Giro d'Italia:
Превью четырнадцатого этапа

Обзор основных претендентов на победу
на легендарном Дзонколане
Позади уже большая часть «Джиро д'Италия», этапов осталось не так много - всего восемь, но все самое сложное и определяющее в общем зачете еще впереди. Сегодняшний день станет одним из самых важных в борьбе за призовые места. Гонщики поднимутся на Монте Дзонколан. Этот перевал не имеет многолетнюю велосипедную историю, но за относительно небольшой исторический промежуток он уже стал абсолютно легендарным. Монте Дзонколан – самый тяжелый подъем, который используется не только на «Корса Роза», но и на любом другом гранд-туре.
У большей части любителей велоспорта к сегодняшнему дню сложилось впечатление, что борьбу за победу в генеральной классификации поведут Саймон Йейтс и Том Дюмулен. Однако, все не так однозначно, разрывы все еще небольшие и шансы у других гонщиков есть, причем неплохие. Если конкуренты Йейтса и Дюмулена по-прежнему надеются на победу, им пора выкладывать на стол свои козыри, Монте Дзонколан предоставит им прекрасную возможность.


История

Удивительно, но впервые на крупных соревнованиях Монте Дзонколан появился на женской велогонке, произошло это в 1997-м году на Giro Donne - женской версии «Джиро». Тогда на вершину поднимались со стороны коммуны Сутрио, а победа досталась знаменитой итальянской гонщице Фабиане Луперини. На мужской версии Дзонколан дебютировал в 2003-м году, тогда его тоже штурмовали со стороны Сутрио. Победу на этапе одержал будущий победитель общего зачета Джильберто Симони, но самое примечательной стала атака Марко Пантани за несколько километров до финиша. Это была фирменная атака «Пирата», до вершины он доберется на пятом месте, а менее чем через год его жизнь оборвется.
Со стороны Сутрио подъем до вершины самый затяжной, но при этом и самый пологий по средним градиентам (13,5 км, 8,9%), но средний градиент снижен за счет равнинного полуторакилометрового куска, без него градиент был бы выше 10%.

В следующий раз Дзонколан вернулся на «Корса Роза» через четыре года, в 2007-м году и на него впервые поднялись со стороны Оваро. Победу вновь одержал Джильберто Симони, на вершину он доехал вместе со своим партнером по Saunier Duval Леонардо Пиеполи.
В дальнейшем на Дзонколан всегда поднимались именно со стороны Оваро. В 2010-м своих конкурентов буквально разгромил Иван Бассо. Успех на тяжелом подъеме стал для него ключом для дальнейшего триумфа в общем зачете.

На следующий год Дзонколан выиграл баск Игор Антон, а вслед за ним до вершины добрался Альберто Контадор. Вот, как это было (комментарии несравненных Сергея Курдюкова и Рената Хамидулина).
Антон продолжает свою карьеру и сейчас, он даже присутствует на нынешней «Корса Роза», но уже катастрофически далек от своих лучших кондиций.

Последний раз подъем был задействован в 2014-м году. Именно в тот год этап с Дзонколаном единственный раз достался отрыву. Первым финишировал прославленный австралийский ветеран Майкл Роджерс, а лидеры общего зачета Найро Кинтана и Ригоберто Уран закончили этап вместе, примерно через пять минут после Роджерса.

Маршрут

Один из ключевых этапов начнется в городке Сан-Вито-аль-Тальяменто, расположенном в провинции Порденоне, региона Фриули — Венеция-Джулия. Ранее этот населенный пункт никогда не принимал стартов или финишей этапов гонки. Монте Дзонколан тоже находится во Фриули — Венеция-Джулия, но в провинции Удине. Сегодня начинается альпийская часть «Джиро». Дзонколан – это часть Карнийских Альп. Общая протяженность этапа 186 километров, набор высоты – 4438 метров.
Практически весь день участники соревнований будут двигаться в северном направлении, потихоньку уходя вглубь Альп. Первой серьезной преградой станет подъем третий категории Монте ди Рагонья, восхождение на который начнется на 41-м километре дистанции. Рагонья – короткая, но очень крутая гора. Протяженность подъема – 2,8 км, а вот средний градиент целых 10,2%, особенно тяжела первая его половина.
После Монте ди Рагонья категорийных восхождений долго не будет, но это не значит, что рельеф этой части этапа равнинный. За пятьдесят километров гонщики преодолеют несколько спусков и подъемов, самый ощутимый из них должен продолжаться четыре километра и иметь градиент в районе 5,5%. На этом участке маршрута, на отметке 57,8 км будет находиться первый промежуточный финиш, который организаторы решили назначить на вершину одного из холмов.

На 102-м километре пути настанет время штурма еще одной горы с внушительными градиентами. Протяженность горовосхождения на Авальо составляет 4,6 км, а средний градиент 7%, но на нем имеется полутора километровый кусок с 13%, после которого наступит заметное выполаживание.
После шестикилометрового спуска с Авальо гонщики окажутся на последнем равнинном отрезке этапа. На 117-м километре должен быть разыгран второй промежуточный финиш, вскоре после него начнется очередной набор высот, правда на протяжении 20 километров дорога будет пологой. Подъем на Пассо Дюрон (4,4 км, 9,6%), получивший от организаторов вторую категорию, официально начнется на 139-м километре. Пассо Дюрон – перевал без заметных выполаживаний, первая его половина заметно сложнее второй.
Спуск с Дюрона достаточно длинный, около 13 километров, но как мы уже писали, после него участники уже не сумеют перевести дух, никакой равнины. По завершению «даунхилла» проедут короткий холмик, а вскоре после него надо будет взобраться на самую пологую гору дня - Селла Валкальда (3-я категория). Восхождение занимает 7,6 км, а средний градиент - 5,6%. Первые три с половиной километра с градиентом всего 3%, дальше повеселее, средняя часть - 7,5%, а завершающие полтора километра - 6%.
Последний спуск займет 10 километров, сразу после него восхождение на Монте Дзонколан. Со стороны Оваро протяженность подъема до вершины 10,1 км, а средний градиент 11,9%! Самые простые части Дзонколана – это первые и последние два километра подъема, но важно подметить, что они относительно простые на фоне средней части горы, на которой будет необычайно тяжело.

На Дзонколоне есть всего два куска относительного выполаживания, оба очень коротких, после первых полутора километров и примерно за два километра до конца. В средний части восхождения шесть километров с градиентом за 14,5%!
Отметим, что к вершине Дзонколан становится крайне нестабильным, гонщики то вновь будут оказываться на крутяках, то на более простых участках. Последние 500 метров со средним показателем 10,8 % и максимальным 16%.
Погода

Сегодняшний этап может стать еще сложнее, если гонщикам придется штурмовать Дзонколан или проходить спуски под дождем, а вероятность подобного развития событий весьма велика. На старте в Сан-Вито-аль-Тальяменто все вроде должно быть жизнерадостно, 24 градуса, вероятность осадков – 10%, ветер незначительный, всего 2 метра в секунду. В Оваро, у подножья последнего подъема все уже не так оптимистично – 18 градусов, а вот вероятность дождя достигает 50%, только ветер по-прежнему малозаметный, 3 метра в секунду. На вершине Дзонколана ожидается около 12 градусов.

Вы сами видели, каким нервным получился позавчерашний этап из-за сильного дождя, сегодня в случае дождя гонка в какой-то момент может стать абсолютно непредсказуемой и хаотичной.


Возможные варианты развития событий и фавориты

Итак, как мы уже знаем, в предыдущие годы отрыв побеждал на Дзонколане всего один раз из пяти, то есть в 80% случаев этап доставался «генеральщикам». Однако, это отнюдь не значит, что у беглецов сегодня плохие шансы на победу. Давайте предположим, кто будет догонять отрыв, если в нем окажутся сильные «горняки» уже проигрывающие в общем зачете достаточно много? Кажется, что такая мотивация может иметься только у двух команд: Mitchelton - Scott и Astana Pro Team.

Лидер общего зачета Саймон Йейтс не скрывал, что ему нужно увеличивать свой отрыв от Тома Дюмулена. Всем очевидно, что 48 секунд, которые он выигрывает у голландца сейчас, это слишком мало. В «разделке» гонщик Team Sunweb привезет британцу больше, причем существенно. Конечно, Йейтс вполне может рассчитывать на горы третьей недели, но ему вовсе необязательно откладывать дело в долгий ящик. До завершающих горных этапов времени еще хватает, вполне возможно, что через несколько дней кондиции Саймона будут уже не так хороши, а значит нужно ковать железо пока горячо, ведь все сходятся во мнении, что именно представитель Mitchelton - Scott был сильнейшим «горняком» итальянского гранд-тура на первых этапах. Почему бы не упрочить свое лидерство над главным конкурентом на самой тяжелой горе? А если атаковать Дюмулена сегодня, то неплохо было бы получить дополнительные бонусные секунды, а чтобы их раздобыть нужно догнать отрыв.

«Астана» рьяно догоняла беглецов на этапах с финишами на Этне и Гран-Сассо. Вполне возможно, что команде Александра Винокурова не нужно было этого делать уже на шестом этапе, но Мигель Анхель Лопес потерял слишком много драгоценного времени, и «грегари» были вынуждены преследовать отрывы, чтобы попытаться сразу же исправить ситуацию в общем зачете. Первые попытки лидера казахстанского коллектива в высоких горах закончились неудачно, но надо признать, что вся та же Этна не слишком подходила под гоночные характеристики Лопеса. В любом случае, тактика Astana Pro Team вряд ли должна меняться, команде по-прежнему нужно стараться прорываться вверх за счет горных этапов, а значит нужно готовить плацдарм для атак «Супермена» – задавать высокий темп в голове пелотона задолго до последнего подъема и параллельно догонять отрыв. Других вариантов вроде нет. Да, Пейо Бильбао пока немного опережает Лопеса в генеральной классификации, но ясно, что с баском штурмовать самые высокие места невозможно.

Не стоит забывать, что «Астана» на днях лишилась одного из самых важных горных лейтенантов. Из-за болезни на старт вчерашнего этапа не вышел Танел Кангерт, а значит горный поезд команды лишился одного очень важного бойца. Схожая ситуация и в Mitchelton - Scott. Да, Эстебан Чавес остается в гонке, но, судя по всему, толку от него будет мало, по крайней мере в ближайшие дни. Однако, даже без Кангерта и Чавеса у «Астаны» и Mitchelton - Scott весьма и весьма приличные составы. В обойме остаются Бильбао, Ян Хирт, Луис Леон Санчес, Андрей Зейц, Джек Хэйг, Микель Ниеве и Роман Кройцигер. Вполне возможно, что двум командам стоит объединить усилия и вместе нейтрализовать ранний отрыв. В принципе, они это уже один раз сделали на Гран-Сассо.

Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что шансы пелотона и отрыва примерно равны, но мы все-таки отдаем небольшой приоритет «генеральщикам», в соотношении 60 на 40.

Кто будет сильнейшим на Дзонколане из претендентов на общий зачет?

Несмотря на предыдущие неудачи мы все еще ждем больших свершений от «Супермен». Как мы уже говорили, в его отставании от Йейтса на Этне нет ничего криминального, на Гран-Сассо все было чуть печальнее, но пока мы не готовы вычеркивать Мигеля Анхеля из числа главных фаворитов общего зачета. Надо иметь в виду, что Дзонколан по сути дела первый горный финиш, который ему по-настоящему подходит. Обидные потери времени на холмистых этапах не должны свидетельствовать о плохой форме колумбийца, во всех случаях время он терял из-за неудачной позиции в основной группе и завалов, которые способствовали образованию просветов.

Можно вспомнить, что и на прошлогодней «Вуэльте» Лопесу тяжело дались первые этапы, но к концу второй недели он на некоторые время стал лучшим горняком гонки.

Лидер общего зачета Саймон Йейтс к сегодняшнему дню мог выиграть абсолютно все горные этапы. Он победил на Гран-Сассо и в Осимо, а также был вторым на Этне, но мы все прекрасно видели, что тогда он просто отдал победу своему партнеру по Mitchelton - Scott Эстебану Чавесу. Однако, не стоит думать, что победы даются Саймону легко, на все тот же Гран-Сассо все было отнюдь непросто. По идеи «панчерские» развязки подходят ему гораздо больше классических высокогорных этапов с затяжными подъемами, это признает и сам гонщик.

Можно также вспомнить, что в прошлом году Йейтс немного подсел на третьей неделе «Тур де Франс», хоть в итоге и удержал у себя белую майку лучшего молодого гонщика. За год до этого тоже самое произошло с его братом-близнецом Адамом, которому с большим трудом дались заключительные этапы «Большой Петли». Саймон должен стараться выигрывать время у Дюмулена, но ему нельзя забывать и о Тибо Пино с Доменико Поццовиво, проигрывающих ему чуть более минуты. Атаковать на Дзонколане за несколько километров до вершины может быть опасно, Дюмулен отлично способен работать в своем темпе.
Миниатюрный итальянец Доменико Поццовиво на первой половине «Джиро» смотрелся просто здорово. Великолепная стартовая «разделка», стабильно ровное выступление на горных и холмистых этапах, которые подходили ему не совсем идеально. Доменико не обладает сильным рывком, поэтому бороться с Йейтсом за бонификацию он просто не мог. Именно благодаря усилиям Поццовиво Дюмулен потерял несколько секунд на Гран-Сассо, мощный протяг представителя Bahrain Merida тогда развалил основную группу.

В общем, как и в случае с Лопесом можно констатировать, что Дзонколан станет первой горной развязкой, полностью подходящей гонщику. Доменико не придется волноваться о том, что за 200-300 метров до финиша его кто-то объедет и отберет несколько драгоценных секунд. Главное просто показать свой уровень в тяжелой горе.
Один из предстартовых фаворитов гранд-тура Тибо Пино тоже ровно начал гонку, хотя на первых этапах от него ждали чуть большего, чем от все того же Поццовиво. Француз очень приличный «панчер», способный бороться за бонусные секунды на горных этапах средней сложности. В общем-то, Тибо успешно брал эти самые секунды, у него уже три попадания в топ-3 на этапах, но было заметно, что Йейтсу гонщик Groupama - FDJ все-таки уступает.

Немного разочаровал своих поклонников призер «Тур де Франс» 2014-го года несколько дней назад в Осимо, когда он не только не сумел побороться с Йейтсом на финише, но и уступил ему достаточно много на весьма коротком холме. Но все это отнюдь не значит, что англичанин будет иметь преимущество на классических горных этапах. Пара относительно неудачных дней была у Тибо и на прошлогодней «Джиро», но французу быстро удавалось преодолевать их последствия, в целом, он прошел гонку достаточно стабильно.
Многие уверены, что победителю «Джиро» прошлого года в высоких горах нужно действовать только от глухой обороны. От части это так, но только от части. Том Дюмулен очень здорово способен проходить подъемы в своем темпе. Возможно, он не готов отвечать на острые атаки «горняков», но ему это и не нужно. Ярко выраженные специалисты горного рельефа часто не способны поддерживать ровный темп после своих атак, а у Дюмулена с этим нет никаких проблем. В прошлом году он это блестяще продемонстрировал на Блокхаусе, заняв на самом тяжелой горе гранд-тура третьей место и обойдя по ходу подъема Бауке Моллему и Винценцо Нибали, находившихся в какой-то момент заметно впереди него. Дюмулен на последних километрах отыгрывал время даже у Кинтаны, заложив отличный фундамент будущей победы в генеральной классификации.

Голландец в психологическом плане достаточно уверенный в себе гонщик, даже в критической ситуации на 16-м этапе в прошлом году он не поддался панике, а сделал все, что мог, дабы в непредвиденной ситуации не потерять слишком много времени. Свою хорошую форму Том продемонстрировал в Осимо, уступив на крутом холме только Йейтсу, да и то немного. Возможно, Дюмулен пройдет по ходу подъема многих гонщиков, которые решат атаковать его задолго до вершины.
Кто еще способен выиграть этап из группы «генеральщиков»? Пожалуй, что никто, ну может только лидер молодежного зачета Ричард Карапас, отлично себя проявивший на предыдущих этапах, но в такой исход верится пока с трудом.


Разумеется, трудно рассуждать о том, кто может выиграть этап из отрыва, не зная состав отрыва, но ярким претендентом на подобную победу может стать молодой итальянский горовосходитель Джулио Чикконе. Джулио очень агрессивно провел предыдущие этапы. Попал в отрыв и активно в нем атаковал на Этне, а на Гран-Сассо представитель Bardiani - CSF сумел попасть в топ-10 в борьбе с сильнейшими «генеральщиками», при этом Джулио даже дважды атаковал. 23-летний гонщик полон решимости повторить свой успех двухлетней давности - выиграть этап, а еще он имеет прекрасные шансы прибрать к рукам горный зачет «Корса Роза».
Теоретически оказаться в отрыве может и еще один итальянец Давиде Формоло. Пока Формоло здорово выступает почти на всех этапах, но в общем зачете он уже проигрывает шесть минут. Виной тому падение и большое отставание на этапе с финишем на Этне. Похоже, что выступить в тот день лучше гонщику Bora - Hansgrohe помешало именно падение, а не плохая форма. Впрочем, с шестиминутным отставанием вперед отобраться всегда непросто.

Формоло может попробовать побороться за высокие места и из основной группы, но победить вряд ли получится.

Другие претенденты на успех в отрыве – Ян Поланц, Бен Херманс, Роберт Хесинк, Кун Баувман.

Нельзя не исключать попадания в отрыв каких-нибудь сильных «горняков» из команд основных претендентов на общий зачет, к примеру Себастьяна Райхенбаха и Яна Хирта.

Прогноз: Ожидаем очень плотную борьбу Йейтса, Дюмулена, Пино, Поццовиво и Лопеса, но рискнем предположить, что тройка будет такой:
1) Лопес,
2) Дюмулен,
3) Пино.
Made on
Tilda