15.12.2021

Рейтинг монументов

Какая монументальная классика лучше других?
Монументальные классики. Их пять. Принято считать, что «Париж – Рубе» – самая престижная, популярная, да и вообще лучшая из них. Спорить с тем, что «Париж – Рубе» лидирует в плане популярности и престижа нет никакого смысла, это действительно так. А вот лучшая ли она на самом деле? Тут все не так однозначно.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.

Мы составили рейтинг пяти лучших монументальных классик сезона. Учитывали много критериев, объяснять все будем по ходу событий. Главное – насколько интересно смотрится гонка.


5. Liege – Bastogne – Liege

«Льеж – Бастонь – Льеж» или «Ля Дойенн» – гонка, которая была создана в 1892-м году. Старейшая монументальная классика, уже проводившаяся 107 раз.

На рубеже XX и XXI веков мало кто мог назвать «Льеж – Бастонь – Льеж» самой скучной из монументальных классик, но примерно десять лет назад ситуация стала меняться в худшую сторону.

Фавориты гонки в прошлое десятилетие практически перестали атаковать задолго до финиша, на Кот де Рош-о-Фокон или Кот де Сан-Николя. Атаки стали уделом темных лошадок, фавориты ждали финишного спринта в пригороде Льежа.

Практически каждый год болельщики нетерпением ждали атак основных претендентов и интересных событий на длинной и очень тяжелой гонке с большим набором высоты, но почти все атаки ни к чему не приводили.

В 2018-м году наконец случилась сольная победа, гонку выиграл Боб Юнгелс, но монумент получился даже хуже, чем в предыдущие годы. После прохождения Рош-о-Фокон образовалась лидирующая группа из 18 гонщиков, от которой Юнгелс очень легко уехал.

Победа Юнгелса не вызывала сомнений задолго до финиша. Группа преследования не вела организованную погоню, поскольку опасалась Жулиана Алафилиппа – партнера Юнгелса по команде.

После этого чаша терпения организаторов лопнула. Гонку решили оживить за счет переноса места финиша, теперь она заканчивалась не на холме в Ансе, а на равнинном куске в самом Льеже.

Идея организаторов оказалась удачной, «Ля Дойенн» действительно немного оживилась. Теперь фавориты не ждут финиша и все-таки атакуют, правда менее предсказуемой гонка из-за этого не стала. Все понимают, что гранды будут ждать Кот де Рош-о-Фокон, на которой образуется элитная группа, в дальнейшем разыгрывающая победу.
В 2020-м «Льеж – Бастонь – Льеж» получилась весьма драматичной, но все это благодаря темпераменту Жулиана Алафилиппа. В последнее время валлонский монумент стал интереснее, но до предстартовых ожиданий все еще не дотягивает.

Сейчас «Льеж – Бастонь – Льеж» – самая скучная монументальная классика.


4. Il Lombardia

«Иль Ломбардия» – монумент, который проходит на севере Италии. Гонка была создана в 1905-м году и с тех состоялась 115 раз.

У этой классики две отличительных особенности. Первая – она проходит осенью, а все остальные монументы весной, ее даже часто называют «классикой опавших листьев». Вторая – она самая сложная по рельефу, на ней есть довольно длинные подъемы.

В последние годы организаторы гонки из RCS Sport часто экспериментируют с маршрутом. Классика то начинается в Бергамо и финиширует в Комо, то наоборот. Из-за этого на «Иль Ломбардии» используют разные подъемы, неизменно в маршруте остается только Мадонна дель Гизалло, хотя большого значения в распределении мест эта гора не играет.

Особых претензий к «Иль Ломбардии» у нас нет. Единственная проблема, не самая большая – осенняя классика проводится после чемпионата мира, поэтому остается немного в его тени. В конце сезона многие гонщики сильно устают, поэтому либо вообще не приезжают на «Ломбардию», либо едут ее уже не в самой оптимальной форме.
Мы заметили, что в последние годы очень захватывающей «Иль Ломбардия» никогда не получается. Да, это всегда интересно, но до уровня лучших классик сезона чуть-чуть не дотягивает. Самый яркий эпизод в предыдущие годы – падение в пропасть Ремко Эвенепула на спуске после Муро ди Сормано.

Если самый яркий эпизод – падение, то это только четвертое место. Извини, Ломбардия.


3. Milano – San-Remo

От осенней итальянской классики переходим к весенней. На третьем месте у нас «Милан – Сан-Ремо», она же «Примавера».

Первое издание «Милан – Сан-Ремо» состоялось в 1907-м году. На сегодняшний день эта гонка прошла 112 раз. Отличительная особенность – самая длинная дистанция среди всех современных однодневок, примерно 300 километров. Зато на этом монументе проще всего доехать до финиша – сложностей рельефа не так много.

Многие не любят «Примаверу» из-за того, что она слишком простая и раннюю атаку выдать на ней просто негде. Темные лошадки и «грегари» пробуют что-то изобразить на Чипрессе, когда ехать остается чуть больше 20 километров.

Ключевой участок гонки для фаворитов – подъем на Поджо, вершину которого преодолевают за пять с половиной километров до финиша. Кто-то пытается атаковать на Поджо, а кто-то мечтает просто выжить в первой группе, чтобы побороться в спринте.

Автору этих строк «Милан – Сан-Ремо» нравится по той же причине, по которой другие ее не любят. Маршрут этой классики выглядит идеально – победить могут гонщики разной специализации, причем не всегда атакующие отрываются именно на Поджо. После этого холма успешно уезжали Филиппо Поццато, Фабиан Канчеллара, в 2021-м это удалось Ясперу Стейвену.
Да, могут выиграть и спринтеры, но только в очень хороший для себя день. Гонка все-таки не совсем равнинная и продолжается около семи часов, чистые спринтеры очень редко доезжают до финиша в первой группе.

Несколько лет назад организаторы подумывали усложнить рельеф, но по потом от этой идеи отказались. Надеемся, что гонка будет проходить без изменений еще много лет.

Большой плюс «Примаверы» в том, что она почти никогда не разочаровывает. Болельщики получают именно то, чего они ждут. Пульс стабильно увеличивается на последних 25 километрах, не только у участников, но и зрителей.

Кто-то сможет уехать на Поджо? Догонят ли атакующих на последних километрах в Сан-Ремо? Получить ответы на эти вопросы всегда интересно.


2. Paris – Roubaix

«Париж – Рубе» или «северный ад» – любимый монумент большинства болельщиков, у нас он только на втором месте.

Впервые на старт «Париж – Рубе» участники вышли в 1896-м году. С тех пор гонка прошла 118 раз. Отличительная особенность гонки – знаменитые участки брусчатки на северо-востоке Франции. Около 30 участков, протяженностью в районе 50 километров. Самые известные и тяжелые из них – Аренберг, Монс-ан-Певель и Карфур-де-л'Арбр. Эти секторы имеют максимальную сложность в пять звезд.

В 2021-м году из-за COVID-19 «Париж – Рубе» проходила осенью. Впервые за 19 лет во время гонки шел дождь, это сделало ее абсолютно эпичной и незабываемой.
Photo: Getty Images
Однако так было не всегда. В этом десятилетии были случаи, когда «Париж – Рубе» получалось довольно скучной. К примеру, в 2014-м, когда выиграл Ники Терпстра, или в 2015-м, когда победил Джон Дегенкольб. То есть бывало так, что французская классика не оправдывала ожиданий болельщиков.

Почему «Париж – Рубе» не на первом месте? Дело тут не только в том, что бывали скучные издания гонки, а в том, что этот монумент слишком зависим от фактора везения. На разбитой французской брусчатке происходит слишком много случайных проколов, которые могут разрушить гонку даже для того, кто чувствует себя очень хорошо.

Главной жертвой «Париж – Рубе» 2021-го года стал бельгиец Ив Лампарт, который прокололся аж пять раз. Он вполне мог претендовать на победу, а в итоге довольствовался только пятым местом. Лампарт – самый яркий пример, были десятки других гонщиков, от которых тоже отвернулась удача.

Так происходит не только в тот год, когда «северный ад» идет под дождем. К примеру, в 2013-м пять проколов случилось у Бьорна Лойкеманс. Он финишировал во втором десятке, а мог быть гораздо выше.


1. Ronde van Vlaanderen

Если оценивать среднестатический уровень, то «Ронде ван Влаандерен» – идеальный монумент. Гонка проходит в открытой борьбе, ее всегда интересно смотреть, везения в ней гораздо меньше, чем на «Париж – Рубе».

История «Ронде ван Влаандерен» началась в 1913-м году, в минувшем сезоне состоялось 105-е издание гонки. Главная особенность монумента во Фландрии – короткие холмы, самые известные из них брусчатые – Патерберг, Ауде Кваремонт, Коппенберг, Таиенберг и Мур ван Герардсберген. Брусчатка довольно высокого качества, в этом плане она отличается от той, что есть на «Париж – Рубе».
Фото: Belga
Если сравнивать «Париж – Рубе» и «Ронде ван Влаандерен» 2021-го года, то по эмоциям и общему впечатлению французская гонка явно впереди, но если брать более длинный временной промежуток, то в лидерах уже бельгийская классика.

В 2013-м году маршрут «Ронде ван Влаандерен» сильно изменили, но гонка от этого мало что потеряла. Да, теперь Мур ван Герардсберген не играет ключевой роли, но Ауде Кваремонт и Патерберг смотрятся ничуть не хуже.

«Тур Фландрии» – монумент, который никогда не разочаровывает.
Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda