09.05.2025

Розовое безумие: Giro D'Italia 2025

Основная информация об истории, маршруте и правилах
Сегодня в Албании начнется 108-е издание супермногодневки Giro D'Italia. Супермногодневки, на которой не выступят Тадей Погачар, Йонас Винегор и Ремко Эвенепул, но от этого не менее интересной. Супермногодневки, у которой в этом году очень необычный маршрут – набор высоты большой, а горных финишей мало.

В ближайшие три с половиной недели будет проходить первый гранд-тур сезона. Сегодня мы расскажем об истории «Джиро», дадим немного статистики и фактов о нынешней версии гонки.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.
История

Организатором первой «Джиро» выступила легендарная спортивная газета La Gazzetta dello Sport. Один из редакторов газеты Тулло Морганьи поделился своей идеей с владельцем (Эмилио Костаманьей) и редактором велосипедного отдела (Армандо Кунье). Костаманья был воодушевлен успехом «Джиро ди Ломбардия» и «Милан – Сан-Ремо», которые «Гадзетта» к тому времени уже проводила. Об организации многодневки было объявлено на первой полосе газеты седьмого августа 1908-го года, датой ее проведения был заявлен май следующего года.

В дальнейшем Морганьи, Костаманья и Кунье начали искать деньги на саму гонку. Добыть их удалось с помощью общего друга, бухгалтера банка Cassa di Risparmio Примо Боньрани. В поисках спонсоров Боньрани отправился по регионам Италии и через некоторое время ему удалось собрать недостающие деньги. Удивительно, но финансово поддержала гонку даже газета Corriere della Sera, считавшаяся главным конкурентом La Gazzetta dello Sport.

13-го мая 1909-го на старт первого издания «Джиро д'Италия» вышли 127 гонщиков, которые в рамках восьми этапов преодолели 2448 километров. До финиша многодневки добрались только 49 участников, а выиграл ее Луиджи Ганна.

В это трудно поверить, но первые пять лет победитель определялся вовсе не по сумме времени, за которые были преодолены все этапы, а по специальной системе очков. В 1914-м Альфонцо Кальцолари стал первым гонщиком, выигравшим «Джиро» по сумме времени преодоления всех этапов. За два года до этого, в 1912-м, у итальянского гранд-тура не было индивидуального триумфатора, велся подсчет только командного зачета, в котором Atala опередила Peugeot и Gerbi. Не проводилась «Корса Роза» (итал. – «розовая гонка») только в периоды Первой и Второй мировых войн, с 1915-го по 1918-ый и с 1941-го по 1945-ый годы.

В 1925-м году в общем зачете впервые победил Альфредо Бинда, ставший в последствии рекордсменом итальянского гранд-тура. В 1927-м году он выиграл 12 этапов из 15! Долгие годы Бинда удерживал рекорды по количеству побед в общем зачете (5) и по количеству выигранных этапов (41). В 1930-м La Gazzetta dello Sport даже предложила Бинде 23 тысячи лир, чтобы он давал больше шансов своим конкурентам.
Альфредо Бинда
Только через много лет его рекорд по количеству побед в общем зачете повторили Фаусто Коппи и Эдди Меркс, рекорд по выигранным этапам в 2003-м перехватил Марио Чиполлини (42). Все тот же Меркс с годами набрал рекордные 77 дней в Maglia Rosa.

В 1936-м, через три года после последней победы Бинды, «Джиро» первый раз выиграл Джино Бартали – в будущем еще один легендарный гонщик. В общей сложности Бартали становился победителем «Корса Розы» три раза, причем первую и последнюю победу разделяли целых 10 лет.

В 1940-м году многодневку выиграл 20-летний партнер Бартали по команде Legnano Фаусто Коппи. В последствии противоборство Бартали и Коппи стало для «Джиро» знаковым, а Коппи выиграл гонку пять раз. Наверняка они выиграли бы многодневку и большее количество раз, но им не позволила этого сделать Вторая мировая война, из-за которой «Джиро» не проводилась пять лет. Первую и последнюю победу Коппи разделили рекордные 13 лет.
Джино Бартали (слева) и Фаусто Коппи
Первым иностранцем, сумевшим одолеть хозяев гонки и стать победителем общего зачета, в 1950-м году стал швейцарец Хьюго Коблет.

Эдди Меркс одержал свою дебютную победу в генеральной классификации в 1968-м году. Знаменитому итальянцу Феличе Джимонди не повезло попасть в эпоху Меркса. Феличе выиграл «Корса Розу» три раза, а мог выиграть еще раза два-три, если бы не «Каннибал» из Бельгии.

Во второй половине 70-х и в первой половине 80-х на гонке доминировали итальянцы Джузеппе Саронни и Франческо Мозер, а также француз Бернар Ино. Ино был победителем общего зачета трижды, Саронни два раза, а Мозер всего один, зато итальянцы вдвоем выиграли едва ли не 50 этапов и почти 100 дней владели майкой лидера.

В 1988-м американец Энди Хэмпстен стал первым победителем «Джиро», не представляющим европейскую страну. Сейчас это уже обыденное явление. В последние шесть лет общий зачет три раза выиграли гонщики не из Европы.

В 90-х яркий след на «Джиро» оставили пятикратный победитель «Тур де Франс» Мигель Индурайн, легендарный Марко Пантани, его соотечественник Иван Готти, а также россияне Евгений Берзин и Павел Тонков. Индурайн был победителем в 1992-93-м годах, Готти в 1997-м и 1999-м, Пантани выиграл в 1998-м, Берзин в 1994-м, а Тонков в 1996-м.
Марко Пантани (впереди) и Павел Тонков
Уже в начале нового столетия по два раза покоряли общий зачет Паоло Саволделли (2002 и 2005) и Джильберто Симони (2001 и 2003). После них на авансцену вышли прекрасно знакомые современному поколению болельщиков Иван Бассо (2006 и 2010), Альберто Контадор (2008 и 2015), а также Винченцо Нибали (2013 и 2016). Контадор выиграл гонку еще раз, было это в 2011-м, но из-за допингового скандала победа отошла к Микеле Скарпони.

Крис Фрум выиграл итальянский гранд-тур в 2018-м и за счет этого оформил «тройную корону» (Giro D'Italia + Tour de France + Vuelta a Espana). За год до него сильнейшим стал Том Дюмулен.

В 2009-м Денис Меньшов повторил достижение Берзина и Тонкова, став третьим русским гонщиком, победившим на «Корса Роза».

В последние три года итальянский гранд-тур выигрывали Джай Хиндли (2022), Примож Роглич (2023) и Тадей Погачар (2024). Погачар в прошлом году забрал еще шесть этапов и проехал в майке лидера 19 дней. В этом году словенец свой титул защищать не будет.


Статистика

– Альфредо Бинда, Фаусто Коппи и Эдди Меркс побеждали на «Джиро» по пять раз. Джованни Брунеро, Джино Бартали, Фьоренцо Маньи, Феличе Джимонди и Бернар Ино по три раза.

– Представители Италии выигрывали генеральную классификацию 68 раз, у Бельгии семь побед, у Франции – шесть, у Испании – пять.

– Наибольшее количество призовых мест – Феличе Джимонди (9).
Феличе Джимонди
– Самый молодой победитель общего зачета – Фаусто Коппи (в 1940-м победил в возрасте 20 лет и 158 дней). Самый возрастной победитель – Фьоренцо Маньи, в 1955-м ему было 34 года и 180 дней.

– Самый молодой победитель этапа – Олимпио Бицци в 1936-м (19 лет и 299 дней), самый возрастной победитель этапа – Паоло Тиралонго в 2015-м (37 лет и 313 дней).

– Чаще других горный зачет выигрывал Джино Бартали, «горным королем» ему довелось быть целых семь раз.

– Франческо Мозер и Джузеппе Саронни – рекордсмены зачета «лучшего по очкам», у обоих по четыре успеха.

– Чаще других на гонке выступали итальянцы Владимиро Паницца и Доменико Поццовиво (18 стартов). Паницца лидирует по количеству проведенных Giro, на которых он сумел финишировать – 16.

– Максимальный разрыв между первым и вторым место в генеральной классификации был зафиксирован в 1914-м, тогда Альфонцо Кальцолари привез второму призеру почти два часа.

– Минимальный разрыв был в 1948-м, Фьоренцо Маньи выиграл у Эцио Чекки всего 11 секунд. В 1955-м все тот же Маньи опередил Коппи на 13 секунд, а в 1974-м Меркс проехал гонку на 12 секунд лучше Джанбатиста Баронкелли.

– Максимальная протяженность гонки были зафиксирована в 1954-м году - 4337 километров. Минимальная - 2439,6 км в 1912-м.

– Максимальная средняя скорость была достигнута в прошлом (2024-м) году – 41,87 км/ч, минимальная – 23,437 км/ч в 1914-м.

– Максимальное количество стартовавших – 298 в 1928-м, минимальное – 49 в 1920-м.

– Максимальное количество финишировавших – 169 в 2009-м, минимальное – 8 в 1914-м.


Giro D'Italia 2025

108-я «Джиро» пройдет с девятого мая по первое июня. Начнется в албанском городе Дуррес, а завершится в Риме.
За 21 этап пелотон побывает на территории трех стран. Первые три этапа в Албании, потом трансфер в Италию. Ну и в рамках 14-го этапа участники заглянут в Словению.

Вот как выглядит консолидированный профиль всех этапов Giro D'Italia 2025
Структура маршрута

– общая протяженность всех этапов: 3443,4 километра, средняя протяженность этапа 164 км;

– две индивидуальные гонки с раздельным стартом общей протяженностью – 42,3 км;

– общий набор высоты – 52350 метров (по информации RCS). Почти на 8000 метров больше, чем в прошлом году. Средний набор высоты за этап – около 2500 метров.

– семь равнинных этапов;

– пять холмистых этапов и горных этапов;

– три этапа с финишем на категорийном подъеме.


Вот профили ключевых этапов:
Отличительная особенность нынешнего издания – общий набор высоты высокий, но горных финишем мало – всего три. В двух из трех случаев финишные подъемы тоже не будут запредельно сложными. Все ключевые горы на третьей неделе.

Если этого вам будет недостаточно, то вот роудбук со всей подробной информацией.


Призовые майки и система начисления очков

Лидер общего зачета является обладателем розовой майки (Maglia Rosa). Гонщик, находящийся на первой позиции в классификации по очкам, получает цикламеновую майку (Maglia Ciclamino). «Горному королю» предстоит щеголять в Maglia Azzurra (голубая майка), а лучшему молодому в Maglia Bianca (белая майка).
Maglia Rosa Giro 2025
Победитель общего зачета и его текущий лидер определяется по сумме времени на всех этапах, но по ходу гонки можно получать еще и бонусные секунды, они предусмотрены на всех групповых этапах. За победу на этапе списывают 10 секунд от общего времени, за второе место шесть, за третье – четыре. Бонусные секунды можно заработать и на промежуточных финишах, которые в этом году спонсирует Red Bull. Таких промежутков будет по одному на каждом этапе. На финише Red Bull можно получить шесть секунд за первое место, четыре за второе и три за третье.

Не так давно систему зачисления баллов в «очковую» классификацию изменили так, чтобы ее почти наверняка выигрывали спринтеры. За победу на преимущественно равнинных этапах (этапы категории А и Б) можно получить аж 50 очков (первое место – 50, второе – 35, третье – 25, ... 15 – 1 очко). На этапах средней сложности (категория С) победа стоит 25 очков, а всего очки получают 10 первых на финише. Победителям самых сложных этапов (категория Д и E) достается всего 15 очков. Также очки можно заработать на промежуточных спринтерских премиях (по две на каждом этапе) – 12 очков за первое место и одно за пятое.

В горном зачете есть так называемый подъем Cima Coppi («Чима Коппи» – самая высокая точка маршрута Giro), за первое место на котором начисляется сразу 50 очков. В этом году «Чимой Коппи» станет легендарный Колле делле Финестре (2178 метров), на который участники поднимутся на 20-м этапе.
Колле делле Финестре
Подъемы первой категории максимально дают 40 очков (таких подъемов в маршруте этого этого года 11), первое место на подъеме второй категории оценивается в 18 очков (всего 13 подъемов), за третью категорию можно получить девять очков (14 подъемов), а вот восхождения четвертой категории стоят всего три очка за первое место (15 подъемов). Всего в маршруте 108-ой «Корса Розы» будет 54 официальных подъемов различной степени сложности.

В молодежный зачет входят все гонщики, родившиеся после после 31-го декабря 1999-го года, то есть 2000-го года рождения или младше. Всего на этой «Джиро» таких участников будет 46.


Немного статистики 2025-го года

В этом году на «Корса Розе» стартуют 184 гонщика из 29 стран. Больше всего итальянцев – 48. На втором месте неожиданно представители Нидерландов – 17, далее тоже довольно сюрпризно – 14 австралийцев.

Самый молодой участник нынешней «Корса Розы» – француз Поль Манье из Soudal – Quick Step, он родился 14-го апреля 2004-го года. Самый возрастной – Якоб Фульсанг из Israel – Premier Tech, дата его рождения: 22.03.1985. Между Манье и Фульсангом разница в 19 лет.

Самая молодая команда: Arkea – B&B Hotels (средний возраст – 25 лет, 4 месяца и 9 дней), самая возрастная: Israel – Premier Tech (32 года, 1 месяц и 15 дней).

Чаще других из участников 2025-го года на «Джиро» стартовал Диего Улисси. Завтра гонщик XDS Astana Team начнет свой 12-ый итальянский гранд-тур.

В гонке не примет участие ни один гонщик из России. Зато стартует один гонщик из Казахстана: Антон Кузьмин (XDS Astana Team).


Это, пожалуй, вся необходимая информация о гонке. Завтра опубликуем превью с гонщиками, которые поведут борьбу за общий зачет.

Let the show begin!
Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda