26.04.2025

Liege – Bastogne – Liege: Последняя большая классика весны

Превью знаменитой арденнской монументальной классики
Скоро май. Что это значит? Нет, мы не про праздники и выходные. Мы о том, что первый гранд-тур сезона с большими горами уже не за горами. Но поклонникам однодневных гонок еще рано грустить. Осталась всего одна весенняя классика, зато какая. Старейшая монументальная гонке – «Льеж – Бастонь – Льеж». Ее победителя мы узнаем уже завтра.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.
История

Валлонскую классику часто называют «Ла Дойенн» (франц. – старая леди). Впервые она состоялась аж в 1892-м году. Организатором гонки в очередной раз стала газета, в случае с «Льеж — Бастонь — Льеж» это была L'Expresse.

Тогда гонка вовсе не стартовала и финишировала в Льеже, а проходила по маршруту Спа – Бастонь – Спа. Общая протяженность заезда была близка к той, которую гонщики преодолевают в наше время – чуть более 250 километров. Первым победителем стал валлонец Леон Уа.

Примечательно, что в 1892-1893 годах «Спа – Бастонь – Спа» проводилась для любителей, а в 1894 на старт вышли уже профессионалы, но это ничуть не смутило Уа, который выиграл все три первых издания гонки, сначала две любительские, а потом и профессиональную.

С 1895-го по 1907-ый годы гонка не проводилась, а после своего возвращения в 1908 году она уже стартовала и финишировала в Льеже, как в наше время. Первую версию, прошедшую именно по маршруту Льеж – Бастонь – Льеж, выиграл француз Андре Трусселье. Гонка также не проводилась в 1910-м, а в дальнейшем проходила каждый год, за исключением периодов мировых войн, с 1914-го по 1918-ый, а также с 1940-го по 1942-ой и в 1944-м году.

Со временем на «Ла Дойенн» в большом количестве начали приезжать гонщики из Фландрии, и именно они чаще всего выигрывали гонку, все-таки на севере Бельгии велоспорт всегда был более популярен, чем на франкоговорящем юге. С 1951-го года «Льеж – Бастонь – Льеж» стала частью «Челленджа Дегранжа и Коломбо», а с 1958-го вошла в серию гонок «Супер Престиж», которую можно считать прообразом нынешнего мирового тура.

С годами маршрут валлонской классики менялся, но изменения были незначительными. Серьезные перемены произошли только в начале 90-х, когда в маршруте появились новые тяжелые холмы. В 1992-году финиш «Льеж – Бастонь – Льеж» перенесли из центра города в пригородный Анс, в котором гонка завершалась до 2019-го года. Четыре года назад участники соревнований впервые за 28 лет заканчивали классику в центре Льежа.
2018-ый год. Последний финиш в Ансе. Победа Боба Юнгелса
ASO решилась на изменения в связи с тем, что в предыдущие годы валлонский монумент получался не слишком захватывающим, все ждали финиша в гору в Ансе. Возвращения финиша в Льеж оживило гонку, и мы вправе надеяться, что в этом году «Ла Дойенн» тоже получится веселой.

В свое время «Льеж — Бастонь — Льеж» вовсе не считалась самой престижной арденнской классикой. Этот статус имела «Флеш Валлонь», которая проходила после «Льеж – Бастонь – Льеж». Тогда две валлонские классики проводились два дня подряд – в субботу «Льеж – Бастонь – Льеж», а в воскресенье «Флеш Валлонь».

За годы проведения двух валлонских гонок сделать на них дубль удавалось всего семи гонщикам – трижды этого добивался Алехандро Вальверде, два раза швейцарец Фердинанд Кюблер, по разу это удалось бельгийцам Стану Окерсу, Эдди Мерксу и Филиппу Жильберу, а также итальянцам Морено Арджентину и Давиде Ребеллину.

