В отличие от «Тура Фландрии», на «Париж – Рубе» нет брусчатых холмов и вся брусчатка находится на преимущественно равнинном рельефе. Однако французская брусчатка гораздо более разбитая, поэтому «Париж – Рубе» ничуть не легче, а скорее даже тяжелее «Тура Фландрии». Уникальность французской классики еще в том, что ключевые ее участки чаще всего бывают задействованы в гонках всего один раз в год, именно на «Париж – Рубе». Брусчатые холмы «Ронде ван Влаандерен» используются не только на монументальной гонке, но и на других соревнованиях шоссейного календаря.
История
«Париж – Рубе» не только самая престижная классическая гонка, но еще одна из самых старых. Первое издание гонки прошло в 1896 году. Идея ее проведения возникла у двух текстильщиков – Теодора Вьенна и Мориса Переса, проживавших в городе Рубе, на самой границе с Бельгией. В 1895 году они построили в Рубе велотрек и вскоре решили организовать гонку со стартом в Париже и с финишем на треке в Рубе. За поддержкой Вьенн и Перес обратились к редакции крупнейшей, на тот момент, спортивной газеты Франции Le Vélo. Победителем первой «Париж – Рубе» стал немец Йозеф Фишер (следующую немецкую победу в гонке пришлось ждать целых 119 лет!). В дальнейшем «Париж — Рубе» не проводилась только в годы первой (с 1915 по 1918) и второй (1940 - 1942) мировых войн.
«Северным адом» гонку стали часто называть после 1919-го года, первой «Париж – Рубе» после первой мировой войны. Дороги тогда были в таком плохом состоянии, что многие участники назвали их адскими. Надо заметить, что первые издания гонки проходили с так называемыми «пейсерами», которыми чаще всего были велосипедисты на тандемах. Каждый участник гонки ехал за своими тандемом. Подобного рода соревнования сейчас проходят только на трековых шестидневках, а на рубеже XIX-XX веков это была достаточно распространенная практика. «Пейсеры» использовались также на гонке «Бордо – Париж», которая впервые прошла в 1891 году и долгий промежуток времени считалась престижнее «Париж – Рубе». От «пейсеров» на «Северном аду» было решено отказаться в 1910-м.
Гонка стартовала в Париже до 1966-го года. В 1966-м стартовой точкой стал город Шантийи, а с 1977-го «Париж – Рубе» начинается в Компьене. И Шантийи, и Компьень находятся к северу от Парижа. Финишировала гонка всегда именно в Рубе, правда старый велодром перестали использовать в 1914-м году. С 1943-го классика почти неизменно финиширует на «Велодроме Андрэ-Петрио», исключением стали только три версии гонки с 1986-го по 1988-й годы, когда «Париж – Рубе» заканчивалась в центре Рубе, на «Авеню Объединенных Наций».
В свое время организаторы «Париж – Рубе» столкнулись с тем же проблемами, которые возникли у «Ронде ван Влаандерен». В 50-60-х годах прошлого столетия началось активное асфальтирование французских дорог, гонка становилась недостаточно сложной и организаторам приходилось искать новые брусчатые участки. Самые тяжелые секторы «паве» современной «Париж – Рубе» появились в ее маршруте во второй половине XX века. В частности участок «паве» в аренбергском лесу дебютировал в гонке в 1968-м году, а Монс-ан-Певель в 1978-м. В последние годы маршрут гонки меняется незначительно.
В этом году будет проводиться 117-е издание гонки. Чаще других «Париж – Рубе» выигрывали вовсе не французы, а их ближайшие соседи из Бельгии. На счету бельгийцев 56 побед, хозяева выигрывали гонку 30, 11 побед у итальянцев, 6 у представителей Нидерландов. Одна победа есть у Молдовы, добыл ее в 1994 году Андрей Чмиль, который на тот момент представлял именно Молдову. По четыре раза гонку выигрывали знаменитые бельгийцы Роджер де Фламинк и Том Боонен.