01.11.2020

Самая тяжелая гора Испании: превью двенадцатого этапа La Vuelta

Вся информация о важнейшем горном этапе испанской «Вуэльты»
Перед началом «Вуэльты» были сомнения – какой этап считать королевским? Шестой с прохождением Коль д'Обиск и финишем на Коль дю Турмале или 12-ый с Альто де л'Англиру? К сожалению, маршрут шестого этапа пришлось менять, поэтому теперь нет никаких сомнений, что королевский этап будет именно сегодня. Уже через несколько часов мы узнаем, кто будет главным фаворитом перед третьей неделей – Примож Роглич, Ричард Карапас или кто-то другой.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий
по ссылке.
Альто де л'Англиру – ключевой участок сегодняшнего этапа и всего испанского гранд-тура. Начнем с рассказа об этой легендарной горе.


История и география

Англиру находится в провинции и автономном сообщество Астурия. Гора не относится к Пиренеям, Англиру – это часть Пикос-де-Эуропа – небольшого горного хребта в системе Кантабрийских гор. Это северо-западная часть Испании.

Подняться на вершину можно по двум разным дорогам с востока или с северо-востока, но в какой-то момент, примерно в середине восхождения, эти дороги сходятся и превращаются одну. С другой стороны спуститься с горы или подняться на нее невозможно, нет дороги. Самый популярный вариант восхождения – от Ла Веги (12,5 км; 10,0%). Ближе к вершине горы очень часто бывает туманно.

Англиру – это ответ итальянским Мортироло и Дзонколану, по среднему градиенту испанская гора чуть положе, но вторая ее часть очень тяжелая, средний градиент последних семь километров восхождения с градиентом за 12%, даже несмотря на минимальный спуск у самой вершины.

В маршрут «Вуэльты» Англиру попала в 1999-м году, с тех пор на горе финишировали семь раз. Первым победителем стал знаменитый горовосходитель Хосе Мария Хименес, который догнал россиянина Павла Тонкова на последнем километре и опередил его в спринте.
Роберто Эрас и Хосе Мария Хименес на Англиру, 1999-ый год
В дальнейшем на вершине выигрывали Джильберто Симони (2000-ый год), Роберто Эрас (2002-ой), Альберто Контадор (2008-ой), Хуан Хосе Кобо (2011-ый), Кенни Эллисонд (2013-ый) и вновь Контадор (2017-ый). Сейчас результаты Кобо 2011-го года аннулированы, а у этапа нет официального победителя.

Рекорд восхождения в 2002-м поставил Эрас (41.55). В 2013-м красивая борьба развернулась за спиной Кенни Эллисонда, ехавшего в отрыве. Крис Хорнер и Винченцо Нибали сражались за победу в генеральной классификации, сильнее оказался почти 42-летний американец.

Контадор в 2017-м завершил свою карьеру победой на Англиру, это был последний горный этап «Вуэльты» того года, больше он на соревнованиях не выступал.
Маршрут

Пола де Лавьяна – Альто де л'Англиру (109,4 км)


Сегодняшний этап начнется в городке Пола де Лавьяна, который находится в муниципалитете Лавьяна. Альто де л'Англиру расположена на границе муниципалитетов Риоса и Кирос. Все это части автономного сообщества Астурия.

В Пола де Лавьяне этапы «Вуэльты» раньше никогда не стартовали и не финишировали. Про Альто де л'Англиру вы уже знаете – сегодня на этой знаменитой горе этап испанского гранд-тура завершится восьмой раз. Альберто Контадор – последний победитель и единственный, кто выигрывал на Англиру дважды.
В маршрут этапа входят два подъема третьей, два подъема первой и один подъем высшей категории. Общая протяженность дня всего 109,4 км – это самый короткий групповой этап гонки.

Первые 26 километров маршрута представляют из себя практически абсолютную равнину. После их прохождения начнется восхождение на подъем третьей категории Альто дель Падрун (3 км; 6,6%).

После Падруна короткий спуск, пологий участок в гору и сразу же начало второго подъема дня, опять третьей категории. На сей раз Альто де Сан-Эмильяно (5,8 км; 4,9%).

После Сан-Эмильяно второй спуск дня, потом немного относительной равнины и переход к более серьезным горам. Для начала Альто-де-ла-Москета (6,6 км; 8,4%).
Самая крутая часть этого подъема – первые два километра, на них средний градиент в районе 12%. Вторая часть Москеты заметно положе, есть даже длительные участки с градиентом 6%.

Спуск с Москеты займет больше 10 километров. Примерно через пять километров после его завершения будет разыграна промежуточная спринтерская премия, а еще через шесть настанет время карабкаться на предпоследний подъем дня – Альто дель Кордаль (5,4 км; 9,3%).
Кордаль – короткая, но крутая гора с нерегулярными градиентами. Первые полкилометра с градиентом 13%, потом выполаживание, после которого опять очень круто. До самой вершине не меньше 10%, есть только один небольшой отрезок с градиентом 6%.

От макушки Кордаля до финиша еще 21,2 километра. Девять из них уйдут на прохождение «даунхилла», а последние 12,4 км на штурм Альто де л'Англиру (средний градиент – 9,9%).
Англиру тоже нерегулярная гора. Первые пять с половиной километров – постоянные перепады, то 22%, то 6%. Заканчивается это все участком с градиентом 2,5% и даже коротким спуском. После этого начинается настоящий ад – стабильно крутой градиент, километры с градиентами от 10 до 16,5%. Все это заканчивается только у вершины, на последних четырехста метрах дорога начинает идти вниз.


Погода

Сегодня во время этапа ожидается хорошая погода. Температура воздуха на старте – 21-22 градуса, на вершине Англиру – 13 градусов. Вероятность осадков почти нулевая, не более 5-10%. Ветер незначительный, всего 2-3 метра в секунду. Дуть будет с юга, это значит, что на Англиру ожидается преимущественно встречный ветер.


Главные герои

Примож Роглич (Team Jumbo – Visma)


Примож Роглич смотрится на этой «Вуэльте» лучше, чем в прошлом году. Возможно, он сейчас даже сильнее, чем был пару месяцев назад на «Туре», но решающего перевеса в общем зачете у словенца пока нет.

Все дело в шестом этапе, который финишировал в Формигале. В этот холодный и мокрый день словенец допустил ошибку, которая свойственна не самым опытным гонщикам. Он не надел вовремя ветровку, потом все-таки утеплился, но из-за этого отстал от нужной группы. Movistar Team включилась в голове пелотона, в результате этого словенцу вместе с партнерами по Team Jumbo – Visma пришлось тратить много сил, чтобы вернуться. Роглич начал финишный подъем в пелотоне, однако потом поплатился за свою ошибку и проиграл время почти всем конкурентам в общем зачете.

На всех остальных этапах Роглич смотрелся очень сильно. Он уже успел выиграть этапы, которые организаторы отнесли к горным, холмистым и даже равнинным. Это явный признак того, что словенец на ходу.
Команда Роглича тоже очень хороша, даже ранний сход Тома Дюмулена не сильно ее ослабил. На вчерашнем горном этапе с лидером Team Jumbo – Visma оставались сразу четыре оруженосца (Вингегард, Хесинк, Беннетт и Кусс). Причем в голландском коллективе не скрывают, что старались на предыдущем этапе сберечь силы для сегодняшнего дня.

У отрыва на короткой дистанции и финише на Англиру очень мало шансов на успех, это делает Роглича явным фаворитом дня.


Ричард Карапас (INEOS Grenadiers)

Ричард Карапас – главный конкурент Роглича в общем зачете. В данный момент у него и вовсе общее со словенцем время, эквадорец уступает словенцу только по общей сумме мест на всех этапах.

Карапас едет гонку не так ярко, но этого от него и не ждали. Главное, что он едет стабильно и ему удалось сполна воспользоваться ошибкой Роглича на шестом этапе. В тот день двух фаворитов многодневки разделило аж 43 секунды. На всех других сложных этапах Роглич отыгрывался, но этого хватило только для того, чтобы сравняться с Карапасом по времени. Более того, Карапас мог оставаться лидером и сейчас, если бы по ходу десятого этапа комиссары UCI не решили изменить систему подсчета разрывов на финише. В результате этого эквадорец проиграл дополнительно три секунды.
Равенство – это вроде бы совсем неплохо, но Карапас просто обязан привозить сегодня Рогличу время, иначе у него останутся минимальные шансы на победу. На третьей неделе после Англиру пройдет «разделка», в которой Роглич будет явно сильнее, и всего лишь один горный этап, который выглядит проще сегодняшнего.

Карапас смотрится очень сильно, но шансов на общую победу у него практически не останется, если он не сумеет оторваться от Роглича сегодня.

Полагаться на INEOS Grenadiers эквадорцу не приходится. У британской команды уже сошли два гонщика, а сильнейший горный «грегари» Иван Соса едет очень слабо. Добиться в таких условиях нужного результата будет крайне трудно.


Дэн Мартин (Israel Start-up Nation)

Казалось, что лучшие годы 34-летнего ирландца Дэна Мартина давно позади. Да и в лучшие свои годы он на призовые места гранд-туров вроде бы и претендентовал, выше шестого места никогда не поднимался.

На этой «Вуэльте» Мартин удивляет. Он хорошо едет все горные этапы и идет на третьем месте в общем зачете, хотя до старта гонки никто его в качестве претендента на итоговый успех не называл.

Травма не позволила Мартину выступить в полную силу на «Тур де Франс», но он полностью восстановился и теперь едет так, как не ехал на гранд-турах даже несколько лет назад. Ирландец всегда славился своими «панчерскими» характеристиками, но на этой «Вуэльте» пока показывает удивительно стабильный уровень в высоких горах.
При определенных раскладах Мартин вполне может выиграть сегодняшний этап, правда проигрывает Рогличу он всего 25 секунд, а значит его вряд ли куда-то отпустят. Самая важная задача Мартина на сегодняшний день – увеличить преимущество над Хью Карти и Энриком Масом. Впереди «разделка», которую гонщики, занимающие четвертое и пятое место в общем зачете могут проехать лучше.

На помощь партнеров по Israel Start-Up Nation рассчитывать Мартину не приходится. На подъемах он рано остается изолированным.


Александр Власов (Astana Pro Team)

Александр Власов потерял шансы на призовые места в общем зачете уже на самом первом этапе. Российский гонщик не успел вовремя восстановиться после болезни, подкосившей его еще на «Джиро». В результате этого он отдал больше четырех с половиной минут в стартовый день испанского гранд-тура.

У Власова были и другие временные потери, но уже не такие значительные. Очевидно, что на данный момент он чувствует себя гораздо лучше и готов бороться за отдельные этапы. В генеральной классификации бывший чемпион России идет на 15-м месте и может рассчитывать максимум на топ-10, но большое отставание дает ему пространство для маневра, Рогличу он не интересен.
Власов уже попадал в первую шестерку на трех этапах. Восьмой и вчерашний 11-ый этапы он вполне мог выиграть, но в одном случае Роглич и Карапас начали финишные разборки до того момента пока Власов успел набрать хорошее преимущество, а во втором пелотон так и не догнал ранний отрыв.

Власов – сильнейший горный гонщик из тех, кто не представляет в общем зачете никакой угрозы Рогличу и Карапасу. Это сильно повышает его шансы на победу на отдельных этапах. Вполне возможно, что долгожданная победа придет именно сегодня, на склонах легендарной Англиру.


Энрик Мас (Movistar Team)

У Movistar Team сразу три гонщика в топ-8, но шансы на призовые места есть только у самого молодого из них – Энрика Маса.

25-летний испанец уверенно лидирует в молодежном зачете, но на родной гранд-тур он приехал не за белой майкой, а за призовым местом общего зачета. После первых этапов казалось, что шанс на итоговый пьедестал действительно очень хороший. Сам Мас смотрелся сильно, а некоторые опасные конкуренты, такие как Власов и Дюмулен, уже потеряли очень много времени.

Да, помимо Роглича и Карапаса рядом были Карти и Мартин, но все думали, что эти двое не сумеют стабильно проехать все горные этапы. Однако в дальнейшем уровень Маса стал немного снижаться, он стал отдавать понемногу время на каждом тяжелом этапе, Мартин и Карти смотрелись на его фоне более выгодно.
После десяти этапов Мас шел на пятом месте и проигрывал Мартину почти полторы минуты, а Карти больше минуты. Казалось, что динамика явно не в пользу испанца, но вчера у него появилась новая надежда. На Фаррапону претенденты на общий зачет поднимались не в самом высоком темпе, но Карти все равно потерял время по отношению к Масу, пусть и всего семь секунд. Сам Мас впервые за несколько дней смотрелся очень сильно.

Сезон 2020-го года получился для Movistar Team неудачным и «Вуэльта» – последний шанс изменить ситуацию. У Маса достаточно крепкая «разделка», если сегодня он привезет немного времени Карти и не отстанет от Мартина, то по-настоящему вернется в борьбу за призовые места.


Ваут Пулс (Bahrain – McLaren)

Опытнейший Ваут Пулс занимает в генеральной классификации только девятое место, но оно не совсем отражает реальный уровень голландца на данный момент.

Как и Власов, Пулс потерял время на самых первых этапах, правда не в таких больших объемах. На первом этапе гонщик проиграл группе фаворитов 1.51, на втором 56 секунд. После этого он едет на уровне, который вполне позволял бы бороться за призовые места общего зачета.

Уже на третьем этапе Пулс занял четвертое место, на тяжелейшей финишной горе восьмого этапа он был шестым. Вчера Пулс выглядел слабее Роглича, Карапаса, Мартина и Маса, но разница была незначительной.

Важный момент, который нужно учитывать перед сегодняшним этапом – Пулс очень любит Англиру. Два раза он штурмовал эту гору в рамках «Вуэльты» и еще ни разу не опускался ниже второго места.
В 2011-м голландец опередил всех кроме Кобо. Ту победу на этапе у Кобо отняли через семь лет, но на первое место Пулса не перевели, у этапа просто нет официального победителя. В 2017-м Пулс занял второе место вслед за Контадором, хотя вез большую часть подъема на колесе своего лидера Криса Фрума, тогда они оба гонялись в Team Sky.

И в 2011-м, и в 2017-м этапы с финишем на Англиру были лучшими для Пулса за все три недели «Вуэльты». Это делает голландца одним из главных фаворитов.


Хью Карти (EF Pro Cycling)


Перед началом «Вуэльты» было не ясно – какой гонщик будет лидером EF Pro Cycling? Шансы Даниэля Мартинеса и Майкла Вудса оценивались выше, чем шансы Хью Карти, но уже первые этапы все расставили на свои места.

Мартинес травмировался и быстро сошел, а Вудс сразу потерял много времени. 26-летний Карти, который до этого ни разу не был на гранд-турах даже в первой десятке, сначала шел в шестерке, а после дождевого этапа с финишем в Формигале ему и вовсе удалось выскочить на второе место.
Последние горные этапы отбросили Карти на четвертую позицию, но он проигрывает Мартину меньше полуминуты и все еще имеет прекрасный шанс побороться за итоговое призовое место. Пару недель назад никто себе такое даже не представить не мог.

Карти может проехать «разделку» лучше Мартина. Его главная цель сегодня – не отпустить вперед Мартина и Маса. Если это удастся сделать, англичанин вполне может выйти на третье место уже через пару дней.


Прогноз

У отрыва сегодня почти нет шансов на победу. Этап разыграют фавориты общего зачета. Власов воспользуется своим большим отставанием в общем зачете и одержит победу. Роглич и Карапас не станут его преследовать.

1) Власов, 2) Роглич, 3) Карапас.
Made on
Tilda