03.04.2021

Монумент в Мекке велоспорта: Превью Ronde van Vlaanderen

Превью монументальной классической однодневки, проходящей во Фландрии
«Ронде ван Влаандерен» – одна из пяти монументальных классик. Традиционно она идет второй в сезоне, между «Милан – Сан-Ремо» и «Париж – Рубе». Проходит эта однодневка во Фландрии – северной части Бельгии. В этом регионе велоспорт любят так, как нигде больше в мире. В прошлом сезоне «Ронде ван Влаандерен» прошла в октябре, а в этом вернулась на свое привычное место в календаре. Завтра, 4-го апреля, мы узнаем победителя самой престижной брусчатой гонки этой весны.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий
по ссылке.
История

Первое издание гонки прошло в 1913 году. Как это часто бывало в то время, организатором выступила газета. В случае с «Ронде ван Влаандерен» это была местная Sportwereld, основанная менее чем за год до первого издания классики. Гонка стала совместным детищем владельца газеты Леона ван ден Хауте и главного редактора Карела ван Вейнендале.

Со временем ван Вейнеделе стал главой Sportwereld и газета долгие годы оставалась организатором классики. В дальнейшем она была выкуплена более крупным изданием «Хет Ниувсблад», которое, как мы уже рассказывали, тоже в свое время основала свою гонку – «Омлооп Хет Ниувсблад».

Первое издание «Ронде ван Влаандерен» стало самым длинным в истории (324 километра). В 1913 году гонщики стартовали в Генте, а финишировали в деревне Мариякерке, в наше время считающейся частью Гента. В гонке приняли участие 36 велосипедистов, а ее победителем стал местный велосипедист Пауль Деман.

«Ронде ван Влаандерен» не проводилась только в годы первой мировой войны. В период второй мировой войны Бельгия была оккупирована фашистской Германией, но немцы не мешали проведению гонки, а даже помогали ее организовывать.

До 1948 года «Ронде ван Влаандерен» покорялась гонщикам не из Фландрии всего один раз, в 1923 году ее выиграл швейцарец Хайнрих «Хайри» Сютер. Все дело в том, что до 1948 года «Милан – Сан-Ремо» и «Ронде ван Влаандерен» проводились в один день, и сильнейшие итальянские и французские велосипедисты отдавали предпочтение гонке в Южной Европе.

В 1948 году газеты «Экип», «Гадзетта делло Спорт» и «Хет Ниувсблад» организовали гоночную серию «Челлендж Дегранжа и Коломбо», в которую вошли ведущие велосипедные соревнования того времени. С тех пор «Милан – Сан-Ремо» и «Ронде ван Влаандерен» перестали наслаиваться друг на друга, и в Бельгии гораздо чаще стали побеждать гонщики из других стран.

В 50-х годах началось активное асфальтирование бельгийских дорог и организаторы «Ронде ван Влаандерен» забили тревогу, поскольку маршрут гонки стал выглядеть недостаточно тяжелым. Выход из ситуации был найден в 1973 году, когда финиш был перенесен в деревню Меербеке, а Мур ван Герардсберген и Босберг стали ключевыми брусчатыми холмами «Ронде ван Влаандерен». До этого времени маршрут гонки менялся достаточно часто, но изменения были незначительными.

Со временем Мур ван Герардсберген с часовней, которая находится на вершине холма, стал одним из самых культовых и узнаваемых мест в велосипедном мире.
Мур ван Герардсберген
В 1976 году гонка последний раз стартовала в Генте, на следующие 20 лет стартовом пунктом стал город Синт-Никлас, а с 1998 по 2016-ый «Тур Фландрии» начинался в Брюгге. При этом финишная часть с прохождением Муур ван Гераардсберген и Босберга не меняли до 2012 года.

В 2012-м финиш был перенесен в Ауденарде и знаменитые Ауде Кваремонт и Патерберг стали двумя заключительными «хеллингенами» классики.

Большинство нынешних знаменитых «хеллингенов» попали в маршрут классики в 70-х годах. Это касается Ауде Кваремонта (1974), Тайенберга (1974) и Коппенберга (1976). Исключением являются Мур ван Гераардсберген, который появился в гонке в 1950-м году, а также Патерберга, его впервые штурмовали только в 1986-м году.

В этом году пройдет 105-е издание гонки. На сегодняшний день за бельгийцами 68 побед, но только дважды «Ронде ван Влаандерен» осталась за франкоговорящими бельгийцами. В 1987-м ее выиграл Клод Крикельон, а в 2017-м Филипп Жильбер.

По 11 раз монумент во Фландрии выигрывали итальянцы и голландцы. Совладельцами рекорда по количеству побед являются сразу шесть гонщиков – Ахил Бейссе, Фьоренцо Маньи, Эрик Леман, Йохан Мюзееув, Том Боонен и Фабиан Канчеллара (по три), но только итальянец Маньи выигрывал гонку три года подряд, было это в промежутке с 1949 по 1951 годы. Брику Схотте и Мюзееуву принадлежит рекорд по количеству призовые мест, оба поднимались на пьедестал восемь раз.
Брик Схотте
Все тот же Схотте является рекодсменом по количество участий на «Туре Фландрии», он выступал на гонке 20 раз. Легендарный Эдди Меркс выигрывал «Ронде ван Влаандерен» «всего лишь» два раза, но ему принадлежит рекорд по максимальному преимуществу на финише. В 1969 году он привез Феличе Джимонди 5 минут 36 секунд.

Главным неудачником фламандской классики можно считать ирландца Шона Келли, он выигрывал все монументы, кроме «Ронде ван Влаандерен», на которой трижды финишировал вторым.

Хорошо всем известный Андрей Чмиль является самым возрастным победителем гонки, в 2000 году он финишировал первым в возрасте 37 лет и 71 дня. На тот момент Чмиль уже представлял Бельгию. Рик Стеенберген самый молодой победитель, в 1944 году он стал сильнейшим, когда ему не исполнилось еще и 20 лет.

Только пять гонщиков выигрывали «Ронде ван Влаандерен» в майке чемпиона мира: Луисон Бобе (1955), Рик ван Лоой (1962), Эдди Меркс (1975), Том Боонен (2006) и Петер Саган (2016).

Матье ван дер Пул выиграл фламандский монумент в прошлом году. На финише он в упорной борьбе одолел Ваута ван Арта. Спринт из группы за третье место забрал Александр Кристофф.

В настоящий момент организатором «Ронде ван Влаандерен» выступает объединение Flanders Classics, которое контролирует все ключевые фламандские гонки.


Маршрут

Антверпен – Ауденарде (254,3 км)

Четыре года назад представители Flanders Classics решились на существенные изменения первой половины маршрута. Старт гонки был перенесен из Брюгге в Антверпен, являющийся столицей одноименной провинции. Таким образом «Ронде ван Влаандерен» впервые в истории покинула территорию провинций Западная Фландрия и Восточная Фландрия, в которых гонка традиционно проводится.

В этом году фламандская классика вновь начнется в Антверпене, изменения маршрута по сравнению с прошлым годом незначительные, но общая протяженность гонки немного повысилась. В 2020-м было 243, а в этом уже 254 километра. Финишируют участники соревнований опять в Ауденарде.

За 254 километра дистанции нужно будет взобраться на 19 холмов, 11 из которых брусчатые, а также преодолеть шесть равнинных брусчатых участков.

Второй год подряд Мур ван Гераардсберген отсутствует на «Ронде ван Влаандерен», знаменитый «хеллинген» не включен в маршрут гонки.
Ключевые участки дистанции находятся на небольшом отдалении друг друга. За 55 километров до финиша гонщики пройдут знаменитую связку Ауде Кваремонт – Патерберг. Это будет уже второе восхождение на Кваремонт на гонке, первый раз на него поднимутся в средней части пути.

Стоит обратить внимание, что на «Ронде ван Влаандерен» гонщики сначала поднимаются на Кваремонт и только потом на Патерберг, на другой престижной однодневке E3 Saxo Bank Classic эти «хеллингены» проходят в другой очередности. Это нужно иметь в виду, потому что Кваремонт и Патерберг сильно отличаются друг от друга. Кваремонт заметно длиннее, но при этом положе (2200 метров (1500 м брусчатых), 4%, макс. 11,6%), а Патерберг короче, но заметно круче (360 м, 12,9%, макс. 20,3%).

Через шесть километров после Патерберга нужно будет преодолеть, пожалуй, самый тяжелый брусчатый «хеллинген» гонки – Коппенберг (600 метров, 11,6%, максимальный – 22,0%). Подъем на Коппенберг очень узкий и брусчатка на нем плохого качества.

Восхождение на Коппенберг считается тяжелым и опасным. В свое время этот холм на 15 лет был исключен из маршрута после эпизода, произошедшего в 1987 году с датчанином Йеспером Скибби.

Тогда на Скибби наехала машина сопровождения, гонщик упал, а водитель не только не стал останавливаться, но проехал через велосипед датчанина, едва не задев его ногу. Организаторы боялись, что вскоре к Скибби подъедет основная группа и может сформироваться затор, поэтому с гонщиком тогда никто не церемонился.
После Коппенберга гонщики проедут двухкилометровый брусчатый участок Марияборрестрат, а затем еще два брусчатых холма – Стеенбеекдрис и Таайенберг. Первый из них достаточно простой, а вот второй один из самых тяжелых и известных. Восхождение на Тайенберг займет 530 метров, 500 из которых будут брусчатыми, средний градиент холма 6,6%, а максимальный – 15,8%.

Через восемь километров после Тайенберга гонщики поднимутся на Крейсберг (2500 метров (450 метров брусчатки), средний 5%, максимальный – 9%). Вершина этого холма расположена в 26 километрах от финиша, а через девять километров после него начнется второе и решающее прохождение связки Кваремонт – Патерберг.

На вершине Патерберга до финиша в Ауденарде будет оставаться всего 13 километров, на которых гонщики, атаковавшие на Патерберге, будут пытаться не подпустить к себе ближайших преследователей.

Последние километры классической однодневки проходят на широкой автостраде и в техническом плане никакой сложности из себя не представляют.


Погода

Завтра во время гонки ничего интересного в плане погоды не ожидается. Температура воздуха: 9-12 градусов. Вероятность осадков: 10%. Ветер незначительный, всего 2-3 метра в секунду.


Главные герои

Большинство экспертов и болельщиков сходится во мнении, что «Ронде ван Влаандерен» станет противостоянием трех основных сил – Матье ван дер Пула, Ваута ван Арта и Deceuninck – Quick Step. С этим трудно не согласиться. Рассмотрим шансы главных героев.


Матье ван дер Пул (Alpecin – Fenix)

Выступление Матье ван дер Пула на последних однодневках оставляет двойственное впечатление. Побед не было, а гонки получались для него разными по качеству.

На «Милан – Сан-Ремо» ван дер Пул был неудачно расположен в момент ключевой атаки Жулиана Алафилиппа и Ваута ван Арта на Поджо. Ему пришлось срочно выбираться вперед и закрывать просвет. Он сделал это, но группа должным образом на подъеме так и не порвалась. В итоге Матье финишировал пятым. Его спринт получился затяжным, на последних метрах ван Арт и Петер Саган оказались впереди, не говоря уже о Яспере Стейвене и Калебе Юэне.

После «Милан – Сан-Ремо» ван дер Пул стартовал на E3 Saxo Bank Classic, на которой Deceuninck – Quick Step дала жесткий бой ему и ван Арту. Справиться с численным преимуществом бельгийской команды так и не удалось, но своего вечного соперника Матье победил. В итоге третье место.
Последней гонкой перед «Де Ронде» для ван дер Пула стала «Дварс доор Влаандерен», прошедшая буквально три дня назад. Голландец выиграл эту однодневку два года назад, но в этот раз неожиданно провалился и на последних километрах работал на спринтера Alpecin – Fenix Тима Мерлира.

Неудачные дни случаются у каждого, даже у Матье ван дер Пула. Такое с ним уже бывало на шоссе и в велокроссе. Скорее всего, завтра ван дер Пул будет в своем обычном состоянии и попытается защитить титул действующего чемпиона.

Впрочем, соломку на всякий случай он уже подстелил. Перед «Ронде ван Влаандерен» ван дер Пул заявил, что потратил много сил на итальянских гонках и пик его весенней формы может быть уже позади. Так это или нет – узнаем завтра.

У Alpecin – Fenix довольно крепкая команда, но помочь Матье в решающий момент способен только Джанни Веермерс.


Ваут ван Арт (Team Jumbo – Visma)

У Ваута ван Арта в последнее время все тоже было не совсем идеально, но большую победу на классике он все-таки одержал.

Для начала вспомним его третье место на «Милан – Сан-Ремо». Да, бельгиец надеялся на большее и хотел выиграть итальянский монумент второй раз подряд, но итоговое призовое место – вполне приемлемый результат. Тем более сбежать от соперников на Поджо в этот раз не получилось.

После Италии случился конфуз на E3 Saxo Bank Classic. Конфуз не такой звонкий, как у ван дер Пула на «Дварс доор Влаандерен», но все-таки существенный. Бельгиец смотрелся хорошо на протяжении всей гонки, но на Тигемберге, последнем холме дня, его вдруг выключило после собственной же атаки. В итоге ван Арт оказался во второй группе и финишировал только 11-м.

Реабилитироваться ван Арту удалось уже через несколько дней. Он выиграл «Гент – Вевельгем» – своевременно оказался в нужном эшелоне на боковом ветре и ему здорово помогал партнер по Team Jumbo – Visma Нэйтан ван Хоойдонк. Бельгиец провел гонку довольно консервативно, не атаковал, но спринт из небольшой группы на финише взял уверенно.
На «Дварс доор Влаандерен» ван Арт не стартовал, решив посвятить больше времени подготовке. Он планирует выиграть родной монумент первый раз в карьере. В прошлом году ему помешал ван дер Пул, бельгиец наверняка жаждет реванша.

Team Jumbo – Visma по силе сопоставима с Alpecin – Fenix, но на последних 50 километрах ван Арту ему придется надеяться только на самого себя.


Deceuninck – Quick Step

У Deceuninck – Quick Step есть сразу четыре гонщика, которые могут бороться за победу – Жулиан Алафилипп, Каспер Асгрин, Флориан Сенешаль и Ив Лампарт. Должно было быть даже пять, но Зденека Штыбара пришлось в последний момент менять из-за проблем со здоровьем.

Как и в случае с ван Артом и ван дер Пулом, у бельгийской команды на последних однодневках были удачные и неудачные старты.

«Милан – Сан-Ремо» была провальной. Алафилипп не сумел оторваться на Поджо и занял только 16-е место. Давиде Баллерини и Сэм Беннетт не удержались в нужной группе и за высокие места не поборолись.

На E3 Saxo Bank Classic получилась просто гениальная гонка, которая закончилась победой Асгрина, вторым местом Сенешаля и шестым Штыбара. Команда сработала, как швейцарские часы. Асгрин уехал вперед заранее, исполняя роль зайца, которого нужно было догонять ван Арту и ван дер Пулу. Штыбар и Сенешаль отсиживались за спинами двух фаворитов, отвечали на их атаки и высасывали их энергию. На результате команды не сказалась даже несвоевременная поломка Лампарта, вылетевшего из-за нее из первой группы.

После триумфа последовал провал на «Гент – Вевельгем». Сильнейшие гонщики команды почему-то прозевали момент образования эшелонов. В итоге впереди оказался только спринтер Сэм Беннетт, который в итоге отвалился от лидеров недалеко от финиша. Лампарт пытался спасти положение и догнать первую группу, но не сумел этого сделать.

«Дварс доор Влаандерен» получилась пограничной гонкой. Хуже, чем E3, но лучше, чем «Гент – Вевельгем». Перед важным Тааиенбергом большинство гонщиков Deceuninck – Quick Step очутились в отвале из-за завала, впереди остался только Сенешаль. Асгрин, Лампарт и Алафилипп оказались в роли догоняющих. В конечном счете все группы позади Дилана ван Баарле объединились, и Лампарт за счет спринта занял четвертое место.

У каждого гонщика Deceuninck – Quick Step свои козыри. У Асгрина великолепный индивидуальный ход и склонность к многокилометровым рейдам. У Алафилиппа феноменальные возможности на холмах, на которых только ван Арт и ван дер Пул могут с ним бороться. Сенешаль очень хорош в спринте из небольшой группы. Лампарт – что-то среднее между Асгрином и Сенешалем.

Deceuninck – Quick Step может бороться с двумя монстрами. Главное – правильно построить гонку в тактическом плане. В прошлом году Алафилипп зачем-то атаковал сам, а потом к нему переложились ван Арт и ван дер Пул. Кончилось все это плохо. Алафилипп столкнулся с мотоциклом сопровождения и сошел. Асгрин, Лампарт и Сенешаль оказались во второй группе и изменить ситуацию уже не могли. В итоге команда довольствовалась пятым местом Лампарта.


Остальные претенденты

Среди других участников можно отметить Дилана ван Баарле (INEOS Grenadiers), Грега ван Авермата (AG2R Citroen Team) и Александра Кристоффа (UAE – Team Emirates).

Голландец Дилан ван Баарле – гонщик, который очень хорошо прямо сейчас. Он не только выиграл «Дварс доор Влаандерен», но и сумел занять восьмое место на «Гент – Вевельгем» и седьмое на E3. Восьмое место на «Гент – Вевельгем» особенно ценно, ван Баарле финишировал первым из тех, кто не попал в лидирующий эшелон на участке с боковым ветром.

По своим гоночным характеристикам ван Баарле похож на Асгрина. Он не может развивать максимальную мощность на холмах, но у него очень хороший индивидуальный ход, он может долго ехать впереди в одиночестве. В прошлые годы голландец уже приближался к призовым местам, был четвертым, шестым и восьмым. Сейчас он готов заметно лучше.
У Грега ван Авермата призовых мест на классиках в этом году пока нет, но в последнее время он выглядит вполне неплохо. Финишировал в первой группе на «Милан – Сан-Ремо», стал шестым на E3 Saxo Bank Classic и седьмым на «Дварс доор Влаандерен».

Опытный бельгиец может быть в тройке, если у одного из фаворитов случится провал. У ван Авермата есть сильная команда AG2R Citroen Team, которая будет работать на него и Оливера Насена.

Александр Кристофф в этом сезоне пока выступает неудачно, но на «Дварс доор Влаандерен» было заметно, что его кондиции улучшаются. Норвежец долго ехал в одной из первых групп и занял шестое место.

Не стоит забывать, что Кристофф особенно хорош на марафонских дистанциях. За последние восемь лет он всего один раз финишировал на «Ронде ван Влаандерен» ниже пятого места. Лидер UAE – Team Emirates выигрывал гонку в 2015-м и еще два раза был в тройке сильнейших.

Чем длиннее гонка, тем больше она подходит Кристоффу. Спринт после тяжелой и затяжной однодневки у него отменный.
Среди участников значатся Петер Саган (Bora – hansgrohe) и Том Пидкок (INEOS Grenadiers), но обоим будет тяжело бороться за победу и призовые места.

На «Милан – Сан-Ремо» Саган приятно удивил и занял четвертое место. Однако итальянская классика совсем другая по своей специфике. Саган отсиживался в пелотоне почти 290 километров, на Поджо отстал от лидеров относительно недалеко, догнал группу на спуске и стал в спринте четвертым.

«Ронде ван Влаандерен» – совсем другая команда, более требовательная. Отсидеться в тени до последних километров завтра не получится. После COVID-19 Сагану нужно время, чтобы набрать хорошую форму, тем более он выступал на «Вуэльте Каталонии» и пропустил все недавние подготовительные гонки в Бельгии. Вряд ли словак сумеют повторить свою победу 2016-го года.

Том Пидкок просто не радовал своих поклонников на последних гонках. Кажется, он не в самой лучшей форме.


Прогноз

1. Ваут Ван Арт, 2. Матье ван дер Пул, 3. Жулиан Алафилипп.

Made on
Tilda