Горы, долины и подготовка к «Туру»: Превью Tour de Suisse

Обзор этапов и основных претендентов на победу на престижной швейцарской многодневке Tour de Suisse
«Критериум Дофине» в самом разгаре, а в эту субботу начнется другая многодневка, которая конкурирует с французской уже много лет. В Фрауэнсфельде будет дан старт 82-му по счету «Туру Швейцарии» - девятидневной гонке, одной из ключевых подводящих к «Большой Петле».
История

Длинный Тур по дорогам Швейцарии пытались организовать еще в 1908-м году, в честь 25-летия местной федерации велоспорта, но сделать это на тот момент не удалось. Через 25 лет, когда местной федерации исполнялось полвека первое издание «Тура Швейцарии» все-таки было проведено. Тогда многодневка состояла всего из пяти этапов, которые прошли в конце августа - начале сентября. Первым победителем общего зачета стал австриец Макс Булла. Со временем гонка заняла нынешнее место в календаре и стала проходить в июне, этапов тоже стало больше.

Не проводился «Тур Швейцарии» всего четыре раза, разумеется, в годы Второй мировой войны - в 1940-м, а также в 1943-1945 г.г. Потихоньку многодневка стала одной из самых престижных, во второй половине 40-х и в 50-х ее выигрывали такие легенды, как Джино Бартали, а потом Хуго Коблет и Ферди Кюблер, в 70-х первенствовали Эдди Меркс и Роджер де Фламинк. Единственная победа гонщика из СНГ датирована 2003-м годом, тогда сильнейшим оказался Александр Винокуров.

Итальянец Паскуале Форнара никогда не выигрывал гранд-туры, зато в 50-х ему четырежды покорился швейцарский тур, и он до сих пор остается лидером по числу побед в общем зачете. По три раза выигрывали Коблет, Кюблер и ныне действующий португалец Руй Кошта. В национальном рейтинге уверенно лидируют хозяева, но итальянцы уступают им совсем немного - 23 победы против 19, у идущих третьим бельгийцев всего восемь триумфов. Действующим победителем «Тура Швейцарии» является словенец Симон Шпилак, он, как и Кошта, примет участие в гонке и в этом году.

В подавляющем большинстве случаев швейцарская гонка проигрывала «Критериум Дофине» борьбу за звезд первой величины, поэтому в последние десятилетия только один гонщик сумел после победы на «Туре Швейцарии» выиграть потом и «Большую Петлю». Им в 2001-м был Лэнс Армстронг, но через много лет у американца отобрали все его победы, а до него, в 1974-м году выиграть «Тур Швейцарии» и «Тур де Франс» смог Эдди Меркс.



Маршрут

В этом году организаторы подготовили маршрут, который явно больше подойдет «генеральщикам» с хорошей «разделкой», ярко выраженным специалистам горного рельефа в борьбе за общий зачет придется очень непросто. Пару лет «Тур Швейцарии» был невероятно тяжелым, тогда это многим не понравилось, в этом году наблюдается перекос в другую сторону - горные этапы недостаточно сложные.

Всего же за девять дней гонщики преодолеют 1215 километров, разделенные на четыре равнинных-холмистых этапа, три высокогорных этапа, а также две «разделки» - командную и индивидуальную. Общий набор высоты за всю многодневку составляет 16471 метр.


Первый этап. Фрауэнфельд (18,3 км). TTT
Набор высоты - 190 метров


В последние годы организаторы используют одинаковый формат, первые и последние два этапа получают одни и те же населенные пункты. В этом году старт «Тура Швейцарии» примет город Фрауэнфельд, столица немецкоговорящего кантона Тургау. Обычно в первый день проходит индивидуальная «разделка», имеющая протяженность 6-10 километров, но в этом году нас ожидает ноу-хау - 18-километровая командная гонка на время.
Разумеется, командная «разделка» не может быть слишком сложной по рельефу, но определенные неровности на ней все-таки имеются. После трехкилометрового равнинного куска будет участок с градиентом 5%, который будет продолжаться примерно тысячу метров, после него короткие отрезки равнины и спуска, быстро чередующиеся с друг другом, а потом второй тягун, на сей раз почти полтора километра с градиентом 4,8%, после него примерно три километра по ровной местности. Вторую половину пути занимает короткие спуск и равнинный семикилометровый кусок до самого финиша.

Со стороны «разделка» не выглядит технически сложной, но от падений никто никогда не застрахован, на первых и последних километрах несколько неприятных виражей. В целом, командная гонка подойдет коллективам, в котором собраны много сильных «раздельщиков».

На момент написания превью у нас еще нет окончательного стартового протокола, но судя по предварительному явными фаворитами выглядят Team Sunweb (Вилко Келдерман, Майкл Мэттьюз, Никиас Арндт и Серен Крал Андерсен) и BMC Racing Team (Штефан Кюнг, Ричи Порт, Тиджей Ван Гардерен и Грег ван Авермат). Две эти команды завоевали в прошлом году золото и серебро на чемпионате мира в Бергене.




Второй этап. Фрауэнфельд – Фрауэнфельд (155 км).
Набор высоты – 1960 метров


Во второй день пребывания в Фрауэнфельде участников соревнований ждет круговая дистанция. Общая протяженность этапа 155 километров, которая образуется за счет прохождения четырех холмистых кругов по 39 километров (первый круг официально займет 38 км).
На каждом из кругов будет пройдено несколько коротких подъемов, самый заметный из которых получил от организаторов третью категорию сложности. Этот холм имеет протяженность около двух километров и средний градиент в районе 7%, но на нем есть очень крутой, пусть и непродолжительный кусок. Помимо него, на первых километрах круга расположен еще один холм, но более пологий - 2,5 км с градиентом 4%, а после категорийного подъема имеется 3-километровый тягун с градиентом в районе 3,5%. Последние семь километров круга, после спуска, преодолеваются по равнине. В общем, средняя часть круга в окрестностях Фрауэнфельда непростая, за этап набегает почти 2000 метров в гору, попробовать отцепить некоторых спринтеров вполне можно.

Последний раз категорийный подъем будет пройден за 21 километр до финиша. На отметках 50,5, 89,5 и 128,5 км расположены промежуточные спринтерские премии, на которых можно получить бонусные секунды, но вряд ли они достанутся «генеральщикам». Как это часто бывает на «Туре Швейцарии», заключительные километры в техническом плане непростые, но последний поворот располагается примерно в 900 метрах от финишной черты.

В числе фавориты, конечно, должны быть финишеры, которые при этом хорошо имеют преодолевать холмы. Гонщиков такой специализации в предварительной заявке хватает: победитель 15 этапов швейцарской многодневки Петер Саган, Майкл Мэттьюз, Сонни Колбрелли и Магнус Корт Нилсен. Тройке Фернандо Гавирия, Арно Демар и Александр Кристофф удержаться впереди будет чуть сложнее, зато в чистой скорости Гавирия должен превосходить конкурентов. Есть в старт-листе и немец Джон Дегенкольб, но судя по его перфомансу на недавнем этапе Hammer Series в Лимбурге - он далек от своих лучших кондиций. Предположим, что этап выиграет Гавирия.



Третий этап. Оберштамхайм — Ганзинген (182,8 км)
Набор высоты - 1986 метров


Третий день «Тура Швейцарии» начнется в кантоне Цюрих - одном из самых крупных в стране. Стартовой локацией станет крошечная коммуна Оберштамхайм. Закончится этап в Ганзингене, находящимся в кантоне Аргау. На второй половине этапа гонщики вновь окажутся на круге, на сей раз его нужно будет проехать два раза. Общая протяженность этапа составит 182,8 км.
Оберштамхаймский круг имеет протяженность 29,9 километра. Примечательно, что финишная черта расположена между двумя подъемами, которые входят в этот круг, то есть на один из этих подъемов нужно будет взобраться три раза, а на другой только два. Протяженность первого холма составляет примерно четыре километра, а градиент 4,5% (именно его гонщики будут проходить последним на этапе), второй подъем чуть короче, зато немного покруче - 3,4 км, 5%. От вершины заключительного холма до финиша всего пять с половиной километров, большую их часть займет спуск, но сам финиш немного в гору, с градиентом 2-3%. Промежуточные спринты расположены на отметках 132,2 и 162,1 км.

В целом, этап во многом схож с предыдущим, об этом свидетельствует даже примерно одинаковый набор высоты, но селекция в основной группе должна быть серьезнее. Последний раз «Тур Швейцарии» заглядывал в Ганзинген шесть лет назад, этап из отрыва выиграл россиянин Владимир Исайчев.

Фавориты все те же, но многим из них на этих холмиках придется несладко. Кристоффу и Демару удержаться в остатках пелотона будет архисложно, зато в борьбу могут вмешаться Грег ван Авермат и Микаэль Альбазини. Предположим, что этап достанется Петеру Сагану.




Четвертый этап. Ганзинген – Гштад (189,2 км)
Набор высоты – 2180 метров

Четвертый этап станет самым затяжным. Преодолев 189,2 км участники гонки переберутся из Ганзингена в деревеньку Гштад, расположенную в кантоне Занен. Любителям спорта курортный Гштад известен благодаря теннисному грунтовому турниру, который проводится в этой деревеньке.

Долго рассказывать о маршруте этапа не придется, на первых километрах расположен подъем третьей категории, который не должен иметь большого значения. На последних 50 километрах начнется постепенный набор высоты, который подготовит всех к началу подъема на первую в гонке гору второй категории. Протяженность восхождения на перевал Сааненмёзер составляет восемь километров, а средний градиент всего четыре с половиной процента. От вершины подъема до финиша менее 10 километров, большая их часть придется на спуск, но три последних километра будут равнинными.
Промежуточные финишы на 132-м и 172-м километрах пути.

Фавориты - Петер Саган, Майкл Мэттьюз, Микаэль Альбазини, Грег ван Авермат. К ним можно добавить победителя одного из этапов недавней «Джиро» Энрико Баттальина.



Пятый этап. Гштад — Лойкербад (155,7 км)
Набор высоты - 2580 метров


В пятый день «Тура Швейцарии» состоится первый полноценный горный этап. Стартовав в Гштаде, гонщики финишируют в Лойкербаде (кантон Вале). Общий набор высоты составит 2580 метров за 155,7 км, с прохождением двух гор первой и одной горы высшей категории.

Дорога пойдет вверх с самого старта. По какой-то причине организаторы дали стартовому подъему первую категорию, хотя он слишком пологий, всего лишь 15 с половиной километров с градиентом 3,2%, хотя вторая его половина потяжелее, но и она не слишком выдающаяся - около 5%.

После спуска и длинного куска равнины наступит время тяжелой завершающей стадии этапа, но в действительности и два последних подъема не являются слишком сложными. Подъем высшей категории никак не соответствует столь высокому рангу - около 14 километров с градиентом 5,8%. После очередного «даунхилла» и короткого равнинного отрезка финишный подъем к Лойкербаду, который тоже не поражает воображение - 14 с половиной километров с градиентом около 4,5%. В средней части восхождения есть пятикилометровый отрезок с градиентом за 6,5%. Промежуточные спринты будут разыграны на 101,5 и 134,6 км.

На подъеме в Лойкербаде этап «Тура Швейцарии» в XXI веке заканчивался всего один раз, в 2006-м победил на нем совсем молодой Стив Морабито. Выступавший тогда за Phonak Hearing Systems Морабито был в отрыве вместе с бельгийцем Юргеном ван Гооленом и их так и не догнали. Позади них Анхель Висиосо финишировал третьим, опередив Кольдо Хиля и Паоло Беттини. Отметим, что рельеф этапа тогда был полегче.

Фаворитами дня должны считаться горовосходители, обладающие хорошим спринтерским куском, но таких в старт-листе немного. Мы бы выделили Руя Кошту, в предварительно заявке также значатся Тим Велленс, Бауке Моллема, Горка Изагирре и Жозе Гонсалвеш, но форма многих из них вызывает вопросы, Велленс и Гонсалвеш недавно выступали на «Джиро».



Шестой этап. Фиш — Гоммисвальд (186 км)
Набор высоты - 3328 метров


На шестом этапе настанет время для классических перевалов «Тура Швейцарии». Гонщики проедут 186 километров из Фиша (кантон Вале) в Гоммисвальд (кантон Санкт-Галлен). Большая часть дня дорога будет идти в северо-восточном направлении. Общий набор высоты составит 3328 метров - это наивысший показатель многодневки в этом году.

Перевалы Фуркапасс и Клаузенпасс имеют высшую категорию сложности, оба они действительно тяжелые, но расположены они слишком далеко от финиша. Макушка Фуркапасса (16,4 км, 6,5%) будет пройдена на 38-м километре, а Клаузенпасса (22,5 км, 6,2%) на 117-м. Фуркапасс чуть полегче, но и на нем встречаются тяжелые участки, к тому же пик перевала находится на высоте 2430 метров. Пик Клаузенпасса не дотягивает до 2000 метров, но подъем на 100% заслуживает высшую категорию. На последних 12 км средний градиент за 7,5%, первая половина заметно положе и на ней даже имеется короткий «даунхилл».
Но от вершины Клаузена до финиша еще 70 километров, которых будет достаточно, чтобы многие гонщики отставшие на подъеме сумели вернуться в основную группу.

После затяжного спуска и равнины, за три километра до финиша, начнется короткое восхождение на последний холм. Подъем займет чуть менее трех километров и его средний градиент не дотягивает до 5,5%, но на нем хватает крутых участков и выполаживаний. Самая крутая часть начинается за два с половиной километра до финиша и продолжается чуть больше километра, дальше попроще.

Промежуточные спринтерские премии на отметках 156,5 и 179,3 км.
В числе фаворитов опять гонщики, которые умеют преодолевать высокие горы и способные выдать мощное финишное ускорение. Хотя, на этом этапе нельзя исключать и победу отрыва, некоторые сильные горовосходители уже могут проигрывать в общем зачете достаточно много.



Седьмой этап. Эшенбах — Ароза (170,5 км)
Набор высоты - 2923 метра
На седьмом этапе «горняки» получат едва ли не единственную возможность заработать какое-то преимущество в общем зачете, хотя и эта возможность у них будет весьма относительная. Старт будет дан в Эшенбахе (кантон Цюрих), а финишируют на вершине подъема в Арозе (кантон Граубюнден) через 170,5 км.
На 25-м километре будет пройден подъем третьей категории, но рассказывать о нем нет никакого смысла, сразу перейдем к решающей стадии этапа. Последняя гора очень длинная, целых 27,6 км, но средний градиент всего 4,1%. В очередной раз можно констатировать, что она не слишком подходит для успешных атак сильных «горняков». Градиент первых 6 км впечатляет, около 8%, но затем начинается 18-километровый отрезок, который можно назвать едва ли не равнинным, всего лишь с несколькими километрами за 4%. За три с половиной километра до вершины дорога вновь станет крутой, целых два километра с градиентом 10% - невероятно тяжелой кусок по меркам нынешнего «Тура Швейцарии», на нем действительно можно атаковать. За полтора километра до конца начинается выполаживание, сначала 7%, а последние полкилометра с градиентом всего 2%.
Промежуточные спринтерские премии располагаются на 127-м и 136-м километрах.

Этот подъем и финиш в Арозе в XXI веке на «Тура Швейцарии» использовался один раз. В 2012-м из отрыва победил Микаэль Альбазини, а через 1.15 после него приехали первые гонщики основной группы - Микель Ниеве, Ливай Лейфеймер и Франк Шлек. Еще через 21 секунду на вершину прибыл юный Тибо Пино, которого сопровождали Роберт Хесинк и Том Дэниелсон.

Фавориты - Микель Ланда, Ричи Порт, Найро Кинтана, Бауке Моллема, Якоб Фульсан, Стевен Крейсвейк, Энрик Мас, а также какой-нибудь горовосходитель, сумеющий попасть в возможный победный отрыв.



Восьмой этап. Беллинцона — Беллинцона (123,8 км)
Набор высоты - 1045 метров


В этом году честь принять два последних этапа получил Беллинцона, находящаяся в италоговорящем кантоне Тичино. В преспоследний день многодневки пройдет самый простой по рельефу этап.
Рассказывать тут особо не о чем. Шесть кругов по 21,5 км, первый из которых будет неполным. Всего 124 километра и ни одной категорийной горы. Классический спринтерский день. В техническом плане последние километры не выглядят особо опасными. Промежуточные премии находятся на отсечках 68,3 и 89,8 и 131,3 км.

Фавориты – спринтеры. Фернандо Гавирия, Арно Демар, Петер Саган, Александр Кристофф, Сонни Колбрелли, Магнус Корт Нилсен и Майкл Мэттьюз.


Девятый этап. Беллинцона – Беллинцона (34,1 км). ITT

Набор высоты – 279 метров

Самый важный этап организаторы приберегли для последнего дня. Все решится в длинной, 34,1 км, равнинной «разделке».
Общий перепад высот составит 279 метров, для 34 км это совсем немного. Трассу можно назвать равнинной и подходящей для специалистов гонок на время. Да, на ней есть небольшие холмики, но они малозаметные и тяжелых участков на них нет. Первая половина трассы практически полностью повторяет круг группового этапа, который участники проедут в предыдущий день.
Основным претендентом на победу выглядит Штефан Кюнг. Вообще, звезд раздельного старта гонка не собрала, но приличных мастеров достаточно много – Мачей Боднар, Ричи Порт, Вилко Келдерман, Майкл Мэттьюз, Серен Крал Андерсен, Джек Бауэр, Тейлор Финни, Люк Дарбридж, Никиас Арндт, Ив Лампарт, Тиджей Ван Гардерен.


Фавориты

Очевидно, что в этом году маршрут подходит «генеральщикам» с «разделкой», поэтому в фавориты явно напрашиваются двое – Ричи Порт и Вилко Келдерман. Тем более они будут иметь преимущество не только в последней индивидуальной гонке на время, но и в командной в первый день «Тура Швейцарии».

Весной лидер BMC Racing Team Ричи Порт выступал неудачно из-за болезни, но к маю он сумел от нее отойти и на «Туре Романдии» сумел занять третье место, уступив только Рогличу и Берналю. В прошлом июне австралиец смотрелся на «Дофине» очень мощно, в общем зачете он оказался вторым, но виной тому была слабость его команды, Ричи явно заслуживал победы. Сейчас Порт готовится к «Большой Петле», в этом году у него будет один из последних шансов побороться за победу, ну или хотя за призовое место самой престижной гонки в мире. Если в этом июне Порт будет силен также, как и в предыдущем, остановить его будет крайне трудно.
Вилко Келдерману маршрут швейцарской многодневки подходит чуть ли не идеально, в «разделках» едва ли не все оппоненты отдадут ему время. Определенные сомнения вызывает только его форма - голландец не гонялся с марта, после того, как сломал ключицу на «Тиррено — Адриатико». Однако, главная в сезоне гонка уже скоро и по логике вещей Вилко должен быть в неплохих кондициях.

Сейчас Келдерман ждет окончания разбирательств по Фруму, ведь он стоит в очереди на призовое место. Если Фрума все-таки дисквалифицируют, а это весьма возможно, он с четвертой позиции перейдет на третью. О шансах Келдермана на предстоящем «Туре» рассуждают немного, все разговоры идут о лидере Team Sunweb Тому Дюмулене, но команда еще окончательно не подтвердила участие своей главной звезды в гонке, да и устал он после «Джиро» прилично. В общем, по ходу гонки «Большой Петли» Вилко вполне может выcкочить из окопа и стать лидером Team Sunweb.
В последние годы карьера Тиджея Ван Гардерена складывается разочаровывающим образом, но хорошо ехать «разделки» на недельных гонках он еще не разучился. Американец сумел нам это наглядно продемонстрировать на недавнем «Туре Калифорнии». По сути дела, отставать в горах особо негде, и нам не кажется, что Тиджея будут серьезно эксплуатировать на «Туре Швейцарии». Помогать Порту он будет в следующем месяце, а пока два гонщика высоко в общем зачете для BMC Racing Team выглядят оптимальной стратегией. Тем более соревнования проходят в стране недавно умершего владельца команды Энди Риса, а о новом генеральном спонсоре пока не объявлено официально, хотя ходят упорные слухи о Deloitte.

Конечно, Ван Гардерен может «слиться» самостоятельно, это он умеет делать как никто другой, но перед началом «Туре Швейцарии» он выглядит одним из явных претендентов на призовые места.
Пару лет назад баск Ион Изагирре был одним из лучших «раздельщиков» мира, но после перехода из Movistar Team в Bahrain Merida он в этом аспекте немного потерял. К тому же, его нынешняя команда вряд ли покажет хороший результат на первом этапе, но по сравнению с основной массой «генеральщиков» его «разделка» все еще в порядке. Непонятно, как Ион сумеет бороться с Портом и Келдерманом, но шансы на призовые места у него наличествуют. В Швейцарии у Изагирре есть последний шанс покуражиться перед «Тур де Франс», на котором он окажет в полном распоряжении Винченцо Нибали.
Партнеры по Movistar Team Микель Ланда и Найро Кинтана считаются одними из фаворитов предстоящей «Большой Петли», но в Швейцарии бороться за победу им будет архисложно. Все-таки в «разделках» они заметно уступают Порту с Келдерманом, а отыгрывать в горах почти негде. У «Мовистар» неплохой состав под командную гонку, но они все равно обречены потерять время в стартовой день многодневки. В таких условиях призовое место для любого из двух капитанов испанской команды станет великолепным результатом, а за место в топ-6 каждому из них можно будет ставить твердую четверку.
С гонщиками, которые недавно выступили на «Джиро» в прогнозах нужно быть очень осторожными, тем более, когда речь идет о совсем молодых ребятах, но не отметить Сэма Оомена мы просто не могли. Да, этому парню всего 22 года и он только что проехал тяжелейший гранд-тур, но на третьей неделе Сэм смотрелся внушительно и не подавал признаки усталости. Сэм не слишком силен в гонках на время, но «разделка» у него достаточно крепкая, к тому же вместе с Team Sunweb он получит хороший старт в это воскресенье.

Якоб Фульсан в прошлом июне добился главного успеха в своей карьере, одержав победу в общем зачете «Дофине», забрав за одно еще и два этапа. В этом году мы вправе ждать от него подобного и в Швейцарии, но бороться за победу из-за «разделок» почти нереально.
Стевен Крейсвейк на весенних гонках выглядел прилично, «разделка» у него достойная, но бороться с Портом и Келдерманом будет тяжело. Складывается ощущение, что представитель LottoNL - Jumbo находится на правильном пути.

Для Руя Кошты «Тур Швейцарии» наверняка является одной из самых любимых гонок календаря, в период с 2012-го по 2014-ый он побеждал на ней три раза подряд, но с тех пор он немного сбавил обороты, да и гоняется он сейчас UAE - Team Emirates - в худшей команде мирового тура по соотношению бюджет - результаты. Это немного напрягает и заставляет усомниться в этом, что он сумеет вновь попасть на пьедестал

Вправе ждать неплохих результатов мы и от еще одного голландца Бауке Моллемы. Испанец Энрик Мас может оказаться очень хорош в горах, но «разделка» может опустить его с небес на землю.

Ну и напоследок надо отметить Симона Шпилака. В этом году гоняется он просто отвратительно, но все-таки он двукратный и действующий победитель общего зачета.


Прогноз:
1) Ричи Порт,
2) Вилко Келдерман,
3) Ион Изагирре.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda