08.05.2019

Розовое безумие: Giro d'Italia – история, маршрут и правила

Главная информация о первом гранд-туре сезона 2019-го года
Сезон велогонок в наши дни продолжается едва ли не 10 месяцев, но многие болельщики с нетерпением ждут именно начало мая. В этот период года в свои права вступает первая из трех супермногодневок сезона. Через три дня, в субботу, в Болонье стартует 102-я по счету итальянская «Джиро д'Италия».
История и статистика

Организатором «Джиро» выступила легендарная спортивная газета La Gazzetta dello Sport. Один из редакторов газеты Тулло Морганьи поделился своей идеей с владельцем (Эмилио Костаманьей) и редактором велосипедного отдела (Армандо Кунье). Костаманья был воодушевлен успехом «Джиро ди Ломбардия» и «Милан – Сан-Ремо», которые «Гадзетта» к тому времени уже проводила. Об организации многодневки было объявлено на первой полосе газеты седьмого августа 1908-го года, датой ее проведения был заявлен май следующего года. В дальнейшем Морганьи, Костаманья и Кунье начали искать деньги на саму гонку, добыть их удалось с помощью общего друга, бухгалтера банка Cassa di Risparmio Примо Боньрани. В поисках спонсоров Боньрани отправился по регионам Италии и через некоторое время ему удалось собрать недостающие деньги. Удивительно, но финансово поддержала гонку даже газета Corriere della Sera, считавшаяся главным конкурентом La Gazzetta dello Sport.

13-го мая 1909-го на старт первого издания «Джиро д'Италия» вышли 127 гонщиков, которые в рамках восьми этапов преодолели 2448 километров. До финиша многодневки добрались только 49 участников, а выиграл ее Луиджи Ганна. В это трудно поверить, но первые пять лет победитель определялся вовсе не по сумме времени, за которые были преодолены все этапы, а по специальной системе очков. В 1914-м Альфонцо Кальцолари стал первым гонщиком, выигравшим «Джиро» по сумме времени преодоления всех этапов. За два года до этого, в 1912-м, у итальянского гранд-тура не было индивидуального триумфатора, велся подсчет только командного зачета, в котором Atala опередила Peugeot и Gerbi. Не проводилась «Корса Роза» (итал. - розовая гонка) только в периоды Первой и Второй мировых войн, с 1915-го по 1918-ый и с 1941-го по 1945-ый.

В 1925-м году в общем зачете впервые победил Альфредо Бинда, ставший в последствии рекордсменом итальянского гранд-тура. В 1927-м году он победил на 12 этапах из 15! Долгие годы Бинда удерживал рекорды по количеству побед в общем зачете (5), по количеству выигранных этапов (41) и по дням, проведенным в розовой майке лидера (65).
Альфредо Бинда
Только через много лет его рекорд по количеству побед в общем зачете повторили Фаусто Коппи и Эдди Меркс, рекорд по выигранным этапам в 2003-м перехватил Марио Чиполлини (42), а все тот же Меркс с годами набрал 77 дней в Maglia Rosa. В 1930-м La Gazzetta dello Sport даже предложила Бинде 23 тысячи лир, чтобы он давал побольше шансов своим конкурентам.

В 1936-м, через три года после последней победы Бинды, «Джиро» первый раз выиграл Джино Бартали, в будущем еще один легендарный гонщик. В общей сложности Бартали становился победителем «Корса Роза» три раза, причем первую и последнюю победу разделяли целых 10 лет. В 1940-м году многодневку выиграл 20-летний партнер Бартали по команде Legnano Фаусто Коппи. В последствии противоборство Бартали и Коппи стало для «Джиро» знаковым, а Коппи выиграл гонку пять раз. Наверняка оба они выиграли бы многодневку и большее количество раз, но не позволила им этого сделать Вторая мировая война, из-за которой «Джиро» не проводилась пять лет. Первую и последнюю победу Коппи разделили рекордные 13 лет.
Джино Бартали и Фаусто Коппи (впереди)
Первым иностранцем, сумевшим одолеть хозяев гонки и стать победителем общего зачета в 1950-м году стал швейцарец Хьюго Коблет.

Сильнейший гонщик в истории велоспорта Эдди Меркс одержал свою дебютную победу в генеральной классификации в 1968-м году. Знаменитому итальянцу Феличе Джимонди не повезло попасть в эпоху Меркса. Феличе выиграл «Корса Розу» три раза, а мог выиграть еще раза 2-3, если бы не «Каннибал» из Бельгии.

Во второй половине 70-х и в первой половине 80-х на гонке доминировали итальянцы Джузеппе Саронни и Франческо Мозер, а также француз Бернар Ино. Ино был победителем общего зачета трижды, Саронни два раза, а Мозер всего один, зато итальянцы вдвоем выиграли едва ли не 50 этапов и почти 100 дней владели майкой лидера.

В 1988-м американец Эдди Хэмпстен стал первым победителем «Джиро», не представлявшим европейскую страну. В XXI веке гонку выиграли еще два гонщика, которые представляли Америку – канадец Райдер Хешедаль и колумбиец Найро Кинтана.

В 90-х яркий след на «Джиро» оставил пятикратный победитель «Тур де Франс» Мигель Индурайн, легендарный Марко Пантани, его соотечественник Иван Готти, а также россияне Евгений Берзин и Павел Тонков. Индурайн был победителем в 1992-93-м годах, Готти в 1997-м и 1999-м, Пантани выиграл в 1998-м, Берзин в 1994-м, а Тонков в 1996-м.
Марко Пантани и Павел Тонков
Уже в начале нового столетия по два раза покоряли общий зачет Паоло Саволделли (2002 и 2005) и Джильберто Симони (2001 и 2003). После них на авансцену вышли прекрасно знакомые современному поколению болельщиков Иван Бассо (2006 и 2010), Альберто Контадор (2008 и 2015), а также Винченцо Нибали (2013 и 2016). Контадор выиграл гонку еще раз, было это в 2011-м, но из-за допингового скандала победа отошла к Микеле Скарпони. В 2009-м Денис Меньшов повторил достижение Берзина и Тонкова, став третьим русским гонщиком, победившим на «Корса Роза».

Действующим чемпионом является британец Крис Фрум, но защищать свой титул в этом году он не будет.


Немного сухой статистики

– Альфредо Бинда, Фаусто Коппи и Эдди Меркс побеждали на «Джиро» по пять раз. Джованни Брунеро, Джино Бартали, Фьоренцо Маньи, Феличе Джимонди и Бернар Ино по три раза.
– Представители Италии выигрывали генеральную классификацию 69 раз, у Бельгии семь побед, у Франции - шесть.
– Наибольшее количество призовых мест – Феличе Джимонди (9).
– Самый молодой победитель общего зачета – Фаусто Коппи (в 1940-м победил в возрасте 20 лет и 158 дней). Самый возрастной победитель – Фьоренцо Маньи, в 1955-м ему было 34 года и 180 дней.
– Самый молодой победитель этапа – Олимпио Бицци в 1936-м (19 лет и 299 дней), самый возрастной победитель этапа – Джованни Россиньоли в 1920-м (37 лет и 186 дней).
– Чаще других горный зачет выигрывал Джино Бартали, «горным королем» ему довелось быть целых семь раз.
– Франческо Мозер и Джузеппе Саронни – рекордсмены зачета «лучшего по очкам», у обоих по четыре успеха.
– Чаще других на гонке выступал и на ней финишировал итальянец Владимиро Паницца (18 стартов, 16 финишей)
– Максимальный разрыв между первым и вторым место в генеральной классификации был зафиксирован в 1914-м, тогда Альфонцо Кальцолари привез второму призеру почти два часа. Минимальный разрыв был в 1948-м, Фьоренцо Маньи выиграл у Эцио Чекки всего 11 секунд. В 1955-м все тот же Маньи опередил Коппи на 13 секунд, а в 1974-м Меркс проехал гонку на 12 секунд лучше Джанбатиста Баронкелли.
– Максимальная протяженность гонки были зафиксирована в 1954-м году - 4337 километров. Минимальная - 2439,6 км в 1912-м.
– Максимальная средняя скорость составила 40,057 км/ч в 2009-м, минимальная –23,437 км/ч в 1914-м.
– максимальное количество стартовавших – 298 в 1928-м, минимальное – 49 в 1920-м.
– максимальное количество финишировавших – 169 в 2009-м, минимальное – 8 в 1914-м.


«Джиро» 2019-го года

В этом году «Корса Роза» начинается в Болонье, находящейся на севере Италии, в регионе Эмилия-Романья. В прошлом году «Гранде Партенца» (итал. –большой старт) впервые прошел за пределами Европы, первые дни майского гранд-тура принимал Иерусалим. В этом году организаторы решили вернуть старт в родную для гонки страну. В Италии «Джиро» начнется в пятый раз за последние 10 лет.
Главной особенностью нынешней издания «Корса Розы» станет тот факт, что в этом году гонка покинет пределы Италии всего один раз, да и то всего на несколько километров. Произойдет это во время девятого этапа. В южные регионы страны «Джиро» тоже не заглянет. Все действо будет проходить в северной и центральной части Италии.

Закончится гранд-тур в Вероне, последней раз принимавшей завершающий этап «Джиро» в 2010-м году. И тогда, и сейчас это будет индивидульная гонка на время, причем с абсолютно одинаковым маршрутом.


Структура маршрута

– общая протяженность всех этапов: 3578,8 километра, средняя протяженность этапа – 170,4 км;
– три индивидуальные гонки с раздельным стартом общей протяженностью - 59,8 км;
– шесть равнинных этапов;
– семь среднегорных и пять высокогорных этапов;
– семь этапов будут заканчиваться на вершине подъемов, причем в двух случаях это будут «разделки»

Чуть подробнее познакомиться с особенностями ключевых этапов можно в нашем старом материале http://gruppetto.ru/giro2019-theroute

Если этого вам будет недостаточно, то вот роудбук со всей подробной информацией.


Майки и немного правил

Лидер общего зачета, как известно, является обладателем розовой майки (Maglia Rosa). Гонщик, находящийся на первой позиции в классификации по очкам получает цикламеновую майку (Maglia Ciclamino). «Горному королю» предстоит щеголять в Maglia Azzurra (голубая майка), а лучшему молодому в Maglia Bianca (белая майка).
Как известно, победитель общего зачета и его текущий лидер определяется по сумме времени на всех этапах, но по ходу гонки можно получать еще и бонусные секунды, они предусмотрены на всех групповых этапах. За победу на этапе списывают 10 секунд от общего времени, за второе место шесть, за третье - четыре. Бонусные секунды можно заработать и на промежуточных финишах, за первое месте три секунды, за второе - две, а за третье – одна секунда.

Не так давно систему зачисления баллов в «очковую» классификацию изменили так, чтобы ее почти наверняка выигрывали спринтеры. За победу на преимущественно равнинных этапах (этапы категории А и Б) можно получить аж 50 очков (перво место – 50, второе – 35, третье – 25, ... 15 – 1 очко). На этапах средней сложности (категория С) победа стоит 25 очков, а всего очки получают 10 первых на финише. Победителям самых сложных этапов (категория Д) достается всего 15 очков. Также очки можно заработать на промежуточной TV премии, тут тоже идет разделение на простые и сложные этапы. На этапах категорий А и Б на промежутке можно взять до 20 очков за первое место, на этапах категории С 10, а на категории D всего лишь 8. Как вы видите, все для спринтеров.

В горном зачете есть так называемый подъем Cima Coppi («Чима Коппи»), за первое место на котором начисляется сразу 50 очков, в этом году «Чимой Коппи» станет Пассо Гавиа (2618 метров), на который участники поднимутся на королевском 16-м этапе.
Пассо Гавиа
Подъемы первой категории максимально дают 40 очков (таких подъемов в маршруте этого этого года восемь), первое место на подъеме второй категории оценивается в 18 очков (всего 12 подъемов), за третью категорию можно получить девять очков (восемь подъемов подъемов), а вот восхождения четвертой категории стоят всего три очка за первое место (10 подъемов). Всего в маршруте 102-ой «Корса Розы» будет 39 официальных подъемов различной степени сложности.

В молодежный зачет входят все гонщики, родившиеся после 1993 года, то есть начиная от 1-го января 1994-го и моложе. Всего на этой «Джиро» таких участников будет 51.


Немного статистики 2019-го года

Самый молодой участник 101-ой по счету «Корса Розы» – колумбиец Алеханро Осорио из Nippo – Vini Fantini – Faizane, он родился 28-го мая 1998-го года. Самый возрастной – баск Маркель Иризар (Trek – Segafredo), дата его рождения: 05.02.1980. Средний возраст - 28,2 года. Самая молодая команда уже традиционно Bardiani - CSF (средний возраст 25 лет и 219 дней), самая возрастная Bahrain Merida (31 год и 324 дня).

Чаще других из участников 2018-го года на «Джиро» стартовал Доменико Поццовиво, в эту пятницу миниатюрный «горняк» начнет свой уже 13-ый итальянский гранд-тур. По количеству финишей на «Джиро» уверенно лидирует француз Юбер Дюпон (AG2R La Mondiale), до сего года он 11 раз приезжал на итальянский гранд-тур и все 11 раз на нем финишировал.

Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda