14.10.2020

Колумбийские проблемы

Рассказываем, почему у колумбийцев мало шансов выиграть «Тур де Франс» еще раз в ближайшие годы
В последние годы в мировой тур ворвалось большое количество гонщиков из Колумбии. Почти все они специализируются на горном рельефе и претендуют на высокие места на многодневках. За несколько сезонов колумбийцы покорили «Джиро», «Вуэльту», а потом и «Тур». Казалось, в ближайшие десятилетия гонщики из Южной Америки будут продолжать выигрывать самые престижные многодневки, однако предыдущие сезоны вскрыли не только их достоинства.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий
по ссылке.
История

Для начала очень коротко об истории. В большом велоспорте колумбийцы громко заявили о себе в 80-ые годы. Лидерами тогда были Луис «Лучо» Эррера, Фабио Парра и Франсиско Родригес. Эррера, который был самым успешным, даже выиграл общий зачет «Вуэльты», не говоря уже о других весомых достижения – победы в горном зачете всех трех гранд-туров, многочисленные победы на этапах и т.д.
Лучо Эррера
В 90-х колумбийцы ушли в тень, хотя отдельные хорошие результаты у них все-таки были. Сами колумбийцы связывают этот откат с допингом. В Европе появился ЭПО, да и другие запрещенные препараты, латиноамериканцы их не использовали.

На рубеже веков громко заявил о себе Сантьяго Ботеро, который не только становился «горным королем» «Тур де Франс» и побеждал на этапах, но даже умудрился стать чемпионом мира в «разделке». Ботеро был силен, но другие гонщики из Колумбии до его уровне не дотягивали.

Ярко сверкнул, но быстро угас Маурисио Солер, ставший победителем горного зачета «Тур де Франс» в 2007-м года. Через несколько лет на его карьере поставило крест страшное падение на «Туре Швейцарии», которое едва не стоило ему жизни.

Вторая волна колумбийского велоспорта нахлынула в Европу в начале минувшего десятилетия. Первопроходцем был Ригоберто Уран, подписавший профессиональный контракт с итальянской командой в 2006-м году, когда ему было всего 18 лет.

Вслед за Ураном последовали Карлос Бетанкур, Найро Кинтана, Эстебан Чавес, Серхио Энао, Фабио Дуарте, Харлинсон Пантана, а позже Мигель Анхель Лопес, Даниэль Мартинес, Эган Берналь и др.

Кинтана выиграл «Джиро» и «Вуэльту», а также три раза становился призером «Тура». Уран брал призовые места на «Джиро» и «Туре», а Чавес с Лопесом на «Джиро» и «Вуэльте». В прошлом году 22-летний Берналь взял последнюю и главную высоту – общий зачет «Тур де Франс».

Кажется, что все здорово и дальше будет только лучше, но на самом деле все не так оптимистично.


1. Тактические ошибки

Колумбийские гонщики слабы с тактической точки зрения. На это обращают внимание многие специалисты. Они очень часто не могут реализовать свои хорошие дни и минимизировать потери в плохие.

Что делает колумбийский гонщик, когда чувствует себя хорош? Обычно отмечается рядом миниатак с короткими ускорениям. Что происходит после? Колумбийские гонщики чаще всего просто бросают работать, если видят, что на атаку ответил хотя бы один конкурент. Они настроены только на то, чтобы уезжать от всех в одиночку. Вариантов уехать от соперников вдвоем или втроем они иногда даже не рассматривают.

В конечном счете такая тактика приводит к тому, что даже в хороший для себя день Лопес или Кинтана чаще всего не могут сбросить своих соперников.
У колумбийских гонщиков очень плох развит навык езды в гору в своем темпе. Они пытаются держаться с соперниками до последнего, часто залезая глубоко в красную зону. Это приводит к тому, что колумбийцы сразу отстают очень далеко, если основная группа от них уезжает.

Сравните это с тем, кто Крис Фрум реализовывала свои хорошие дни на «Джиро» в 2018-м году. В горах у него было всего два очень сильных этапа, но оба их он выиграл, причем уверенно. Это перевесило два неудачных этапа, на которых Фрум смотрелся слабо, но при этом сумел проиграть относительно немного.

Колумбийцы не умеют реализовывать свои хорошие дни и много проигрывают в дни, когда чувствуют себя не слишком здорово. В этом компоненте они явно уступают европейцам. В основном это связано с тактикой.


2. Ранняя пенсия

Сейчас в шоссейном велоспорте хватает молодых одаренных гонщиков, которые показывают выдающие результаты, когда им едва исполняется 20 лет. Не являются исключением и колумбийцы – Берналь, Кинтана, Лопес становились призерами больших гонок в 23, 24 или даже 22 года.

Однако у гонщиков из Колумбии явно прослеживается тенденция к тому, что они проходят пик своей карьеры очень рано. Уже после 25-26 лет уровень их результатов часто падает, ну или остается на одном уровне, когда соперники продолжают прогрессировать.

Судите сами. Карьера Найро Кинтаны пошла на спад в 26 лет, после 2016-го года. В 2017-м он сумел стать призером «Джиро», с тех пор призовых мест на гранд-турах у него нет.
Кинтана в 2015-м
Эстебан Чавес в 2016-м году стал призером двух гранд-туров и выиграл «Иль Ломбардию». Тогда ему было 26, сейчас уже 30, за последние четыре года он почти ничего не выиграл.

Карлос Бетанкур был на пике своей карьере в 24-25 лет. Тогда он был в шестерке сильнейших на «Джиро», побеждал на «Париж – Ницце». За последние шесть лет он не выиграл ничего серьезного.

Серхио Энао держался на высоком уровне до 30 лет, но после 2017-го года он напоминает лишь бледную тень себя самого в лучшие годы.

И это если не вспоминать многих других менее известных гонщиков – Харлинсона Пантано, Дарвина Атапуму, Фабио Дуарте, Хулиана Арредондо и других.

Даже ведущий спринтер страны Фернандо Гавирия сильно сдал после 2018-го года. У молодого Гавирии победы на этапах престижных многодневок сыпались как из рога изобилия, сейчас он их одерживает по большим праздникам.

Единственное исключение из этой печальной тенденции – Ригоберто Уран. Впервые призером гранд-туров он стал в 2013-2014-м годах, когда ему было 26-27 лет, но свое лучшее выступление на «Тру де Франс» он показал в 30 лет, в 2017-м году. Сейчас Урану уже 33 года, но он все держится на хорошем уровне.
Конечно, нельзя стричь всех под одну гребенку. У каждого гонщика свои обстоятельства. У Чавес был мононуклеоз, у Бетанкура большие проблемы с дисциплиной, у кого-то травмы, но общая тенденция очевидна – у гонщиков из Колумбии почти всегда ранний пик карьеры и уровень результатов со временем заметно падает.

Помните, как было с Кинтаной несколько лет назад? В 2013-2015-м годах он проигрывал на «Туре» только Фруму. Казалось, что колумбиец станет чуть опытнее и чаша весов склонится в его сторону, но в реальности все получилось совсем по-другому.


3. Слабая «разделка»

Этот фактор не так важен, особенно на фоне первых двух, но упомянуть его все-таки нужно.

Колумбийские гонщики либо едут «разделки» слабо, либо на среднем уровне. Да, сейчас на многодневках сокращают количество гонок с раздельным стартом и их протяженность, но они все равно имеют большое значение.

В горах разрывы между «генеральщиками» совсем небольшие. Таковы современные тенденции. Даже одна «разделка» на 30-40 километров может решить больше, чем 4-5 групповых этапов в высоких горах.

Вспомните, что совсем недавно случилось на «Тур де Франс». Перед последней «разделкой» почти все были уверены, что Мигель Анхель Лопес удержится на третьем месте в общем зачете, но он проехал этап настолько слабо, что провалился аж на шестое место.
Колумбийцы почти всегда теряют в «разделках», а не приобретают.


Вывод – колумбийцы не выиграют «Тур де Франс» в ближайшие годы

Мы ставим под сомнение возможность гонщиков из Колумбии выиграть «Тур де Франс» еще раз в ближайшие годы. Вышеперечисленные факторы перевешивают плюс в виде выгодного географического расположения страны. Гонщики из Колумбии большую часть своей жизни проводят на среднегорье, как бегуны из Кении и Эфиопии. В легкой атлетике этого оказалось достаточно для доминаций, в велоспорте ситуация пока другая. И вряд ли она изменится в ближайшее время.

Берналь все еще молод и очень талантлив, но фаворитом «Тур де Франс» 2021-го года его не считают. Шансы Погачара, Роглича и Эвенепула котируются выше, хоть они и не гоняются в такой мощной команде как INEOS Grenadiers.
Made on
Tilda