22.10.2020

Главный день гонки: Превью восемнадцатого этапа «Джиро д'Италия»

Вся информация о важнейшем горном этапе итальянского гранд-тура
В разгаре третья неделя «Корса Розы», а дебютант трехнедельных гонок Жоау Альмейда уже 15 дней владеет розовой майкой. Этапов, на которых можно перехватить у него лидерство, осталось совсем немного. Сегодня у Вилко Келдермана и других конкурентов португальца будет самый хороший шанс. Участники преодолеют 207 километров по горному рельефу и по ходу событий поднимутся на легендарный перевал Пассо делло Стельвио.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий
по ссылке.
История

Главный участок сегодняшнего этапа – Пассо делло Стельвио, поэтому на этом перевале мы остановимся подробнее.

Пассо делло Стельвио – самый высокий асфальтированный перевал восточных Альп. Всегда, когда эта гора входила в маршрут «Джиро», она становилась Cima Coppi – самой высокой горой гонки.
Пассо делло Стельвио
Стельвио находится на границе провинций Южный Тироль (регион Трентино-Альто-Аджидже) и провинции Сондрио (регион Ломбардия), граница с Швейцарией находится всего в 200 метрах.

Пассо делло Стельвио объединяет долину Вальтеллину с долиной Фингшау и городом Мерано. Подняться наверх можно со стороны Прато (северо-восточная сторона) и со стороны Бормио (юго-западная сторона). Со стороны Прато восхождение на вершину занимает 24,7 км (средний градиент – 7,5%), а со стороны Бормио – 21,5 км (градиент – 7,1%). На сегодняшнем этапе участники «Джиро» поднимутся наверх со стороны Прато.

Стельвио известен своими знаменитыми крутыми поворотами, всего их 75, из них 48 находятся на северо-восточной стороне.

В маршруте «Джиро» Стельвио впервые появилось в 1953-м году, восхождение стало частью 20-го этапа. Первым покорителем перевала в гонке оказался знаменитый Фаусто Коппи, который выиграл тот этап с финишем в Бормио. Эта победа оказалась для Коппи очень важной, за счет Стельвио он опередил в общем зачете швейцарца Хуго Коблета и удержал лидерство до завершения многодневки.
Фаусто Коппи на Стельвио
В дальнейшем Стельвио появлялся в маршруте «Джиро» еще 11 раз. Впервые финиш этапа на вершине перевала состоялся в 1965-м, победил Грациано Баттистини. В 70-х этапы на вершине Стельвио дважды выигрывали испанцы – Хосе Мануэль Фуэнтес (1972-ой) и Франсиско Гальдос (1975-ый).

В четвертый и последний раз финиш этапа на Стельвио провели спустя 37 лет, в 2012-м. Первым до вершины доехал бельгиец Томас де Хендт, который за счет этого сумел сенсационно занять третье место в генеральной классификации.

Последний раз в рамках «Джиро» Стельвио штурмовали на 16-м этапе 2017-го года. Первым до вершины добрался Микель Ланда, но на спуске к Бормио его догнал Винченцо Нибали, который и выиграл этап, забрав у баска спринт. Это был тот самый день, когда Том Дюмулен остановился у подножья горы на туалетную паузу.


Маршрут

Пинцоло – Озеро Канкано (207 км)


Этап начнется в горнолыжном курорте Пинцоло (провинция Тренто, область Трентино-Альто-Адидже). Финишной локацией значится озеро Канкано, которое расположено рядом с еще более известным горнолыжным курортом Бормио (провинция Сондрио, область Ломбардия).

В Пинцоло этапы «Джиро» начинались три раза. Последний раз это было в 2015-м году. Тогда в рамках тяжелейшего 16-го этапа гонщики преодолели другой культовый подъем Пассо ди Мортироло и финишировали в Априке. Победителем дня стал Микель Ланда.

У озера Канкано этапы «Корса» Розы никогда не заканчивались.
Сразу после официального старта дорога пойдет в гору. Участники поедут на северо-восток и столкнутся с перевалом второй категории Кампо Карло Маньо (13,8 км; 6,3%). Ближе к вершине этого подъема есть затяжной пологий участок, но у самой макушки градиент наоборот увеличивается до 10-12%.

Основная часть спуска с Кампо Карло Маньо займет 15 километров, но дорога продолжит идти под гору вплоть до 44-го километра. После этого начнется пологий подъем, потом относительная равнина, которую заменит основная часть восхождения на крутую гору первой категории Пассо Кастрин (8,8 км; 9,1 %).

Подъем удивительно стабильный, никаких выполаживаний или сверхкрутых участков. Хочешь подняться наверх? Крути с градиентом 9%.
Спуск с Пассо Кастрин будет двухступенчатым и займет почти 25 километров. На последней трети «даунхилла» есть достаточно заметный отрезок пологого подъема.

Спуск завершится на 91-м километре, после него наступит время пологого подъема, преимущественно с минимальными градиентами. Продолжаться это должно до 145-километра, на котором разыграют первую промежуточную спринтерскую премию и начнут штурм Пассо делло Стельвио.

Вы уже знаете, что со стороны Прато восхождением занимает 24,7 км и имеет градиент 7,5%. Первые десятки километров простые, следующие 14 до самой вершины со средним градиентом за восемь с половиной процентов, совсем крутых кусков на подъеме нет.

На вершине гонщики окажутся на высоте 2758 метров. Это «Чима Коппи» – другого и быть не могло.
От вершины Стельвио до финиша еще 37 с половиной километров. Примерно 20 из них займет спуск. В техническом плане не самый сложный.

После спуска относительно небольшой отрезок равнины, розыгрыш второй спринтерской премии, на сей раз с бонификацией, и заключительное восхождение дня.

Торри ди Фриеле – всего 8,7 км с градиентом 6,8%. Есть короткий пологий кусок на первой половине подъема, вскоре после него будет и небольшой кусок с градиентом 11%. Торри ди Фриеле авансом дали первую категорию сложности, хотя по меркам «Джиро» он с трудом тянет на вторую.

Впрочем, надо понимать, что подниматься на Торри ди Фриеле надо после 200 километров гонки, в которые уместился даже Пассо делло Стельвио.
До вершины доберутся за 1,9 километра до финиша. После подъема равнинный отрезок до самого конца. Последний поворот влево всего за 150 метров до заветной финишной линии.


Погода

Еще до старта гонки ходили многочисленные слухи, что маршрут сегодняшнего этапа придется менять из-за снега на Стельвио, но все закончилось хэппи-эндом. Погода в последние дни улучшилась и снег больше не идет, хотя все равно холодно. На вершине Стельвио ожидается три градуса тепла. В долинах между подъемами – 11-12 градусов. На финише – пять градусов.

Вероятность дождя во время этапа – не более 15%. Весь день ветер будет дуть с юго-запада, в редких местах с юго-востока. Это значит, что сначала ветер должен дуть в спину, потом сбоку, а во время подъема на Стельвио уже в лицо. Ветер правда несильный, всего четыре метра в секунду.


Главные герои

Жоау Альмейда (Deceuninck – Quick Step)


В это трудно поверить, но 22-летний новичок гранд-туров Жоау Альмейда удерживает розовую майку лидера уже 15 дней. Изначально лидером Deceuninck – Quick Step на «Джиро» должен был быть Ремко Эвенепул, но его травма изменила планы бельгийской команды.

До старта казалось, что итальянец Фаусто Маснада поборется за высокое место в общем зачете, но к третьей неделе он тоже стал «грегари». Жоау Альмейда, который оказался в мировом туре только в этом году, прекрасно себя проявил за время гонки. Возможно, он не сильнейший «горняк» среди претендентов на общий зачет, но он точно самый универсальный гонщик.
За две с половиной недели молодой португалец показал, что может отлично ехать «разделки», у него есть приличная спринтерская скорость, мощное ускорение на коротких холмах, да и в высоких горах отцепить его очень сложно. На тяжелейшем 15-м этапе с финишем в Пьянкавалло Альмейда отстал только от троих – Геогана Харта, Хиндли и Келдермана.

Перед сегодняшним днем Келдерман проигрывает Альмейде всего 17 секунд. Фаворитом считают голландца, но если гонщик Deceuninck – Quick Step выстоит, то сумеет переписать историю велоспорта. Последний раз гонщик выигрывал дебютный гранд-тур в своей карьере 42 года назад. Тогда это был 23-летний Бернар Ино на «Вуэльте», сейчас это может быть 22-летний Жоау Альмейда.

У Альмейды сильная команда. Фаусто Маснада и Джеймс Нокс будут держаться с португальцем до самых тяжелых участков Стельвио, но посадить его на колесо Келдерману они не могут. На самых тяжелых участках этапа все будет зависеть от самого Жоау.


Вилко Келдерман (Team Sunweb)

29-летний Вилко Келдерман был в числе возможных претендентов на призовые места. Но никто не считал его серьезным претендентом на победу. Сразу семерых гонщиков оценивали выше голландца перед началом «Корса Розы» – Герэйнта Томаса, Саймона Йейтса, Стевена Крейсвейка, Якоба Фульсанга, Винченцо Нибали, Александра Власова и Рафала Майку.

Где сейчас все эти гонщики? Некоторые давно сошли, а некоторые проигрывают Келдерману несколько минут.
Молодой Келдерман считался одним из самых больших талантов своего поколения. Он укрепился в статусе будущего победителя гранд-туров в 2014-м году, когда в возрасте 23–х лет занял седьмое место на «Джиро». Тогда казалось, что призовые места будут очень скоро, но за следующие шесть лет Келдерман всего один раз сумел подняться на трехнедельных гонках выше седьмого места.

На «Вуэльте» 2017-го года голландец претендовал на пьедестал, однако на последнем горном этапе его обошел Ильнур Закарин. В итоге получилось обидное четвертое место.

Нынешняя «Джиро» – последняя для Келдермана в составе Team Sunweb. Команда не была заинтересована в продолжении сотрудничества, и Келдерман уже давно подписал контракт с Bora – Hansgrohe.

Сумеет ли голландец громко хлопнуть дверью? При поддержке Джая Хиндли, Криса Хэмилтона и других партнеров по команде это вполне возможно. Важно, чтобы Келдерман был сегодня так же хорош, как был в прошлое воскресенье на Пьянкавалло.

Келдерману нужно отыграть у Альмейды совсем немного, но пассивничать и ждать последнего подъема не стоит, он не такой сложный. Нужно напрягать португальца на второй половине восхождения на Стельвио, иначе сбросить лидера вряд ли получится.


Джай Хиндли (Team Sunweb)

24-летний австралиец Джай Хиндли – еще одна сенсация «Джиро». Последние годы Джай ходил в числе подающих большие надежды, но все считали, что он слабее главных молодых звезд шоссейного велоспорта.

В прошлом году Хиндли занял второе место в общем зачете «Тур Польши», но эта гонка стоит на несколько ступеней ниже гранд-туров, да и высоких гор на ней нет.

Хиндли был в тени в начале «Джиро» и достаточно слабо выступил на третьем этапе, когда финишировали на Этне. На этот результат не обратили внимание, потому что никто не знал, что будет дальше. На последующих этапах Хиндли уже не терял время и всегда финишировал с другими «генеральщиками». Так продолжалось до 15-го этапа, когда вдруг выяснилось, что он, возможно, лучший «горняк» этой «Корса Розы».
Именно благодаря усилиям австралийца удалось отцепить Альмейду. Произошло это в средней части восхождения на Пьянкавалло. Хиндли дотащил Келдермана и Тео Геогана Харта практически до самой вершины и проиграл победителю всего четыре секунды. За счет этого результата он вышел на третье место в общем зачете.

Несмотря на текущее призовое место, шансов закончить гонку в топ-3 у Хиндли не так много. Главное для Team Sunweb – победа Келдермана, а возможный пьедестал Хиндли – второстепенная задача, которой можно пожертвовать. Хиндли должен помогать Келдерману, а о себе думать в последнюю очередь. Альмейде Хиндли проигрывает почти три минуты, а всего в секунде позади него идет очень сильный Тео Геоган Харт, который еще должен быть лучше Хиндли в последней «разделке».

Как бы там не было, без Хиндли Team Sunweb не выиграть эту «Джиро». Австралиец нужен Келдерману на Стельвио и последнем подъеме к финишу.


Тео Геоган Харт (INEOS Grenadiers)

Наконец-таки Тео Геоган Харт делает то, что от него ждали еще в прошлом сезоне. Именно 25-летнего англичанина считали заменой стареющим Фруму и Томасу, но в прошлом году он разочаровал поклонников команды на «Джиро» и «Вуэльте».

Нынешнюю гонку Геоган Харт начинал в качестве «грегари» Герэйнта Томаса. Первая неделя получилась неудачной не только для INEOS Grenadiers, но и самого Тео. Томас травмировался на третьем этапе, а его молодой соотечестнник в этот же день проиграл сильнейшим «генеральщикам» больше полутора минут.

Казалось, что у INEOS Grenadiers и Геогана Харта ничего не получилось, но в дальнейшем дела пошли в гору не только у команды, но и у молодого гонщика. Команда начала выигрывать этап за этапом, а Геоган Харт чувствовал себя все лучше и лучше. Все это привело к тому, что он выиграл 15-ый этап и сразу прорвался на четвертое место в общем зачете.
Альмейде англичанин проигрывает почти три минуты. Опередить лидера или Келдермана он может только в случае серьезного кризиса обоих на Пассо делло Стельвио, а такой сценарий маловероятен.

Гораздо более реальная задача – третье место. Хиндли выигрывает всего секунду, а ему еще нужно помогать Келдерману, да и в «разделке» гонщик INEOS Grenadiers должен быть сильнее.

Тео Геоган Харт – главный фаворит сегодняшнего этапа.


Винченцо Нибали (Trek – Segafredo)

Старая гвардия на этой «Джиро» выступает неудачно. Томас и Крейсвейк по разным причинам сошли, а Фульсанг отброшен на 12-е место. Поццовиво хорошо начал гонку, но слабо смотрелся на Пьянкавалло и вряд ли поднимется в призовую тройку.

Сейчас три гонщика в топ-4 – велосипедисты не старше 25 лет, которые входят в молодежный зачет, а в первой пятерке нет ни одного гонщика старше 30 лет.

Единственным ветераном, у которого все еще есть какие-то шансы на призовое место, остается знаменитый Винченцо Нибали. Сейчас он идет на седьмом месте и проигрывает Альмейде 3.31. Однако его отставание от Хиндли и Геогана Харта совсем незначительное, всего 32-33 секунды.

Проблема заключается в том, что Хиндли и Геоган Харт смотрятся очень сильно, а вот Нибали в горах пока не феерит. На 15-м этапе итальянец пытался зацепиться за группу сильнейших, но примерно за восемь километров до финиша стал от нее стремительно отставать. В итоге лидер Trek – Segafredo проиграл больше полутора минут.

Гонка не складывается не только у самого Нибали, но и у его команды. По разным причинам «Джиро» уже покинули Джулио Чикконе, Джанлука Брамбилла и Питер Веенинг – те гонщики, от которых ждали максимальной эффективности в высоких горах.
Кажется, что у легендарного итальянца почти нет шансов, но если кто-то и умеет вытаскивать себя из тяжелого положения, так это Нибали. Вспомните хотя бы «Джиро» 2016-го года, когда он пролетал мимо пьедестала, но в итоге стал победителем.

Да, тогда Нибали немного повезло, сам он был на четыре года младше, да и работала на него очень сильная «Астана», но это не значит, что у нынешнего Нибали нет шансов. Сегодняшний этап подходит под его гоночные характеристики.

Шансы остальных гонщиков на победу или призовые места общего зачета заметно ниже.


Прогноз

За счет усилий Team Sunweb и INEOS Grenadiers должны догнать отрыв дня. Победу разыграют претенденты на общий зачет.

Предположим, что Альмейду не получится сбросить на Стельвио или он сумеет вернуться к соперникам на спуске перед последним подъемом.

Призовая тройка этапа – 1) Геоган Харт, 2) Хиндли, 3) Нибали. Альмейда сохранит розовую майку.
Made on
Tilda