25.07.2019

Tour de France 2019: Альпийский рубеж

Превью первого горного этапа Tour de France 2019 в Альпах
Сегодня на «Большой Петле» начинается альпийская часть гонки, после которой мы и узнаем победителя и всех призеров общего зачета. Три следующих этапа будут очень жесткими, они могут привести к глобальным перестановкам. Жулиан Алафилипп продолжает сенсационно лидировать в общем зачете, но ему не только не гарантирована победа, он запросто может оказаться даже за пределами первой десятки. Настолько все дальше будет серьезно.


Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
Ситуация в общем зачете очень плотная. Алафилипп везет ближайшим преследователям более полутора минут, но он не является ярко выраженным горовосходителем. Разрывы между вторым и шестом местом совсем смехотворные. Герэйнта Томаса, занимающего второго места, от идущего шестым Эмануэля Бухманна отделяют всего 39 секунд. Все еще может поменяться. Впереди нас ожидает штурм шести гор с высотой более 2000 метров, четыре из них имеют высшую категорию сложности. Начнется все сегодня с восхождения на легендарные Коль д'Изояр и Коль дю Галибье.


История

В рамках этапа участники соревнований преодолеют три очень известных перевала – Коль де Вар, Коль д'Изояр и Коль дю Галибье, но легендарный статус имеют только два последних, о них мы и расскажем подробно.

Изояр появился в маршруте «Тура» в один год с Коль де Вар, произошло это в 1922-м году. Тогда в рамках 10-го этапа на обеих вершинах первым был легендарный бельгийский гонщик Филипп Тейс – трехкратный победитель гонки в общем зачете.

В дальнейшем Изояр появлялся в маршруте французского гранд-тура еще 34 раза. Первыми до его макушки добирались многие именитые гонщики – Анри Пелиссье, Джино Бартали, Жан Робик, Фаусто Коппи, Луисон Бобе, Федерико Бахамонтес, Эдди Меркс, Бернар Тевене, Люсьен ван Импе, Клаудио Кьяппуччи, Сантьяго Ботеро, Стефано Гарцелли, Хоаким Родригес.

Финишной локацией этапа «Большой Петли» Изояр становился всего один раз, было это в 2017-м году, когда гонка заглядывала на гору последний раз. Этап с Изояром на финише выиграл Варрен Баргиль, опередивший Дарвина Атапуму и Ромена Барде.
На Коль д'Изояр можно подняться с двух сторон – с юга от Гийстра и с северо-запада от Бриансона. В 2017-м году на гору поднимались со стороны Гийстра, сегодня гонщики тоже поедут от Гийстра. По этой стороне подъем более протяженный, он занимает 31,5 км, но официальной частью восхождения считаются только последние 14,1 километра, до этого дорога слишком пологая. Средний градиент всего подъема от Гийстра – 4,8%, последние 14,1 км – 7,3%.

Высота пика Коль дю Галибье находится на уровне 2642 метров – это один из самых высоких перевалов Франции.

Дебютировал на «Туре» Галибье более сотни лет назад. Первым ее покорителем был местный гонщик Эмиль Жорж. В общей сложности на вершину этого перевала поднимались 60 раз, он самый популярный из всех альпийских. Чаще на французском гранд-туре поднимались только на расположенный в Пиренеях Турмале. После Жоржа первыми на Галибье отмечались Анри Пелиссье, Люсьен Бюссе, Антонин Манье, Джино Бартали, Фаусто Коппи, Федерико Бахамонтес, Шарли Голь, Эдди Меркс, Йооп Зутемелк, Луис Оканья, Люсьен ван Импе, Лучо Эррера, Франко Кьоччоли, Тони Ромингер, Марко Пантани, Сантьяго Ботеро, Стефано Гарцелли, Александр Винокуров, Михаэль Расмуссен и Примош Роглич.

Примечательно, что на каждом из сегодняшних перевалов первыми по разу становились гонщики из Казахстана. На Варе – Луценко, на Изояре – Иглинский, на Галибье – Винокуров.

Финишной локацией этапа вершина Галибье была всего один раз. В 2011-м на 18-м этапе люксембуржец Анди Шлек устроил феноменальный горный рейд и одержал победу, правда финишировать первым в общем зачете это ему так и не позволило. В тот году Галибье на гонке вообще проходили дважды и оба раза первым был именно младший из братьев Шлек. Организаторы устроили своебразный бенефис знаменитой горы, связано это было со столетним юбилеем ее первого появления в маршруте.
«Джиро» тоже использовала Галибье в качестве финишной точки, правда этап пришлось сокращать из-за тяжелых погодных условий. Победу в отрыве в 2013-м году одержал Джованни Висконти.

Подняться на вершину Галибье тоже можно с двух сторон. С северной стороны от Сен-Мишель-де-Морьен, через Коль дю Телеграф и со стороны Бриансона по южной дороге. Сегодня перевал будет пройден с юга. С этой стороны официальная часть подъема имеет протяженность 23 километра, а средний градиент 5,1%.

За километр до вершины Галибье с южной стороны находится монумент посвященный Анри Дегранжу. Расположен он непосредственно после выхода из туннеля.


Маршрут

Амбрён – Валуар (208 км)

Начнется сегодняшний этап в Амбрёне, расположенном в департаменте Верхние Альпы (регион Прованс — Альпы — Лазурный Берег), а финиширует в Валуаре (департамент Савойя, регион Овернь — Рона — Альпы). За 208 километров гонщики наберут в гору внушительные 5200 метров!

Подробнее познакомиться с особенностями каждого из сегодняшних перевалов можно в нижерасположенной галерее.

От вершины Галибье до финиша всего 18 километров. Спуск с горы в техническом плане не самый сложный, затруднения могут вызвать только первые пять километров. Похожая ситуация и со спуском с Изояра. Там тоже более-менее непросто на первых километрах «даунхилла».


Погода

Запредельная жара последних дней несколько спала, хотя сегодня все равно будет очень тепло. Максимальная температура воздуха – 32 градуса, на вершинах перевалов – 20-22 градуса. Чем ближе к финишу, тем выше вероятность дождя. На старте в Амбрёне вероятность осадков – 20%, на Коль де Вар – 40%, на Изояре – 60%, на Галибье и в Валуаре – 70%. Ветер незначительный, всего 1-3 метра в секунду.


Главные герои

У отрыва сегодня достаточно хорошие шансы на победу, но мы посвятим большую часть времени претендентам на общий зачет, а потом немного поразмышляем о возможных кандидатах на победу из отрыва.

Жулиан Алафилипп (Deceuninck – Quick Step)

До старта гонки никто и представить себе не мог, что лидером последние горные этапы в Альпах начнет Жулиан Алафилипп. Многие предсказывали, что французский «панчер» захватит желтую майку на первых этапах и дотащит ее максимум до Пиренеев, на деле все получилось горазо круче.

Мы считаем, что на Турмале в рамках 14-го этапа Жулиан действительно прыгнул выше своей головы. Победа на предшествовавшей «разделке» стала большим сюрпризом, но не шокировала, рельеф лидеру Deceuninck – Quick Step подходил. Турмале – совсем другое дело, это гора, восхождение на которую занимает около 50 минут, гора для чистых «горняков», не для таких гонщиков как Алафилипп.

Именно после Турмале впервые подумалось, что француз имеет шансы дотащить на себе майку вплоть до Парижа. Впрочем, уже на следующем этапе Алафилипп начал терять время и отдал своим конкурентам достаточно много секунд.

Удержится ли он на первом месте или в призовой тройке до самого конца? Нам кажется, что нет, но сегодня Жулиан вполне может отбиться. 18-ый этап станет первым в Альпах, проходить он будет после дня отдыха и двух транзитных этапов, свежести французу сегодня может хватить. Да, Изояр и Галибье на первый взгляд не самые подходящие для него подъемы, но он находится в феноменальной форме, да и на спуске может неплохо накатить в случае чего.

Невовремя для Алафилиппа гастроэнтерит подцепил испанец Энрик Мас, который мог помочь ему в высоких горах. Впрочем, вчера показалось, что Мас идет на поправку, может он все-таки сумеет сработать на Жулиана на оставшихся этапах.
Герэйнт Томас (Team INEOS)

Выступление Герэйнта Томаса пока оставляет достаточно двойственные впечатления. Он хорошо поднялся на Планш де Бель Фий и достойно проехал свой сильный вид – «разделку», однако пиренейские этапы особой радости валлийцу не принесли. На обоих этапах явно выделялись 4-5 гонщиков, которые смотрелись лучше «Джи».

Томас мог бы продолжать ехать в похожем стиле и в Альпах, то есть проигрывать сильнейшим горовосходителям немного и ждать кризиса Алафилиппа, но ситуация в общем зачете не позволяет со-капитану Team INEOS терять время. Да, он идет вторым, но следующие четыре гонщика уступают ему совсем немного.

Следующие три этапа в высоких горах станут для Томаса решающими. Ему нужно показать форму, которая была у него в 2018-м году, только она позволит ему обойти Алафилиппа и отбить атаку других гонщиков. Получится ли у Герэйнта выйти на пик на третьей неделе? Нам кажется, что нет. Его кондиции в этом сезоне явно хуже, а мастером третьих недель он ранее никогда не был.
Стевен Крейсвейк (Team Jumbo – Visma)

Стевен Крейсвейк выдающимся образом едет «Большую Петлю» уже второй год подряд. В прошлом сезоне голландец ограничился пятым местом, но в этом готов сделать шаг на пьедестал.

На Планш де Бель Фий Стевен смотрелся тяжело и потерял достаточно много времени, но в Пиренеях он оказался на высоте. Особенно удался ему этап с финишем на Турмале, на котором он выиграл у того же Томаса более 30 секунд и занял третье место. Этап с финишем на Пра д'Альби получился чуть более скромным. Пино, Бухманн и Берналь выиграли у Стевена немного времени, зато удалось отыграть почти 30 секунд у Алафилиппа и ничего не отдать Томасу.

Многие справедливо замечают, что Крейсвейк вряд ли будет способен эффективно атаковать в Альпах, но этого может и не понадобиться. Дэн Мартин на днях заявил, что «Тур» выиграет тот гонщик, который будет терять меньше всего времени в свои кризисные дни. Вполне может быть, что так все и получится. Таким гонщиком может оказаться Крейсвейк.

В горах помощников у голландца не так много, но имеющиеся Джордж Беннетт и Лауренс де Плюс со своими обязанностями справляются.
Тибо Пино (Groupama – FDJ)

Тибо Пино на нынешнем «Туре» показывает феноменальный уровень готовности. Француз не стал посыпать голову пеплом после неудачи на этапах с эшелонами, а начал методично отыгрывать время в Пиренеях.

На Турмале Тибо атаковать заранее не рискнул, однако на последних 300 метрах у него получилось со всеми уверенно разобраться. На Пра д'Альби лидер Groupama – FDJ действовал более решительно и в итоге отцепил со своего колеса всех конкурентов на последних километрах.

Несмотря на внушительные потери перед началом горной части гонки, Тибо уже поднялся в генеральной классификации на четвертое место. Многие отмечают, что француз очень не любит выступать в жару. Это действительно так, но похоже, что самые жаркие дни совпали с равнинными этапами, а не горными. В этом плане Пино сопутствовала удача.

Означает ли это, что Пино сумеет так же доминировать в Альпах? Отнюдь не факт. Форма гонщиков может быстро меняться. Тибо может стать хуже, а некоторые его конкуренты имеют шансы заметно улучшиться.
Эган Берналь (Team INEOS)

Второй капитан Team INEOS провалил «разделку» и не блистал в Пиренеях, как этого многие ждали, но похоже, что его форма движется в правильном направлении. На Пра д'Альби он стал гонщиком, который удерживался с Пино дольше всех остальных. На Турмале юный колумбиец проиграл французу меньше, но на общем фоне смотрелся хуже.

Юные колумбийские гонщики известны тем, что их форма к третьей неделе гранд-туров чаще всего идет в гор, так было и с самим Берналем на дебютном «Туре» в прошлом году.

Дополнительным плюсом для Берналя могут стать высоты за 2000 метров, с которыми гонщики будут сталкиваться на всех последних этапах. Если кто и адаптирован к такой высоте, так это выходцы из Колумбии. Большинство их гонщиков рождаются и большую часть жизни проводят именно на высокогорье.

Пока Берналь только пятый, но он был лучше Томаса в Пиренеях и разрывы между ними минимальные. Колумбиец имеет неплохую возможность выиграть «Большую Петлю» в 22 года.
Эмануэль Бухманн (Bora – Hansgrohe)

Кто на нынешней гонке действительно удивляет, так это немец Эмануэль Бухманн. Представитель Bora – Hansgrohe уже зарекомендовал себя в качестве одного из сильнейших «генеральщиков» на недельных турах, но никто не ожидал от него подобной прыти на гранд-турах. В прошлом году Бухманн весь сезон подводился к испанской «Вуэльте» и в итоге не сумел на ней попасть даже в первую десятку.

В этом году на многодневках второго ранга Эмануэль шел вообще без провалов, но вспоминая «Вуэльту» многие не брали его в расчет перед «Большой Петлей». Похоже, что совершенно зря. Бухманн достойно проехал гонку с раздельным стартом, а по сумме временем пиренейских этапов лучше него был только Пино.

Сумеет ли немец удержать форму на третьей неделе? Точно на этот вопрос никто не ответит, на «Вуэльте» он начал проседать именно в последние дни. Сам он говорит, что приехал на «Тур» за местом в первой десятке, но это не должно означать, что он им ограничится. Бывали случаи, когда многодневщики ставили перед собой скромные задачи, а в итоге заканчивали гранд-туру на пьедестале. Сейчас Бухманн шестой, но до призовых мест рукой падать.
Микель Ланда (Movistar Team)

Микель Ланда должен стать тем гонщиком, который обеспечит нам максимально много веселья на третьей неделе. После катастрофической потери на этапе с эшелонами и традиционно слабой «разделки», баск откатился в общем зачете очень далеко. Однако большое отставание его не смущает, он по-прежнему надеется закончить «Тур» в первой тройке.

От идущего на шестом месте Бухманна Ланду отделяют 2.40, от топ-3 чуть больше, но по меркам альпийских перевалов это еще не приговор. Лидер Movistar Team понимает, что он не может ждать последних километров, ему необходимо атаковать задолго до финиша. Он это уже делал на 15-м этапе, и он планирует действовать точно так же на третьей неделе.

На сегодняшний день Микель Ланда – это один из немногих гонщиков, способных ехать в атакующем стиле две супермногодневки подряд. Он должен стать одним из главных аниматоров альпийских этапов. Его оруженосцы способны ему помочь. Поддержать баска обещал даже Найро Кинтана, в очередной раз проваливающий гранд-тур. Поможет ли Кинтана Ланде на самом деле? Узнаем.
Отрыв. Джек Хэйг (Mitchelton – Scott)

Сегодня очень тяжелый этап, но он только первый из трех в Альпах. Логично предположить, что гонщики топ-6 не будут сегодня действовать слишком активно. Разрывы небольшие и никому не хочется терять шансы из-за необдуманной атаки.

Микель Ланда и Movistar Team могут что-нибудь изобразить, но это не значит, что испанская команда обязательно будет догонять беглецов.

Мы пришли к выводу, что шансы у отрыва сегодня есть. Самые реальный кандидат на победу – Саймон Йейтс, который на второй неделе уже дважды победил. Есть и другие претенденты (Ромен Барде, Фабио Ару, Танел Кангерт, Леннард Кемна), но мы сегодня все-таки выделим партнера братьев Йейтс по Mitchelton – Scott Джека Хэйга. Он хорошо готов и не примелькался на прошлых этапах.
Прогноз

Победу на этапе одержит Джек Хэйг. Претенденты на общий зачет доедут вместе, хоть Ланда и будет атаковать. Алафилипп сохранит майку лидера на еще один день.
Made on
Tilda