Giro d'Italia: Спринтерские разборки или «Битва вторых номеров»

Обзор спринтерских этапов, кондиций спринтеров и размышления на тему обладателя цикламеновой майки
Сегодня состоится первый из семи спринтерских этапов нынешней «Джиро д'Италия». Делать превью к каждому из них наверно нет смысла, просто в связи с тем, что они будут получаться немного однообразными. Описание маршрута этапа с равнинным рельефом, одни и те же фавориты - не очень вас все это вдохновляет, правда? Тем не менее, общий расклад сил в борьбе финишёров мы дать должны, тем более разыгрывают они не только победы на этапах, но и достаточно престижную цикламеновую майку победителя зачета лучшего гонщика по очкам.
Итак, как мы уже писали, формально этапов под спринт всего семь – второй, третий, седьмой, двенадцатый, тринадцатый, семнадцатый и двадцать первый, но не все одинаково простые и нельзя однозначно утверждать, что каждый из них выиграет именно кто-то из признанных финишеров. Один из этапов вполне может забрать отрыв. Сегодня рельеф очень простой, а дистанция короткая, всего 167 км, на других равнинных этапах все будет не так однозначно. На 13-м, к примеру, совсем недалеко от финиша будет расположен подъем четвертой категории, а первая половина 17-го вообще очень сложная. Правда есть еще 12-ой этап, который организаторы отнесли к среднегорным, но теоретически он может закончиться массовым групповым спринтом. Этапов со сложным рельефом больше, но победа в классификации лучшего по очкам все равно одержит именно спринтер. За выигрыш равнинного этапа гонщик получает целых 50 очков, а за первое место на среднегорном 25, за высокогорные этапы и «разделки» только 15. К тому же, на каждом из промежуточных финишей равнинного этапа тоже можно заработать очков больше, чем на промежутках тяжелых этапов.

Раньше система подсчета очков в борьбе за Maglia Ciclamino была другой, каждый этап стоил одинаково и победить вполне могли «генеральщики», такой принцип до сих действует на «Вуэльте», на которой в прошлом году Маттео Трентин проиграл в этой классификации Крису Фруму, даже несмотря на то, что итальянец выиграл аж четыре равнинных этапа. В 2012-м Марк Кэвендиш забрал на «Джиро» три этапа, но все равно проиграл Хоакиму Родригесу. Именитый британец тогда сильно расстроился, а организаторы наверняка начали понимать, что нужно что-то менять и делать формат больше похожим на тот, что используется на «Тур де Франс».



Фавориты

Честно вам признаемся, что спринтерский состав на «Джиро» в этом году оставляет желать много лучшего. Нельзя сказать, что в прошлые годы на итальянский гранд-тур собирались почти все сильнейший финишеры мира, но на гонку все равно заглядывали Марсель Киттель, Андре Грайпель, чуть раньше Марк Кэвендиш. В прошлом году очень интересно было наблюдать за борьбой двух молодых звезд - Фернандо Гавирии и Калеба Юэна. В этом году никого из этих ребят нет, в стартовом протоколе всего один гонщик, которого можно отнести к элитным спринтерам – это итальянец Элиа Вивиани из Quick-Step Floors.

Олимпийский чемпион Лондона в трековом омниуме принимал участие в «Корса Роза» четыре раза, но выиграл всего один этап, а в цикламеновой классификации не поднимался выше четвертого места. Проблемы Вивиани в большинстве случаев были не в его плохой скорости, а в слишком сильном составе участников, плохой работе его «грегари», а также нестабильности. Однако, в этом году итальянец перебрался в Quick-Step Floors, в которой хоть и получил статус второго спринтера, но стал обладателем отличного поезда развозящих. В первые месяцы 2018-го года Элиа одержал шесть побед, больше чем любой другой спринтер элитного уровня. На последних километрах этапов «Джиро» поддерживать его должны Зденек Штыбар и Флориан Сенешаль, а на последних сотнях метров настанет черед великолепных Михаэля Меркева и Фабио Сабатини. Хорошая спринтерская скорость и отличные «грегари» в совокупности делают Вивиани предстартовым фаворитом большинства равнинных этапов «Корса Роза», ведь бороться итальянцу предстоит не с Марселем Киттелем, Диланом Груневехеном, Арно Демаром, Андре Грайпелем или Марком Кэвендишем, а с ребятами куда скромнее.
Основным конкурентом второго спринтера Quick-Step Floors выглядит второй спринтер Bora - Hansgrohe Сэм Беннетт. Петер Саган, как известно, на «Джиро» не приезжает, поэтому лидером немецкой команды в Италии уже второй год подряд становится именно 27-летний финишер из Ирландии. В 2017-м Сэм так и не сумел победить ни на одном из этапов, зато четыре раза финишировал в первой тройке, каждый раз впереди него оказывался спринтер Quick-Step Floors Гавирия. Надо сказать, что развозили гонщика Bora - Hansgrohe очень прилично, но колумбиец имел над ним заметное преимущество в скорости. Во второй половине прошлого сезона ирландец одержал большое количество побед на соревнованиях второго эшелона, правда в одном случае он сумел опередить самих Груневехена, Киттеля и Грайпеля. В этом сезоне у Беннетта побед пока нет и «Джиро» будет иметь для него колоссальное значение. Если Сэм опять не сумеет дать равный бой Quick-Step Floors, то рискует потерять в команде статус даже второго спринтера, молодой немец Паскаль Акерманн не дремлет.

У Беннетта не будет поезда сопоставимого с поездом Вивиани, все-таки у Bora - Hansgrohe есть амбиции и в общем зачете, связанные с Давиде Формоло и Патриком Конрадом. Тем не менее, в распоряжении у Сэма будет прекрасный последний разгоняющий Рудигер Зелиг, заметно прибавивший после своего ухода из «Катюши». В прошлом году Руди отлично поддерживал Беннетта именно на «Джиро». Помогать Зелигу должны Шиллингер и Фингстен, но их никак нельзя сравнить с исполнителями собранными в Quick-Step Floors. Тем не менее, шансы забрать 1-2 этапа у Беннетта весьма хорошие, в чистой скорости он если и уступает своему главному конкуренту, то совсем немного.
Третьим мы бы, пожалуй, выделили Денни ван Поппеля из Lotto - Soudal. Угадайте, каким по силе спринтером он считается в своей команде? Правильно, вторым. Голландец заметно моложе Вивиани с Беннеттом, ему всего 24, хотя в профессионалах он выступает уже много лет. В свое время именно он считался самым перспективным молодым спринтером Нидерландов. В возрасте 19 лет Денни дебютировал на «Тур де Франс», став самым молодым участником французского гранд-тура со временем Второй мировой войны и на первом же этапе попал в первую тройку. Дальше из достаточно скромной Vacansoleil он перешел в Trek Factory Racing, в 22 года первенствовал на этапе «Вуэльте» и оказался в Team Sky, в которой делил гонки с Вивиани. Британская команда не делала акцент на спринтеров и в роли второго номера в коллективе Брэйлсфорда Денни оказалось совсем тяжело. Шансов ему давали немного и почти всегда они появлялись на гонках только второго эшелона. Все это привело к тому, что перед началом нынешнего сезона ван Поппель перебрался в родной LottoNL - Jumbo, место первого финишера которой уже уверенно застолбил за собой Дилан Груневехен, отобравший у ван Поппеля статус самого перспективно спринтера страны.

В 2018-м у голландца пока одна победа. На последнем километре ему чаще всего придется надеяться только на себя, сильного разгоняющего у Денни просто нет. На гонку заявлены Хейс ван Хуке и Йос ван Эмден, но не один из них не имеет опыта работы последним разгоняющим. В чистой скорости ван Поппель Вивиани и Беннетту уступает, одна победа будет для него весьма успешным исходом.
Дальше чуть короче о трех итальянских спринтерах - Якубе Марецко, Саше Модоло и Андреа Гуардини. Каждый из них при определенных благоприятных условиях может покинуть родную супермногодневку не с пустыми руками.

Имеющему польские корни Якубу Марецко всего 24 года. В этом году побеждал он чаще, чем любой другой гонщик заявленный на «Джиро». Якуб праздновал успех уже восемь раз, столько же успешен он был и в прошлом году – 14 побед и дележ по этому показателю первого места с Киттелем и Гавирией. Загвоздка заключается в том, что все эти победы добыты на гонках почти любительского уровня, на соревнованиях такого калибра часто выступает его проконтинентальная команда Wilier Triestina - Selle Italia. В этом году, к примеру, было выиграно шесть этапов «Тура Марокко», а за всю свою профессиональную карьеру Марецко всего один раз побеждал в Европе, да и то на весьма скромной «Неделе Коппи и Бартали». Самая серьезная победа была добыта на «Туре Сан Луиса» два года назад, на одном из этапов аргентинской многодневки Якуб опередил Вивиани и Сагана.

Казалось бы, такого гонщика, как Марецко вообще не нужно воспринимать всерьез, но все дело в том, что скорость у него все-таки есть, причем очень хорошая. В прошлом году Якуб дважды был вторым на этапах «Джиро», оба раза проигрывая Гавирии. Извечные проблемы Марецко – плохая позиция перед началом спринта и слабая переносимость любых сложностей рельефа. Его команда часто неспособна обеспечить его хорошей поддержкой, а сам Якуб может на что-то претендовать только на самых простых этапах. Явно не на руку ему пойдет и тот факт, что Филиппо Поццато уехал из Израиля за пару дней до начала «Корса Розы», а именно Пиппо должен был помогать Марецко бороться за позицию. Тем не менее, пару раз он наверняка окажется на хорошей позиции и тогда даже Вивиани с Беннеттом придется несладко.

Андреа Гуардини по своим гоночным характеристикам очень похож на Марецко, просто он старше на пять лет, ну и опытнее. Подавляющее большинство своих побед Андреа, как и Марецко, одержал в Азии. Его можно назвать королем малазийской многодневки «Тур Лангкави», на которой у него целых 24 победы! На гонках, которые носят иное название Гуардини последний раз выигрывал в 2015-м году. На этом схожести Гуардини и Марецко не заканчиваются - оба они начали свои профессиональные карьеры в одной команде, только во времена Андреа она называлась Farnese Vini - Neri Sottoli, а сейчас стала Wilier Triestina - Selle Italia. Однако, у Гуардини был в карьере взлет, которого пока нет у Марецко. В 2012-м он сумел выиграть этап «Джиро» в борьбе с самим Кэвендишем, а затем подписал контракт с «Астаной». Больших успехов в казахстанской команде он не добился, у него были те же проблемы - трудности с выбором позиции и слабые навыки по преодолению холмистого рельефа. Дружина из Казахстана не была заточена под спринт и просто не могла обеспечить Гуардини необходимой поддержкой. С годами начало казаться, что итальянец потерял свою скорость, проведя в «Астане» четыре сезона он транзитом через UAE - Team Emirates перебрался в Bardiani - CSF.

Кажется, что сейчас Гуардини уступает Марецко в скорости, зато поезд у более опытного гонщика вроде посильнее, во всяком случае Андреа в прессе всегда нахваливает своего помощника Паоло Симиона.
У Саши Модоло, в отличие от Марецко и Гуардини, больших проблемы с холмистым рельефом никогда не было, на нем он чувствует себя весьма комфортно. К тому же на серьезных соревнованиях Саша побеждал гораздо чаще, в его активе две победы на этапах «Джиро» (обе добыты в 2015-м году), но в последние пару лет дела идут не очень. Связано это с тем, что по чистой скорости Модоло уступает большинству своих конкурентов, для того, чтобы побеждать ему нужно получать идеальную позицию. Когда он гонялся в Lampre - Merida на него «грегарили» Роберто Феррари и Ариель Максимилиано Ричезе. Перед началом 2016-го блистательный Ричезе перешел в другую команду, и Модоло просто перестал побеждать, вернее иногда он все-таки выигрывает, но только на второсортных соревнованиях.

Перед началом 2018-го года Модоло перебрался под крыло Джонатана Вотерса в Team EF Education First - Drapac p/b Cannondale. В феврале он выиграл этап «Вуэльты Андалусии», но состав участников там оставлял желать лучшего. Последним развозящим Саши на «Джиро» будет бельгиец Том ван Асбрук, помогать которому чуть раньше должны Митч Докер и Том Скалли. В общем-то, на фоне других коллективов состав под спринт не самый слабый, но скорости Модоло может не хватить для победы.

У вышеперечисленной тройки шансов на выигрыши этапов немного, но велоспорт штука непредсказуемая, возможны завалы на последних километрах, которые могут вывести из игры фаворитов, и тогда у Марецко, Гуардини и Модоло появятся возможности вновь напомнить о себе.

Компанию вышеперечисленной тройке в качестве «андердогов» составят Мануэль Беллетти, Клеман Вентурини, Никколо Бонифацио, Йенс Дебюссере и Бой ван Поппель (брат Денни). Проблемы у всех этих ребят схожие - по скорости они проигрывают Вивиани, Беннетту, Д. ван Поппелю и Марецко, а до первых двоих еще сильно не дотягивают по составу «грегари». Тем не менее, из этой группы мы все-таки выделим одного гонщика - Йенса Дебюссере из Lotto Soudal. У Дебюссере не самый слабый спринтерский поезд - в качестве последнего развозящего Тош ван дер Санде, а предпоследнего опытнейший Адам Хансен. По скорости Йенс тоже весьма неплох, ну по крайней мере превосходит ребят, рядом с которыми мы его перечислили. Несколько лет назад Дебюссере славился мощным финишем на однодневных гонках, даже выигрывал титул чемпиона Бельгии. В отсутствии Грайпеля Йенс второй раз в карьере получает шанс попробовать себя в спринте на гранд-турах и этот шанс нужно реализовывать лучше, чем на прошлогодней «Вуэльте».
Второй этап Giro d'Italia

На сегодняшнем (материал опубликован 5 мая) 167-километровом этапе из Хайфы в Тель-Авив участники соревнований большую часть времени будут колесить по дорогам, расположенным у побережья Средиземного моря, но вероятность образования эшелонов невысокая. Ветер средней силы - 5 метров в секунду, он будет попутно-боковым на первой половине этапа, но ближе к финишу станет преимущественно попутным. В любом случае, 5 метров в секунду - это недостаточно сильный ветер для того, чтобы пелотон порвался на мелкие группы. Хотя завалов и поломок никто не отменял, «генеральщикам» и их оруженосцам нужно быть начеку. Температура воздуха для Израиля весьма щадящая, 23-26 градусов.
В техническом плане последние километры не кажутся слишком опасными, последний поворот будет пройден за 750 метров до финиша, уже завтра все будет заметно сложнее. Однако, на позицию спринтеров технические особенности финишных километров влиять не должны, Вивиани и Беннетт должны оказываться впереди в независимости от этого фактора. Особенно это касается Вивиани, которому будет помогать отличная команда.

Предположим, что Вивиани выиграет сегодня, а в общей сложности заберет себе три этапа, 1-2 этапа достанутся Беннетту, один кому-нибудь из других спринтеров (предположим ван Поппелю, Дебюссере или Модоло), а однажды победит отрыв. «Очковый» зачет тоже выиграет Вивиани, правда для этого нужно попасть в лимит времени на всех горных этапах, но с этим итальянец должен справиться, если не захворает.
Made on
Tilda