Ребеллин и Жильбер – единственные гонщики, которым удавалось сделать хет-трик «Амстел Голд Рейс», «Флеш Валлонь» и «Льеж – Бастонь – Льеж» за один сезон. Жильбер и вовсе единственный гонщик в истории с невероятным покером, в 2011-м году он выиграл не только три вышеперечисленные арденнские классики, но и предшествующую им «Брабантсе Пейл», немного более простую, но в целом схожую с ними по рельефу.

На данный момент «Ла Дойенн» проводилась 110 раз. Гонщики из Бельгии выигрывали ее 61 раз, 12 побед у итальянцев, шесть у швейцарцев и пять у французов. Рекордсменом по количеству побед является легендарный Эдди Меркс, который выигрывал «Льеж – Бастонь – Льеж» пять раз. Четыре победы у Морено Арджентина и Алехандро Вальверде, трижды сильнейшими становились бельгийцы Леон Уа, Альфонс Схеперс и Фред де Брейне.
Алехандро Вальверде в 2017-м
Очень удачно на гонке выступают представители Казахстана, усилиями Александра Винокурова и Максима Иглинского они выигрывали «Льеж – Бастонь – Льеж» три раза. Россиянин Евгений Берзин финишировал первым во время своего феноменального сезона 1994-го года.

Действующим победителем гонки является Тадей Погачар, который в 2024-м году финишировал в гордом одиночестве. В 2023-м Погачар сошел из-за падения, а убедительную сольную победу одержал Ремко Эвенепул.

В последние четыре года на «Ла Дойенн» побеждают исключительно два этих гонщика. В 2021-м Погачар, в 2022-2023-м годах Эвенепул, в 2024-м снова Погачар.
Ремко в 2022-м году
Наиболее интересными и драматичными были издания гонки, которые состоялись в 1957-м и 1980-м годах.

В 1957-м первым финишировал Хермэн Дерейке, а вторым через три минуты Франс Схауббен, но Дерейке на одном из участков гонки пересек закрытый железнодорожный переезд. Организаторы решили, что преимущество Дерейке было слишком велико, и победа не была достигнута благодаря нарушению, но все-таки провозгласили Схауббена вторым победителем классики.

В 1980-м году валлонский монумент проходил в экстремальных погодных условиях, с самого старта шел снег. В наше время гонку скорее всего просто отменили бы, но в тот период об этом просто не могло быть и речи. Еще за 80 километров до финиша знаменитый француз Бернар Ино сбежал от своих конкурентов и финишировал с преимуществом в более чем девять минут. Ино отморозил себе два пальца на правой руке, двигать ими в полном объеме он смог только через три недели после той «Ла Дойенн».
Бернар Ино в 1980-м
В 2016 и 2019-м годах «Льеж – Бастонь – Льеж» тоже проходил в тяжелых условиях, на некоторых участках гонки шел снег, но в 1980-м все было гораздо хуже.


Маршрут

Льеж — Льеж (252 км)

Маршрут «Льеж – Бастонь – Льеж» практически полностью повторяет прошлогодний. Общая протяженность – 252 километра. Гонщикам предстоит преодолеть 11 подъемов, девять из которых находятся на второй половине дистанции (в действительности подъемов будет даже больше, отдельно отмечаются только самые сложные). Общий набор высоты – 4300 метров.
После старта в Льеже пелотон направится в южном направлении в сторону Бастони, добравшись до нее гонщики поедут в обратную сторону и вновь окажутся в Льеже. Возвращение из Бастони в Льеж занимает целых 168,5 километров. На обратном пути дорога будет петлять, чтобы в маршрут попали все тяжелые подъемы, которыми славится «Льеж – Бастонь – Льеж».

Не будем останавливаться на описании всех холмов гонки. Понятно, что первые из них на результат принципиальным образом не повлияют. Давайте сразу перейдем к основным.

На вершине очень крутого Кот де Стоке гонщики окажутся на отметке 173,5 километра, то есть за 78,5 километра до финиша в Льеже. Протяженность Кот де Стоке 1,0 км, а средний градиент 12,5% – это самый внушительный подъем гонки с точки зрения градиента, особенно тяжелой будет вторая половина восхождения.

Буквально через несколько километров после Стоке состоится подъем на Кот де ла От-Леве (2,2 км, 7,5%). Средний градиент не такой большой, но первые 500 метров этой горы весьма тяжелые.

После прохождения От-Леве гонщикам предстоит подняться на Коль ду Росье (4,4 км, 5,9%) и Кол де Деснье (1,6 км, 8,1%). Росье – один из самых затяжных, но при этом и самых пологих подъемов «Ла Дойенн». На вершине Деснье участники окажутся через 205,3 км после старта.

На 217-м километре начнется штурм легендарного подъема Кот де ла Редут (2км, 8,9%). В 70-80-х годах прошлого столетия судьба гонки чаще всего решалась именно на ла Редут, но в последние десятилетия велосипедные соревнования стали более закрытыми, и фавориты на Редут в решающую атаку теперь обычно не лезут. Хотя в последние годы с подачи Эвенепула и Погачара ситуация снова стала меняться.

После Редута гонщиков будет поджидать подъем, который появился в маршруте в 2019-м году. Речь идет о восхождения на Кот де Форж (1,3 км, 7,8%). На вершине этого подъема участники соревнований окажутся за 23 километра до финиша.

Заключительным подъемом дня официально станет Кот де ля Рош-о-Фокон (1,3 км, 11,0%). Появился он в маршруте гонки относительно недавно, впервые его проходили в 2008-м году. В последнее он время он имеет ключевое значение.
Примечательно, что часто судьба гонки решалась даже не на самом Рош-о-Фокон, а на коротком тягуне, который проходится после Рош-о-Фокон, именно на нем в 2010-м году от конкурентов сбежали Александр Винокуров и Александр Колобнев.

Из-за переноса финиша из Анса из маршрута пропал легендарный Кот де Сан-Николя. В последние десятилетия его неизменно преодолевали за шесть километров до конца классики.

Теперь же гонщиков ждет спуск и двухкилометровый равнинный кусок.

Погода

В день гонки на местности ожидается от 11 до 18 градусов тепла. Вероятность осадков – 5-10%. Ветер – 2-4 метра в секунду (незначительный). Большую часть маршрута встречный или боковой.


Главные герои

Тадей Погачар (UAE – Team Emirates)

Лучший велогонщик современности проехал в этом году уже шесть классических однодневок. Всего шесть он закончил в тройке, три из них он выиграл.

Погачар уже приучил нас к тому, что всегда едет только на победу. Даже на тех классиках, которые номинально подходят ему не так сильно. Поэтому мы должны понимать, что второе место на «Париж – Рубе» – большое достижение, а не неудача. Вряд ли словенец счастлив своему третьему месту на «Милан – Сан-Ремо», но и это не было провалом.

Провал весной у Погачара все-таки был, причем случился он всего неделю назад. В воскресенье лидер UAE Team Emirates – XRG не смог выиграть Amstel Gold Race. Эту гонку словенец уже выигрывал два года назад. У этой гонки тяжелый рельеф. В общем, однодневка под Погачара, но победы не получилось.

На Amstel Gold Race словенец уехал от всех в своем стиле, но доехать до финиша сольно в этот раз не вышло. Ремко Эвенепул, вернувшийся в гонки после травмы, смог организовать преследование вместе с датчанином Маттиасом Скьелмосе.

Эвенепул и Скьелмосе достали Погачара, а спринт на финише неожиданно остался за Скьелмосе, хотя мы и до этого знали, что датчанин обладает хорошей скоростью.

После неудачи на «Амстеле» многие стали ожидать от Погачара новой осечки на «Флеш Валлонь», решив, что словенец начал уставать и не восстановился полностью после «Париж – Рубе». Однако «Флеш Валлонь» проходила в любимую погоду Погачара – было холодно, шел дождь. Словенец удивительно легко уехал от всех на Мур де Уи. Этой победой Погачар показал, что силы на мощное завершение весны у него все еще есть.
Поги
Большое значение для словенца на «Флеш Валлонь» имел молодой швейцарский оруженосец Ян Кристен, которого завтра не будет в составе UAE Team Emirates – XRG. Это может стать проблемой, но Погачар привык решать свои проблемы самостоятельно.

На «Льеж – Бастонь – Льеж» Погачар выступал пять раз. В год дебюта в 2019-м он занял 18-е место. В 2020-м стал третьим. В 2021-м и 2024-м словенец побеждал. В 2023-м ему не повезло, он упал, сломал запястье и сошел. Такое с Погачаром происходит очень редко.


Ремко Эвенепул (Soudal – Quick Step)

Восстановление после столкновения с дверью фургона заняло у Ремко Эвенепула несколько месяцев. Чуть больше недели назад бельгиец вернулся в гонки. Перед стартом на «Брабантсе Пейл» он заявлял, что пока не находится в своей лучшей форме, но надеется набрать кондиции ближе к «Льеж – Бастонь – Льеж».

В итоге Ремко выиграл «Брабантсе Пейл», показав силу по ходу этой однодневки и переспринтовав на финише Ваута ван Арта.

Второй раз свою силу Эвенепул показал буквально через три дня после «Брабантсе Пейл». Несмотря на падение по ходу гонки, он смог накатить Тадея Погачара и едва не выиграл Amstel Gold Race. Маттиас Скьелмосе признался, что не выиграл бы главную гонки Нидерландов, если бы преследовал Погачара без Эвенепула.

Эвенепул стал первым гонщиком за последние пять лет, которому удалось накатить Погачара по ходу однодневки. Во всех остальных случаях, если Погачар уехал от всех сольно, его больше не догоняли.
Фото: Sirotti
На волне успеха на «Брабантсе Пейл» и «Амстел Голд Рейс» Эвенепул хотел дать бой Погачару и на «Флеш Валлонь». Тут-то его и поджидало первое разочарование. На Мур де Уи бельгиец не имел никаких шансов поддержать ускорение словенца. В итоге Ремко занял только девятое место, пропустив вперед нескольких гонщиков на последних метрах.

Эту неудачу Эвенепул объяснил холодом. Он сказал, что чувствовал себя хорошо на протяжении всей гонки, но слишком рано снял ветровку и рукава, из-за этого замерз и не мог ускориться в нужный момент.

На «Льеж – Бастонь – Льеж» Эвенепул еще никогда не проигрывал. Два старта – две победы (2022-2023). Но выиграть в третий раз бельгийцу будет очень сложно, если Погачар не упадет, как это случилось два года назад.


Бен Хили (EF Education – EasyPost)

Ирландец Бен Хили наделал много шума в 2023-м году. 22-летний гонщик набрал великолепную норму перед арденнскими классиками и занял второе место на «Амстел Голд Рейс», потрепав нервы самому Погачару. Многие считают, что доехал впереди словенец тогда только из-за того, что машина сопровождения ехала впереди на слишком небольшом отдалении, непреднамеренно помогая словенцу.

В тот же год Хили был очень близок к призовому месту на «Льеж – Бастонь – Льеж», но остался четвертым. Помешало отсутствие хорошей финишной спринтерской скорости.

В 2024-м Хили ушел немного в тень и на весенних классиках удивить не смог, но в этом году он близок к кондициям, которые у него были два года назад. В начале марта гонщик EF Education – EasyPost отметился четвертым местом на «Страде Бьянке». А в начале апреля он выглядел мощно на последних двух этапах «Итцулии», один из этих этапов ирландец выиграл.
Фото: Sirotti
На «Амстел Голд Рейс» ирландец повторить успех двухлетней давности не смог, но все равно финишировал в первой десятке. После этого последовало пятое место на «Флеш Валлонь», хотя эта гонка подходит Хили заметно меньше, чем Amstel Gold Race и Liege-Bastogne-Liege.

Коронный стиль Хили – многочисленные атаки на тяжелом холмистом рельефе. Он не славится мощным спринтом или ускорение в гору, но его многократно повторяющиеся атаки высасывают из соперников все силы. В конечном счете это приводит к тому, что Хили может от всех уехать. Конечно, если речь идет не о Погачаре с Эвенепулом.

Бен Хили выглядит серьезным претендентом на призовые места.


Маттиас Скьелмосе (Lidl – Trek)

В прошлом воскресенье Маттиас Скьелмосе одолел Погачара и Эвенепула на Amstel Gold Race, но серьезным игроком на арденнских классиках он был и до этого.

Как и Бен Хили, датчанин выстрелил в 2023-м году. Причем не только на однодневках, как Хили, но и на многодневках, но сегодня исключительно об однодневках.

В 2023-м Скьелмосе занял второе место на «Флеш Валлонь», аккурат за Погачаром. На Amstel Gold Race и Liege-Bastogne-Liege датчанин ограничился тогда местами в топ-10, хотя на «Ла Дойенн» он вполне мог быть в тройке. Некоторое время он ехал по дистанции в тройке сильнейших.
Фото: Sirotti
В этом году Скьелмосе до классик не везло. На «Париж – Ницце» он упал и сошел, каким-то чудом избежав переломов. Упал и на «Итцулии» на решающем этапе, правда в этот раз уже совсем без последствий. После этого ему наконец улыбнулась удача, он выиграл Amstel Gold Race. Сам датчанин, что эту победу над двумя грандами люди запомнят надолго.

Сразу после этого Скьелмосе снова не повезло, он упал во время «Флеш Валлонь» и сошел с гонки. Лидер Lidl-Trek снова избежал серьезных травм, но есть основания пологать, что это падение помешает Скьелмосе показать свой максимум на «Ла Дойенн».

Если последствия падения не будет сильно сказываться по ходу гонки, то, конечно, Скьелмосе будет одним из явных претендентов на призовые места.


Том Пидкок (Q36.5 Pro Cycling Team)

Самая успешная гонка Тома Пидкока в его новой команде Q36.5 Pro Cycling Team – «Страде Бьянке», на которой британец навязал Погачару определенную борьбу. Даже лидировал какое-то время, когда словенец упал.

Были и другие хорошие результаты, но они в основном связаны с многодневками. Нельзя сказать, что Пидкок показывает что-то феноменальное на однодневках, если не учитывать «Страде Бьянке». Были и откровенные провалы. Например, на «Омлооп Хет Ниувсблад» и «Брабантсе Пейл».
Томас
На «Амстел Голд Рейс», которую Пидкок выиграл в прошлом году, в этот раз получилось занять девятое место. На «Флеш Валлонь» умудрился добраться аж до третьего места, довольно грамотно преодолев Мур де Уи с точки зрения тактику. На последних сотнях метров британец объехал двух-трех своим соперников.

Нет ощущения, что Пидкок имеет большие шансы на «Льеж – Бастонь – Льеж», но по прошлым годам мы привыкли, что его форма на классиках может меняться от гонки к гонке. Вполне возможно, что завтра будет день Пидкока. В 2023-м он занял на «Ла Дойенн» второе место. Попытался удержаться с Эвенепулом, потом поймал кризис, но все-таки сумел найти второе дыхание и финишировать вторым.


Остальные

Из других участников можно выделить молодого бельгийца Тибо Нейса из Lidl-Trek, хотя на предыдущих классиках он выступил чуть хуже ожидаемого. В случае спринта из группы бороться с ним будет очень тяжело.

Можно ожидать сюрприза от колумбийца Сантьяго Буитраго из Bahrain, занявшего третье место два года назад.

Не стоит сбрасывать со счетов молодого француза Романа Грегуара из Groupama – FDJ.


Прогноз

1. Тадей Погачар, 2. Ремко Эвенепул, 3. Бен Хили.
Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda