18.10.2020

Монумент в Мекке велоспорта: Ronde van Vlaanderen

Превью монументальной классической однодневки, проходящей во Фландрии
«Ронде ван Влаандерен» – очень крутая и популярная гонка. Проходит она во Фландрии – северной части Бельгии, в которой велоспорт любят больше, чем в любом другом уголке мира. Обычно эта однодневка проходит в начале апреля, и бывает второй по счету монументальной классикой сезона, но этот год особенный. В 2020-м «Ронде ван Влаандерен» состоится в середине октября и станет одной из последних однодневок сезона. Сегодня она пройдет в 104-ый раз.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий
по ссылке.
История

Первое издание гонки прошло в 1913 году. Как это часто бывало в то время, организатором выступила газета. В случае с «Ронде ван Влаандерен» это была местная Sportwereld, основанная менее чем за год до первого «Тура Фландрии». Гонка стала совместным детищем владельца газеты Леона ван ден Хауте и главного редактора Карела ван Вейнендале.

Со временем ван Вейнеделе стал главой Sportwereld и газета долгие годы оставалась организатором классики. В дальнейшем она была выкуплена более крупным изданием «Хет Ниувсблад», которое, как мы уже рассказывали, тоже в свое время основала свою гонку – «Омлооп Хет Ниувсблад».

Первое издание «Ронде ван Влаандерен» стало самым длинным в истории (324 километра). В 1913 году гонщики стартовали в Генте, а финишировали в деревне Мариякерке, в наше время считающейся частью Гента. В гонке приняли участие 36 велосипедистов, а его победителем стал местный велосипедист Пауль Деман.

«Ронде ван Влаандерен» не проводилась только в годы первой мировой войны. В период второй мировой войны Бельгия была оккупирована фашистской Германией, но немцы не мешали проведению гонки, а даже помогали ее организовывать.

До 1948 года «Ронде ван Влаандерен» покорялась гонщикам не из Фландрии всего один раз, в 1923 году ее выиграл швейцарец Хайнрих «Хайри» Сютер. Все дело в том, что до 1948 года «Милан – Сан-Ремо» и «Ронде ван Влаандерен» проводились в один день, и сильнейшие итальянские и французские велосипедисты отдавали предпочтение гонке в Южной Европе.

В 1948 году газеты «Экип», «Гадзетта делло Спорт» и «Хет Ниувсблад» организовали гоночную серию «Челлендж Дегранжа и Коломбо», в которую вошли ведущие велосипедные соревнования того времени. С тех пор «Милан – Сан-Ремо» и «Ронде ван Влаандерен» перестали наслаиваться друг на друга, и в Бельгии гораздо чаще стали побеждать гонщики из других стран.

В 50-х годах началось активное асфальтирование бельгийских дорог и организаторы «Ронде ван Влаандерен» забили тревогу, поскольку маршрут гонки стал выглядеть недостаточно тяжелым. Выход из ситуации был найден в 1973 году, когда финиш был перенесен в деревню Меербеке, а Мур ван Герардсберген и Босберг стали ключевыми брусчатыми холмами «Ронде ван Влаандерен». До этого времени маршрут гонки менялся достаточно часто, но изменения были незначительными.

Со временем Мур ван Герардсберген с часовней, которая находится на вершине холма, стал одним из самых культовых и узнаваемых мест в велосипедном мире.
Мур ван Герардсберген
В 1976 году гонка последний раз стартовала в Генте, на следующие 20 лет стартовом пунктом стал город Синт-Никлас, а с 1998 по 2016-ый «Тур Фландрии» начинался в Брюгге. При этом финишная часть с прохождением Муур ван Гераардсберген и Босберга не меняли до 2012 года.

В 2012-м финиш был перенес в Ауденарде и знаменитые Ауде Кваремонт и Патерберг стали двумя заключительными «хеллингенами» классики.

Большинство нынешних знаменитых «хеллингенов» попали в маршрут классики в 70-х годах. Это касается Ауде Кваремонта (1974), Тайенберга (1974) и Коппенберга (1976). Исключением являются Мур ван Гераардсберген, который появился в гонке в 1950 году, а также Патерберга, его впервые штурмовали только в 1986 году.

В этом году пройдет 104-е издание гонки. На сегодняшний день за бельгийцами 68 побед, но только дважды «Ронде ван Влаандерен» осталась за франкоговорящими бельгийцами. В 1987-м ее выиграл Клод Крикельон, а в 2017-м Филипп Жильбер.

11 раз монумент во Фландрии выигрывали итальянцы, десять раз голландцы. Совладельцами рекорда по количеству побед являются сразу шесть гонщиков – Ахил Бейссе, Фьоренцо Маньи, Эрик Леман, Йохан Мюзееув, Том Боонен и Фабиан Канчеллара (по три), но только итальянец Маньи выигрывал гонку три года подряд, было это в промежутке с 1949 по 1951 годы. Брику Схотте и Мюзееуву принадлежит рекорд по количеству призовые мест, оба поднимались на пьедестал восемь раз.
Брик Схотте – легенда «Ронде ван Влаандерен»
Все тот же Схотте является рекодсменом по количество участий на «Туре Фландрии», он выступал на гонке 20 раз. Легендарный Эдди Меркс выигрывал «Ронде ван Влаандерен» «всего лишь» два раза, но ему принадлежит рекорд по максимальному преимуществу на финише. В 1969 году он привез Феличе Джимонди 5 минут 36 секунд.

Главным неудачником фламандской классики можно считать ирландца Шона Келли, он выигрывал все монументы, кроме «Ронде ван Влаандерен», на которой трижды финишировал вторым.

Хорошо всем известный Андрей Чмиль является самым возрастным победителем гонки, в 2000 году он финишировал первым в возрасте 37 лет и 71 дня. На тот момент Чмиль уже представлял Бельгию. Рик Стеенберген самый молодой победитель, в 1944 году он стал сильнейшим, когда ему не исполнилось еще и 20 лет.

Только пять гонщиков выигрывали «Ронде ван Влаандерен» в майке чемпиона мира: Луисон Бобе (1955), Рик ван Лоой (1962), Эдди Меркс (1975), Том Боонен (2006) и Петер Саган (2016).

Альберто Беттиоль выиграл фламандский монумент в прошлом году. Вслед за ним финишировали Каспер Асгрин и Александр Кристофф.

В настоящий момент организатором «Ронде ван Влаандерен» выступает объединение Flanders Classics, которое контролирует все ключевые фламандские гонки.


Маршрут

Антверпен – Ауденарде (243,3 км)


Три года назад представители Flanders Classics решились на существенные изменения первой половины маршрута. Старт гонки был перенесен из Брюгге в Антверпен, являющийся столицей одноименной провинции. Таким образом «Ронде ван Влаандерен» впервые в истории покинула территорию провинций Западная Фландрии и Восточная Фландрия, в которых гонка традиционно проводится.

В этом году фламандская классика вновь начнется в Антверпене, изменения маршрута по сравнению с прошлым годом незначительные, но общая протяженность гонки снизилась. В 2019-м было 267 километров, а в этом всего 243,3 километра. Финишируют участники соревнований опять в Ауденарде.

За 243 километра дистанции нужно будет взобраться на 17 холмов, девять из которых брусчатые, а также преодолеть шесть равнинных брусчатых участка.

Главная разница по сравнению с прошлым сезоном заключается в том, что в этот раз на Мур не поднимутся вообще, даже за 95 километров до финиша, как это было в последние годы. Знаменитый холм исключили из маршрута гонки, пока только на год.
Ключевые участки дистанции находятся на небольшом отдалении друг друга. За 55 километров до финиша гонщики пройдут знаменитую связку Ауде Кваремонт – Патерберг. Это будет уже второе восхождение на Кваремонт на гонке, первый раз на него поднимутся в средней части пути.

Стоит обратить внимание, что на «Ронде ван Влаандерен» гонщики сначала поднимутся на Кваремонт и только потом на Патербег, на другой престижной однодневке E3 BinckBank Classic эти хеллингены проходят в другой очередности. Это нужно иметь в виду, потому что Кваремонт и Патерберг сильно отличаются друг от друга. Кваремонт заметно длиннее, но при этом положе (2200 метров (1500 м брусчатых), 4%, макс. 11,6%), а Патерберг короче, но заметно круче (360 м, 12,9%, макс. 20,3%).

Через шесть километров после Патерберга нужно будет преодолеть, пожалуй, самый тяжелый брусчатый «хеллинген» гонки – Коппенберг (600 метров, 11,6%, максимальный – 22,0%). Подъем на Коппенберг очень узкий и брусчатка на нем плохого качества.

Восхождение на Коппенберг считается тяжелым и опасным. В свое время этот «хеллинген» на 15 лет был исключен из маршрута после эпизода, произошедшего в 1987 году с датчанином Йеспером Скибби. Тогда на Скибби наехала машина сопровождения, гонщик упал, а водитель не только не стал останавливаться, но проехал через велосипед датчанина, едва не задев его ногу. Организаторы боялись, что вскоре к Скибби подъедет основная группа и может сформироваться затор, поэтому с гонщиком тогда никто не церемонился.
После Коппенберга гонщики проедут двухкилометровый брусчатый участок Марияборрестрат, а затем еще два брусчатых холма – Стеенбеекдрис и Таайенберг. Первый из них достаточно простой, а вот второй один из самых тяжелых и известных. Восхождение на Тайенберг займет 530 метров, 500 из которых будут брусчатыми, средний градиент холма 6,6%, а максимальный – 15,8%.

Через восемь километров после Тайенберга гонщики поднимутся на Крейсберг (2500 метров (450 метров брусчатки), 5%, максимальный – 9%). Вершина этого холма расположена в 26 километрах от финиша, а через девять километров после него начнется второе и решающее прохождение связки Кваремонт – Патерберг.

На вершине Патерберга до финиша в Ауденарде будет оставаться всего 13 километров, на которых гонщики, атаковавшие на Патерберге, будут пытаться не подпустить к себе ближайших преследователей. Последние километры классической однодневки проходят на широкой автостраде и в техническом плане никакой сложности из себя не представляют.


Погода

Температура воздуха во время гонки: 11-13 градусов. Вероятность дождя – не более 15%. Практически полное безветрие, всего 1-3 метра в секунду. На финишном отрезке после Патерберга ветер попутный.


Главные герои

Главная интрига «Ронде ван Влаандерен» – Ваут ван Арт против Матье ван дер Пула против Deceuninck – Quick Step, но в борьбу могут вмешаться и другие гонщики. Давайте чуть подробнее об этом.


Ваут ван Арт (Team Jumbo – Visma)

Ваут ван Арт начнет классику в качестве фаворита букмекеров и большого количества экспертов. В этом году он не только окончательно вышел из тени своего вечного конкурента Матье ван дер Пула, но вообще стал одним из лучших, если не самым лучшим, гонщиком мира.

Нет рельефа и специализации, в которых 26-летний бельгиец не может тягаться с сильнейшими. Побороться с топ-спринтерами на финише этапа многодневки? Не вопрос. Обыграть в гонке с раздельным стартом сильнейших специалистов этой дисциплины? Тоже можно. Выдать мощнейшее ускорение на любом холме? Да легко. Поработать на Роглича на марафонских перевалах в Альпах? Почему бы и нет.
После чемпионата мира Ваут взял небольшую паузу и вернулся в гонки на прошлой неделе на «Гент – Вевельгем». Там бельгиец был в хороших кондициях, но противостояние с ван дер Пулом привело к тому, что шанс появился у других гонщиков. В итоге ван Арт занял только восьмое место, которое совсем не отражает его реальной силы.

На «Ронде ван Влаандерен» лидер Team Jumbo – Visma раньше выступал дважды и выше девятого места пока не поднимался, но с тех пор уровень бельгийца вырос колоссальным образом.


Матье ван дер Пул (Alpecin – Fenix)

Все идет к тому, что по количеству набранных очков Alpecin – Fenix станет лучшей проконтинентальной командой 2020-го года. Это значит, что нидерландский коллектив в следующем сезоне получит автоматическое приглашение на все гонки мирового тура. Решающий вклад в этот результат внес знаменитый лидер команды Матье ван дер Пул.

В этом году чемпион Нидерландов в очередной раз показывает высочайший уровень, хотя побед ему все-таки не хватает. За весь сезон пока только четыре первых места.
Лучшую свою форму ван дер Пул набрал в последний месяц. Совсем недавно он в великолепном стиле выиграл самый тяжелый этап и общий зачет BinckBank Tour, а потом зарубился с ван Артом на «Гент – Вевельгем». Было видно, что вдвоем они сильнее других участников, но, как это часто бывает на однодневках, привело это к победе другого гонщика – Мадса Педерсена из Trek – Segafredo.

После «Гент – Вевельгем» ван Арт и ван дер Пул впервые вступили между собой в публичную полемику. Ван Арт обвинял ван дер Пула в том, что тот больше мешал выиграть ему, чем стремился к победе сам. Ван дер Пул заметил, что отвечал на атаки ван Арта из-за того, что хотел выиграть и для этого ему нельзя было отпускать вперед самого опасного конкурента. Каждый из них в этой ситуации по-своему прав.

Ван дер Пул стартовал на «Ронде ван Влаандерен» всего один раз, в прошлом году, но его выступление запомнилось многим. Он упал в самый неподходящий момент, но сумел накатить основную группу и занял в итоге четвертое место.


Жулиан Алафилипп (Deceuninck – Quick Step)

Новоявленный чемпион мира Жулиан Алафилипп раньше никогда не стартовал на «Ронде ван Влаандерен», но ему не привыкать покорять престижные классики с первого захода. Так, к примеру, было в прошлом году на «Страде Бьянке».

После своей победы на чемпионате мира Алафилипп успел наломать дров. На «Льеж – Бастонь – Льеж» он был какой-то чрезмерно возбужденный. В итоге помешал в завершающем спринте Марку Хирши, а потом начал праздновать победу еще до пересечения финишной черты. Примож Роглич успел опередить француза, которого в итоге лишили и второго места, справедливо посчитав, что он нарушил прямолинейность хода во время спринта.
Буквально через несколько дней ситуация повторилась на чуть менее престижной классике «Брабантсе Пейл». Там Алафилипп опять стал отмечать первое место раньше времени, но ван дер Пул не успел прорваться на первое место, да и спринт получился чистым, без нарушений.

Не стоит обращать внимание на то, что холмы на «Ронде ван Влаандерен» брусчатые. Алафилипп начинал в велокроссе и прекрасно адаптирован к езде на оффроуде. Француз – единственный гонщик, которого ван Арт и ван дер Пул вряд ли сумеют сбросить на Патерберге. Он может вцепиться в них мертвой хваткой.


Deceuninck – Quick Step

Разумеется, как и на любой другой классической однодневке, Deceuninck – Quick Step может похвастаться несколькими сильными гонщиками. Помимо Алафилиппа бороться за призовые места или даже победу способны Каспер Асгрин, Флориан Сенешаль и Ив Лампарт.

Бельгийская команда может использовать вполне очевидный тактический ход – Алафилипп не отпускает ван Арта и ван дер Пула, но при этом не работает с ним сменами, а другие гонщики атакуют заранее или подъезжают в группу к двум сильнейшим гонщикам после очередного холма.

В подобном стиле ван Арт и ван дер Пул проиграли «Гент – Вевельгем», схожая ситуация вполне может повториться и сегодня.

Сенешаль в этом году сильно прибавил, особенно это касается холмов. Вряд ли Сенешаль сумеет удержаться с ван дер Пул и ван Артом, когда они поедут на все деньги, но он будет одним из тех, кто сможет подъехать к ним в случае западения темпа на асфальтированном куске.
Асгрин и Лампарт вряд ли сумеют поддерживать ускорения на хеллингенах, но у них в запасе мощный индивидуальный ход. Каждый из них может победить, если в конце сформируется группа, в которой численное преимущество будет у Deceuninck – Quick Step.

На «Гент – Вевельгем» Сенешаль финишировал вторым. Сегодня он, или другой представитель Deceuninck – Quick Step, может забрать монумент за счет численного превосходства и правильной тактики.


Остальные

Шансы есть не только у Deceuninck – Quick Step, ван Арт и ван дер Пула, но и других гонщиков. Из остальных участников гонки можно выделить чемпиона мира 2019-го года Мадса Педерсена, набравшего в последнее время отличную форму.
Именно Педерсен одержал победу на «Гент – Вевельгем». На последних километрах образовалась группа, в которой ехали Педерсен, Сенешаль, Трентин и Беттиоль. Именно Педерсен оказался сильнейшим из них в спринте.

Сегодня Педерсен тоже может удивить всех в случае спринта из небольшой группы. Бороться с ван дер Пулом, ван Артом и Алафилиппом на холмах он не сумеет.

Очень сильно вырос в этом году швейцарец Штефан Кюнг. Причем касается это не только коронных «разделок», но и групповых однодневок. На BinckBank Tour и «Гент – Вевельгем» лидер Groupama – FDJ был одним из лучших гонщиков на наиболее сложных участках.

Именно Кюнг добрался первым до вершины Кеммельберга примерно за 35 километров до финиша «Гент – Вевельгем». Большая группа преследователей накатила долговязого швейцарца только на равнинном куске после холма.
Из числа остальных гонщиков можно выделить Серена Крала Андерсена и Тиша Беноота (оба – Team Sunweb), Альберто Беттиоля (EF Pro Cycling), Оливера Насена (AG2R La Mondiale), Маттео Трентина (CCC Team), Александра Кристоффа (UAE – Team Emirates), Сонни Колбрелли (Bahrain – McLaren) и Яспера Стейвена (Trek – Segafredo).


Прогноз

На «Ронде ван Влаандерен» рельеф сложнее, чем на «Гент – Вевельгем», поэтому предположим, что ван Арт и ван дер Пул сумеют сбросить соперников.

1) Ваут ван Арт, 2) Матье ван дер Пул, 3) Флориан Сенешаль.
Made on
Tilda