03.12.2020

Так ли хорош Дэйв Брейлсфорд?

Оцением работу сэра Дэйва Брейлсфорда во главе INEOS Grenadiers и сравниваем с коллегами из других команд
В это межсезонье мы решили немного поэкспериментировать и попробовать что-нибудь новенькое. Сегодня мы впервые будем оценивать качество работы одного из руководителей команд мирового тура. Начнем с деятельности босса INEOS Grenadiers сэра Дэйва Брейлсфорда.

Брейлсфорд возглавляет самую могущественную команду мира, которая выиграла «Тур де Франс» семь раз за последние девять лет. Принято считать, что Брейлсфорд один из сильнейших генеральных менеджеров в мировом туре, но так ли это на самом деле? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос активно используя цифры.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий
по ссылке.
Краткая биография

Дэйв Брейлсфорд родился в английском графстве Дербишир в феврале 1964-го года, но в совсем юном возрасте переехал в Уэльс, в котором и провел большую часть своей молодости.

В 20 лет он отправился во Францию и без особого успеха четыре года гонялся за местный любительский велоклуб. В 1988-м году Брейлсфорд вернулся в Великобританию и получил высшее образование в Университете Честера, в котором изучал «спортивную науку» (Sports Science) и психологию. Чуть позже он учился в Университете Шеффилд-Халлам и стал магистром делового администрирования.

В дальнейшем Брейлсфорд пошел вверх по карьерной лестнице и в 2003-м добрался до должности performance-директора всего Британского велоспорта. По сути дела, он отвечал за результаты сборной во всех дисциплинах – шоссе, треке, маунтинбайке, BMX и т.д.

Результаты британцев в эпоху Брейлсфорда стали заметно лучше, в первую очередь на треке. Хотя это заслуга не только самого Брейслфорда, но и благоприятное стечение обстоятельств. В стране начинался велосипедный бум, шла активная подготовка к Лондонской Олимпиаде и т.д.

В 2009-м году было объявлено о создании элитной шоссейной британской команды Team Sky, Брейлсфорд был идеальным кандидатом на роль ее руководителя. Тут-то и начинается самая интересная для нас часть.


Бюджет


Мы не знаем точных данных о бюджетах команд мирового тура, хотя имеем примерные представления об их величине. Часто округленную сумму называют сами команды, часто информацию предоставляют СМИ, которые ссылаются на собственные источники.

В случае с Team Sky (INEOS Grenadiers) все немного по-другому. Бюджет проекта Брейлсфорда известен вплоть до десятков тысяч фунтов или евро. Каждый год британская команда должна предоставить финансовый отчет, который становится доступным для всех желающих. Обычно данные о предыдущем сезоне приходят в августе-сентябре следующего года.

Вот, как бюджет Team INEOS менялся с 2010-го по 2019-ый годы (данные по 2020-м году станут доступны еще нескоро).
2010-ый – первый год существования Team Sky. Затраты команды за сезон – 17,01 млн. евро. Такие финансовые возможности позволили Брейлсфорду сразу же слепить очень мощную по составу команду.

Главными лидерами новоявленного проекта должны были стать Брэдли Уиггинз и Эдвальд Боассон Хаген, но были и другие сильные гонщики – опытный Хуан Антонио Флеча, а также молодые и многообещающие Томас Лофквист, Бен Свифт, Питер Кенньяг, Герэйнт Томас. Был в команде и Крис Фрум, но ставку на него тогда не делали.

Уиггинз за год до этого очень неожиданно занял на «Тур де Франс» четвертое место в общем зачете, именно из него Брейлсфорд и хотел вылепить первого в истории британского победителя «Большой Петли». Брейлсфорд и Уиггинз отлично знали друг друга по совместной работе на треке.
22-летний Хаген в то время считался самым перспективным и универсальным гонщиком мира. В общем-то, он был тем, кем через некоторое время станет Петер Саган, правда норвежец явно не дотягивался до словака в медийном плане.

17 миллионов в 2010-м году – много, но не больше, чем у «Катюши», бюджет которой в лучшие годы превышал 20 миллионов евро. На заре своего существования у Team Sky не было принципиального финансового преимущества над основными конкурентами, оно стало вырисовываться со временем.

Дело в том, что бюджет Team Sky увеличивался с каждым годом, у других зажиточных команд такой динамики не наблюдалось. После 2011-го года траты проекта резко увеличились с 20,0 до 26,4 миллиона евро за сезон. В 2012-м году команда действительно стала самой богатой в мире.

В этот момент в Team Sky перешел Марк Кавендиш, который на тот момент находился на пике своих физических возможностей и популярности. Уиггинз по-прежнему стоил дорого, а Крис Фрум уже стоил дорого, он удивил велосипедный мир на «Вуэльте 2011». Хаген оставался в проекте и не терял позиции, а ведь добавились и другие многообещающий и уже дорогие гонщики – Ричи Порт, Ригоберто Уран и т.д.
В дальнейшем бюджет команды неуклонно рос от сезона к сезону, он почти не менялся только в промежутке между 2012-м и 2013-м годами. Связано это было с тем, что Кэвендиш, который имел огромную зарплату, ушел из Team Sky, проведя в команде всего один сезон.

Второй большой финансовый скачок, сравнимый с 2012-м годом, произошел перед 2019-м году. Тогда Брэйлсфорд на более выгодных условиях переподписал контракты Герэйнта Томаса и Эгана Берналя. Сумма трат за сезон перевалила 50 миллионов евро. По итогам 2020-м года мы вправе ждать расходы в районе 55-60 миллионов евро.

Принято считать, что второй по величине бюджет в мировом туре имеет UAE – Team Emirates, но отставание от Team INEOS колоссальное. Бюджет арабской команды оценивается в 30 миллионов евро, то есть в 2020-м финансовый разрыв между двумя богатейшими командами может быть двукратным.

Team Jumbo – Visma перед началом 2020-го года c гордостью сообщала о том, что ее бюджет возрос до 20 миллионов евро в год. Это похоже на правду, если опираться на сведения о зарплате гонщиков, которые в этом году предоставила французская «Экип». Фрум зарабатывает 4,5 миллиона евро в год, Томас – 3,5 млн, Берналь – 2,7 млн, Квятковски – 2,5 млн, Карапас – 2,1 млн. При этом Роглич всего 2,0 млн, а Дюмулен – 1,5 миллиона.

INEOS Grenadiers имеет колоссальное финансовое превосходство над другими командами и это невозможно отрицать. Это дает Брейлсфорду огромное преимущество, он просто может предлагать гонщикам более выгодные финансовые возможности. Босс британской команды может тратить столько, сколько захочет. Это нужно принять.
Результаты

К результатам команды Брейлсфорда можно относиться двояко. Все хорошо, если ваш главный критерий это «Тур де Франс», но все довольно плохо, если учитывать все остальные гонки. Это с учетом огромного бюджета, разумеется.

С момента создания Team INEOS проехала «Тур де Франс» 11 раз и выиграла общий зачет семь раз (процент побед – 63,6%), а если считать последние девять лет, то процент еще выше (7/9 – 77,8%).

В 2012-м, 2018-м и 2019-м подопечные Брейлсфорда не только выиграли «Тур», но и поднимались на итоговый пьедестал вдвоем.

Каким бы не был бюджет, всегда выигрывать главную гонку мира просто невозможно. За три недели может произойти множество событий, которые повлияют на итоговый результат.

На двух гранд-турах статистика куда менее впечатляющая. На «Джиро» и «Вуэльте» у британской команды по две победы (18,2%).
На монументальных классических однодневках ситуация совсем печальная. За 11 сезонов Team INEOS приняла участие в 54 монументах и выиграла всего два из них (процент – 3,7%). Первую победу команде Ваут Пулс принес только в 2016-м году, на седьмой год существования он выиграл «Льеж – Бастонь – Льеж». В 2017-м успех своего сокомандника на «Милан – Сан-Ремо» повторил Михал Квятковски.

Стоит отметить и большие победы, которые гонщики британского проекта добыли в «разделках». В 2012-м Брэдли Уиггинз стал олимпийским чемпионом, а в 2014-м чемпионом мира. В 2015-м титул сильнейшего в мира взял Василий Кириенко, а в 2020-м Филиппо Ганна.

Если говорить об общекомандном зачете мирового тура, тут статистика Team Sky (INEOS) полностью повторяет показатели «Джиро» и «Вуэльты». Две победы за 11 лет (18,2%). В 2012-м британцы выиграли с колоссальным отрывом, второе первое место пришло к ним через пять лет, в 2017-м году.
Поклонники команды могут сказать, что большое значение имеет только «Тур де Франс» и будут по-своему правы, однако от команды с таким финансированием можно было ожидать большего на других гонках.

Две победы в общекомандном зачете за 11 лет – мало. Худший результат Team Sky показала в дебютном 2010-м, когда даже с приличным бюджетом сумела занять только 15-е место, на самым слабым сезоном Team Sky все-таки нужно считать 2014-ый год. Только девятое место и ни одной победе в общем зачете гранд-туров, по деньгам проект Брейлсфорда тогда уже значительно опережал конкурентов.

Крис Фрум в 2014-м сошел с «Тур де Франс», но нельзя списать неудачи только на это. В тот или иной год не везет практическим всем.

Статистика по количеству побед тоже наглядно подтверждает предыдущие наблюдения (синий цвет – общее количество побед за сезон, красный – победы на гонках мирового тура).
2012-ый год – абсолютно лучший сезон детища Брейлсфорда. И по количеству побед, и по количеству набранных очков. Слабые сезоны (если не учитывать дебютный 2010-ый) – 2014, 2019 и 2020.

Да, в 2019-м Берналь и Томас сделали победный дубль на «Туре», но за год было одержано всего восемь побед на соревнованиях мирового тура. 2020-ый год мог стать для команды ночным кошмаром, положение спасла только очень удачная «Джиро д'Италия».


Качество трансферов

Ясно, что финансовое преимущество позволяет приглашать в команду практических всех гонщиков, которые нужны Брейлсфорду, но отнюдь не каждый может правильно распорядиться финансами.

Надо сказать, что трансферы Team Sky в большинстве случаев выглядели уместными и логичными. Брейлсфорд и его помощники грамотно выбирали гонщиков на поддержку Фрума и не всегда это были самые очевидные варианты.

О молодых гонщиках штаб команды тоже не забывал, хотя в этом направлении косяки все-таки случались. О них мы еще поговорим.


Уровень выступления гонщиков в INEOS Grenadiers

Не все гонщики, которых Брейлсфорд приглашает в команду, выдают в ней максимум своих возможностей. Тут встречаются как провалы, так и очень удачные случаи. Если не углубляться в первую половину прошлого десятилетия, а вспомнить только последние годы, можно назвать Диего Розу, Давида де ла Круса и Кристофера Халворсена в качестве полных провалов.
Диего Роза
Роза и де ла Крус показывали большой потенциал в горах в своих предыдущих командах, но в Team Sky у них совсем не пошло. Юный Халворсен считался лучшим молодым спринтером мира и котировался выше Фабио Якобсена, но в британской команде провалился. Можно говорить о том, что Team Sky никогда не была сильно нацелена на чистый спринт, но развивать Халворсена Брэйлсфорд точно хотел. Ничего не получилось.

В качестве обратного примера возьмем Роана Денниса. Да, он не выиграл в этом году ни одной гонки, но зато как проявил себя в качестве «грегари». А ведь до этого 30-летний никогда ни на кого толком не работал.

В общем, кто-то из гонщиков Team Sky удивлял со знаком плюс, а кто-то со знаком минус. Такая же картина в большинстве остальных команд мирового тура, есть коллективы хуже и лучше (такие как Deceuninck – Quick Step).


Сравнение с руководителями других команд

Самый очевидный критерий для сравнения генеральных менеджеров команд мирового тура – отношение бюджета к результатам команды. Наивно полагать, что проект с бюджетом в 15 миллионов способен выступать на одном уровне с проектом в 55 миллионов.

К примеру, Рихард Плюгге в Team Jumbo – Visma собрал очень сильную команду с заявленным бюджетом всего в 20 миллионов евро. В следующем году у Плюгге могут возникнуть проблемы из-за того, что придется продлевать контракты Ваута ван Арта и Сеппа Кусса на улучшенных финансовых условиях, а денег для этого может не быть. Тем не менее, факт остается фактом – именно Team Jumbo – Visma была доминирующей силой на гранд-турах в этом году.

Отличную работу с не самым большим бюджетом из года в год в Deceuninck – Quick Step проводит Патрик Лефевер. У него нет возможности удерживать всех лидеров после прорыва в результатах, но он всегда находит им замену из числа молодых гонщиков.
Патрик Лефевер
INEOS в качестве спонсора – достижение Брейлсфорда?

Руководители команд не только формируют состав и пытаются выиграть гонки. Поиск хороших спонсоров – важная цель для любого генерального менеджера.

Все знают в каком непростом положении Брейлсфорд оказался в первой половине прошлого года, когда стало известно, что его команде нужен новый титульный спонсор. Он с честью вышел из положения, новым генеральным партнером стала компания Джима Рэтклиффа INEOS, а бюджет проекта продолжил увеличиваться.

Было ли это достижение только самого Брейлсфорда? Возможно, да, а, возможно, и нет. Дело в том, что Рэтклифф не скрывал своей заинтересованности в спорте. В последние пару лет он вложился не только в велоспорт, но и футбол (во французскую «Ниццу»), легкую атлетику (исторический марафон Элиуда Кипчоге) и «Формулу – 1» (команда Mercedes, в которой выступает Льюис Хэмилтон).

Team Sky и велоспорт в последние годы стали в Великобритании очень популярны, поэтому варианты с поддержкой этой команды был для Рэтклиффа очевидным. С другой стороны, Брейлсфорд сам поспособствовал популяризации в Британии велоспорта и своего проекта.
Джим Рэтклифф, Крис Фрум и Дэйв Брейлсфорд
Главная ошибка Брейлсфорда

Основная цель Team INEOS – гранд-туры, в первую очередь «Тур де Франс». С этой задачей Брейлсфорд вроде бы всегда справлялся в качестве босса Team Sky, но сейчас сложилась уникальная ситуация.

По мнению букмекеров, ни одного из гонщиков команды нет в числе главных фаворитов «Тур де Франс» 2021-го года. Такого не было со временем самых первых лет существования Team Sky, хотя даже тогда Брэдли Уиггинз котировался выше, чем нынешние гонщики проекта Брейлсфорда. И такое мнение букмекеров вполне обоснованно.
Основные фавориты – Примож Роглич, Тадей Погачар и Ремко Эвенепул. Только после них в списке фаворитов идут Герэйнт Томас, Эган Берналь и Ричард Карапас. Томасу маршрут следующей «Большой Петли» подходит, но возраст для побед на гранд-турах уже критический. Берналю и Карапасу вариант с двумя равнинными «разделками» не подходит, да и у Берналя достаточно серьезные проблемы с позвоночником. Действующий победитель «Джиро» Тео Геоган Харт на «Тур» вроде бы не собирается.

Собственно говоря, в этом и заключается главный просчет Брейлсфорда, самый серьезный за все 11 лет существования его команды. Несмотря на колоссальные финансовые возможности, он не сумел подписать себе в команду ни одного гонщика, который считается одним из главных претендентов на первое место в общем зачете «Тура».

Погачаром и Рогличем Team INEOS вроде бы никогда серьезно не интересовался. По Эвенепулу ситуация неоднозначная. Британская команда отрицает тот факт, что очень хотела заполучить его в 2018-м году, но сам бельгиец и журналисты телеканала Sporza говорят, что Брейлсфорд очень хотел гонщика, однако Ремко выбрал Deceuninck – Quick Step.
Проблема усугубляется еще и тем, что Брейлсфорд не сможет перехватить Роглича, Погачара или Эвенепула даже после следующего сезона. У всех троих долгосрочные соглашения со своим нынешними командами.

В этой ситуации Брейлсфорд вынужден подписывать всех других, кто доступен. В надежде справиться с фаворитом за счет количества сильных гонщиков, а может и за счет того, что кто-то из них сумеет выйти на уровень тройки главных претендентов.

В это межсезонье Брейлсфорд подписал Даниэля Мартинеса, Адама Йейтса и совсем молодого Тома Пидкока. Ходят слухи, что в 2022-м году в его команде окажется Александр Власов. Можно предположить, что Брейлсфорд постарается заполучить Жоау Альмейду и Сеппа Кусса, контракты которых истекают в 2021-м году.


Что будет дальше?

Очень часто люди задаются вопросом – а выиграл бы Крис Фрум столько гранд-туров, если бы не гонялся в Team Sky? Нам кажется, что сейчас гораздо более актуален другой вопрос – насколько успешен Дэйв Брейлсфорд был бы в качестве генерального менеджера команды с меньшими финансовыми возможностями? Такой, к примеру, как Groupama – FDJ (19 миллионов евро) или AG2R La Mondiale (16 миллионов евро).

Есть мнение, что Брейлсфорд отнюдь не так хорош, как Лефевер, а ближе к середнякам, таким как Джонатан Вотерс в EF Pro Cycling. Следующие пару лет станут для британца очень важными. Эпоха Криса Фрума подошла к концу, Брейлсфорду нужен свежий наконечник копья, который сумеет справиться с новым фаворитами.

Впервые за долгие годы сэр Дэйв в качестве отстающего, а не лидера.
Made on
Tilda