Главные итоги Giro d'Italia 2018

Основные моменты благодаря которым 101 издание «Корса Розы» запомнится надолго
«Джиро д'Италия» закончилась пару дней назад. Наши эмоции уже улеглись, и мы успели с холодной головой проанализировать все, что происходило на дорогах Израиля и Италии три последних недели. Гонка получилась яркой, захватывающий и непредсказуемой, поэтому подметить главные её события и сделать определенные выводы было не так сложно. Наш традиционный материал, посвященный итогам гранд-тура, оказался готов достаточно быстро. Итак, как обычно – 10 главных событий и фактов прошедшей супер-многодневки.
1. Крис Фрум. Небывалый рейд и уникальное достижение

Несколько дней назад Крис Фрум выиграл свой шестой гранд-тур. Однако, еще никогда победа на супермногодневке не давалась ему так тяжело. Конечно, выиграть «Тур» в 2015-м или 2017-м тоже было непросто, в прошлом году он даже терял на время желтую майку лидера, но никогда еще по ходу победных для себя гонок британец не смотрелся эпизодически настолько плохо. После первой недели Крис вообще шел за пределами первой десятки, занимая 11-е место. На второй неделе состоялась победа на Монте Дзонколан, но к последнему дню отдыха он все равно был только седьмым. В этот момент даже не все самые преданные фанаты Фрума верили в том, что он сумеет спасти гонку.

После «разделки» лидер Team Sky поднялся на четвертую позицию, но отставание от Йейтса составляло почти четыре минуты, а от Дюмулена без малого три минуты. Йейтс, как мы знаем, посыпался сам, а вот для того, чтобы пройти голландца пришлось сделать кое-что экстраординарное. По сути дела, у Фрума был единственный шанс пройти Дюмулена – атаковать заранее на Колле делле Финестре, активных действий только на последних подъемах заключительных горных этапов просто не хватило бы. Атаковать и создать просвет на горе – это еще пол дела, ведь надо было накопить большое преимущество на оставшейся части «королевского» этапа и удержать его до финиша в Бардонеккьи.

Фрум мастерски использовал единственный шанс, выдав, пожалуй, самый впечатляющий сольный рейд последних десятилетий. Конечно, для многих этот этап в исполнении Фрума выглядел очень подозрительно, особенно учитывая сальбутамоловое дело. Многие проводили параллели с допинговым рейдом Флойда Лэндиса на «Тур де Франс» 12-летней давности, но даже тот сомнительный перфоманс американца, на наш взгляд, меркнет на фоне выступления Фрума.

Казалось, что лучшие дни Фрума - горняка, уже позади, с 2015-го года Крис на гранд-турах сольно в горах вообще не побеждал. Как получилось так, что самый впечатляющий свой этап он выдал после откровенно слабого выступления в начале гонки? Разбираться с этим предстоит не нам, мы можем только предполагать и находить какое-то логическое объяснение. Вполне возможно, что выступать в полную силу Крису не позволяли последствия падения, которое произошло еще в Иерусалиме до старта гонки. Перед решающими этапами Фруму даже пришлось менять седло велосипеда, из-за небольших травм сидеть на старом было неудобно. Отметим также, что британец изначально планировал пик формы на вторую половину «Джиро», да и время его прохождения Колле делле Финестре далеко от рекордного на этом подъеме. Три года назад Микель Ланда преодолел этот подъем на полторы минуты быстрее Фрума, а миниатюрный венесуэлец Хосе Рухано был на две минуты быстрее в 2005-м. Большую часть своего преимущества в тот день британец получил вовсе не на Финестре или финишном Жаффро, а на спусках и пологом подъеме к Сестриере.

Отберут ли у Фрума победы на «Вуэльте» или «Туре» мы не знаем, зато можем констатировать, что на данный момент он является действующим победителем всех трех гранд-туров, до этого таким статусом могли похвастаться только двое - Эдди Меркс (1972-1973) и Бернар Ино (1982-1983).
2. Том Дюмулен – топовый «генеральщик», теперь официально

Капитан Team Sunweb не сумел отстоять титул победителя «Джиро», но провел гонку на очень достойном уровне. Еще три недели назад многие все еще ставили под сомнение его статус элитного супермногодневщика. Да, он выиграл итальянский гранд-тур в прошлом году, но на «Вуэльту» так и не сунулся. В 2015-м Том долго лидировал на все той же «Вуэльте», но в самом конце его все-таки сумели разобрать и скинуть на шестое место. В общем-то, до начала завершившейся «Корса Розы» у него было всего одно призовое место (пусть и первое) на гранд-турах и всего два попадания в топ-10.

Наверное, после окончания этой гонки никто уже не будет ставить под сомнения уровень Дюмулена и его способность восстанавливаться после тяжелых этапов. Голландец показал стабильной высокий уровень в горах, когда многие его конкуренты просто посыпались на третьей недели. Конкуренты, которые на бумаге считались гораздо более ярко выраженными «горняками», показывавшими отличные результаты с самого молодого возраста.

Дюмулен привез бронзовому призеру гонки более четырех минут – это огромное преимущество. Фруму он проиграл менее 50 секунд, а ведь мог и выиграть, шанс был отличный. Что стоило Тому победы? Пожалуй, не совсем удачная «разделка» и тактическая ошибка на все том же 19-м этапе. В «разделке» голландец выиграл у Фрума всего 13 секунд, мы же ожидали примерно минуту. Но предъявлять Тому претензии по этому этапу сложно, оба проехали как могли.

С 19-м этапом все сложнее. Мы помним, что на вершине Финестре Дюмулен проигрывал Фруму всего 40 секунд, последний подъем Жаффро он прошел в темпе британца, но по итогам этапа все равно уступил ему почти три с половиной минуты. Как так вышло? Дюмулен и Пино на спуске с Финестре решили ждать Себастьяна Райхенбаха – оруженосца французского гонщика. Райхенбах спускался очень плохо, пока он догнал и начал включаться, Фрум увеличил свое преимущество едва ли не на минуту. Да и в дальнейшем смены швейцарца вряд ли были столь же эффективны, как смены Дюмулена. Ведь Райхенбаху с Пино вовсе необязательно было догонять Фрума, им нужно было создать комфортное преимущество над группой Поццовиво – это в итоге было сделано.

После этапа голландец заявил, что мог бы спускаться в темпе Фрума, но Райхенбах спускался, как «старая бабулька». По сути дела, на «даунхилле» с Финестре и пологом подъеме до Сестриере Том и проиграл «Джиро». Наверняка в ближайшее время он будет очень часто вспоминать тот день.
3. Четвертый колумбиец на пьедестале гранд-туров за полтора года

Молодой Мигель Анхель Лопес из «Астаны» впервые в своей карьере поднялся на пьедестал общего зачета гранд-тура. Заняв третье место колумбиец доказал, что его команда может безболезненно пережить переход Фабио Ару в другой коллектив. Статистика колумбийских гонщиков на супермногодневках в последнее время просто поражает. За последние пять гранд-туров на пьедестал поднимались четыре разных гонщика из этой страны – Кинтана, Чавес, Уран и теперь Лопес. Ни одной другой стране за последние два года не удалось делегировать в топ-3 трехнедельных гонок даже двух гонщиков. Однако, победы на «Туре» у южноамериканской страны все нет и нет, в этом году Найро Кинтана и Ригоберто Уран совершает очередной заход на самую престижную гонку шоссейного велоспорта.

