22.04.2023

Liege – Bastogne – Liege: Последняя большая классика весны

Превью знаменитой арденнской монументальной классики
Сезон весенних классик заканчивается. Заканчивается самой старой из всех. Заканчивается едва ли не самым интересным противостоянием этих месяцев. Тадей Погачар против Ремко Эвенепула. Два молодых монстра наконец схлестнутся друг с другом на «Льеж – Бастонь – Льеж».

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.

История

Валлонскую классику часто называют «Ла Дойенн» (франц. – старая леди). Впервые она состоялась аж в 1892-м году. Организатором гонки в очередной раз стала газета, в случае с «Льеж — Бастонь — Льеж» это была L'Expresse.

Тогда гонка вовсе не стартовала и финишировала в Льеже, а проходила по маршруту Спа – Бастонь – Спа. Общая протяженность заезда была близка к той, которую гонщики преодолевают в наше время – чуть более 250 километров. Первым победителем стал валлонец Леон Уа.

Примечательно, что в 1892-1893 годах «Спа – Бастонь – Спа» проводилась для любителей, а в 1894 на старт вышли уже профессионалы, но это ничуть не смутило Уа, который выиграл все три первых издания гонки, сначала две любительские, а потом и профессиональную.

С 1895-го по 1907-ый годы гонка не проводилась, а после своего возвращения в 1908 году она уже стартовала и финишировала в Льеже, как в наше время. Первую версию, прошедшую именно по маршруту Льеж – Бастонь – Льеж, выиграл француз Андре Трусселье. Гонка также не проводилась в 1910-м, а в дальнейшем проходила каждый год, за исключением периодов мировых войн, с 1914-го по 1918-ый, а также с 1940-го по 1942-ой и в 1944-м году.

Со временем на «Ла Дойенн» в большом количестве начали приезжать гонщики из Фландрии, и именно они чаще всего выигрывали гонку, все-таки на севере Бельгии велоспорт всегда был более популярен, чем на франкоговорящем юге. С 1951-го года «Льеж – Бастонь – Льеж» стала частью «Челленджа Дегранжа и Коломбо», а с 1958-го вошла в серию гонок «Супер Престиж», которую можно считать прообразом нынешнего мирового тура.

С годами маршрут валлонской классики менялся, но изменения были незначительными. Серьезные перемены произошли только в начале 90-х, когда в маршруте появились новые тяжелые холмы. В 1992-году финиш «Льеж – Бастонь – Льеж» перенесли из центра города в пригородный Анс, в котором гонка завершалась до 2019-го года. Четыре года назад участники соревнований впервые за 28 лет заканчивали классику в центре Льежа.
2018-ый год. Последний финиш в Ансе. Победа Боба Юнгелса
ASO решилась на изменения в связи с тем, что в предыдущие годы валлонский монумент получался не слишком захватывающим, все ждали финиша в гору в Ансе. Возвращения финиша в Льеж оживило гонку, и мы вправе надеяться, что в этом году «Ла Дойенн» тоже получится веселой.

В свое время «Льеж — Бастонь — Льеж» вовсе не считалась самой престижной арденнской классикой. Этот статус имела «Флеш Валлонь», которая проходила после «Льеж – Бастонь – Льеж». Тогда две валлонские классики проводились два дня подряд – в субботу «Льеж – Бастонь – Льеж», а в воскресенье «Флеш Валлонь».

За годы проведения двух валлонских гонок сделать на них дубль удавалось всего семи гонщикам – трижды этого добивался Алехандро Вальверде, два раза швейцарец Фердинанд Кюблер, по разу это удалось бельгийцам Стану Окерсу, Эдди Мерксу и Филиппу Жильберу, а также итальянцам Морено Арджентину и Давиде Ребеллину.

Ребеллин и Жильбер – единственные гонщики, которым удавалось сделать хет-трик «Амстел Голд Рейс», «Флеш Валлонь» и «Льеж – Бастонь – Льеж» за один сезон. Жильбер и вовсе единственный гонщик в истории с невероятным покером, в 2011-м году он выиграл не только три вышеперечисленные арденнские классики, но и предшествующую им «Брабантсе Пейл», немного более простую, но в целом схожую с ними по рельефу.

На данный момент «Ла Дойенн» проводилась 108 раз. Гонщики из Бельгии выигрывали ее 60 раз, 12 побед у итальянцев, шесть у швейцарцев и пять у французов. Рекордсменом по количеству побед является легендарный Эдди Меркс, который выигрывал «Льеж – Бастонь – Льеж» пять раз. Четыре победы у Морено Арджентина и Алехандро Вальверде, трижды сильнейшими становились бельгийцы Леон Уа, Альфонс Схеперс и Фред де Брейне.
Алехандро Вальверде в 2017-м
Очень удачно на гонке выступают представители Казахстана, усилиями Александра Винокурова и Максима Иглинского они выигрывали «Льеж – Бастонь – Льеж» три раза. Россиянин Евгений Берзин финишировал первым во время своего феноменального сезона 1994-го года.

Действующим победителем гонки является Ремко Эвенепул, который в 2022-м году финишировал в гордом одиночестве. В 2021-м спринт из группы, состоявшей из пяти гонщиков, выиграл Тадей Погачар. Именно эти двое считаются главными фаворитами предстоящего издания «Ла Дойенн».
Ремко в 2022-м году
Наиболее интересными и драматичными были издания гонки, которые состоялись в 1957-м и 1980-м годах.

В 1957-м первым финишировал Хермэн Дерейке, а вторым через три минуты Франс Схауббен, но Дерейке на одном из участков гонки пересек закрытый железнодорожный переезд. Организаторы решили, что преимущество Дерейке было слишком велико, и победа не была достигнута благодаря нарушению, но все-таки провозгласили Схауббена вторым победителем классики.

В 1980-м году валлонский монумент проходил в экстремальных погодных условиях, с самого старта шел снег. В наше время гонку скорее всего просто отменили бы, но в тот период об этом просто не могло быть и речи. Еще за 80 километров до финиша знаменитый француз Бернар Ино сбежал от своих конкурентов и финишировал с преимуществом в более чем девять минут. Ино отморозил себе два пальца на правой руке, двигать ими в полном объеме он смог только через три недели после той «Ла Дойенн».
Бернар Ино в 1980-м
В 2016 и 2019-м годах «Льеж – Бастонь – Льеж» тоже проходил в тяжелых условиях, на некоторых участках гонки шел снег, но в 1980-м все было гораздо хуже.


Маршрут

Льеж — Льеж (258,1 км)

Маршрут «Льеж – Бастонь – Льеж» практически полностью повторяет прошлогодний. Общая протяженность – 258,1 километров. Гонщикам предстоит преодолеть 11 подъемов, девять из которых находятся на второй половине дистанции (в действительности подъемов будет даже больше, отдельно отмечаются только самые сложные).
После старта в Льеже пелотон направится в южном направлении в сторону Бастони, добравшись до нее гонщики поедут в обратную сторону и вновь окажутся в Льеже. Возвращение из Бастони в Льеж занимает целых 159 километров. На обратном пути дорога будет петлять, чтобы в маршрут попали все тяжелые подъемы, которыми славится «Льеж – Бастонь – Льеж».

Не будем останавливаться на описании всех холмов гонки. Понятно, что первые из них на результат принципиальным образом не повлияют. Давайте сразу перейдем к основным.

На вершине очень крутого Кот де Стоке гонщики окажутся на отметке 179 километров, то есть за 79 километров до финиша в Льеже. Протяженность Кот де Стоке 1,0 км, а средний градиент 12,5% – это самый внушительный подъем гонки с точки зрения градиента, особенно тяжелой будет вторая половина восхождения.

Буквально через несколько километров после Стоке состоится подъем на Кот де ла От-Леве (2,2 км, 7,5%). Средний градиент не такой большой, но первые 500 метров этой горы весьма тяжелые.

После прохождения От-Леве гонщикам предстоит подняться на Коль ду Росье и Кол де Деснье. Росье (4,4 км, 5,9%) – один из самых затяжных, но при этом и самых пологих подъемов «Ла Дойенн». Деснье (1,6 км, 8,1%) заменяет в маршруте Коль ду Макисар, который встречался в прошлые годы, но отсутствует в этот раз. На вершине Деснье участники окажутся через 211,4 км после старта.

На 222-м километре начнется штурм легендарного подъема Кот де ла Редут (2км, 8,9%). В 70-80-х годах прошлого столетия судьба гонки чаще всего решалась именно на ла Редут, но в последние десятилетия велосипедные соревнования стали более закрытыми, и фавориты на Редут в решающую атаку теперь обычно не лезут.

После Редута гонщиков будет поджидать подъем, который появился в маршруте в 2019-м году. Речь идет о восхождения на Кот де Форж (1,3 км, 7,8%). На вершине этого подъема участники соревнований окажутся за 23 километра до финиша.

Заключительным подъемом дня официально станет Кот де ля Рош-о-Фокон (1,3 км, 11,0%). Появился он в маршруте гонки относительно недавно, впервые его проходили в 2008-м году. В последнее он время он имеет ключевое значение.
Примечательно, что часто судьба гонки решалась даже не на самом Рош-о-Фокон, а на коротком тягуне, который проходится после Рош-о-Фокон, именно на нем в 2010-м году от конкурентов сбежали Александр Винокуров и Александр Колобнев.

Из-за переноса финиша из Анса из маршрута пропал легендарный Кот де Сан-Николя. В последние десятилетия его неизменно преодолевали за шесть километров до конца классики.

Теперь же гонщиков ждет спуск и двухкилометровый равнинный кусок.


Погода

В этом году «Ла Дойенн» должна быть дождевой. Вероятность осадков по ходу гонки: 80%. Экстремального холода при этом в прогнозе нет, 9-15 градусов по ходу гонки. Ветер на второй половине маршрута ожидается преимущественно попутным, 4-5 метров в секунду.


Главные герои

Тадей Погачар (UAE – Team Emirates)

Словенец проводит одну из самых феноменальных весенних кампаний в XXI веке. Сравнить это можно разве что с результатами Филиппа Жильбера в 2011-м году, но бельгиец тогда выигрывал только классики, а Погачар добавил к ним еще и многодневки.

На недавних гонках лидер UAE – Team Emirates выглядел невероятно хорошо. Его наверняка дополнительно мотивирует возможность стать третьим гонщиком в истории, которому удастся выиграть за один заход все три арденнские классики – «Амстел Голд Рейс», «Флеш Валлонь» и «Льеж – Бастонь – Льеж». До недавнего времени «Флеш Валлонь» считалась провальной гонкой для словенца, но в среду он изменил свои отношения с Мюр де Уи.

Хорошим плюсом для Погачара может стать дождевая погода. В таких кондициях он чаще всего бывает особенно хорош. Многие его сокрушительные победы были одержаны именно под аккомпанемент дождя.
Поги
Состав UAE – Team Emirates нельзя назвать супер мощным, но его вполне должно хватить для того, что проконтролировать гонку до того момента, когда Погачар пойдет в атаку. Большое значение в этом плане предстоит сыграть Марку Хирши. Именно он должен быть последним оруженосцем словенца.

После «Льеж – Бастонь – Льеж» в сезоне Погачара наступит пауза, он начнет подготовку к «Тур де Франс». Если завтра он выиграет «Ла Дойенн», мы можем только констатировать, что он выдаст лучшую весеннюю серию результатов в XXI веке.


Ремко Эвенепул (Soudal – Quick Step)

Действующий победитель «Льеж – Бастонь – Льеж» и чемпионата мира в последнее время находился в режиме подготовки к «Джиро д'Италия», на которой он собирается бороться за общий зачет.

На старте 2023-го года Эвенепул не проехал ни одной однодневки, зато принял участие в трех многодневках. Январская «Вуэльта Сан-Хуана» носила больше втягивающий характер. После гонки в Аргентине форма бельгийца заметно улучшилась.

В феврале Эвенепул выиграл «Тур ОАЭ», хотя королевский этап гонки с финишем на вершине Джебель Хафит ему так и не покорился. В марте он выдал очень красивую дуэль с Рогличем на «Вольта Каталония». Победу в близком противостоянии одержал словенец, забравший общий зачет, но Эвенепул все-таки выиграл два этапа.
Ремко
После каталонской многодневки Эвенепул нигде не выступал. В последнее время бельгиец находился на Тенерифе, проходя горную подготовку к «Джиро». Лидер Soudal Quick Step приехал на место проведения валлонской классики сразу после сбора на вулкане Тейде. В таких условиях форма любого гонщика может скакать, однако сам гонщик излучает абсолютную уверенную в своих силах и говорит, что он очень хорошо готов.

Помогать Эвенепулу должна очень мощная группа гонщиков, в которую входят Жулиан Алафилипп, Илан ван Вилдер и Мауро Шмид.


Все остальные

Ситуация перед гонкой такая, что почти никто не верит в победу какого-то другого гонщика. Практически все убеждены, что победит Погачар, а если не Погачар, то Эвенепул. Но мы все-таки должны выделить группу их возможных соперников.


Том Пидкок (INEOS Grenadiers)

Олимпийский чемпион по маунтинбайку и экс-чемпион мира по велокроссу в этом году одержал наконец большую победу на шоссейной классической однодневке. В самом начале марта Том Пидкок выиграл «Страде Бьянке».

После этой победы дела у британца обстоят не так хорошо. С «Тиррено – Адриатико» он сошел из-за завала с участием Ваута ван Арта, а «Милан – Сан-Ремо» пропустил из-за легкого сотрясения мозга.
Том Пидкок
На последних однодневках Пидкок смотрелся неоднозначно. С одной стороны, ему удалось подняться на пьедестал «Амстел Голд Рейс», с другой, он смотрелся очень плохо на фоне Погачара. «Флеш Валлонь» вообще же обернулась провалом гонщика INEOS Grenadiers, хотя гонка проходила в удобном для него темпе, да и расположен у подножья Мюр де Уи он был совсем неплохо.

Сейчас Пидкок говорит, что он чувствует себя лучше и готов к борьбе за самые высокие места. Так ли это на самом деле? Узнаем уже завтра.


Микель Ланда (Bahrain – Victorious)


Гранд-туры еще не начались, но уже можно говорить, что Микель Ланда проводит один из самых успешных своих сезонов. Баск стабильно печатает высокие результаты на всех многодневках с самого начала года, а в последние недели он стал особенно хорош.

Ланда занял второе место в общем зачете «Итцулии» («Тура Страны Басков») и третье на «Флеш Валлонь», хотя раньше он не имел статуса специалиста по коротким крутым стенам, таким как Мюр де Уи.
Микель Ланда
Свой потенциал на однодневках Ланда показывал и ранее, в том числе за счет высокого результата на одном из предыдущих изданий «Льеж – Бастонь – Льеж». В 2022-м он еще раз напомнил об этом, заняв третье место на «Иль Ломбардии».

В общем, Ланда – не только многодневщик, он может показывать хорошие результаты на однодневках. Просто трудно себе представить, что он может что-то противопоставить Погачару в финишном спринте. Да даже не только Погачару, но и Эвенепулу.


Майкл Вудс (Israel – Premier Tech)

Канадец из израильской команды уже много лет входит в число сильнейших гонщиков на тяжелых однодневных гонках, хотя побед ему катастрофически не хватает.

36-летний Вудс, который начинал свою карьеру в легкой атлетике, семь раз стартовал на «Льеж – Бастонь – Льеж» и шесть раз заканчивал гонку в первой десятке. В плане стабильности позавидовать Вудсу может практически любой участник. Максимальным результатом канадца остается второе место, которое он занял в 2018-м году.
Майкл Вудс
На днях Вудс подтвердил высокий уровень свой формы, едва не финишировав в тройке сильнейших на «Флеш Валлонь». Лидер Israel – Premier Tech занял четвертое место.

Проблема Вудса схожа с проблемой Ланды. Спринт у канадца лучше, но все равно очень трудно представить сценарий, при котором он имел бы хороший шанс на победу. Спринт у Погачара, Пидкока или нынешнего Эвенепула он выигрывать не должен. Сольная победа Вудса тоже практически нереальна. Но мы посмотрим.


Маттиас Скьелмосе и Джулио Чикконе (оба – Trek – Segafredo)

Trek – Segafredo – одна из команд, у которой хорошие шансы на призовое место по итогам «Ла Дойенн». У американцев сразу два гонщика, способных бороться за высокие места, причем шансы молодого Маттиаса Скьелмосе выглядят лучше, чем более опытного Джулио Чикконе.

Скьелмосе всего 22 года. Сейчас его по праву можно считать одним из лучших молодых гонщиков мира. Его талант очевиден и на однодневках, и на многодневных гонках. В прошлом году датчанин едва не стал призером чемпионата мира в групповой гонке, его вместе с Мауро Шмидом пелотон накатил у самого финиша.

Недавно на Мюр де Уи Скьелмосе проиграл только Погачару, до этого он попал в топ-10 на «Амстел Голд Рейс». Форма молодого датчанина сейчас в полном порядке. Важно, что у Скьелмосе есть достаточно хороший спринт. В этом компоненте он уступит Погачару, но должен превосходить Ланду, Вудса, Маса и многих других возможных претендентов на призовые места.
Маттиас Скьелмосе
Джулио Чикконе – еще один гонщик, который проводит очень хороший сезон. На одном из этапов «Вольта Каталония» 28-летний итальянец даже смог победить, оставив позади Эвенепула и Роглича.

Результаты Чикконе в этом году на удивление стабильны, несколько дней назад он дополнил их пятым местом на «Флеш Валлонь». На «Ла Дойенн» он стартовал всего один раз и финишировал довольно далеко, но это было аж четыре года назад. Сейчас итальянец способен на большее.


Тиш Беноот (Jumbo – Visma)

Ваут ван Арт, Примож Роглич, Йонас Винегор – всех эти гонщики пропускают арденнские классики, поэтому роль лидера Team Jumbo – Visma досталась Тишу Бенооту.

В этом году Беноот уже примерял на себя роль капитана голландской команды. На «Страде Бьянке» в этом году ван Арта тоже не было, а Беноот в его отсутствие занял третье место.
Тиш Беноот
На «Ронде ван Влаандерен» и «Амстел Голд Рейс» бельгиец финишировал во втором десятке, но в обоих случаях он заслуживал большего. Результаты Беноота в этом году немного не соответствуют высокому уровню, который он показывает.

В эту среду Беноот занял седьмое место на Мюр де Уи. Он вполне может бороться завтра за призовые места, особенно в случае спринта из относительно небольшой группы. Нельзя считать Беноота очень сильным финишером, но в этом компоненте он все-таки лучше Ланды, Вудса или Чикконе.


Энрик Мас (Movistar Team)

С конца прошлого сезона в карьере испанского лидера Movistar Team наметился серьезный прогресс, причем не только на многодневках.

На последних гонках 2022-го года Мас нанес Погачару довольно болезненное поражение на «Джиро дель Эмилия», а после этого финишировал вслед за словенцем на «Иль Ломбардии».
Энрик Мас
Результаты начала 2023-го года показывают, что успехи прошлого сезона не носят случайный характер. Мас стал заметно лучше на коротких крутых подъемах. Небольшим разочарованием для испанца стал только его результат на «Флеш Валлонь» – всего лишь 17-е место.

Неудача на предыдущей классике не означает, что у Маса нет шансов на «Льеж – Бастонь – Льеж». В хороший для себя день лидер Movistar Team готов к борьбе за призовые места. В победу верится с трудом, хотя бы из-за наличия Погачара и Эвенепула.

Из числа остальных участников гонки стоит выделить Романа Барде, Бена Хили, а также россиянина Александра Власова и казахстанца Алексея Луценко.


Прогноз

Предположим, что Погачар окажется уставшим к концу своей весенней классической кампании, а Эвенепул выдаст супер сильный день и финиширует в гордом одиночестве. Сама же гонка получится довольно селективной, не в примере последних изданий «Льеж – Бастонь – Льеж».

1. Ремко Эвенепул, 2. Тадей Погачар, 3. Энрик Мас или Микель Ланда

Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda