23.09.2018

Чемпионат мира по велоспорту 2018:
Командная гонка с раздельным стартом

UCI WC Innsbruck 2018: обзор маршрута гонки и основных претендентов на победу
Сегодня в Инсбруке начнется 91-ый по счету чемпионат мира по шоссейному велоспорту. Австрия принимает чемпионат мира в третий раз, но в Инсбруке он пройдет впервые. В ближайшие восемь дней участники соревнований разыграют 12 комплектов медалей. Соревнования откроются двумя командными гонка на время, за победу в которых поборются сильнейшие мужские и женские профессиональные коллективы.
История

В свое время командные гонки на чемпионатах мира проводились регулярно. Правда изначально это были соревнования любительских национальных сборных, а вовсе не профессиональных команд. В составе сборной на старт выходило по четыре гонщика, как на командной гонке преследования на треке. Мужская командная «разделка» на чемпионате мира впервые была проведена в 1962-м, а женская только в 1987-м году. Советская сборная всегда успешно выступала в этом виде, завоевав за пару десятилетий большое количество медалей разного достоинства. В 1995-м любительская командная «разделка» была исключена из программы чемпионатов мира. Видимо в связи с не самой большой ее популярностью, да и гонщики из Восточной Европы на тот момент уже давно получили возможность переходить в профессионалы.

Командных гонок на время на чемпионатах мира не было более 15 лет, пока в 2012-м в UCI не приняли решение вернуть этот вид в программу соревнований. Формат «разделки» изменили, чтобы привлечь к нему больше внимания. Теперь в каждой команде стартовало по шесть велосипедистов, причем это были уже не национальные сборные, а элитные профессиональные коллективы. Гонщики каждой команды могли представлять самые разные страны, от какой-то национальной привязки полностью отказались.

Сначала этот вид зашел на ура. В период с 2012-го по 2015-ый годы в нем принимали участие все элитные коллективы, а по итогам гонки начислялись очки в общий зачет мирового тура. Однако уже в 2016-м году на чемпионате мира в Катаре на старт вышли всего 10 команд мирового тура, в 2017-м их было немногим больше – 11. Результаты гонки больше не шли в зачет мирового тура, а команды были не готовы полностью брать на себя расходы на перевозку необходимого оборудования в Катар или в какие-то другие отдаленные страны. Команды, которые не имели шансов бороться за медали, начали игнорировать «разделку», компромисса с UCI найти так и не удалось. В итоге было принято решение, что в этом году в Инсбруке командные гонки профессиональных коллективов пройдут в последний раз.

Quick-Step Floors за шесть последних лет добилась в «разделках» наиболее весомых результатов. Трижды бельгийская дружина завоевывала золото (в 2012-м, 2013-м и 2016-м годах) и еще по разу серебро и бронзу. Дважды чемпионами в этом виде становилась американская BMC Racing Team (2014-2015-ый годы), есть в ее активе и три серебра. В прошлом году BMC Racing Team и Quick-Step Floors неожиданно остановила Team Sunweb, до этого ни разу не поднимавшаяся даже на призовой пьедестал.
OmegaPharma – Quick-Step в 2013-м году
В женской части соревнований четыре года подряд не было равных команде
Canyon SRAM Racing, правда в годы своего триумфа (2012-2015-е годы) она имела других титульных спонсоров и другое название. Гегемонию немецкой команды в 2016-м году прервала нидерландская Boels – Dolmans Team. В прошлом сезоне в норвежском Бергене женская Team Sunweb преподнесла сюрприз и сумела одолеть Boels – Dolmans. Team Sunweb буквально за несколько часов завоевала два золота – сначала женское, а потом мужское.
Velocio – SRAM в Ричмонде. 2015-ый год
Тони Мартин, Ники Терпстра и Петер Велиц – три единственных гонщика, которые становились чемпионами мира в мужской командной гонке три раза. У Мартина и Терпстры медалей разного достоинства аж по пять, у Велица все три золотые, но он единственный, кто становился чемпионом в составе двух разных команд, сначала с Quick-Step (в 2012-2013-м годах), потом с BMC Racing Team (2014-ый год).

У девушек по пять медалей в сумме и по четыре золотых у Эвелин Стивенс, Трикси Воррак и Эллен ван Дейк. Голландка ван Дейк – единственная гонщица, которая становилась сильнейшей с тремя разными командами, сначала с Team Specialized-lululemon, потом с Boels – Dolmans Team, а в прошлом году с Team Sunweb.


Маршрут

Организаторы чемпионата мира приготовили рекордную по общей протяженности командную «разделку», как для мужчин, так и для женщин. Рекордную по современным стандартам, если вести отчет с 2012-го года

Мужская гонка

Общая протяженность мужской дистанции составить 62,8 километра. Начнется гонка в долине Этцаль, а завершится на улицах Инсбрука. Разумеется, обе эти локации расположены на территории федеральной земли Тироль, Инсбрук является ее административным центром. Общий набор высоты – 427 метров.
Характерной особенностью мужской «разделки» в этом году станет довольно тяжелый подъем на второй части маршрута. Обычно в командных гонках такие сложные по рельефу участки стараются не использовать, в прошлые годы их на чемпионате мира не было.

Первые 40 километров представляют из себя практически одну равнину. Да, на профиле можно заметить несколько маленьких холмиков, они там действительно есть, но существенно на что-то повлиять они не могут. Скорости на этой части дистанции должны быть высокими, поскольку гонщики будут потихоньку терять высоту над уровнем моря.

На 41-м километре начнется тот самый подъем, на который некоторые надеются, а другие опасаются. Протяженность подъема – около 4 км, а средний градиент в районе 6%. Первый и последний километр восхождения относительно пологие, но средняя часть достаточно коварная. Средний градиент второго километра на уровне 8%, третий попроще – 6-6,5%.
После того как участники соревнований окажутся на вершине подъема, они примерно два с половиной километра проедут по относительной равнине, после чего наступит время спускаться вниз. «Даунхилл» займет примерно четыре километра, после него до финиша останется только 10-километровый участок по равнине.

В техническом плане все специалисты называют дистанцию достаточно простой. Спуск тоже особой проблемой стать не должен, хотя на командной гонке он все равно будет волнительным. Единственный с виду опасный вираж расположен на 51-м километре дистанции. Финишные километры сложными тоже не кажутся, часто бывает намного хуже, всего один неприятный правосторонний поворот за километр до конца, на котором придется прилично сбросить скорость.


Женская гонка
Женская командная «разделка» тоже начнется в Эцтале и завершится в Инсбруке. Общая протяженность – 54,5 км. Набор высоты – 152 метров.

Принципиальная разница мужской и женской дистанции заключается в том, что девушки подниматься на тяжелый холм не будут, а просто его объедут. В общем, рельеф можно назвать равнинным.


Погода

Девушки выйдут на старт утром, в это время температура воздуха должна находиться на уровне 19-22 градусов. В дневное время, когда будут соревноваться мужчины, ожидается 26-27 градусов. В остальное все стабильно: ветер – 3-4 метра в секунду, попутный и попутно-боковой. Дождь почти наверняка польет ночью, но к этому времени обе «разделки» уже закончатся, гонщики будут соревноваться в сухую погоду.


Тактика прохождения дистанции и фавориты

Тактика прохождения дистанции в мужской гонке сегодня играет решающую роль. На сложном подъеме некоторые команды могут начать разваливаться, такое происходит на подобных «разделках» и на более простых участках. Зачет на финише идет по четвертому гонщику, а значит до вершины подъема нужно сохранить хотя бы четверых. Наверняка каждая команда понимает, что очень важно добраться до подъема вшестером, и на нем потерять 1-2 гонщиков, но никак не больше. Если какой-нибудь коллектив потеряет гонщиков еще до холма, то проходить его придется крайне осторожно. Спортивные директора должны разработать четкий план действий – какие-то члены команды выложатся на максимум на равнинном куске, а на других ляжет основная нагрузка на подъеме. Впрочем, переоценивать значимость холма тоже не стоит, опрометчиво проходить первые 40 километров слишком осторожно. Важно найти правильные баланс, чтобы поддерживать высокий темп в начале и не развалиться в самый решающий момент.

На сей раз в мужской части соревнований примут участие 12 команд мирового тура и всего одна проконтинентальная – ССС Sprandi Polkowice. Компанию им составят девять континентальных коллективов, преимущественно из Австрии.

В числе основных претендентов на медали у выделяются четыре команды, которые были наверху и в прошлом году. В Бергене в 2017-м команды расположись в следующем порядке: 1) Team Sunweb, 2) BMC Racing Team, 3) Team Sky, 4) Quick-Step Floors. Предстартовые расклады такие, что в этом году за золото вновь поборются Team Sunweb и BMC Racing Team, a Team Sky и Quick-Step Floors кажутся главными кандидатами на бронзу.

В составе Team Sunweb значатся следующие гонщики: Том Дюмулен, Серен Крал Андерсен, Майкл Мэттьюз, Чэд Хага, Вилко Келдерман, Сэм Оомен. В прошлогоднем чемпионском составе произошла всего одна замена, место молодого немца Леннарда Кемны занял американец Хага.

Дюмулен – действующий чемпион мира и один из двух сильнейших «раздельщиков» мира на данный момент. Крал Андерсен и Мэттьюз послабее Дюмулена, но точно отличные мастера гонок на время. Келдерман, Оомен и Хага чуть послабее, но все равно хорошие «раздельщики». Большой плюс Team Sunweb в том, что в команде собраны гонщики, которые способны преодолеть подъем быстрее конкурентов. Дюмулен, Келдерман и Оомен – отменные горовосходители, да и Крал Андерсен с Мэттьюзом на не слишком затяжных подъемах чувствуют себя как рыба в воде. На холме у Team Sunweb должно быть преимущество.
Team Sunweb
У BMC Racing Team заявлены следующие исполнители: Роан Деннис, Патрик Бевин, Штефан Кюнг, Грег ван Авермат, Дамиано Карузо, Тиджей Ван Гардерен. По сравнению с прошлым годом произошли сразу три перестановки. Вместо Майлза Скотсона, Сильвана Диллье и Даниэля Осса выступят Бевин, Карузо и ван Авермат.

Вечный неудачник крупных чемпионатов Деннис в этом году выиграл на гранд-турах сразу три «разделки» – это говорит само за себя. Штефан Кюнг тоже элитный мастер, но он весьма зависим от рельефа, на холмистой территории у него случаются неудачи. Ван Гардерен уже не тот, что раньше, но по-прежнему достаточно силен. Бевин перешел в BMC Racing Team перед началом этого сезона и его результаты в «разделках» заметно улучшились, к тому же он находится в хорошей форме. Карузо и ван Авермат послабее, но общую картину явно не испортят. У BMC Racing приличный состав на холм, может быть чуть хуже, чем у Team Sunweb, но американо-швейцарская команда способна быть быстрее на равнине.

Примерно три недели назад BMC Racing Team прилично разочаровала всех в командной «разделке» на «Туре Британии», заняв только шестое место. Общая протяженность той «разделки» составляла всего 14 километров, но на ней тоже проходился похожий подъем, правда на самом финише. Тогда в составе BMC Racing Team было три гонщика, которые стартуют сегодня – Кюнг, Бевин и Ван Гардерен. Кюнга пришлось ждать на подъеме, из-за этого было потеряно много времени.
BMC Racing Team
Quick-Step Floors выставила следующих гонщиков: Максимилиан Шахманн, Боб Юнгелс, Ив Лампарт, Каспер Асгрин, Лауренс де Плюс, Ники Терпстра. Как и у BMC Racing Team, в составе произошли три замены. В прошлом году выступали Жюльен Вермоте, Филипп Жильбер и Джек Бауер, а в этом Асгрин, де Плюс и Шахманн.

В составе нет звезд «разделки» калибра Дюмулена и Денниса, но подбор гонщиков сильный и сбалансированный. Шахманн в этом году завоевал бронзу на чемпионате Европы, Лампарт там же был на четвертом месте, Боб Юнгелс попадал в тройку на «разделках» в рамках гранд-туров. Молодые де Плюс и Асгрин совсем недавно попали в топ-10 на гонке с раздельным стартом на «Вуэльте». Терпстра очень опытен в этом виде, как мы уже писали, у него на чемпионатах мира пять медалей разного достоинства. Наличие Шахманна, де Плюса и Юнгелс позволяют надеяться на хорошее прохождение холма.

На «Туре Британии» Quick-Step Floors заняла второе место, причем в составе было всего два гонщика, который выступят сегодня – Шахманн и Юнгелс. Компанию им составляли Ричезе, Гавирия и Кейссе, которых к специалистам «разделки» не отнесешь, то есть сегодня состав заметно лучше.
Quick-Step Floors
Черно-бело-голубые цвета Team Sky сегодня защитят Джонатан Кастровиехо, Оуэйн Дулл, Михал Квятковски, Василий Кириенко, Джанни Москон и Иэн Стэннард. По сравнению с 2017-м годом в составе два изменения, нет Криса Фрума и Герэйнта Томаса, но есть Стэннард и Кастровиехо.

Квятковски, Кастровиехо, Москон и Кириенко сильны в «разделках», пусть и не так, как Дюмулен и Деннис. Поляк совсем недавно был единственным гонщиком, который пытался бросить вызов Деннису на длинной разделке на «Вуэльте», правда поплатился за слишком резвый старт и на финише оказался только пятым. Кастровиехо имеет в послужном списке много достойных результатов, в том числе на чемпионатах мира и олимпийских Играх, на «Вуэльте» в этом виде он стал третьим. Кириенко в коронном виде потихоньку сдает, все-таки ему уже 37 лет, но лучшие его гонки на время всегда приходились именно на чемпионаты мира. Москон в концовке сезона свеж, и это очень важно. Импульсивный итальянец долго не гонялся из-за пятинедельной дисквалификации и на недавних итальянских осенних однодневках предстал в лучшем виде. Дулл и Стэннард в уровне результатов уступают, но оба имеют большой опыт в командных «разделках», Дулл – олимпийский чемпион в гонке преследования на треке.

На родном «Туре Британии» Team Sky недавно расположился на четвертом месте, правда из нынешнего состава там выступали только Кириенко и Стэннард.
Team Sky
Трудно представить, что какая-то из других команд может вмешаться в борьбу за золото, но швейцарская Team Katusha – Alpecin может преподнести сюрприз и оказаться в призовой тройке. У нее сегодня заявлены Тони Мартин, Алекс Даусетт, Нилс Политт, Нэйтан Хаас, Рето Холленштайн и Мадс Вюртц Шмидт. В прошлом году было только девятое место, но и состав был заметно слабее, с Машаду, Кристоффом и Меркевым.

Бросается в глаза, что в команде не хватает сильных горовосходителей, которые сумеют обеспечить высокую скорость прохождения подъема, но это может и не стать большой проблемой, если команда грамотно сработает в плане тактики и проедет дистанцию с идеально подобранной раскладкой. На «Туре Британии» было достойное третье место и отсутствие сильных «горняков» не помешало показать хороший результат.


В женской части соревнований выступят всего 12 команд. Второй год подряд мы вправе ожидать борьбы за золото между Team Sunweb и Boels – Dolmans Team.

У Team Sunweb заявлены Эллен ван Дейк, Люсинда Бранд, Лиа Киркманн, Лиане Липперт, Пернилле Матисен и Корин Ривера. По сравнению с прошлогодним чемпионским составом произошло две замены, место Флорше Макай и Сабрины Стултьенс заняли Липперт и Матисен.

Основным локомотивом Team Sunweb, разумеется, станет титулованная Эллен ван Дейк – чемпионка мира и многократная чемпионка Европы в индивидуальном виде, а также самая успешная гонщица в рамках командных «разделок». Все остальные девушки едут гонки на время на стабильно высоком уровне, но до ван Дейк прилично не дотягивают.
Team Sunweb
Состав Boels – Dolmans Team кажется чуть более сбалансированным, впрочем, такое же впечатление складывалось и в прошлом году, но одержать победу это не помогло. На сей раз в составе команды выступят Анна ван дер Брегген, Шанталь Блаак, Амали Дидериксен, Кристин Мажерус, Эми Питерс и Кэрол-Энн Кануел. По сравнению с прошлом году произошла одна замена, завершающую карьеру американку Меган Гуарньер заменит Дидериксен.

Главная звезда команды Анна ван дер Брегген – одна из сильнейших гонщиц мира на тяжелом рельефе и в «разделках», на которых у нее уже большое количество медалей чемпионатов мира, Европы и олимпийских игр. Всех остальных к элите этого вида не отнесешь, но в хороший для себя день они могут бороться за высокие места даже в индивидуальных «разделках» с сильным составом участников.
Boels – Dolmans Team
Бросается в глаза, что в обеих командах есть один ярко выраженный лидер, а все остальные примерно равны. Предсказать в таких условиях победителя весьма непросто.

Борьбу за бронзу должны повести три команды – Canyon SRAM Racing, Wiggle High 5 и Mitchelton – Scott.

У немецкой команды гонку проедет белоруска Алена Омелюсик, пропустившая несколько месяцев из-за травмы. Вместе с ней стартуют сестры Анна и Эллис Барнс, а также Елена Чеккини, Лиза Кляйн и Трикси Воррак.

У британской Wiggle High 5 заявлены известные трековые мастера Кирстен Вилд, Кэти Арчибалд и Аннетт Эдмондсон, а вместе с ними Одри Кордон Раго, Эмилия Фалин и Лиза Бреннауер.

Mitchelton – Scott будет явно не хватать Аннемик ван Флейтен, которая в Инсбруке проедет только индивидуальные виды. Состав: Джессика Аллен, Йолин Д'Ооре, Грэйси Элвин, Люси Кеннеди, Сара Рой и Джорджия Уильямс.

Примет участия в соревнованиях и российский коллектив Cogeas – Mettler Team. В ее составе выступят Евгения Аугустинас, Гульназ Бадыкова, Антри Кристофору, Елизавета Ошуркова, Эдвиж Питель и Ольга Забелинская. Наличие получившей недавно узбекское гражданство Забелинской для борьбы за медали явно недостаточно. Француженка Питель похоже решила пойти по стопам своей соотечественницы Женни Лонго, она продолжает соревноваться на высоком уровне, хотя ей уже 51 год.


Прогноз

Мужская гонка: 1) Team Sunweb, 2) BMC Racing Team, 3) Quick-Step Floors. Женская гонка: 1) Boels – Dolmans Team, 2) Team Sunweb, 3) Wiggle High 5.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda