Мы постарались выделить основные моменты благодаря которым это издание «Корса Роза» запомнится надолго
Мы долго думали о формате последнего материала о 99-ой «Корса Роза» и в конечном счете просто решили подробно рассказать о десяти самых интересных событиях и фактах закончившейся в воскресенье супер-многодневки.
1. Невероятный «камбэк» Нибали
Для того, чтобы выиграть вторую в своей карьере итальянскую супер-многодневку, Винченцо пришлось ликвидировать отставание в 4 минуты и 43 секунды, которые сицилиец проигрывал голландцу Стивену Крейсвейку перед началом 19-го этапа. Конец второй недели и первый этап после дня отдыха на третьей у гонщика из Мессины совсем не заладились, и он откатился на четвертое место в общем зачете.
Никто на тот момент не понимал, что происходит с Нибали, сам капитан «Астаны» признавался, что не узнает себя, а в его команде грешили на таинственный вирус, который не дает их лидеру выступать в полную силу. Вирус в итоге не нашли, и на двух решающих этапах гонки Винченцо был сильнейшим гонщиком. Во многом победе итальянца поспособствовала травма, которую Крейсвейк получил на спуске с Аньелло. Могло все сложиться по-другому, если бы Крейсвейк тогда не упал? Конечно могло, но везет, как известно, сильнейшим. Таких ярких прорывов на первое место в последнее десятилетие мы не видели.
2. Появление у России нового претендента на общий зачет супер-многодневок
Признайтесь, что после завершения карьеры Дениса Меньшова многие из вас не получали от супер-многодневок таких сильных эмоций, как раньше. Все-таки, когда есть «свой» генеральщик ощущения от гонки совершенно другие. Последний заход на общий зачет Меньшов делал на «Тур де Франс» в 2012-м. С тех пор пределом наших мечтаний было место в первой десятке усилиями Юрия Трофимова. А ведь наши гонщики выигрывали «Джиро» три раза. Не так уж и давно, в 2007-м году у нас было три гонщика в первой восьмерке общего зачета «Вуэльты» (Меньшов, В.Ефимкин и Карпец). Все они уже закончили выступать, а новые герои все не появлялись и не появлялись.
Ильнур Закарин громко заявил о себе в прошлом году, когда выиграл «Тур Романдии» и этап «Джиро». В этом году Закарин вновь очень хорошо выступал на самых престижных многодневках мирового тура. Но никакой уверенности в успешном выступлении на «Джиро» до старта гонки у нас не было. В профессиональном велоспорте не так уж и редки случаи, когда очень успешные на недельных гонках велогонщики никак не могут добиться успеха на марафонских супер-многодневках. На ум в первую очередь приходят такие гонщики, как Ричи Порт, Руй Кошта и Симон Шпилак.
Несмотря на тяжелое падение, травму и сход, Ильнур сумел доказать, что супер-многодневки ему подходят, что он может хорошо восстанавливаться и бороться на протяжении всех трех недель. Если бы не падение на спуске с все того же Аньелло, он бы занял место в шестерке и это минимум, а значит в ближайшие годы скучно нам не будет.
3. Взлет Боба Юнгелса
23-летний гонщик из Люксембурга уже много лет считается одним из самых талантливых гонщиков в мире, но как супер-многодневщик он раскрылся именно в этом мае. Гонщик Etixx-Quick Step три дня владел розовой майкой, занял шестое место в общем зачете и с огромным запасом выиграл белую майку лучшего молодого гонщика.
Ярко выраженным горняком Боб никогда не считался, он был чемпионом мира среди юниоров в разделке и победителем молодежной версии «Париж - Рубэ», в горах же гонщик из Люксембурга шел от обороны и на крутых градиентах ему было тяжело. Многих Юнгелс удивил в прошлом году на «Тур де Франс», где сумел ко второй половине гонки набрать хороший ход и стал одним из самых агрессивных гонщиков третьей недели «Большой Петли».
Только испортившаяся к концу стартового протокола погода помешала Юнгелсу выиграть разделку в Кьянти. Как и в прошлом году на «Туре» Боб очень хорошо проехал третью неделю, откровенно много он потерял только на 14-м этапе, где уступил Чавесу и Крейсвейку более шести минут. Если Юнгелс продолжит прогрессировать, то станет одним из самых успешных генеральщиков нового поколения.
4. Травмы и болезни фаворитов
К сожалению, ни одна большая гонка не заканчивается без сходов гонщиков, которые могли рассчитывать на ней на серьезные результаты. Не стала исключением и прошедшая гонка.
Перед стартом трехнедельного марафона гастроэнтерит сразил Фабиана Канчеллару. Знаменитый швейцарец никогда не выигрывал этапы «Джиро» и никогда не примерял «Maglia Rosa» и болезнь не позволила ему это сделать в последний профессиональный сезон. Из-за того же гастроэнтерита гонку покинул один из ее главных фаворитов, Микель Ланда. Баск отлично проехал длинную разделку и готов был решать судьбу гонку в горах, но коварный вирус вынудил его сойти. Из-за проблем со здоровьем достаточно незаметно сошел с гонки бывший ее победитель Райдер Хесьедаль.
Том Дюмулен выиграл стартовую разделку и только начинал рассуждать о своих шансах в борьбе за общий зачет, как потерял все шансы, а в дальнейшем сошел с гонки из-за так называемого saddle soar (потертости кожи от седла велосипеда).
Падение и сход Закарина все прекрасно помнят, а ведь могли не завершить гонку еще и Стивен Крейсвейк с Ригоберто Ураном. Как уверяют в штабе команды Cannondale большую часть второй половины гонки колумбиец боролся с бронхитом.
Как вы сами видите, с гонки едва не сошла большая часть претендентов на общий зачет.
5. Абсолютная доминация немцев в спринте
По завершению карьеры Яна Ульриха новых по настоящему сильных генеральщиков у Германии не появилось, а вот продолжателей традиций Эрика Цабеля хватает. Уже перед стартом «Джиро» было очевидно, что немцы не уедут с гонки без нескольких побед, ведь впервые на итальянский супер-тур приехали и Грайпель, и Киттель одновременно. В конечном счете два титулованных немца забрали пять первых спринтерских этапов, но казалось, что эта серия на этом окончится, ведь оба они решили с гонки сойти. Тем не менее два оставшихся равнинных этапа забрали Роджер Клюге и Никиас Арндт. Таким образом немцы выиграли все семь этапов «Корса Роза», которые подходили спринтерам. Это абсолютный рекорд для представителей Германии.
Немного некрасиво выглядело отношение топовых немецких спринтеров к «Джиро». Ни Киттель, ни Грайпель не скрывали, что сошли с гонки потому что им нужно поберечь силы на «Тур де Франс», тем не менее их усилий хватило, чтобы установить новый рекорд по победам на этапах гранд-тура для гонщиков из Германии.
6. Алехандро Вальверде теперь призер всех гранд-туров
Многие годы Вальверде приезжал на «Тур де Франс», чтобы попасть в итоговую тройку и начинало казаться, что гонщик из Мурсии никогда не сможет этого сделать. Однако, в прошлом году Вальверде неожиданно добился своего и стал третьим в общем зачете.
В этом году главной целью Вальверде на гранд-турах стала именно «Джиро», ему уже 36 лет, но он до сего года ни разу не выступал на итальянской супер-многодневке. Покорить пьедестал «Тур де Франс» Вальверде сумел только с восьмой попытки, а вот в Италии это у него получилось с первого раза. Многие скажут, что попасть в тройку на «Джиро» куда проще, чем на «Туре» и будут, конечно, правы. Но не стоит забывать, что Вальверде очень не любит перевалы высотой более 2000 метров, которых на этой «Джиро» было очень много. В какой-то степени Алехандро повезло, что травмировался Крейсвейк, что не было очень холодных дней в горах, которыми отличалась итальянская супер-многодневка в последние годы, но факт есть факт - Вальверде попал в тройку с первой же попытки.
Теперь Вальверде один из четырех действующих гонщиков, которые имеют места в тройке сильнейших на всех трех гранд-турах и один из десяти действующих гонщиков, которые выигрывали этапы всех гранд-туров.
7. Самые большие сюрпризы
Двумя самыми шокирующими и непредсказуемыми событиями на прошедшей гонке можно назвать победу Александра Фолифорова в горной разделке на Альпе ди Сьюзи и результаты Приможа Роглича на двух первых разделках.
Горные разделки в рамках супер-многодневок почти всегда остаются за сильнейшими горовосходителями в гонке, ребятами, которые ведут борьбу за победу в общем зачет, поэтому представить себе, что Фолифоров может выиграть разделку в Альпе ди Сьюзи не мог наверно никто. Александр всегда был хорош в горных гонках на время, еще в 2011-м году, когда ему было всего 18 он занял пятое место в горной разделке на престижной молодежной многодневке «Джиро Делла Валле д'Аоста», уступив только более взрослым ребятам, таким как Ару, Закарин и Домбровски. А в следующем году на той же гонке Александр стал третьим в разделке, проиграв только Сергею Чернецкому и Ару.
Фолифоров неплохо проявил себя в отрыве на 13-м этапе нынешней «Джиро», а на 14-м этапе приберег силы для разделки. Сам гонщик Gazprom-RusVelo рассчитывал на место в десятке сильнейших, поэтому победа стала полным сюрпризом и для него самого.
На старт «Корса Роза» вышло рекордное количество россиян, но Фолифоров стал единственным из 20 россиян, которому покорилась победа на отдельном этапе.
Не меньшим сюрпризом стали результаты в разделках бывшего прыгуна на лыжах Приможа Роглича. До нынешнего сезона словенец выступал в Adria Mobil и был в первую очередь горным гонщиков. В этом году Примож попал в мировой тур в команду LottoNL-Jumbo. Команда не самая богатая, но в последнее время голландский коллектив и их технический спонсор Bianchi добились существенного прогресса в гонках с раздельным стартом. Получив хорошее оборудование и грамотных тренеров словенец совершил настоящий прорыв именно в разделках. Причем на первых стартах сезона никаких сверх результатов в гонках на время Примож не показывал, поэтому второе место в стартовой разделке в Апельдорне стало для всех огромным сюрпризом.
На длинной разделке в Кьянти словенец доказал, что результат показанный в Апельдорне отнюдь не случаен. Да, ему безусловно повезло с погодой, но и сам словенец столкнулся с массой проблем в тот день. За 2 минуты до старта технические контролеры забраковали его байк и ему пришлось пересесть на запасной, у которого было слишком низко расположено седло. Буквально через 10 минут после старта словенец потерял свой компьютер и не мог следить за показателями мощности, скорости и количеством оборотов. Ко всему прочему эта была первая разделка в карьере Роглича длиннее 20 километров.
Самое любопытное, что в горах словенец ничего не показал, а ведь подъемы до недавнего прошлого были его любимой территорией.
8. Фантастически невезучий Ниццоло
Перед стартом прошедшей «Джиро» в послужном списке гонщика из Милана уже была одна победа в спринтерском зачете и целых семь вторых мест на отдельных этапах и Джакомо был решительно настроен исправить это упущение.
На первой половине гонки ему было откровенно тяжело противостоять Киттелю и Грайпелю, у которых было превосходство как в чистой скорости, так и в более слаженной работе их спринтерских поездов. Однако, после сходов двух немцев, Вивиани и Демара казалось, что уже ничего не сможет остановить итальянца. Тем не менее мечты Джакомо сначала разрушил Роджер Клюге, у которого прошла успешная атака на последнем километре 17-го этапа, а потом в какой-то степени сам итальянец. Ниццоло был первым на финише последнего этапа в Турине, но через несколько минут лишен победы из-за слишком опасных перемещений на последних метрах дистанции.
Победить в спринтерском зачете второй год подряд это не помешало, а вот коллекция вторых мест на этапах пополнилась и теперь их у Ниццоло уже девять. Может в следующем году спринтеру Trek-Segafredo все-таки повезет?
9. Первые в истории
Есть смысл остановиться на гонщиках, которые творят историю велоспорта в своих стран. Таких на гонке в этом году было двое. Костариканец с российскими корнями Андрей Амадор впервые в истории своей страны примерил майку лидера супер-многодневки, а Рейн Таарамяе стал первым эстонцем одержавшим победу на этапе «Джиро».
В прошлом году Амадор очень неожиданно занял четвертое место в общем зачете, но в этом в составе «Мовистара» почтил гонку своим присутствием Алехандро Вальверде, а значит рассчитывать на роль капитана Амадор не мог. Тем не менее ему дали возможность побороться за майку лидера на первой половине супер-многодневки. Несмотря на свой прошлогодний результат основных фаворитов Амадор не очень напрягал и он пытался перехватить майку лидера у гонщиков Etixx всю вторую неделю гонки. В конце концов Амадор за счет великолепной техники прохождения спусков сумел на 13-м этапе отобрать розовую майку у Юнгелса, правда всего на день.
Рейн Таарамяе начинал «Джиро» в статусе второго капитана «Катюши», разумеется первым был Закарин, которому помогала вся команда, но эстонец был освобожден от этих обязанностей. Однако, к концу второй недели Рейн потерял все шансы в общем зачете и начал помогать Ильнуру. В конечном счете именно эстонец в какой-то степени спас для «Катюши» гонку после схода Закарина. Таарамяе одержал победу на следующий день после схода Ильнура, он разобрался со своими попутчиками по отрывы на одном из своих тренировочных подъемах, на Колле Делла Ломбарда. Победу эстонец посвятил сошедшему с гонки капитану.
10. Лихо закруженный сюжет
Нельзя отдельно не остановиться на фантастически закрученном сюжете гонки. Всего лишь второй раз в истории Maglia Rosa сумели примерить 8 разных гонщиков и майка меняла своего обладателя каждый день в последние 3 дня. В первой десятке только один представитель Италии, правда на первом месте.
Обычно по итогам гранд-туров выделяют один, ну или максимум два этапа гонки, в этом году очень интересными стали сразу четыре этапа. В этом году не было явного лидера, который доминировал на протяжении всей гонки, у всех были свои плохие и хорошие дни, от того гонку было смотреть вдвойне интересно. Трудно вспомнить в обозримом прошлом супер-многодневки с более лихо закрученным сценарием, «Джиро д'Италия 2016» надолго останется у всех в памяти.
Прочитать анализ каждой команды и превью/ревью каждого этапа вы можете в нашим первоначальных материалах о «Джиро».