У российского шоссейного велоспорта нет будущего?

Что нас ждете впереди? Славные победы или годы неудач и разочарований
Наверно многие из тех, кто следит за велоспортом уже достаточно давно, заметили, что в последние пару лет российских гонщиков в мировом пелотоне становится все меньше и меньше. Насколько все плохо и что будет дальше? Сегодня именно об этом.
Сразу замечу, что речь не пойдет о секциях велоспорта в регионах и начальном этапе развития будущего велогонщика. Разумеется, на этом уровне проблем тоже хватает, но автор не слишком компетентен в этом вопросе, поэтому касаться этой темы не будет. Не берусь рассуждать и о женском велоспорте, слишком уж мало я о нем знаю. Речь пойдет о мужском велоспорте - о том периоде, когда молодой спортсмен уже ярко проявил себя в младших возрастных категориях и готов к постепенному переходу на профессиональный уровень.
Статистика и история проблемы

Начнем, пожалуй, с цифр, которые, как известно, знают если не все, то очень многое. Сейчас уже никто не удивляется, если какая-то крупная супермногодневка или монументальная классическая однодневка проходит вообще без российских гонщиков. Так было на «Тур де Франс» в прошлом году или пару месяцев назад на «Париж — Рубе», хотя несколько лет назад даже представить себе такую ситуацию было весьма затруднительно.

В данный момент в это верится с трудом, но одиннадцать лет назад на испанской «Вуэльте» в топ-7 общего зачета было три гонщика из России - Денис Меньшов, Владимир Карпец и Владимир Ефимкин. В национальном рейтинге на популярном статистическом сайте cqranking.com Россия шла на пятом месте, а ведь тогда в стране, как и сейчас, была всего лишь одна профессиональная команда - проконтинентальная Tinkoff Credit Systems. В эту пору успехи в спорте было принято списывать на остатки «советского багажа» - благодаря старой системе подготовки отечественные спортсмены добивались успехов и в нулевых годах. Может быть все так и было, рассуждать на эту тему в этом материале нет никакого смысла. В последние годы Россия в национальном рейтинге находится в районе 15-17 мест, но если ничего не изменится в ближайшее время, то провалится и еще ниже.

Долгие годы Игорь Макаров вкладывал большое количество денег в развитие велоспорта в России, было выстроена система с несколькими континентальными командами, одной проконтинентальной и одной элитной командой мирового тура. Проект глобального развития российского велоспорта вывел в профессионалы нескольких достойных гонщиков, но только один из них, Ильнур Закарин, стал бороться за призовые места самых престижных гонок. То есть, почти за 10 лет получилось подготовить только одного гонщика, который прошел через все этапы развития (Itera - Katusha, RusVelo, Team Katusha) и стал спортсменом экстра-класса.
Ильнур Закарин
Суть проблемы

Сейчас профессиональная команда в России только одна - Gazprom – RusVelo. Общая статистика пугает - в командах мирового тура представителей нашей страны всего пятеро и только один из них (Павел Сиваков) выступает не в Team Katusha – Alpecin. Вообще, у нас сейчас всего два профессиональных гонщика, которые гоняются не в Team Katusha - Alpecin и в Gazprom – RusVelo (Сиваков и Матвей Мамыкин) – это катастрофически мало.

Теперь непосредственно о том, что нас ждете впереди. Вы наверняка уже понимаете, что ничего хорошего, но рассказать все-таки нужно.

Самый главный вопрос - куда податься молодому российскому гонщику, когда ему уже исполнилось 20-21 год и наступает пора переходить в профессионалы? Вариантов два, один можно считать простым, а другой сложным. Простой - Gazprom - RusVelo, сложный - любая профессиональная команда мирового тура или проконтинентальная.

Давайте сначала попробуем пойти по простому пути и выясним, что перспективы опять не самые радужные. В 2016-м году Gazprom – RusVelo успешно выступила на «Джиро», да и на ряде других соревнований, но после этого что-то явно пошло не так. C августа 2016-го года команда на международных соревнованиях добилась одной победы, в прошлом июне Иван Савицкий выиграл этап на скромном «Туре Словакии». В этом сезоне у Gazprom – RusVelo всего два призовых места, добытые на гонке «Белград — Баня-Лука», на которой российская команда была единственной профессиональной среди участников.

Gazprom - RusVelo образца 2018-го года
По ходу прошлого сезона Gazprom - RusVelo по обоюдному согласию разорвала действующие контракты сразу с тремя гонщиками - Айдаром Закариным, Кириллом Свешниковым и Иваном Савицким. История Савицкого стала достоянием общественности, наверняка многие из вас о ней слышали, по ситуации с его контрактом высказались обе стороны, не будем на ней зацикливаться. Просто замечу, что контракты в шоссейном велоспорте по ходу сезона расторгаются крайне редко. За последние 10 лет в мировом туре таких случаев было 4-5, а тут сразу три, да еще и в одной команде.

С тренерами в Gazprom - RusVelo тоже происходит что-то странное. По ходу прошлого сезона к работе с молодежным составом был подключен опальный Оливано Локателли. Да, этот опытный специалист добился немалых успехов в подготовке молодых гонщиков, но репутация у него так себе, мягко говоря. Те, кто владеет английском языком могут познакомиться с его биографией тут. Правда этот материал был опубликован в 2014-м году, с тех пор Оливано вляпался в еще одну мутную историю с братьями Румсас. Литовцы, сыновья знаменитого Раймондаса Румсаса, какое-то время числились в любительской команде Palazzago, в которой Локателли работал много лет. В прошлом году один из братьев сдал положительный допинг-тест, а другой и вовсе был найден мертвым при невыясненных обстоятельствах. Локателли сумел откреститься от литовцев, на момент этих событий оба уже не являлись гонщиками Palazzago. Скорее всего Локателли действительно не причем, но из-за этой истории о нем вновь вспомнили. В общем-то, назначение итальянского специалиста в Gazprom - RusVelo с имиджевой точки зрения выглядят неудачным, но в зарубежных СМИ это событие осталось относительно незамеченным.

Перед началом 2018-го года было объявлено, что Локателли будет работать не только с молодежью, но и с профессиональной командой, однако, продержался он в Gazprom - RusVelo всего несколько месяцев. Официально итальянский специалист покинул команду из-за проблем со здоровьем, вполне может быть, что так оно и есть. Хотя нельзя исключать, что ветеран тренерского цеха был отправлен в отставку из-за плохих результатов или каких-то внутрикомандных конфликтов.

В общем, идти в Gazprom - RusVelo, конечно, можно, но успешную профессиональную карьеру в ней вряд ли построишь. Многие гонщики, которые покинули Gazprom - RusVelo в дальнейшем показывали более серьезные результаты. На данный момент от этой команды зависит очень многое, она является своеобразным окном в Европу для молодых россиян, но, к сожалению, в последнее время функционирует она неважно.

Теперь немного о сложном варианте с попаданием в зарубежную профессиональную команду. Собственно говоря, почему этот вариант сложный? Дело в том, что доверие к российскому спорту в последнее время серьезно подорвано из-за различных допинговых скандалов, недопуска к Олимпиаде и прочего. Да, к велоспорту это имеет весьма косвенное отношение, но менеджеры велосипедных команд наверняка держат это в голове. К тому же наши молодые гонщики, которые попали в зарубежные команды в последние 10-15 лет, выступали в них неудачно, да и бывали случаи с заваленными допинг-тестами, поэтому никому лишний геморрой и нервотрепка с ними не нужна. Конечно, если какой-то гонщик будет выкашивать престижные молодежные гонки, типа «Тур де л'Авенир» или молодежной «Джиро», то его все-таки заберут, но таких доминаторов очень мало. Вот и получается, что у российских велогонщиков практически нет никаких вариантов - либо Gazprom - RusVelo, либо попытка пробиться куда-нибудь из «Локосфинкс» или Marathon - Tula.

Дмитрий Страхов - яркий пример гонщика, который оказался в подобной ситуации. По своему уровню он явно заслуживает места в профессионалах, но получить его пока не может, хотя в этом году уже не имеет права выступать в молодежной категории. В 2018-м в составе «Локосфинкс» Дмитрий одержал шесть побед на соревнованиях в Испании и Португалии. Разумеется, он все еще надеется выстроить долгую и успешную карьеру на высоком уровне.
Дмитрий Страхов опять побеждает
Павел Сиваков - единственный российский гонщик, который в последние годы сумел из молодежной категории попасть в большую зарубежную команду - в саму Team Sky, но Сиваков не является продуктом российской системы подготовки. Он родился в Италии, потом переехал во Францию, в молодежной категории оказался в BMC Development Team, в которой сумел за сезон выиграть «Ронде де л'Изар», «Джиро делла Валле д'Аоста», молодежную «Джиро», этап и горный зачет «Тур де л'Авенир».

Самый талантливый российский гонщик - это гонщик, который вообще не имеет отношения к российским командам. Достаточно показательно, не правда ли?
Павел Сиваков
За последние 15 лет в России было много талантливых шоссейных велогонщиков, но почти никто из них не сумел оправдать в профессионалах выдаваемых им авансов. Да, у каждого из них своя история - травмы, болезни, кому-то, может быть, не хватало профессионализма. Однако, нельзя не признать, что у нас явно что-то идет не так и с каждым годом ситуация становится все хуже и хуже.
Вывод

Завершить весь этот поток мыслей нужно вопросом, обозначенным в самом начале.
Так есть ли у нашего шоссейного велоспорта будущее? Нет, если в ближайшее время ничего не изменится, а пока никаких предпосылок к этому не видно.
Made on
Tilda