Возвращаясь к самому Лопесу, надо отметить, что попадание в топ-3 - это несомненный успех. Еще за два дня до завершения гонки казалось, что его поезд уже ушел. Отметим, что Лопес оказался одним из немногих «генеральщиков», которому удалось проехать все тяжелые этапы без кризисов. Однако, ярких этапов у него тоже был не так много, хотя многие ждали от него побед на горных этапах третьей недели. Выступление Лопеса на прошедшей «Джиро» сильно контрастирует с тем, что он продемонстрировал в прошлом году на «Вуэльте». В Испании Лопес в какой-то момент был лучшим «горняком», выиграл на второй неделе два этапа, но к последним этапам немного подзавял и опустился на восьмое место в генеральной классификации.

На «Корса Роза» Лопес выступил стабильнее, но в этом нет ничего удивительного, все-таки «Вуэльта» была его первой полноценной трехнедельной гонкой, конечно, он и его команда сделала после нее соответствующие выводы. Тем не менее, некоторые проблемы, которые у него были в прошлом году всплыли и на «Джиро» - он опять терял время на первых холмистых этапах из-за неудачной позиции в пелотоне и падения. В будущем колумбийский горовосходитель такого позволить себе не может, на третьей неделе ему явно сопутствовала удача, таких глобальных кризисов конкурентов вряд ли можно было ожидать.

Пока Лопес явно не готов выигрывать гранд-туры, над «разделкой» нужно еще много работать, да и нельзя сказать, что в горах Лопес достиг своего потолка. В этих условиях призовое место стало для него большой удачей.
4. Удивительные провалы и кризисные дни целой группы «генеральщиков». Самые большие разрывы в общем зачете в XXI веке

На «Джиро» произошло то, что мы в последние годы видели крайне редко - массовые кризисы претендентов на общий зачет, которые в одночасье теряли все шансы на успешное выступление. Сначала кризис подкрался к Эстебану Чавесу, затем к Фабио Ару, а на последних этапах их печальную участь повторили Саймон Йейтс и Тибо Пино.

В случае с Чавесом и Ару это не стало каким-то грандиозным сюрпризом, с обоими подобное случалось и раньше. Чавес провалил оба гранд-тура в прошлом году, «Вуэльту» он начал сильно, но к третьей неделе заметно устал и оказался за пределами топ-10, хоть и не проигрывал на этапах по полчаса. На «Париж – Ницце» этой весной все уже точь в точь напоминало то, что с ним в будущем произошло на «Джиро», он хорошо начал гонку, но к последнему этапу потерял ход настолько, что даже не попал в лимит времени. С Фабио Ару что-то похожее произошло на «Туре» в 2016-м. Итальянец рассчитывал атаковать на горных этапах третьей неделе, но вместе этого попал в глубокий кризис и потерял в заключительный тяжелый день целых 17 минут. На завершившейся гонке Ару выступал невзрачно с самого начала, но все стало совсем плохо после этапа с финишем в Саппаде. В целом статистика Ару и Чавеса на последних гранд-турах совсем неутешительная. Итальянец, после своей победы на «Вуэльте» 2015-го года, попал в топ-10 на гранд-турах всего один раз за четыре попытки, у Чавеса после призового места на той же «Вуэльте», но в 2016-м, этот показатель еще хуже - 0 из 3.

Кризисы Йейтса и Пино из логики гонки не слишком вытекали. Да, в прошлом году Саймон на последней неделе «Тура» смотрелся тяжело, но он и до этого не вел борьбу за победу в гонке и вовсе в ней не доминировал, да и кризис был весьма относительным. На «Джиро» все для него складывалось как в сказке, уверенное лидерство в общем зачете, три победы на этапах в розовой майке - такого на гонке не было уже 15 лет. В конечном счете гонщик, который лидировал в генеральной классификации после 18 этапов проиграл победителю больше часа! Вряд ли такое можно было себе даже представить и почти наверняка в истории велоспорта такого никогда не было.

У Пино, конечно, случались раньше провалы на гранд-турах, но приходились они всегда на «Тур де Франс», да и если Пино и выступал неудачно, то проявлялось это на первых же горных этапах. Кризисы в самом конце он раньше не ловил, тем более такие жуткие. За день он рухнул с третьего места на 16-е. Тибо жаловался на определенные проблемы со здоровьем еще после неудачной «разделки» и этапа со штурмом Прато Невозо. Затем он отлично прошел королевский этап и даже поднялся в первую тройку, но на последнем горном этапе ему стало совсем плохо, он проиграл 45 минут и даже не вышел на старт последнего церемониального этапа. Через два дня после «Джиро» выяснилось, что у Тибо пневмония.

В связи с большим количеством глобальных кризисов и огромными разрывами на королевском этапе меньше часа победителю общего зачете проиграли всего 16 гонщиков – небывало низкий показатель за последние десятилетия.

Трудно сказать, чем обусловлены такие серьезные кризисы. Мы можем предположить, что на многих гонщиков значительно повлияло практически полное отсутствие проходных этапов. Наверняка многие «генеральщики» надеялись перевести дух на некоторых равнинных и среднегорных этапах, но сделать этого им не дали, поэтому силы к концу третьей недели начали у многих заканчиваться. По некоторым подсчетам прошедшая
«Корса Роза» стала рекордной по средним скоростям, наверняка это сказалось на участниках соревнований.
5. Саймон Йейтс. Что это было?

Со-капитан Mitchelton - Scott начинал «Джиро» в качестве одного из теневых фаворитов. В котировках букмекеров ему отводились 6-8 места - после Фрума, Дюмулена, Пино, Лопеса и Ару. Приблизительно такими же считались шансы Чавеса и Поццовиво. Прошедшая «Джиро» стала шестым гранд-туром в его карьере, до этого 25-летний гонщик дважды попадал в топ-10 и выигрывал молодежный зачет «Тура» в прошлом году.

Никто не ждал от Йейтса доминации в горах, но многие предполагали, что он будет цепляться за фаворитов на высокогорных этапах и бороться за победу и бонусные секунды на этапах чуть попроще. Саймон начал гонку хорош, здорово проехал «разделку», отлично прошел первую череду горных этапов, а к концу второй недели выглядел как абсолютный доминатор. В начале третьей недели он хорошо проехал длинную «разделку» и то, что с ним произошло в дальнейшем было совершенно неожиданно.

Сейчас многие задаются вопросом, что будет с Саймоном дальше. Если он сумеет повторить то, что он показал на первых двух неделях «Джиро» и обойдется без кризисов, то он может рассчитывать на победу на гранд-турах, причем не одну.

В последнее время распространяются многочисленных слухи о будущем гонщика Mitchelton - Scott, у которого в этом году заканчивается контракт с командой. Поговаривают, что до старта «Корса Розы» он получил предложение от Trek - Segafredo с зарплатой в 2,5 миллиона евро в год, но решил от него отказаться. В третий день отдыха была информация, что у Саймона уже есть предложения с зарплатой в 3,5-4 миллиона европейских условных единиц. Очевидно, что после провала в последние дни англичанин вновь должен стоить чуть меньше, но в любом случае, Йейтс будет одним из самых лакомых кусков в ближайший трансферный период.
6. Ричард Карапас, как главный сюрприз «Корса Розы»

Выступление 25-летнего гонщика из Эквадора стало одним из главных сюрпризов прошедших соревнований. Перед началом гонки Карапас считался вторым, после Карлоса Бетанкура, «генеральщиком» Movistar Team. Конечно, эксперты знали о большом потенциале Карапаса еще до начала «Джиро», но для широкой публики его выступление стало настоящим откровением. Он сумел стабильно проехать почти все горные этапы, одержал на одном из них победу и закончил гонку на четвертом месте в генеральной классификации. В последние дни Карапас вел напряженную борьбу с Лопесом, сначала за майку лучшего молодого гонщика, а потом и за место на пьедестале общего зачета. От Лопеса эквадорца отделило всего 47 секунд, а ведь до старта итальянского гранд-тура колумбиец был одним из фаворитов, а представитель Movistar Team обитал в букмекерских котировках где-то в подвале второго десятка.

В принципе, Карапас вполне мог занять третье место, в борьбе с Лопесом решающее значение получил Монте Дзонколан, на котором он уступил конкуренту более полутора минут.

Глядя на результаты Карапаса так и хочется провести параллели с Андреем Амадором - другим представителем Movistar Team. В свое время Амадор выступал в Lizarte, неофициальной молодежной версии коллектива Эусебио Унсуе, через много лет Карапас тоже пробивался в основу именно через Lizarte. Амадор стал первым костариканцем в мировом туре, потом первым костариканцем на гранд-турах, а затем первым представителем своей страны, победившим на этапе гранд-тура. Вершиной карьеры Амадора стали розовая майка лидера «Джиро», а также четвертое место в общем зачете. У Карапаса было практически все то же самое - первый эквадорец в мировом туре, первый победитель этапа, четвертое место в общем зачете. Не хватает только розовой майки, но Карапас заметно моложе Амадора и обладает гораздо более заметным потенциалом. Эквадорец может шагнуть намного дальше и не только денек-другой полидировать на супермногодневках в общем зачете, но и попасть в топ-3 генеральной классификации.
7. Однообразие и слабая конкуренция на спринтерских этапах

Вот кто на этом гранд-туре не порадовали, так это спринтеры. Впрочем, это претензия не в сторону тех ребят, которые боролись с другом другом на «Джиро», а в сторону тех, кто на гонку не приехал. По сути дела, на итальянском гранд-туре выступал всего один спринтер, которого можно было бы железно отнести к десятке сильнейших в мире – Элиа Вивиани. Боролся с ним только ирландец Сэм Беннетт, который если и входит в топ-десятку, то в самую нижнюю её часть. Даже в своих командах Вивиани и Беннетт являются вторыми номерами после Фернандо Гавирии и Петера Сагана. Да, молодой итальянец Якуб Марецко тоже весьма прыткий, но он быстро покинул гонку, а все остальные просто не имели никаких шансов противостоять Вивиани и Беннетту.

В итоге Вивиани и Беннетт забрали себе все равнинные этапы, гонщику Quick-Step Floors досталось четыре, а представителю Bora - Hansgrohe три. Спринтерский зачет выиграл Вивиани, но Беннетт на него не очень-то и претендовал. Показательно, что на двоих у Вивиани и Беннетта перед началом «Джиро» была всего одна победа на этапах супермногодневок, а теперь целых восемь.

В прошлые годы на гонку заглядывали Грайпель, Киттель, чуть раньше Кэвендиш, в 2017-м было интересно наблюдать за дуэлью молодых Юэна и Гавирии, в борьбе с которыми Беннетт не смог победить ни разу, в этом году все было откровенно уныло. Было ясно, что победит Вивиани, если Беннетт не сумеет сесть ему на колесо, а если сумеет, то победит скорее всего он. Хотелось бы, что в следующем сезоне на «Джиро» приехало побольше спринтеров экстра-класса.
8. Тяжелая жизнь отрывов

Эта «Корса Роза» стала необычайно тяжелой для всех гонщиков, которые рассчитывали побеждать в отрывах. Ранние отрывы забрали себя всего три этапа, причем один из них достаточно условно. Да, выигравший шестой этап Эстебан Чавес действительно был частью лидирующей группы большую часть этапа, но на финише победу ему подарил его партнер по команде Саймон Йейтс. Следующую победу раннего отрыва пришлось ждать до последних горных этапов, Максимилиан Шахманн забрал 18-ый, а Микель Ниеве 20-ый. Ни один из равнинных или среднегорных этапов беглецам так и не достался. Да, была еще победа Матея Мохорича на 10-м этапе, но он атаковал уже на заключительной части маршрута.

В последние несколько лет отрывы почти всегда выигрывали пять этапов или больше. Забавно, что прошлогодняя «Вуэльта» стала для беглецов крайне успешной, они одержали победы сразу на девяти этапах – это максимальный показатель, по крайней мере в обозримом прошлом, а вслед за самым успешным для отрывов гранд-тура последовал самый неуспешный – всего три этапа.
9. Уникальные достижения Quick-Step Floors

Да, мы уже писали, что спринтерский состав в этом году был некудышным, но это не умаляет достижения Quick-Step Floors. Представители бельгийской команды выиграли четыре этапа уже на пятом гранд-туре подряд - это рекорд на современном этапе развития велоспорта, такого раньше никто не делал. Всего же бельгийская команда с «Вуэльты» 2016-го на супермногодневках покорила уже 25 этапов!

О другом небывалом достижении дружины Патрика Лефевера мы писали в соц. сетях еще по ходу гонки. На пяти гранд-турах подряд пять разных спринтеров принесли Quick-Step Floors 19 побед! Два на «Вуэльте» 2016 досталось Джанни Меерсману, четыре на «Джиро» 2017 у Фернандо Гавирии, пять на «Туре» 2017 у Марселя Киттеля, четыре на «Вуэльте» в активе Маттео Трентина, а теперь четыре этапа выиграл Элиа Вивиани. На гранд-турах Quick-Step успешно подтверждает свою статистику самой побеждающей команды в мире на протяжении уже нескольких лет.
10. Впервые в топ-10: Пейо Бильбао, Патрик Конрад, Сэм Оомен. Невезучий Бен О'Коннор

Было бы несправедливо, если бы мы не посвятили пару строк гонщикам, которые впервые попали в топ-10 общего зачета гранд-тура, все-таки Карапасу мы уделили много внимания, но и другие новички первой десятки тоже заслуживают внимания.

Пейо Бильбао и Патрик Конрад по ходу гонки были малоактивными, но оба тихой сапой сумели плотненько завершить трехнедельный веломарафон в первой десятке генеральной классификации. Бильбао на шестом, а Конрад на седьмом месте. Оба они не начинали «Джиро» в качестве капитанов своих команда, «Астана» приехала помогать Лопесу, а Конрад был вынужден делить лидерство с Сэм Беннеттом и Давиде Формоло. У Бильбао все началось очень хорошо, а Лопес меж тем терял время, именно поэтому баску дали возможность проехать гонку на самого себя, и он не подвел Александра Винокурова, а «Астана» получила сразу двух гонщиков в первой шестерке.

Сэм Оомен провел всю гонку в качестве оруженосца Тома Дюмулена, но это не помешало ему закончить «Джиро» на девятом месте в общем зачете. Все дело в том, что гонщики Team Sunweb ни разу не работали на износ в голове пелотона, а значит Оомен на большинстве этапов мог ехать в своем темпе. Отметим, что голландскому гонщику всего 22 года и у него большое будущее. Все-таки в шансы Бильбао и Конрада попасть на пьедестал супермногодневки в общем зачете не верится, а Сэм вполне может этого в будущем добиться.

Ну и нельзя было не отметить еще одного 22-летнего гонщика - австралийца Бена О'Коннора из Dimension Data. В прошлом году он неожиданно получил контракт в африканской команде мирового тура, хотя не слишком впечатлял всех в молодежной категории, многие другие его сверстники из Австралии выглядели гораздо внушительнее. Однако, результаты О'Коннора доказали, что в Dimension Data с выбором не ошиблись. Перед началом «Джиро» Бен выиграл этап «Тура Альпа» и занял на этой гонке седьмое место в общем зачете. На самом гранд-туре дебютант соревнований столь высокого уровня держался достойно на протяжении всех трех недель, пока обидным образом не сломал ключицу на спуске из Сестриере на 19-м этапе. Не случись того падения и травмы Бен тоже попал бы в топ-10 генеральной классификации.

Отметим также, что на «Джиро» сразу у трех команд в первую десятку общего зачета попали по два гонщика, такого на гранд-турах не было много лет.
Спасибо большое, что смотрели «Джиро» вместе с нами! До встречи на будущих гонках.
Made on
Tilda