельца газеты Леона ван ден Хауте и главного редактора Карела ван Вейнендале.

Со временем ван Вейнеделе стал главой Sportwereld и газета долгие годы оставалась организатором классики. В дальнейшем она была выкуплена более крупным изданием «Хет Ниувсблад», которое тоже в свое время основала однодневную гонку – «Омлооп Хет Ниувсблад».

В настоящий момент организатором «Ронде ван Влаандерен» выступает объединение Flanders Classics, которое контролирует все ключевые фламандские гонки.

Первое издание «Ронде ван Влаандерен» стало самым длинным в истории (324 километра). В 1913 году гонщики стартовали в Генте, а финишировали в деревне Мариякерке, в наше время считающейся частью Гента. В гонке приняли участие 36 велосипедистов, а ее победителем стал местный велосипедист Пауль Деман.

«Ронде ван Влаандерен» не проводилась только в годы первой мировой войны. В период второй мировой войны Бельгия была оккупирована фашистской Германией, но немцы не мешали проведению гонки, а даже помогали ее организовывать.

До 1948 года «Ронде ван Влаандерен» покорялась гонщикам не из Фландрии всего один раз, в 1923 году ее выиграл швейцарец Хайнрих «Хайри» Сютер. Все дело в том, что до 1948 года «Милан – Сан-Ремо» и «Ронде ван Влаандерен» проводились в один день, и сильнейшие итальянские и французские велосипедисты отдавали предпочтение гонке в Южной Европе.

В 1948 году газеты «Экип», «Гадзетта делло Спорт» и «Хет Ниувсблад» организовали гоночную серию «Челлендж Дегранжа и Коломбо», в которую вошли ведущие велосипедные соревнования того времени. С тех пор «Милан – Сан-Ремо» и «Ронде ван Влаандерен» перестали наслаиваться друг на друга, и в Бельгии гораздо чаще стали побеждать гонщики из других стран.

В 50-х годах началось активное асфальтирование бельгийских дорог и организаторы «Ронде ван Влаандерен» забили тревогу, поскольку маршрут гонки стал выглядеть недостаточно тяжелым. Выход из ситуации был найден в 1973 году, когда финиш был перенесен в деревню Меербеке, а Мур ван Герардсберген и Босберг стали ключевыми брусчатыми холмами «Ронде ван Влаандерен». До этого времени маршрут гонки менялся достаточно часто, но изменения были незначительными.

Со временем Мур ван Герардсберген с часовней, которая находится на вершине холма, стал одним из самых культовых и узнаваемых мест в велосипедном мире.
Мур ван Гераардсберген
В 1976 году гонка последний раз стартовала в Генте, на следующие 20 лет стартовом пунктом стал город Синт-Никлас, а с 1998 по 2016-ый «Тур Фландрии» начинался в Брюгге. При этом финишная часть с прохождением Муур ван Гераардсберген и Босберга не меняли до 2012 года.

В 2012-м финиш был перенесен в Ауденарде и знаменитые Ауде Кваремонт и Патерберг стали двумя заключительными «хеллингенами» классики.

Большинство нынешних знаменитых «хеллингенов» попали в маршрут классики в 70-х годах. Это касается Ауде Кваремонта (1974), Тайенберга (1974) и Коппенберга (1976). Исключением являются Мур ван Гераардсберген, который появился в гонке в 1950-м году, а также Патерберга, его впервые штурмовали только в 1986-м году.

В этом году пройдет 107-е издание гонки. На сегодняшний день за бельгийцами 69 побед, но только дважды «Ронде ван Влаандерен» осталась за франкоговорящими бельгийцами. В 1987-м ее выиграл Клод Крикельон, а в 2017-м Филипп Жильбер. 12 раз монумент во Фландрии забирали гонщики из Нидерландов, у итальянцев 11 побед.

Совладельцами рекорда по количеству побед являются сразу шесть гонщиков – Ахил Бейссе, Фьоренцо Маньи, Эрик Леман, Йохан Мюзееув, Том Боонен и Фабиан Канчеллара (по три), но только итальянец Маньи выигрывал гонку три года подряд, было это в промежутке с 1949 по 1951 годы. Брику Схотте и Мюзееуву принадлежит рекорд по количеству призовых мест, оба поднимались на пьедестал восемь раз.
Брик Схотте
Все тот же Схотте является рекодсменом по количество участий на «Туре Фландрии», он выступал на гонке 20 раз. Легендарный Эдди Меркс выигрывал «Ронде ван Влаандерен» «всего лишь» два раза, но ему принадлежит рекорд по максимальному преимуществу на финише. В 1969 году он привез Феличе Джимонди 5 минут 36 секунд.

Главным неудачником фламандской классики можно считать ирландца Шона Келли, он выигрывал все монументы, кроме «Ронде ван Влаандерен», на которой трижды финишировал вторым.

Хорошо всем известный Андрей Чмиль является самым возрастным победителем гонки, в 2000 году он финишировал первым в возрасте 37 лет и 71 дня. На тот момент Чмиль уже представлял Бельгию. Рик Стеенберген самый молодой победитель, в 1944 году он стал сильнейшим, когда ему не исполнилось еще и 20 лет.

Только пять гонщиков выигрывали «Ронде ван Влаандерен» в майке чемпиона мира: Луисон Бобе (1955), Рик ван Лоой (1962), Эдди Меркс (1975), Том Боонен (2006) и Петер Саган (2016).

В прошлом году победителем второй раз стал Матье ван дер Пул. Он выдержал атаки Погачара на брусчатых холмах, а потом выиграл спринт на финише. Погачар же умудрился остаться за чертой призеров, поскольку его с ван дер Пулом на последних метрах накатили Дилан ван Баарле и Валентан Мадуас. Ван Баарле занял второе место, Мадуас третье, а Погачар финишировал четвертым.


Маршрут

Брюгге – Ауденарде (273,4 км)

В период с 2017-го по 2022-ой годы «Ронде ван Влаандерен» начиналась в Антверпене, в 2023-м старт гонки вернули Брюгге. Заметных изменений решающая часть маршрута не претерпела. Финиш снова будет в Ауденарде. В этот раз участники проедут аж 273,4 километра. Это самое длинное издание гонки за последние 25 лет.

За 273 километра дистанции нужно будет взобраться на 19 холмов (11 из них с брусчаткой) и проехать шесть равнинных брусчатых участков. Практически все холмы и брусчатка расположены на второй половине маршрута. Первую половину займет дорога к местности, на которой расположены знаменитые «хеллингены» (холмы).

Уже несколько лет Мур ван Гераардсберген отсутствует на «Ронде ван Влаандерен», знаменитый «хеллинген» не включен в маршрут гонки и в этом году.
Ключевые участки дистанции находятся на небольшом отдалении друг друга. За 55 километров до финиша гонщики пройдут знаменитую связку Ауде Кваремонт – Патерберг. Это будет уже второе восхождение на Кваремонт на гонке, первый раз на него поднимутся в средней части пути.

Стоит обратить внимание, что на «Ронде ван Влаандерен» гонщики сначала поднимаются на Кваремонт и только потом на Патерберг. На другой престижной однодневке E3 Saxo Classic эти «хеллингены» проходят в другой очередности.

Это нужно иметь в виду, потому что Кваремонт и Патерберг сильно отличаются друг от друга. Кваремонт заметно длиннее, но при этом положе (2200 метров (1500 м брусчатых), 4%, макс. 11,6%), а Патерберг короче, но заметно круче (360 м, 12,9%, макс. 20,3%).
Через шесть километров после Патерберга нужно будет преодолеть, пожалуй, самый тяжелый брусчатый «хеллинген» гонки – Коппенберг (600 метров, 11,6%, максимальный – 22,0%). Подъем на Коппенберг очень узкий и брусчатка на нем плохого качества.

Восхождение на Коппенберг считается тяжелым и опасным. В свое время этот холм на 15 лет был исключен из маршрута после эпизода, произошедшего в 1987 году с датчанином Йеспером Скибби.

Тогда на Скибби наехала машина сопровождения. Гонщик упал, а водитель не только не стал останавливаться, но проехал через велосипед датчанина, едва не задев его ногу. Организаторы боялись, что вскоре к Скибби подъедет основная группа и может сформироваться затор, поэтому с гонщиком тогда никто не церемонился.
После Коппенберга гонщики проедут двухкилометровый брусчатый участок Марияборрестрат, а затем еще два брусчатых холма – Стеенбеекдрис и Таайенберг. Первый из них достаточно простой, а вот второй один из самых тяжелых и известных. Восхождение на Тайенберг займет 530 метров, 500 из которых будут брусчатыми. Средний градиент холма – 6,6%, максимальный – 15,8%.

Через восемь километров после Тайенберга гонщики поднимутся на Крейсберг (2500 метров (450 метров брусчатки); средний градиент – 5%, максимальный – 9%). Вершина этого холма расположена в 26 километрах от финиша, а через девять километров после него начнется второе и решающее прохождение связки Кваремонт – Патерберг.

На вершине Патерберга до финиша в Ауденарде будет оставаться всего 13 километров, на которых гонщики, атаковавшие на Патерберге, будут пытаться не подпустить к себе ближайших преследователей.

Последние километры классической однодневки проходят на широкой автостраде и в техническом плане никакой сложности из себя не представляют.


Погода

В воскресенье во Фландрии будет довольно холодно. Во время гонки ожидается от шести до девяти градусов тепла. Вероятность дождя – не более 15%. Ветер довольно сильный, 6-8 метров в секунду. Участники будут часто менять направление движения, но на финишном куске по дороге в Ауденарде они совершенно точно столкнутся с встречным ветром.


Главные герои

Матье ван дер Пул (Alpecin – Deceuninck)


«Ронде ван Влаандерен» – самая успешная монументальная классика для Матье ван дер Пула. Он стартовал на ней четыре раза и дважды побеждал. Худший результат получился в год дебюта, в 2019-м – четвертое место. Причем тогда Матье завалился в самый неподходящий момент, ему пришлось догонять основную группу в решающей стадии гонки.

После прошлогодней «Джиро» у голландца на шоссе наметились проблемы. То провал на «Тур де Франс», то боли в спине, то скандал на чемпионате мира в Австралии. В общем, результатов довольно долго не было. Некоторое даже стали думать, что ван дер Пул уже не тот.

Ван дер Пул снова оказался на коне после победы на «Милан – Сан-Ремо», на которой он сбросил всех на Поджо и уверенно финишировал первым.
Недавно ван дер Пул занял второе место на E3 Saxo Bank Classic, проиграв финишный спринт ван Арту. Этот результат тоже можно считать плюсом для голландца. Да, он не победил, но снова показал хорошие кондиции, а это было важно после череды неудач.

К «Ронде ван Влаандерен» Матье должен подойти в хорошей форме. У него в распоряжении довольно сбалансированная команда, способная поддержать его перед решающими участками гонки.


Тадей Погачар (UAE – Team Emirates)

Тадей Погачар на взрослой «Ронде ван Влаандерен» выступит всего второй раз. В прошлом году он дебютировал на гонке и сразу занял четвертое место, хотя имел прекрасный шанс быть хотя бы вторым.

Тактика словенца выглядела очень просто, но при этом разумно – он просто выходил вперед на самых тяжелых холмах и пытался сбросить с колеса всех соперников. Жертвами лидера UAE – Team Emirates по ходу гонки стали Каспер Асгрин и Том Пидкок, а усидеть с ним с великим трудом смог только ван дер Пул.

Погачар обладает хорошей спринтерской скоростью, поэтому он верил, что сможет победить ван дер Пула в спринте. В самом конце два лидера замедлились, готовясь к решающему рывку, подпустив к себе Дилана ван Баарле и Валентана Мадуаса. Итог всего этого известен – Погачар оказался только четвертым.
Фото: Sprint Cycling Agency
Нынешний сезон словенец тоже начал отлично и набрал уже девять побед. Недавно Погачар занял третье место на E3 Saxo Classic. Сбросить ван дер Пула и ван Арта на Патерберге и Ауде Кваремонт он не смог, а спринт проиграл почти без шансов.

Поражение на E3 не должно вводить в заблуждение. Эта гонка заметно короче «Ронде ван Влаандерен», да и по рельефу проще. Связка Патерберг – Ауде Кваремонт на E3 преодолевается один раз, а на «Ронде ван Влаандерен» дважды (пусть и в другой последовательности). Да и наличие Коппенберга для словенца явно в плюс.

Команда у Погачара не такая сильная, но она обязана обеспечить его хорошей позицией для атаки перед первой связкой Ауде Кваремонт – Патерберг.


Ваут ван Арт (Jumbo – Visma)

Ваут ван Арт принимал участие в «Ронде ван Влаандерен» четыре раза, но в плане статистики бельгиец от ван дер Пула на этой гонке сильно отстает.

Лучший результат гонщика Jumbo – Visma – второе место. Его он добыл в 2020-м, когда проиграл ван дер Пулу близкий спринт за победу. В другие годы ван Арт смотрелся не так сильно.

В 2018-м был еще слишком молод и не так хорош на шоссе. В 2019-м случился провал, в 2021-м тоже. В прошлом сезоне ван Арт пропустил «Де Ронде» по состоянию здоровья.

Шоссейный сезон 2023-го года ван Арт начал позже запланированного, тоже из-за перенесенной болезни. Бельгиец даже пропустил «Страде Бьянке».

На однодневках в этом году у Ваута пока все в порядке. Он занял третье место на «Милан – Сан-Ремо», выиграл финишный спринт на E3, а потом закончил «Гент – Вевельгем» на втором месте. На последней классике бельгиец не стал бороться на финише со своим партнером по команде Кристофом Лапортом, великодушно отдав ему победу.
Все говорит о том, что ван Арт подходит к «Ронде ван Влаандерен» в хорошей форме. Ему пора побеждать на этой гонке, ее явно не хватает в пальмарес бельгийца.

Нет никаких сомнений, что у Jumbo – Visma сильнейшая команда по подбору гонщиков на нынешней «Ронде ван Влаандерен». С одной стороны, это плюс для ван Арта, а с другой, даже какой-то минус. Есть тактические варианты, в которых победа может уйти не самому бельгийцу, а одному из его партнеров по команде. Но плюсов все-таки явно больше, чем минусов.


Кристоф Лапорт и Тиш Беноот (оба – Jumbo – Visma)

Jumbo – Visma покорила практически все брусчатые классики и полуклассики, которые уже прошли в 2023-м году. «Омлооп Хет Ниувсблад» выиграл Дилан ван Баарле, Тиш Беноот победил на «Кюрне – Брюссель – Кюрне», Ваут ван Арт занял первое место на E3 Saxo Classic, а Кристоф Лапорт на «Гент – Вевельгем» и «Дварс доор Влаандерен».

Команда выглядит очень мощно, но к «Ронде ван Влаандерен» она все-таки не подходит в своем самом оптимальном составе. Прошлогодний серебряный призер ван Баарле травмирован и гонку пропустит. Не будет и еще одного сильного новичка команды, словенца Яна Тратника.
Кристоф Лапорт. Фото: AFP
Это значит, что у голландев не пять, а всего лишь три гонщика (вместе с ван Артом), способных показать топ-результат. Сам ван Арт, а также Кристоф Лапорт и Тиш Беноот.

К этому числу можно с натяжкой добавить еще Нэйтана ван Хоойдонка, но он на роль полноценной альтернативы все-таки не тянет.

В любом случае, три сильных гонщика вместо одного – это всегда здорово. Это оставляет хороший тактический простор для команды. Если ван Арт будет ехать в лидирующей группе вместе с ван дер Пулом и Погачаром, а где-то сзади будут находиться Лапорт с Беноотом, то бельгиец вполне может не выходить на смены и ждать своих сильных партнеров по команде.

Не стоит переоценивать Лапорта и недооценивать Беноота из-за двух недавних побед француза. Маршрут «Ронде ван Влаандерен» Бенооту очень подходит.


Том Пидкок (INEOS Grenadiers)

Том Пидкок в этом сезоне наконец одержал большую победу на однодневке. Британцу на старте сезоне покорилась «Страде Бьянке». Казалось, что впереди новые победы, но возникла проблема.

На одном из этапов «Тиррено – Адриатико» Пидкок попал в завал вместе с ван Артом. Казалось, что ничего серьезного, но обследование после многодневки выявило у британца сотрясение мозга. Из-за этого он пропустил сначала «Милан – Сан-Ремо», а потом E3 Saxo Classic.

Том вернулся на «Дварс доор Влаандерен» и занял не самое плохое 11-е место, но на самых тяжелых участках гонки он выглядел не слишком сильно.
Фото: AP
Хватит ли Пидкоку трех дней между «Дварс доор Влаандерен» и «Ронде ван Влаандерен», чтобы набрать максимальные кондиции и побороться за победу? Трудно ответить на этот вопрос, но большинство экспертов и букмекеров не ставят его в один ряд с «большой тройкой» – ван дер Пул, ван Арт, Погачар.

23-летний Пидкок два раза выступал на «Ронде ван Влаандерен», пока без больших успехов. В прошлом году он занял 14-е место.

Других серьезных претендентов на победу у INEOS Grenadiers нет. Бен Тернер, Джонатан Нарваес и Магнус Шеффилд хороши, но они вряд ли готовы к борьбе с грандами.


Валентан Мадуас и Штефан Кюнг (оба – Groupama – FDJ)

Еще пару лет назад французская Groupama – FDJ на бельгийских брусчатых однодневках не слишком котировалась, а в это воскресенье она выйдет на старт уже с двумя серьезными претендентами на награды.

Штефан Кюнг несколько лет пытался доказать всем, что он не только сильный «раздельщик», но и перспективный однодневный гонщик. В последнее время у него начало получаться.

В 2019-м Кюнг неожиданно стал призером групповой гонки на чемпионате мира, а в 2022-м наконец выдал серию высоких результатов весной. Швейцарец занял третье место на «Париж – Рубе» и E3 Saxo Classic, шестое на «Дварс доор Влаандерен», пятое на «Ронде ван Влаандерен». В этом году в активе у Штефана уже есть место в шестерке сильнейших на E3 Saxo Classic.

Валентан Мадуас всегда считался специалистом по холмистым однодневкам и горному рельефу. С «Ронде ван Влаандерен» и бельгийской брусчаткой он не ассоциировался, хотя еще в 2020-м году он попал на фламандском монументе в топ-15.
В прошлом сезоне у Мадуаса случился сюрпризный прорыв, причем там, где не ждали – он смог взять третье место на «Де Ронде». Во многом благодаря отличному прохождению холмов, на которых он хоть и выглядел слабее Погачара и ван дер Пула, но был сильнее других.

В 2023-м Мадуас уже отметился вторым место на «Страде Бьянке». На E3 Saxo Classic француз финишировал в десятке, потом он довольно сильно смотрелся на «Дварс доор Влаандерен».


Матей Мохорич (Bahrain – Victorious)

Погачар – не единственная словенская надежда в это воскресенье. Хорошие шансы на призовое место есть и у победителя «Милан – Сан-Ремо» 2022-го года Матея Мохорича.

Лидер Bahrain – Victorious в этом сезоне едет классики очень стабильно и уже успел четыре раза попасть в топ-10. Лучший результат Мохорич показал на «Кюрне – Брюссель – Кюрне», на которой финишировал третьим.
Фото: Cor Vos
Долгое время словенец держался в группе сильнейших и на E3 Saxo Classic, и на «Омлооп Хет Ниувсблад», но на E3 удалось в итоге занять только седьмое место. На «Омлоопе» все сложилось еще хуже, там его группу в самом конце накатило основное формирование с сильными спринтерами.

Мохорич имеет высокие шансы бороться за призовые места, особенно в случае неудачи одного из основных фаворитов.


Нилсон Паулесс (EF Education – EasyPost)

Главной темной лошадкой «Ронде ван Влаандерен» может стать американец Нилсон Паулесс из EF Education – Easy Post.

26-летний гонщик неожиданно заявил о себе как о сильном однодневщике во второй половине 2021-го года, когда выиграл «Класику Сан-Себастьяна» и финишировал пятым на чемпионате мира.

В 2022-м на больших классиках Паулесс ограничился только восьмым местом на «Льеж – Бастонь – Льеж», зато в 2023-м у него случился прорыв на новый уровень. Он уже попал в десятку сильнейших на «Милан – Сан-Ремо» и заехал третьим на «Дварс доор Влаандерен».
Нилсон Паулесс
Результаты американца подтверждают, что он готов к борьбе на тяжелой и длинной однодневке. Наличие большого количества холмов идет ему в плюс, пусть они и брусчатые.


Soudal – Quick Step

Еще пару лет назад бельгийская Soudal – Quick Step подходила к «Де Ронде» в таком положении, в котором в этом году подходит Jumbo – Visma – сразу с несколькими гонщиками, способными бороться за победу. В 2021-м году выстрелил, к примеру, Каспер Асгрин, который одолел самого ван дер Пула и выиграл гонку.

За два года все разительным образом поменялось. Теперь гонщики Soudal – Quick Step не только не в числе основных фаворитов, но едва ли не аутсайдеры. Только Давиде Баллерини показывает более-менее достойные результаты на престижных классиках и иногда попадает в первую десятку. У всех остальных, в том числе и у Асгрина с Жулианом Алафилиппом, не складывается.

Впрочем, результаты не всегда отражают происходящее в гонке. Иногда Soudal – Quick Step смотрится не так уж и плохо. В какой-то момент на E3 Saxo Classic у бельгийцев даже было наибольшее представительство в элитной группе, но потом все как-то мгновенно рассыпалось.
Фото: Wout Beel
Soudal – Quick Step все больше становится командой Ремко Эвенепула и представляет все меньшую коллективную силу на брусчатке.

И все-таки «Ронде ван Влаандерен» – родная и самая важная классическая гонка для Soudal – Quick Step. Возможно, призовое место и получится. Ждать его в основном нужно от Асгрина.


Прогноз

Предположим, что Тадей Погачар сбросит всех соперников на холмах и одержит на «Де Ронде» сольную победу. Второе место отдаем ван Арту, ван дер Пулу дарим третье место на пьедестале.

1.Погачар, 2.Ван Арт, 3.Ван дер Пул
Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda