В велоспорте можно побеждать без сильной команды, как это сделал Тадей Погачар на «Тур де Франс», но это редкость. Обычно для первого места или просто высокого результата нужны сильные помощники, которые от ветра прикроют, свой велосипед в форс-мажорной ситуации отдадут, станут догонять отрыв ради финиша лидера команды, ну или просто будут нейтрализовать атаки соперников.
Таких гонщиков в велоспорте называют «грегари». Они часто остаются в тени, но зачастую их вклад в итоговый результат становиться решающим, от них иногда зависит даже больше, чем от звездных лидеров.
Сегодня мы будем петь заслуженные дифирамбы сильнейшим «грегари» мирового пелотона. У нас рейтинг лучших помощников 2020-го года.
Топ-15
Начнем с тех, кто не попал в первую десятку лучших «грегари» сезона по нашей версии, но все-таки заслуживает отдельного упоминания.
В первую очередь это Пейо Бильбао и Дамиано Карузо из Bahrain – McLaren, которые на «Тур де Франс» помогали Микелю Ланде.
Именно Bahrain – McLaren была самой активной командой, которая пыталась развалить пелотон на последних горных этапах «Большой Петли».
Усилия Бильбао и Карузо не помогли Ланде закончить французский гранд-тур в первой тройке, но представители арабской команды оживили ситуацию в гонке. Карузо не только на Ланду сработал, но и сам сумел зацепить за десятое место в общем зачете.
Дамиано Карузо подвозит Ланду
Очередной достойный сезон провел разгоняющий Паскаля Акерманна из Bora – Hansgrohe Рудигер Зелиг. Впрочем, в этом году, на наш взгляд, усилий Зелиг для топ-10 все-таки не хватило.
Всю команду Bora – Hansgrohe можно похваливать за работу на Петера Сагана на «Тур де Франс», результатов она правда не дала. Если выделять кого-то одного, то мы выбираем Даниэля Осса.
Хороший сезон в рядах Movistar Team провел Карлос Верона, который был полезен для Энрика Маса и на «Туре», и на «Вуэльте», но до места в топ-10 испанец все-таки не дотянул.
Ну и напоследок отметим сильный спринтерский поезд Trek – Segafredo, в который на разных гонках входили Мадс Педерсен, Эдвард Тейнс, Яспер Стейвен и Алекс Кирш.
В конце сезона стало очевидно, что разгонять нужно Педерсена, но по ходу событий роль «грегари» исполнял даже сам экс-чемпион мира из Дании.
Топ-10
10. Тони Мартин и Роберт Хесинк (Германия и Голландия, Team Jumbo – Visma)
Все помнят, как эффективно Team Jumbo – Visma помогала Приможу Рогличу на «Тур де Франс» и «Вуэльте», поэтому в нашей подборке будет много гонщиков этой команды. Десятое место в рейтинге разделили опытные ветераны Тони Мартин и Роберт Хесинк.
Мартин проехал с Рогличем «Тур», на котором проделал огромный объем работы. Четырехкратный чемпион мира в «разделке» провел на первой позиции в пелотоне очень много времени, пожалуй, даже больше, чем любой другой гонщик Team Jumbo – Visma. На немца основная нагрузка ложилась в основном на равнине и подъемах второй-третьей категории.
После «Тура» Мартин стартовал на «Джиро», но сошел с гонки вместе со всей своей командой из-за напряженной ситуации с COVID-19.
Тони Мартин на первой позиции. Позади него Роберт Хесинк
Хесинк проехал с Рогличем и «Тур», и «Вуэльту», на которых был одним из ключевых звеньев на подъемах. Обычно голландец включался на первой позиции в поезде Team Jumbo – Visma после Тони Мартина или Пауля Мартенса, но перед основными горовосходителями, таким как Сепп Кусс, Йонас Вингегаард и, как ни странно, Ваут ван Арт.
34-летний Хесинк проехал полностью два гранд-тура, один из них Роглич в итоге благополучно выиграл.
9. Тим Деклерк (Бельгия, Deceuninck – Quick Step)
Высокорослый бельгиец Тим Деклерк перешел в Deceuninck – Quick Step четыре года назад и сразу же стал одним из лучших «грегари» в мире.
Деклерк выполняет огромный объем работы на равнине, причем на совершенно разных гонках – многодневки, однодневки. Он полезен везде, если рельеф для него подходящий.
В минувшем сезоне Деклерк проехал за Deceuninck – Quick Step «Тур де Франс» и некоторые северные классики и вновь держал очень высокий уровень.
Часть «Большой Петли» на первой позиции проехал Тони Мартин, а часть Тим Деклерк. В какой-то момент он помогал оборонять желтую майку Жулиана Алафилиппа, а в какой-то догонял отрывы, чтобы свести гонку к спринтерскому финишу с участием Сэма Беннетта.
В самом конце сезона у Деклерка появился индивидуальный шанс на высокое место и он сумел занять второе место на классической однодневке Driedaagse Brugge-De Panne.
Место Деклерка в топ-10 не вызывает никаких вопросов.
8. Якопо Гварньери (Италия, Groupama – FDJ)
Минувший сезон стал лучшим в карьере спринтера Groupama – FDJ Арно Демара. Это заслуга не только самого француза, но и его разгоняющих.
Большое значение для Демара имеет его последний развозящий Якопо Гварньери. У Демара и Гварньери отличные взаимоотношения и спринтер неоднократно хвалил своего разгоняющего публично и восхищался его работой.
В спринте очень важно, чтобы лидер доверял своему помощнику на 100%, у Демара и Гварньери этого не отнять. Их взаимодействия доведены до автоматизма и очень редко дают осечку.
В свое время Гварньери выступал в Team Katusha и работал на Александра Кристоффа, тогда его тоже относили к лучшим спринтерским разгоняющим в пелотоне.
Гварньери держит высочайший уровень уже долгие годы. Четыре победы Демара на этапах «Джиро» и Maglia Ciclamino, а также первое место на «Милан – Турин» – во многом заслуга Гварньери.
7. Домен Новак (Словения, Bahrain – McLaren)
Наличие Гварньери или Мартина в этом списке можно было предсказать даже до начала сезона, а вот появление в нем словенца Домена Новака никто в нашей редакции в начале 2020-го года точно не ожидал.
Этот сезон Новака большую часть года ничем не отличался от предыдущих. Скромный словенский горовосходитель Bahrain – McLaren был совершенно незаметен. Все поменялось в конце второй недели «Джиро д'Италия».
Пейо Бильбао в общем зачете итальянского гранд-тура занял очень высокое пятое место. Огромный вклад в этот результат внес Новак.
Словенец ехал с Бильбао большую часть последней горы на 15-м этапе и привез его в группу ближайших преследователей лидеров. На 18-м этапе Новак так же подтащил лидера своей команды на Пассо делло Стельвио. В результате усилий своего «грегари», Бильбао занял на 18-м этапе третье место и совершил прорыв в генеральной классификации.
Следующий сезон Новак тоже проведет в Bahrain – McLaren. Посмотрим, сумеет ли 25-летний гонщик удивить нас еще раз.
6. Крис Хэмилтон и Нико Денц (Австралия и Германия, Team Sunweb)
Да, Team Sunweb проиграла «Джиро д'Италия» Тео Геогану Харту в напряженной борьбе, но два гонщика этой немецко-голландской команды попали в итоговую первую тройку. Такого перед стартом не мог ожидать никто.
Главное, что сильно смотрелись не только Джай Хиндли и Вилко Келдерман, но абсолютно все гонщики Team Sunweb, за исключением разве что Сэма Оомена. Майкл Мэттьюз сошел с гонки из-за неоднозначного положительного теста на коронавирус, а все остальные гонщики доехали до финиша в Милане.
Особенно похвалить стоит немца Нико Денца и австралийца Криса Хэмилтона. Денц пахал на равнине и подъемах попроще, а Хэмилтон тащил команду в высоких горах. Денц провел большего всего времени на первой позиции в пелотоне, если учитывать гонщиков Team Sunweb. После мощных смен Хэмилтона основная группы развалилась на 15-м и 18-м этапах.
Крис Хэмилтон
Пару лет назад Том Дюмулен уже приносил Team Sunweb призовые места на гранд-турах, но тогда он был героем-одиночкой, сейчас же мощно выглядит вся команда.
Хэмилтон и Денц проявили себя блестяще. Победой в общем зачете это не закончилось, но они сделали все, что могли. В следующем сезоне они продолжат гоняться в Team Sunweb.
5. Ильо Кейссе (Бельгия, Deceuninck – Quick Step)
Deceuninck – Quick Step на «Джиро д'Италия» не довезла до финиша Жоау Альмейду в первой тройке общего зачета, но оборона розовой майки бельгийской командой стала одним из самых ярких эпизодов сезона.
Альмейда лидировал в общем зачете 15 этапов и «грегари» отлично помогали ему отбиваться. Можно отметить всех гонщиков Deceuninck – Quick Step на итальянском гранд-туре, но мы все-таки выделим одного.
Больших всех работал бельгийский ветеран Ильо Кейссе, который проехал на первой позиции в пелотоне едва ли не тысячи километров. Кейссе был самым опытным гонщиком команды и не только тащил на себе пелотон на равнине, но и, по сути дела, исполнял роль спортивного директора, руководившего действиями более юных партнеров по Deceuninck – Quick Step.
Титулованный трековик Кейссе долгие годы считался одним из лучших «грегари» на классических брусчатых однодневках, в прошедшем сезоне он неожиданно раскрылся с новой стороны и показал свою полезность на многодневках.
В следующем году 38-летний Кейссе продолжит гоняться в Deceuninck – Quick Step. Для него это будет уже 12-ый сезон в одной и той же команде.
На одну позицию выше расположился партнер Кейссе по Deceuninck – Quick Step, который входит в число сильнейших «грегари» уже не один год.
Михаэль Меркев активно поучаствовал в победе Сэма Беннетта в спринтерском зачете на «Тур де Франс». 35-летний датчанин не только великолепно исполнял роль последнего разгоняющего на основном финише, он отбирал очки у Петера Сагана на промежуточных спринтерских премиях, причем делал это регулярно.
Меркев уже давно зарекомендовал себя в качестве одного из лучших спринтерских разгоняющих. На сегодняшний день его и вовсе можно назвать лучшим. Более возрастной Ариэль Максимилиано Ричезе ушел из Deceuninck – Quick Step и сдал позиции, поэтому номер один в развозе в сейчас именно Меркев.
После «Тур де Франс» Меркев стартовал вместе с Беннеттом на «Вуэльте». В Испании датчанин и ирландец действовали чуть менее слаженно, но выступление на «Туре» гарантирует Меркеву высокое место в рейтинге.
В следующем году Меркев тоже проведет в Deceuninck – Quick Step.
3. Ваут ван Арт (Бельгия, Team Jumbo – Visma)
Ваут ван Арт – единственный гонщик, который не только попал в список лучших гонщиков сезона по собственным результатам, но и в список лучших «грегари».
В этом году 26-летний бельгиец удивил всех. Речь даже не об однодневных классиках, на них его потенциал был давно понятен. Удивил ван Арт своей способностью отлично ехать в высоких горах. Гонщик, который весит почти 80 килограмов, стал одним из лучших «грегари» в горах. В это даже трудно поверить.
В последние десятилетия мы не видели гонщиков, который столь убедительно смотрелись на марафонских перевалах, имея при этом такую большую массу. Со временем Мигеля Индурайна такого не было.
Особенно убедительно ван Арт стал выглядеть ближе к концу «Большой Петли». Он тащил основную группу и Приможа Роглича, когда в отвале уже были Ригоберто Уран, Адам Йейтс, Алехандро Вальверде и т.д.
Не стоит забывать, что перед «Туром» ван Арт почти так же здорово проявил себя на «Критериум Дофине», на которой он тоже поддерживал Роглича.
В следующем году ван Арт хочет проявить себя на недельных многодневках, но на «Тур де Франс» мы должны снова увидеть его на первых позициях в пелотоне.
1-2. Роан Деннис (Австралия, INEOS Grenadiers)
Если бы нам кто-то сказал, что Роан Деннис будет претендовать на первое место в рейтинге лучших «грегари», мы бы не поверили.
Дело не в том, что Деннис не мог быть лучшим из-за скромных гоночных возможностей, дело в том, что до нынешнего сезона 30-летний австралиец ни на кого никогда толком не работал. До перехода в INEOS Grenadiers Деннис достаточно долго гонялся в BMC Racing Team, а потом один сезон провел в Bahrain – McLaren, из которой ушел со скандалом.
Минувший сезон получался для Денниса непростым. За весь год он так и не одержал ни одной победы, а на чемпионате мира в гонке с раздельным стартом не сумел попасть даже в призовую тройку.
Казалось, что 2020-ый год станет для Денниса провальным, но все в мгновение ока изменилось на третьей неделе «Джиро д'Италия». Тео Геоган Харт выиграл итальянский гранд-тур в общем зачете, но это победа была бы невозможна без невероятной поддержки Денниса.
Австралиец проехал два решающих горных этапа так, как никогда ранее в своей карьере. На 18-м этапе во время восхождения на Стельвио именно Деннис сумел увезти Геогана Харта от Келдермана и обеспечить большой перевес перед финишным подъемом. На 20-м этапе Деннис был еще сильнее, он снова отцепил Келдермана и создал для Геогана Харта очень комфортную позицию перед завершающей «разделкой».
Деннис стал одним из героев сезона, даже несмотря на то, что никаких индивидуальных успехов в 2020-м году у него нет. В следующем году Деннис продолжит выступать в INEOS Grenadiers.
1-2. Сепп Кусс (США, Team Jumbo – Visma)
Роан Деннис отметился ярким всплеском на третьей неделе «Джиро», принесшей INEOS Grenadiers победу в общем зачете, а более молодой американец Сепп Кусс отличился очень стабильным выступлением на «Тур де Франс» и «Вуэльте».
Сепп Кусс ворвался в когорту лучших оруженосцев в прошлом году на «Вуэльте», в 2020-м он заметно прибавил и стал, пожалуй, сильнейшим в мире горным «грегари».
Еще до «Тура» Кусс отлично сработал на Роглича во время «Критериум Дофине». На этой многодневке он даже выиграл этап после схода лидера Team Jumbo – Visma. После этого последовали очень стабильные и надежные выступления на горных этапах «Тура» и «Вуэльты». Особенно хорош американец был на второй половине французского гранд-тура и в Испании в день штурма Альто де л'Англиру.
На Англиру Рогличу было очень тяжело. Вполне возможно, что на этой горе словенец проиграл бы гораздо больше, если бы не поддержка верного оруженосца, чувствовавшего себя в тот день явно лучше лидера.
Контракт Кусса с Team Jumbo – Visma действует еще один сезон. У него появляется все больше амбиций. Американец хочет попробовать побороться за общий зачет «Вуэльты». Голландской команде следует дать Куссу шанс, иначе его переманит какая-нибудь более богатая команда, которая предложить новый контракт на улучшенных финансовых условиях.
Почему Деннис и Кусс делят первое место?
Два этапа Денниса на «Джиро», которые позволили Геогану Харту победить в общем зачете, или более стабильное выступление Кусса практически на всех горных этапах «Тура» и «Вуэльты»?
Сделать выбор в данной ситуации очень трудно. Каждый может решить для себя сам и будет прав по-своему. Мы решили поставить между Деннисом и Куссом знак равенства.
Выбрать лучшего гонщика сезона было гораздо проще.