19.03.2021

Первый монумент сезона: Превью «Милан – Сан-Ремо»

Все, что нужно знать об одной из пяти главных классик велоспорта
Завтра большой день для шоссейного велоспорта. Будет «Милан – Сан-Ремо» – однодневная гонка, которая традиционно идет первой в сезоне среди монументальных классик, по крайней до тех пор пока «Страде Бьянке» не добавили в элитный клуб. Сегодня мы расскажем вам все, что нужно знать об этой легендарной велогонке.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий
по ссылке.
История

Впервые «Милан – Сан-Ремо» была проведена в 1907-м году. Первое издание было организовано по инициативе спортивного общества Сан-Ремо и при поддержке ведущего итальянского спортивного издания «Гадзетта делло спорт». Гонка проходила в тяжелых погодных условиях, победителем стал француз Люсьен Пети-Бретон, представлявший команду «Пежо».

В 1910 году погода была еще хуже и на финише классифицировалось всего четыре гонщика, а победителем опять стал француз, на сей раз Юджен Кристоф. Надо сказать, что уже в первые годы своего существования «Милан – Сан-Ремо» стала очень престижной и побороться за победу на ней приезжали сильные иностранные гонщики.

Гонка не проводилась всего три раза, в 1916-м и 1944-1945-м годах. Заметим, что в период с 1914-го по 1950-ый годы итальянцы не выиграли всего одно издание «Ла Классичиссимы», а в период с 1954-го по 1970-ый годы ситуация изменилась, и хозяева гонки ни разу на ней не побеждали. В наши дни итальянцам опять приходится непросто, с 2006-го по 2017-ый они вновь не могли победить. Обидную серию поражений в 2018-м году сенсационно прервал Винченцо Нибали.

Чаще других на «Милан – Сан-Ремо» выигрывал легендарный Каннибал из Бельгии Эдди Меркс, на его счету семь побед. В период с 1918 по 1928-й шесть раз гонку выигрывал итальянец Костаненте Джирарденго. По четыре победы на «Ла Классичиссиме» у Джино Бартали и Эрика Цабеля, трижды успех праздновали Фаусто Коппи, Роджер де Фламинк и Оскар Фрейре. В общей сложности итальянцы выигрывали родную классику 51 раз, 21 побед за Бельгией, 14 у Франции.

Представители стран бывшего СССР «Милан – Сан-Ремо» никогда не покоряли. В 1999-м первым был Андрей Чмиль, но на тот момент он выступал за Бельгию.

Последняя снежная версия «Милан – Сан-Ремо» прошла в 2013 году, тогда из-за причуд погоды гонка даже была остановлена и сокращена на 50 километров.
В последние пять лет итальянскую классику выигрывали Арно Демар (2016), Михал Квятковски (2017), Винченцо Нибали (2018), Жулиан Алафилипп (2019) и Ваут ван Арт (2020).

В прошлом году из-за COVID-19 гонка прошла в начале августа, в этом вернулась на свое традиционно место в календаре.

Маршрут соревнований за многолетнюю историю почти не менялся. Сначала гонка была абсолютно равнинной, но в 1960-м году непосредственно перед финишем в Сан-Ремо в ее маршрут был включен подъем Поджо, а в 1982-м году появилось восхождение на Чипрессу.
В последние 10 лет организаторы пытались сделать гонку еще более сложной, в 2008-м году в маршруте появился подъем Ле Мани. В 2014-м году организаторы решили отказаться от восхождения на Ле Мани, но включить в гонку подъем в коммуне Помпеяна, причем этот подъем должен был располагаться близко к финишу, между Чипрессой и Поджо. Холм в Помпеяне был сложным и фактически лишал спринтеров всех шансов, но в конечном счете новый подъем в маршрут «Милан – Сан-Ремо» так и не попал. Перед гонкой в 2014-м восхождение на гору стало невозможным из-за оползней, а в дальнейшем от идеи с Помпеяной полностью отказались.

На данный момент «Милан – Сан-Ремо» является самой длинной однодневной гонкой мира, ее протяженность почти 300 километров. В 2020-м году из форс-мажорных обстоятельств проехали даже больше – 305 километров.


Маршрут

Милан – Сан-Ремо (299 км)

Общая протяженность «Ла Классичиссимы» в этом году – 299 км, это на шесть километров меньше, чем в 2020-м, но на восемь километров больше, чем в 2019-м.
После старта в Милане гонщики направятся в южном направлении, прямо к побережью Лигурийского моря. Первая часть дистанции по рельефу достаточно простая.

Примерно через 160 километров после старта начнется пологое восхождение на Колле дель Джово. Подъем не слишком затяжной и при этом пологий – не более 2-3% даже в самой тяжелой части. Колле дель Джово заменяет в маршруте Пассо дель Туркино, к которому все привыкли по предыдущим годам.

Примерно через 20 километров после подъема участники окажутся на побережье и больше прибрежную зону уже не покинут, они направятся в юго-западном направлении, в сторону Сан-Ремо.

Только через 245 километров после старта в Милане гонщики столкнутся с новыми трудностями рельефа, на сей раз это будут три коротких и не слишком тяжелых подъема - Капо Меле, Капо Черва и Капо Берта. Подъемы простые, но небольшой просев в пелотоне может начаться уже на них.

Представители команд, которые не хотят спринтерского финиша из большой группы, должны взвинтить темп уже на этом участке гонки. Вершины трех подъемов будут находиться на отметках 247,5; 252,4 и 260,2 км.

Решающая стадия гонки наступит через 272 километра после старта в Милане. Именно на этом участке начнется восхождение на самый тяжелый подъем дня – на Чипрессу. Протяженность подъема 5,6 км, а средний градиент 4,1%. Последние два километра Чипрессы пологие, там средний градиент на уровне 2%, а вот первые три с половиной километра имеют градиент 5%. На вершине Чипрессы до финиша останется 21,6 километра.
Спуск с Чипрессы короткий, но сложный, после его окончания последует 9-километровый равнинный участок и последнее горовосхождение дня, на сей раз на холм Поджо.

Протяженность Поджо – 3,7 км, средний градиент – 3,7%. Самый тяжелый участок подъема находится примерно в километре от его вершины, там градиент достигает 8%. Последние 700 метров Поджо пологие, градиент на уровне 2%.
От вершины Поджо до финиша всего пять с половиной километров, которые займут опасный спуск и двухкилометровый равнинный участок.

Финиш традиционно расположен на улице Виа Рома, хотя в прошлом десятилетии гонка на протяжении пяти лет финишировала на набережной Сан-Ремо, вызвано это было дорожными работами на Виа Рома. Последний поворот расположен за 750 метров до финиша
Погода

Во время гонки завтра ожидается 9-13 градусов тепла. Вероятность дождя практически нулевая. Ветер средней силы, 5-6 метров в секунду на второй половине маршрута. Весь день он должен дуть спину, на Поджо ожидается боковой ветер.


Главные герои

Атака

Практически все специалисты и эксперты сходятся во мнении, что завтра победит кто-то из гонщиков «большой тройки» – Жулиан Алафилипп, Матье ван дер Пул и ван Арт. Давайте рассмотрим шансы каждого из них.


Ваут ван Арт (Team Jumba – Visma)

Лидер Team Jumbo – Visma Ваут ван Арт подходит к «Милан – Сан-Ремо» после четвертого места на «Страде Бьянке» и второго в генеральной классификации «Тиррено – Адриатико», на которой бельгиец выиграл два этапа – спринтерский и гонку с раздельным стартом.

Судя по впечатлению, которое ван Арт произвел на недавней многодневке, он подходит к классике в отличной форме и готов к защите своего титула.

Дебютировал на «Ла Классичисиме» ван Арт в 2019-м году, когда сходу занял шестое место. В 2020-м сильно добавил и одержал в Сан-Ремо свою первую победу на монументальных классиках. Чуть сильнее ван Арта на Поджо оказался только Алафилипп, но бельгиец быстро закрыл небольшой просвет на спуске. На последнем километре француз перестал выходить на смены, но это не смутило ван Арта, он отработал на первой позиции вплоть до самого финиша и не пропустил соперника вперед.

У Team Jumbo – Visma на «Милан – Сан-Ремо» не самая звездная команда, но со своей задачей она вполне может справиться. Нужно догнать ранний отрыв, не отпустить на Чипрессе кого-нибудь слишком далеко, ну и обеспечить ван Арта хорошей позицией перед Поджо, дальше он все сделает сам.
Матье ван дер Пул (Alpecin – Fenix)

Матье ван дер Пул начал шоссейный сезон раньше ван Арта. Он успел слетать в ОАЭ на местную многодневку мирового тура и сразу же выиграл этап, став лидером общего зачета. Сразу после этого пришлось сниматься с гонки и возвращаться в Европу, один из сотрудников его команды сдал положительный тест на COVID-19.

В Европе ван дер Пул сначала стартовал на «Кюрне – Брюссель – Кюрне». Высокого результата на финише не получилось, но голландец в своем фирменном стиле проехал впереди примерно 80 километров.

После этого была изумительная победа на «Страде Бьянке» и два выигранных этапа на «Тиррено – Адриатико». В суперуниверсала, как ван Арт, ван дер Пул не играл, на горном этапе и в «разделке» за высокие места не боролся. Возможно, это позволит ему сохранить больше энергии на завтрашний день. Это будет особенно важно, с учетом колоссальных усилий, которые голландец затратил на пятом этапе «Тиррено – Адриатико».

Ван дер Пул дебютировал на «Милан – Сан-Ремо» в прошлом году и выступил неудачно. Он не сумел ответить на атаку ван Арта и Алафилиппа на Поджо, остался в основной группе и занял скромное 13-е место. Впрочем, это не должно никого вводить в заблуждение, после локдауна ван дер Пул был не в самой лучшей форме и подошел к «Ла Классичисиме» не на пике кондиций. На сей раз все должно быть по-другому.

Alpecin – Fenix выглядит так же, как и Team Jumbo – Visma. Команда не очень сильна, но проконтролировать гонку вроде способна. Две команды основных фаворитов должны объединить усилия.
Жулиан Алафилипп (Deceuninck – Quick Step)

Никто в последние годы не выступал на «Милан – Сан-Ремо» так же эффективно, как это делал Жулиан Алафилипп. Француз впервые появился на гонке в 2017-м и за четыре года три раза попадал в тройку сильнейших.

В 2017-м Алафилипп атаковал на Поджо вместе с Саганом и Квятковским, проиграв обоим на финише близкий спринт. В 2019-м вновь атаковал на Поджо и выиграл спринт из небольшой группы, в 2020-м еще одна атака на Поджо и равная борьба с ван Артом, которая принесла второе место. Осечка случилась только в 2018-м году.

В этом году лидер Deceuninck – Quick Step уже показал ряд высоких результатов, но победа пока только одна – на «Тиррено – Адриатико» Алафилипп выиграл у ван дер Пула и ван Арта спринт в гору. Помимо этого было второе место на «Страде Бьянке» и в общем зачете «Тур де ла Прованс».

На второй половине «Тиррено – Адриатико» француз ушел в тень, но это не значит, что он не будет завтра в числе лучших. В прошлом сезоне Алафилипп стал чемпионом мира после неудачного выступления на второй половине «Тур де Франс».

Наиболее правильная тактика Алафилиппа на завтрашнюю гонку – отвечать на атаки ван дер Пула и ван Арта, но не работать с ними сменами. Если он будет работать на равных с двумя другими фаворитами, то наверняка проиграет им на финише. У Deceuninck – Quick Step есть сильные варианты на спринт, а значит им вполне подойдет вариант, при котором Алафилиппа накроют вместе с ван дер Пулом и ван Артом.

Кто может уехать на Поджо вместе с «большой тройкой»? Пожалуй, никто. Потенциально это может сделать Том Пидкок (INEOS Grenadiers), но ему будет очень тяжело на такой длинной дистанции. Сам британец в одном из интервью признался, что пока не совсем готов к гонкам, которые продолжаются 250 километров или еще больше.


Спринт

Вероятность спринтерской развязки не очень высока. Во-первых, ван дер Пул и ван Арт слишком сильны. Во-вторых, встречного ветра, который мог бы их остановить, на Поджо и финишном куске не будет. Но мы все-таки на всякий случай расскажем о фаворитах в случае группового массового спринта.

У Deceuninck – Quick Step есть Давиде Баллерини и Сэм Беннетт. Беннетт сильнее как чистый спринтер, но особых подвигов на однодневках у него все еще нет. У ирландца 53 победы в профессионалах, но на уровне мирового тура он никогда не побеждал на однодневках. Вряд ли он сумеет сохранить свои максимальные ватты на финиш, даже если удержится в основной группе.

Баллерини – не так быстр в чистом спринте, но чувствует себя гораздо лучше на холмистом рельефе. В этом году он уже выиграл престижную классику «Омлооп Хет Ниувсблад», причем именно за счет спринта из довольно большого формирования.
Калеб Юэн (Lotto Soudal) выиграл на «Милан – Сан-Ремо» спринт из группы в 2018-м году. Выиграл в одну калитку, с большим перевесом, но это принесло ему только второе место. Группа не успела накатить Винченцо Нибали, атаковавшего на Поджо.

В 2019-м Юэн тоже удержался в основной группе, но побороться в ней в спринте не сумел. Впрочем, это было и не так важно, основное формирование разыгрывало только 14-е место. В 2020-м году австралиец отстал еще на Чипрессе и финишировал во второй сотне.

Недавнюю «Тиррено – Адриатико» Юэн покинул досрочно. У него возникли проблемы с пищеварением, которые вынудили сойти во время третьего этапа.

Резюмируя, можно сказать, что есть большие сомнения в том, что Юэн сумеет удержаться в основной группе, но он будет опасен в спринте, если все-таки выживет в нужном формировании и атакующих гонщиков догонят.

Проблем с выживанием в основной группе наверняка не будет у Майкла Мэттьюза из Team BikeExchange, дважды занимавшего на «Милан – Сан-Ремо» третье место.

У Мэттьюза свои трудности – он имеет не такие высокие шансы выиграть спринт, хоть ему это и удалось сделать в 2020-м. Тогда австралиец вырезал финиш у Джакомо Ниццоло, но впереди остались ван Арт и Алафилипп.
Не стоит сбрасывать со счетов Александра Кристоффа из UAE – Team Emirates и Арно Демара из Groupama – FDJ. В этом году на двоих у них нет еще ни одной победы, но триумфаторами «Милан – Сан-Ремо» в прошлом они уже становились.

Норвежец и француз особенно хороши в спринте на финише марафонских гонок, которые продолжаются 250 километров или еще больше. Это те финишеры, которые способны показать свои ватты даже после шести-семи часов в седле.


Прогноз

Предположим, что сюрпризов завтра не будет:

1. Ван дер Пул, 2. Ван Арт, 3. Алафилипп
Made on
Tilda