Первое издание гонки родилось на почве ожесточенной конкуренции двух французских газет в конце девятнадцатого века. Продажи газеты L'Auto падали, и ее инвесторы требовали от менеджеров решительных действий. В центре Парижа, в офисе газеты L'Auto, 20 ноября 1902 года прошло заседание редакции. На повестке дня было обсуждение предложений по повышению продаж газеты. Последним из выступающих был 26-летний Гео Лефевр, журналист, курирующий велоспорт. Гео выступил с коротким докладом о том, что однодневные гонки являются очень эффективным инструментом продаж и предложил амбициозную идею провести гонку длиной в шесть дней, которая должна пройти по всей территории Франции. Главный редактор газеты встретил эту идею без особого энтузиазма, в то время как финансовый директор пригласил Гео на ланч, чтобы познакомиться с его идеей подробнее. Через пару месяцев, а именно 19 января 1903 года, L'Auto объявил о проведении первой в истории многодневки «Тур де Франс».
Интересные факты о супер–многодневке «Тур де Франс»:
– Жак Анкетиль, Бернар Ино, Мигель Индурайн и Эдди Меркс являются обладателями рекорда побед на «Туре»: каждый из них победил по пять раз
– после дисквалификации Лэнса Армстронга гонка осталась без победителя с 1999 по 2005 годы, в протоколах остались просто пустые строчки
– всего 60 человек в истории велогонки выигрывали ее хотя бы один раз
– всего два гонщика не из Европы выигрывали «Тур де Франс» – это Кадел Эванс (Австралия) и Грег Лемонд (США)
– самой высокой точкой маршрута в этом году будет подъем на Порт-д'Энвалира. Гонщику, который первым поднимется на эту гору, дадут специальный приз имени Анри Дегранжа, – того самого главного редактора, который в 1902 году скептически отнесся к идее проведения гонки
Представители бывшего СССР периодически отмечались на французской супер–многодневке и за все время одержали 32 победы на этапах «Тура». Лидер по этому показателю –
Джамолидин Абдужапаров (Узбекистан), у которого таких побед девять. У гонщиков из России десять побед, больше всех у нынешнего спортивного директора «Катюши»
Дмитрия Конышева – четыре. Столько же побед у Александра Винокурова (генеральный менеджер «Астаны») из Казахстана и Яана Кирсипуу из Эстонии. По две победы у Сергея Иванова (Россия) и Сергея Гончара (Украина). По разу побеждали -
Вячеслав Екимов (генеральный менеджер «Катюши»),
Евгений Берзин,
Денис Меньшов, Владимир Ефимкин (все – Россия), Ярослав Попович (Украина) и Рамунас Навардаускас (Литва). Также гонщики одержали шесть побед в различных зачетах – Абдужапаров трижды становился лучшим спринтером, а Денис Меньшов (Россия), Владимир Карпец (Россия) и Ярослав Попович (Украина) три года подряд побеждали в молодежном зачете (2003-2005). На подиум в Париже поднимались трое – Петр Угрюмов (Латвия), Александр Винокуров (Казахстан), Денис Меньшов (Россия).
В этом году гонщики выйдут на старт в 103-й раз. С момента своего основания гонка прерывалась всего дважды: на Первую и Вторую мировые войны. Нынешнее издание гонки пройдет по территории четырех стран: Франции, Испании, Андорры и Швейцарии. Гонка состоит из 21-го этапа, общая протяженность которых составит 3535 километров. Старт гонки состоится в Нормандии, в городе-крепости Мон-Сен-Мишель, а финиш традиционно на Елисейских Полях в Париже.