Репетиция «Большой петли»: Criterium du Dauphine

Обзор этапов и основных претендентов на победу на французской многодневке «Критериум дю Дофине»
Сегодня во Франции начнется «Критериум Дофине». Долгие годы эту многодневку принято было считать генеральной репетицией «Тур де Франс». Именно на эту гонку наведывалась основная масса фаворитов «Большой Петли», да и один из этапов «Дофине» едва ли не точь-в-точь повторял один из этапов предстоящего гранд-тура. В этом году ситуация несколько иная - многие из претендентов на «Большую Петлю» выбрали «Тур Швейцарии», как заключительную подготовительную гонку к предстоящим июльским баталиям, но на статусности «Дофине» это никак не скажется. Если спросить у большинства экспертов и самих гонщиков о самом престижном недельном туре календаря, они почти наверняка назовут именно «Критериум Дофине».
История

Дофине - это историческая территория Франции, расположенная в ее юго-восточной части, в которую входят несколько департаментов ныне считающиеся частями двух регионов - Овернь - Рона - Альпы и Прованс - Альпы - Лазурный берег.

Впервые гонка прошла в 1947-м году, организатором стала местная газета «Дофине Либере», которая владела правами на многодневку до 2010-го года. ASO выкупила гонку у газеты и сократило её название, до этого она называлась «Критериум дю Дофине Либере».

Первым победителем стал поляк Эдвард Клабински, для которого выигрыш «Дофине» стал самым весомым достижением в карьере. В последние семь лет чаще всего побеждают британцы из Team Sky - два раза выигрывал Брэдли Уиггинз и трижды Крис Фрум. В прошлом году победную серию Фрума прервал датчанин Якоб Фульсан из «Астаны». В 2018-м ни Фрума, ни Фульсана в составе участников нет.

Рекордсменами по количеству побед в общем зачете являются Нелло Лауреди, Луис Оканья, Бернар Ино, Шарли Мотте и все тот же Крис Фрум, каждый покорял общий зачет по три раза. В национальном рейтинге, разумеется, лидируют местные гонщики, у них 30 побед, у испанцев 10, у британцев семь. В 1999-м победителем общего зачета стал Александр Винокуров - это единственный триумф представителей бывшего СССР.

В этом году соревнования пройдут уже в 70-ый раз, отменена гонка была всего дважды, в 1967-1968-м годах.


Маршрут

За восемь дней участники проедут относительно немного – всего лишь 958,6 км, причем протяженность самого длинного этапа составляет 181 км. Практически все горные этапы будут короткими, не более 130 километров. В последние годы такие короткие тяжелые этапы становятся популярны, поскольку в большинстве случаев приводят к агрессивной и динамичной борьбе. Ни одного по-настоящему равнинного этапа в маршруте «Дофине Либере» не запланировано - четыре этапа можно назвать высокогорными, два холмистыми, к ним добавили пролог и командную «разделку»


Пролог. Валанс (6,6 км)

В этом году «Критериум Дофине» откроется в Валансе, расположенном в департаменте Дром (регион Овернь — Рона — Альпы). В первый день гонки пройдет пролог протяженностью 6,6 км.
Трассу пролога нельзя назвать абсолютно равнинной, но она, безусловно, подойдет специалистам «разделок». Первая часть немного под гору, а вторая наоборот в гору, но градиенты незначительные, на последнем километре около 2%.

В техническом плане дистанция тоже не выглядит сложной, но не без нескольких неприятных поворотов, когда «разделка» проходит в городе, никак не обойтись. Последний вираж расположен всего за сто метров до финишной черты.

К числу фаворитов дня можно отнести большую часть гонщиков Team Sky, которые выйдут на старт многодневки – Михал Квятковски, Герэйнт Томас, Джанни Москон, Джонатан Кастровиехо. Опасными конкурентами для них станут два представителя BMC Racing Team – Том Боли и Патрик Бевин. Из других команд выделим выступавших на «Джиро» Виктора Кампенартса, Йоса ван Эмдена, а также Дэрила Импи. Кампенартс даже специально сошел с итальянского гранд-тура, чтобы начать подготовку к прологу «Дофине».



Первый этап. ВалансСен-Жуст-Сен-Рамбер (179 км)

Первый групповой этап многодневки будет иметь протяженность 179 километров, он соединит Валанс и городок Сен-Жуст-Сен-Рамбер, расположенный в департаменте Луара, все того же региона Овернь — Рона — Альпы.
По ходу этапа гонщики преодолеют сразу семь категорийных подъемов, но наиболее сложные из них расположены на первой половине маршрута. Финишную черта впервые преодолеют за 24,5 км до завершения этапа, после этого участники проедут еще два круга по 12 с небольшим километров, на каждом из этих кругов находится один и тот же подъем четвертой категории, но он слишком простой (1,3 км, 4,5%), чтобы остановить спринтеров. Немногочисленные финишеры, посетившие в этом году «Дофине», получат хороший шанс добиться победы на этапе.

Фавориты – Фабио Якобсен, Паскаль Акерманн, Фил Баухаус, Брайан Кокар, Дэрил Импи, Эдвальд Боассон Хаген.



Второй этап. МонбризонБельвиль (180,5 км)

Второй этап даст спринтерам последний шанс на успех. Начнется день в Монбризоне (департамент Луара), а завершится в Бельвиле, находящимся в департаменте Рона, регион все тот же - Овернь — Рона — Альпы. Общая протяженность этапа - 180,5 км.
Категорийных подъемов будет пять, но большая их часть расположена на второй половине маршрута. Последний подъем третьей категории предстоит проехать за 29,5 км, его протяженность 3,8 км, а средний градиент 6%. Не исключено, что какая-нибудь из команд попробует просеять пелотон и скинуть некоторых из спринтеров, но большинство финишеров все-таки должна удержаться в основной группе и разыграть победу на этапе. Фавориты те же, что и в предыдущий день.



Третий этап. Пон-де-ВоЛуан (35 км). TTT

В третий день состоится один из самых важных этапов гонки, после которого некоторые из претендентов на общий зачет могут получить хорошее преимущество над своими конкурентами. Командная «разделка» протяженностью 35 км станет, ко всему прочему, важным тестом перед «Туром», ведь в его маршрут в этом году тоже входит командная гонка на время, причем тоже 35-километровая. Стартуют участники соревнований в Пон-де-Во (департамент Эн), а финишируют в Луане (департамент
Сона и Луара), впервые оказавшись на землях региона Бургундия — Франш-Конте
Набор высоты за 35 километров едва достигает 200 метров – это совсем немного, единственный осязаемый подъем будет пройден на первых же километрах. В техническом плане дистанция «разделки» выглядит не самой сложной.

В составе Team Sky всех гонщиков можно считать сильными «раздельщиками», компанию выше озвученным Томасу, Квятковски, Москону и Кастровиехо составят Геоган Харт, Роу и ван Баарле. Конечно, не все в этом виде решают составы, но обставить британский коллектив в этот день будет затруднительно. Главным конкурентом Team Sky выглядит BMC Racing Team, но в их заявке на «Дофине» собраны отнюдь не все сильнейшие специалисты гонок с раздельным стартом. Неплохой подбор исполнителей у Quick-Step Floors и Mitchelton - Scott, но бороться с Team Sky им должно быть тяжело.


Четвертый этап. Шазе-сюр-ЭнЛанс-ан-Веркор (181 км)

Короткое пребывание в регионе Бургундия – Франш-Конте подойдет к концу на первом горном этапе. Собственно говоря, этап уже начнется в привычном для гонки регионе Овернь – Рона – Альпы. Стартовый населенный пункт Шазе-сюр-Эн расположен в департаменте Эн, а финишный Ланс-ан-Веркор в департаменте Изер. Всего будет пройден 181 километр.
В маршрут первого горного этапа входят всего три подъема, но один из них имеет высшую категорию сложности. Вершина Коль ду Мон Нуар (17,5 км, 6,9%) располагается за 37,5 км до финиша. Первая половина этого перевала заметно сложнее второй.
Завершится же этап на макушке горы второй категории. Протяженность восхождения составит 4,8 км, а средний градиент 7,5%. Самым крутым будет второй километр подъема, там градиент 10.4%, затем идут два пологих километра с градиентом едва за 5%, а финишный кусок со средним 7,7%.
Скорее всего победить отрыву на этом этапе не дадут, в силу того, что разрывы в общем зачете в этот момент вряд ли будут большими. Учитывая это к числу фаворитов можно отнести Жулиана Алафилиппа, Адама Йейтса, Дэна Мартина, Тиша Беноота и Герэйнта Томаса, но ближе к самому этапу будет виднее.


Пятый этап. ГренобльВальморель (130,5 км)

Второй горный день начнется в Гренобле - одном из самых популярных городов, регулярно принимающих этапы «Тур де Франс» и «Критериум Дофине». Завершится этап в горнолыжном курорте Вальморель. Гренобль, как известно, является административным центром департамента Изер, а также исторической области Дофине. Альпийский горнолыжный курорт Вальморель расположен в департаменте Савойя. Общая протяженность этапа всего 130,5 км.
На первых километрах будут пройдены два коротких подъема второй категории, после спуска с которых наступит время длинного равнинного отрезка. Штурм последней горы начнется на 118 километре маршрута.

Протяженность подъема к Вальморелю составляет 12,7 км, средний градиент 7%. Уклоны достаточно стабильные, но вторая часть восхождения все-таки чуть попроще, средний градиент последних трех км на уровне 6,2%. Каких-то ярко выраженных крутых кусков нет. В принципе, подъем с натяжкой тянет на высшую категорию сложности.

Шансов у отрыва будет уже побольше, чем на четвертом этапе, но до старта гонки кажется, что вероятность победы пелотона все-таки выше. К числу фаворитов можно отнести тех же гонщиков, которых мы отмечали на предыдущем этапе (за исключением Беноота), а к их числу добавить Эмануэля Бухманна, Марка Солера, Ромена Барде, Пьера Латура, Хайме Росона. Интересно будет последить за динамикой формы Винченцо Нибали, Ильнура Закарина и Варрена Баргиля. Кто-то из них может преподнести сюрприз.

В 2013-м Крис Фрум выиграл на вершине финишной горы пятый этап «Дофине». Это единственный в XXI веке случай, когда в Вальморель заглядывала крупная велосипедная гонка.


Шестой этап. ФронтенексЛа Розьер (110 км)

В субботу, наконец, наступит время того самого горного этапа, который едва ли не абсолютно идентичен этапу, который через месяц будет задействован на «Тур де Франс». Разница лишь в том, что на «Дофине» этап стартует в коммуне Фронтенекс, а на «Туре» все начнется в Альбервиле. Хотя на недельной многодневке этап тоже начнется в Альбервиле, но к нулевому километру гонщики поедут из Фронтенекса, поэтому стартовой локацией указан именно он. Стартует день в департаменте Савойя, а завершится в горнолыжном курорте Ла Розьер, находящимся в департаменте Верхняя Сона (регион Бургундия — Франш-Конте).
Общая протяженность этапа всего 110 километров, но в гору будет набрано более 4000 метров! Первые две горы дня имеют высшую категорию сложности, причем совершенно заслуженно - Монте де Бизанн (12,4 км, 8,1%), Коль ду Пре (12,6 км, 7,6%). Вершина второго из них расположена за 50,5 км до финиша этапа. Вторая половина обоих этих перевалов заметно сложнее первой, на обоих есть пятикилометровые участки с градиентами за 9% и затяжные куски с градиентами за 10%, лишь последний километр восхождения на Коль ду Пре относительно пологий.

Вскоре после Коль ду Пре нужно будет подняться на подъем второй категории Корме де Розелен (5,7 км, 6,4%), относительно крутая часть этой горы расположена на ее первых двух километрах, там средний градиент около 7,5%.

После Корме де Розелен наступит время длинного спуска, по завершению которого пойдет штурм последнего подъема дня к Ла Розьер. Подъем затяжной, но при этом достаточно пологий (17,6 км, 5,8%), от организаторов он получил первую категорию. Тяжелая часть восхождения расположена в средней части горы, но и там градиенты незапредельные - четыре километра с 8,5%, разделенные одним километров с градиентом 6,2%. Нижняя и верхняя части подъема к Ла Розьер пологие.
На таких коротких горных этапах отрывы обычно побеждают крайне редко. В числе фаворитов те же гонщики, что и на предыдущем.

Финиш в Ла Розьер на крупных гонках в последние годы использовали нечасто. В 2014-м этап «Тур де л'Авенир» тут забрал Мигель Анхель Лопес, а вслед за ним финишировали Роберт Пауэр и наши Алексей Рыбалкин с Александром Фолифоровым. В 2015-м на той же самой молодежной гонке в Ла Розьер победил француз Гийом Мартан, а третьим был Марк Солер. Оба они, как и Пауэр, принимают участие в «Критериум Дофине» в этом году.



Седьмой этап. МутьеСен-Жерве (136 км)

В последний день «Дофине» пройдет еще один короткий горный этап. Старт его примет коммуна Мутье, находящаяся все в той же Савойе, а финиш еще один горнолыжный курорт, Сан-Жерве, расположенный в департаменте Верхняя Савойя (Овернь – Рона – Альпы). Общая протяженность этапа всего 136 километров.
За 136 километров гонщики наберут более 4000 метров гору. В маршрут этапа входят четыре подъема первой категории и один третьей.

Сначала гонщики поднимутся на Корме де Розелен, который они проходили в предыдущий день, но на сей раз подъем будет пройден с другой стороны. Протяженность восхождения 19 км, а средний градиент 6%. Серьезных «крутяков» на горе нет, зато есть несколько заметных выполаживаний. Нижняя часть подъема чуть сложнее верхней, на ней есть пятикилометровый участок со средним градиентом почти 8%.

До вершины Коль де Cези (15,1 км, 6,4%) участники соревнований доберутся за 49 километров до финиша. Этот перевал отмечается частым чередованием градиентом, суперкрутых кусков на нем нет, но частo 4-5%-ные участки сменяются 10%. В средней части Коль де Cези есть короткий участок «даунхилла», буквально 300-400 метров. Самый крутой кусок примерно за пять километров до вершины, там градиент в районе 11%, правда всего 300 метров. В целом, вторая половина подъема посложнее, но незначительно.

За 13 километров до завершения этапа начнется двухступенчатое восхождения к финишу, которые организаторы решили поделить на две горы первой категории. Сначала нужно будет взобраться на очень крутой, но короткий Кот де Амеранд (2,7 км, 11,2%), на котором даже есть два километра с градиентом за 13%, а затем на финишный Ле Беттекс (7 км, 7,7%). Амеранд и Беттекс разделяют всего два километра спуска и равнины. Самым сложными на Беттекс станут последние полтора километра с градиентом около 9,5%, последние сотни метров и вовсе за 10%.
Трудно рассуждать о том, кто может оказаться в отрыве на таком этапе за неделю до его проведения, это будет зависеть от ситуации в генеральной классификации на тот момент, но учитывая, что все горные этапы короткие, все они могут достаться «генеральщикам».

В 2015-м этап «Дофине» с прохождением Амеранда и Беттекса выиграл Крис Фрум, через год в рамках «Тур де Франс» тут побеждал Ромен Барде. Тот успех позволил французу закончить гонку на втором месте в общем зачете. В 2016-м на престижной молодежной многодневке «Джиро делла валле д'Аоста» равных не было украинцу Марку Падуну.



Фавориты

Для начала расскажем почему на «Дофине» не приехали все звезды Movistar Team, Ричи Порт и Якоб Фульсан. В этом году из-за чемпионата мира по футболу «Тур де Франс» был сдвинут на неделю вперед, в связи с этим некоторые гонщики решили, что между «Дофине» и «Туром» получается слишком большая пауза. Недостающих фаворитов «Большой Петли» мы вскоре увидим на «Туре Швейцарии». Разумеется, Крис Фрум нигде стартовать до начала «Тур де Франс» не будет - это стандартная практика для гонщиков, которые едут в один сезон «Джиро» и «Тур» и рассчитывают что-то показать на обеих гонках.

Пока Саймон Йейтс шокировал всех на «Джиро», сначала своими феноменальными результатами, а потом неожиданным крахом, его брат-близнец Адам Йейтс выступал на «Туре Калифорнии», на котором занял четвертое место. Результат, конечно, так себе, ничего выдающего в нем, но это были первые соревнования Адама после перелома костей таза. Сам англичанин перед началом американской многодневки подчеркивал, что не собирается бороться за победу, приехал он на нее дабы вновь втянуться в соревновательный ритм и просто попасть в первую десятку. В горах Калифорнии убедительнее Йейтса выглядел только колумбиец Эган Берналь, но с тех пор прошло уже три недели и форма Адама наверняка стала лучше.

Для представителя Mitchelton - Scott «Дофине» станет заключительным стартом перед «Тур де Франс», на котором он будет одним из двух капитанов своей команды. На «Дофине» Адам ранее выступал три раза, в его активе есть шестое и седьмое место в общем зачете, причем шестым он становился еще в 2014-м году, когда ему был всего 21 год. Да, раньше Адам никогда не поднимался даже на пьедестал французского недельной гонки, но все прошлые герои на «Дофине» в этом году не приехали, поэтому Адам должен считать одним из главных фаворитов.

Состав Mitchelton - Scott на командную гонку не выглядит оптимальным, но это дружина уже приучила нас к тому, что способна хорошо проехать этот вид и не с самым сильным подбором гонщиков. Скорее всего Адам после третьего этапа получит хорошую позицию в общем зачете, которую в горах он может даже улучшить. Контролировать гонку на шестом и седьмом этапах будет затруднительно, но в случае чего Карлос Верона, Роберт Пауэр и Дэмиен Хоусон могут это сделать.
В последние годы Ромен Барде стабильно хорошо выступает на генеральном прогоне «Большой Петли». Четыре сезона подряд он заканчивает многодневку в первой шестерке общего зачете, лучший его результат - второе место в 2016-м году.

Обычно Ромен на «Дофине» показывает достойную, но при этом не пиковую форму, однако, в этом году состав участников чуть поскромнее и это увеличивает шансы Барде на победу. Конечно, его нельзя отнести к мастерам «разделок», да и его команда в этом виде не хватает звезд с неба, но на «Дофине» все должно быть относительно неплохо, в заявке есть Алекси Гужар, Тони Галлопан и Пьер Латур. Эти гонщики должно обеспечить AG2R La Mondiale относительно небольшое отставание после командной гонки, да и в горах поддержка Барде будет на должном уровне, все будет зависеть от его кондиций в заключительные дни гонки.
Каталонец Марк Солер на «Большой Петле» станет ключевым оруженосцем для трио Ланда-Кинтана-Вальверде, но перед этим ему предстоит проехать «Дофине» в качестве капитана Movistar Team. Главная проблема Марка заключается в том, что его команда скорее всего много потеряет в «разделке», а он не является супер сильным горным гонщиком. Однако, способность хорошо восстанавливаться, по крайней мере в рамках недельной многодневки, он уже демонстрировал. Все помнят, как он сумел неожиданно прорваться на первое место в генеральной классификации «Париж – Ницца», да и «Тур де л'Авенир» он забрал именно за счет стабильности на идущих подряд горных этапах.

В прошлом году Солер в этот же период сезона занял восьмое место на «Туре Швейцарии», но с тех пор 24-летний гонщик стал заметно сильнее. Он вполне может вмешаться в борьбу за призовые места.
Валлиец Герэйнт Томас должен был возглавить Team Sky на «Тур де Франс», если бы на гонку по той или иной причине не попал Крис Фрум. Сейчас ситуация уже не такая однозначная, если Фрума все-таки отцепят от «Большой Петли», место капитана может перейти к совсем юному колумбийцу Берналю, великолепно проявившему себя в первой половине сезона. Тем не менее, Томас наверняка получит отличную позицию в общем зачете после командной «разделки», к тому же он способен здорово проехать пролог. Однако, в дальнейшем у Томаса могут начаться проблемы, его ахиллесовой пятой считает плохая восстанавливаемость и четыре подряд горных этапа могут оказаться для него слишком тяжелым испытанием, начать он их может за здравие, а кончить за упокой.

На проходившем в апреле «Туре Романдии» Герэйнт был предстартовым капитаном Team Sky, но на самой гонке он неожиданно провалился. В 2016-м перед «Тур де Франс» он проехал «Тур Швейцарии» и после первых этапов все у него складывалось хорошо, но в конце он выбился из сил и финишировал только во втором десятке генеральной классификации. Тем не менее, сбрасывать со счетов Томаса нельзя, вдруг ему все-таки удастся пройти горные этапы ровно. В горах ему не нужно будет атаковать, перед ними он будет иметь преимущество над своими конкурентами.
Дэн Мартин – единственный гонщик из прошлогоднего топ-5, который выступает на «Дофине». Более того, два последних сезона ирландец занимал в общем зачете третье место и демонстрировал в июне отличную подготовку. Однако, перед началом нынешнего года Мартин погнался за длинным рублем и перешел в UAE - Team Emirates, а эта команда в 2018-м выступает просто провально, все её титулованные новички явно не дотягивают до своих лучших результатов. Мартину весной немного не везло, но было видно, что посредственные результаты связаны не только с отсутствием удачи, но и с отсутствием ног, которые у него были в прошлые сезоны. Судя по составы UAE - Team Emirates Мартин просто обречен потерять много времени в командной «разделке» и ему вряд ли удастся повторить прошлогодние достижения.

А вот кто может удивить со знаком плюс, так это немец Эмануэль Бухманн из Bora - Hansgrohe, который пусть и не так заметно, но продолжает прогрессировать из года в год. В прошлом году 25-летний немец закончил «Дофине» на седьмом месте, а весной этого сезона он попал в топ-10 на всех трех многодневках мирового сезона, в которых принимал участие, в том числе заняв четвертое место на «Туре Страны Басков».
Итальянец Дамиано Карузо в июне прошлого года занял второе место в генеральной классификации «Тура Швейцарии». Обычно, в горах Карузо не так ярок, но «Дофине» у него будет хорошая возможность проявить себя перед «Тур де Франс», на котором ему предстоит «грегарить» на Ричи Порта. Надо учитывать, что BMC Racing Team должна сильно проехать «разделку», а значит горные этапы Карузо может начать с неплохим гандикапом по отношению к основной массе своих конкурентов.
Будет интересно посмотреть на форму Ильнура Закарина, Варрена Баргиля и Винценцо Нибали. Первые двое весной не блистали, но и Ильнур и Варрен строили свою подготовку целенаправленно именно к «Туру», что подразумевает определённую динамику набора формы. Не исключено, что Ильнур уже близок к своим кондициям и покажет что-нибудь интересное на одном из этапов, если будет хорошо себя чувствовать. Нибали тоже готовится к «Большой Петле», да и в былые годы на «Дофине» он никогда не феерил.

Преподнести сюрприз вполне способны партнеры Ромена Барде и Марка Солера по AG2R La Mondiale и Movistar Team Пьер Латур и Хайме Росон. Не стоит сбрасывать со счетов Жулиана Алафилиппа и Боба Юнгелса из Quick-Step Floors, правда первый очень часто устает к концу тяжелых по рельефу многодневок, а второму слишком рано быть на пике формы, если он хочет быть хорош на «Туре».

Пейо Бильбао в ближайшие дни будет капитаном Astana Pro Team, но «Джиро» была настолько тяжелой, что сил на общий зачет «Дофине» может и хватить.

Прогноз:
1) Адам Йейтс,
2) Ромен Барде,
3) Марк Солер.
Made on
Tilda