30.04.2019

Tour de Romandie: Последняя большая гонка перед «Джиро»

Превью гонки с участием Роглича, Закарина, Вивиани и других участников будущего итальянского гранд-тура
Сезон весенних классик позади, а значит на первый план постепенно выходят гонщики самого популярного жанра шоссейного велоспорта – многодневщики. До старта «Джиро д'Италия» осталось меньше двух недель, но до ее начала должна состояться одна из самых престижных недельных гонок календаря. С 30-го апреля по 5-е мая в Швейцарии пройдет «Тур Романдии».
История

Многодневка, проводящаяся в западных кантонах Швейцарии, в которых проживает франкоговорящее население страны, впервые состоялась в 1947-м. Проведение гонки было приурочено к пятидесятилетию федерации велосипедного спорта Швейцарии. С тех пор гонка в Романдии проходит каждый год, никаких перерывов в ее истории не было. Уже много лет соревнования в Швейцарии проводятся непосредственно перед «Джиро д'Италия». Раньше «Тур Романдии» вполне можно было назвать генеральной репетицией итальянского гранд-тура, но в последние несколько лет ситуация начала меняться. Только небольшой процент будущих участников «Джиро» принимает участие в швейцарской многодневке, зато на не все чаще и чаще наведываются гонщики, готовящиеся к «Тур де Франс».

Единственным гонщиком, покорившим «Тур Романдии» три раза является знаменитый ирландец Стивен Роач, побеждавший на местных дорогах в середине 80-х. В 1987-м Роач после победы в Швейцарии был сильнейшим и на «Джиро».
Стивен Роач
Дважды на многодневке побеждала целая группа гонщиков, в том числе легенды местного велоспорта – Фердинанд Кюблер, Тони Ромингер, Паскаль Ришар. По две победы в активе у многих велосипедистов, пик карьеры которых пришелся на последние несколько лет – Кэдел Эванс, Крис Фрум и Ричи Порт.

Есть победы и у россиян – Павел Тонков выиграл гонку в 1997-м, а Ильнур Закарин в 2015-м. В разные годы призерами общего зачета были Александр Гонченков, Владимир Карпец и Денис Меньшов (дважды), казахстанцы Александр Винокуров и Андрей Кашечкин, представлявший Латвию Петр Угрюмов, а также эстонец Рейн Таарамяе. Три раза подряд, с 2011-го по 2013-ый, победители «Тура Романдии» в последствии выигрывали и «Тур де Франс» (Эванс, Уиггинз и Фрум). Действующим победителем гонки является словенец Примош Роглич.

На протяжении длительного времени на многодневке в Швейцарии в первый день всегда проводился короткий пролог, а в последний индивидуальная гонка на время, протяженностью около 20 километров. Особенно характерно для шестидневки в Романдии это было в первой половине прошлого десятилетия, когда в последний день в Лозанне всегда проходила гонка с раздельным стартом с холмистым рельефом. Однако в последние годы на «Тура Романдии» «разделка» отнюдь не всегда проводится в последний день, да и места ее проведения с рельефом тоже меняются.


Маршрут

За шесть дней участники соревнований проедут пролог, одну индидуальную гонку на время и четыре групповых этапа – два из них организаторы отнесли к холмистым, а два к горным. Общая протяженность маршрута гонки составит 699,5 км. За шесть дней гонщики наберут в гору 10363 метра. Это весьма внушительная цифра, учитывая, что два этапа (пролог и «разделка») будут совсем короткими.

Пролог. Нёвшатель – Нёвшатель (3,87 км)
Первый этап. Нёвшатель – Ла-Шо-де-Фон (168,4 км)
Второй этап. Ле-Локль –Морж (174,4 км)
Третий этап. Ромон – Ромон (160 км)
Четвертый этап. Люсанс – Торгон (176 км)
Пятый этап. Женева – Женева (16,85 км). ITT
Ключевое значение в распределении мест в общем зачете будут иметь два заключительных этапа. В предпоследний день соревнований гонщики финишируют в горнолыжном курорте Торгон, буквально через километр после восхождения на тяжелый подъем первой категории (12 км, 6%). Да и в целом, четвертый этап будет весьма сложным по рельефу, на нем хватает неприятных подъемов и до заключительной горы. В последний день многодневки гонщики проедут 17-километровую индивидуальную «разделку» с преимущественно равнинным рельефом. Вторая половина «разделки» совсем простая, а вот на первой все-таки будут 2-3 заметных холмика.

Повлиять на расположение гонщиков в итоговом протоколе способны и пролог с третьим этапом. Пятничный третий этап завершится на вершине короткого подъема, средний градиент последнего километра составит 7,8%. Наверняка небольшие разрывы в конце все-таки образуются.

Первый и второй этапы выглядят чуть попроще. На втором хороший шанс выжить в основной группе получат спринтеры, пусть им и не просто придется в средней части маршрута, а вот первый закончится либо спринтом из заметно просеянного пелотона, либо успешной поздней атакой.

Разумеется, на каждом групповом этапе будут разыгрываться бонификационные секунды. На финише победитель получит стандартные 10 секунд, второй гонщик скинет шесть, а третий – четыре секунды. За первое место на промежуточном финише полагается три секунды.


Погода

Похоже, что пролог пройдет в достаточно стабильных погодных условиях, для «Тура Романдии» это большая редкость. Дождя не будет. В дальнейшем погода должна становиться хуже, особенно непросто гонщикам придется в последние три дня. Впрочем, это только предварительный прогноз, он может быть существенным образом скорректирован.


Главные герои

Примош Роглич (Team Jumbo – Visma)

Словенец Примош Роглич один из немногих гонщиков, рассчитывающих на успех в общем зачете «Джиро», но при этом стартующих на «Туре Романдии». В прошлом году борьба словенца с колумбийцем Берналем стала украшением швейцарской многодневки. Победителем в этом противостоянии вышел Роглич, однако тогда ситуация была совсем другая. Примош заканчивал на этой гонке блок весенних гонок и отправлялся на сборы и подготовку к «Тур де Франс». Сейчас никаких длительных сборов после «Романдии» не будет, уже 11-го мая начинается «Джиро д'Италия».

Штаб Team Jumbo – Visma в пресс-релизе перед многодневкой уже успел подчеркнуть, что Роглич не является лидером команды и не рассчитывает на этой гонке на победу в общем зачете, но его уровень настолько высок, что он вполне может выиграть в Швейцарии, находясь в режиме подготовки.

В последнее время словенец доминирует практически на всех недельных многодневках, на которых он стартует. В рамках мирового тура Роглич выиграл четыре недельных гонки подряд. Началась его серия еще на « Туре Страны Басков» 2018-го года и продолжается до сих пор.

Маршрут «Тура Романдии» подходит экс-прыгуну на лыжах едва ли неоптимально. Он способен выиграть многодневку даже не находясь на пике своих кондиций.
Герэйнт Томас (Team Sky)

Действующий победитель «Тур де Франс» Герэйнт Томас форму в начале сезона не форсировал. Он и не скрывал, что в межсезонье начал подготовку гораздо позже обычного и ему пришлось избавляться от большого количества лишних килограммов.

Перед стартом «Тиррено – Адриатико» казалось, что валлиец из Team Sky начинает набирать обороты, но в первые дни итальянской гонки он заболел и был вынужден сойти с соревнований. Хорошие кондиции не пришли к Герэйнту и на последовавшем вскоре «Туре Страны Басков». Явно не на пользу ему пошло и падение на третьем этапе гонки, он попал в один завал с Жулианом Алафилиппом и Михалом Квятковским.

На «Туре Альп» Крис Фрум показал достаточно высокий уровень готовности. Быть может, это замотивирует Томаса выступить сильно на «Туре Романдии». Все-таки «Тур де Франс» все ближе и ближе, и хоть Фрум и Томас отрицают факт соперничества друг с другом, но наверняка ни один из них не хочет оказаться позади. Фрум оживился, значит и Томас должен.

Отметим, что в прошлом году Томас выступил на «Туре Романдии» неудачно. Он начинал многодневку капитаном Team Sky, однако в итоге оказался в генеральной классификации очень далеко. Знамя лидера команды неожиданно подхватил молодой Берналь, отсутствующий в Швейцарии в этом сезоне.
Стевен Крейсвейк (Team Jumbo – Visma)

Голландец Стевен Крейсвейк переживает лучший период своей спортивной карьеры. 31-летний гонщик из Нидерландов показывает стабильно высокие результаты как на гранд-турах, так и на недельных многодневках.

Именно Крейсвейка назвали в стане Team Jumbo – Visma основным претендентом на общий зачет «Тура Романдии». Впрочем, в прошлом году на «Тур де Франс» капитаном тоже считали Стевена, а Роглич в итоге финишировал выше него. Хотя это произошло не из-за того, что голландец выступил неудачно, а в силу того, что Роглич оказался очень хорош.

Крейсвейк готовится к «Большой Петле», но это не мешает ему показывать высокие результаты на других гонках. Стевен все ближе и ближе подбирается к призовым местам многодневных гонок, но пока в основном коллектиционирует 4-6-е позиции. На итоговом пьедестале в последний раз он оказывался два года назад на «Туре Швейцарии».

В прошлом году Крейсвейк занял на «Романдии» шестое место. В этом имеет пракрасные шансы прорваться на пьедестал, а может даже и выиграть гонку в общем зачете.
Ильнур Закарин (Team Katusha – Alpecin)

Россиянин Ильнур Закарин единственный гонщик, который в последние годы регулярно приезжает на «Тур Романдии» перед выступлением на «Джиро д'Италия». Такой гоночный график у него был в 2015-, 2016-, и 2017-м годах.

Наверняка у Ильнура с «Туром Романдии» связаны самые приятные воспоминания. Именно с этой многодневкой во многом связан его прорыв на новый уровень, произошедший в 2015-м году. Тогда Закарин неожиданно выиграл гонку в общем зачете, опередив самого Криса Фрума. Причем в те времена Фрум старался показываться стабильные результаты на протяжении всего сезона, а не только на гранд-турах.

Не секрет, что в последние полтора года у Закарина не все складывается так, как хотели бы его болельщики, но нужно отметить, что в этом сезоне его форма выглядит оптимистичнее, чем в прошлом. Один из двух горных этапов он проезжал хорошо и на «Туре ОАЭ», и на «Вуэльте Каталонии», а на других проявить себя лучше мешали последствия падения и другие проблемы со здоровьем.

В воскресенье Закарин проехал «Льеж – Бастонь – Льеж», на которой не блестнул, но приехал в одной из первых групп, вместе с Жулианом Алафилиппом. Кажется, что маршрут нынешнего «Тура Романдии» должен лидеру Team Katusha – Alpecin подойти, но главный старт будет все-таки после этой гонки.
Даниэль Фелипе Мартинес (EF Education First Team)

Молодой колумбиец Даниэль Фелипе Мартинес проводит лучшую весну в своей карьере, однако это вовсе не значит, что он показывает что-то экстраординарное. Мартинес не из числа тех латиноамериканцев, которые разом врываются в элиту, как это несколько лет назад сделал Найро Кинтана или сейчас Эган Берналь. В EF Education First Team ждут от него постепенного прогресса и спортивного долголетия. Step by step, как это сейчас модно говорить.

Разумеется, главным достижением этой весны для Мартинеса является победа на королевском этапе «Париж – Ниццы» с финишем на вершине Коль де Турини. Победа была одержана в отрыве, но в нем были повержены призер и победитель гранд-туров – Мигель Анхель Лопес и Саймон Йейтс.

Недавний «Тур Страны Басков» у Мартинеса не задался. Он хорошо начал гонку, но на самых тяжелых этапах отвалился достаточно далеко. После многодневки в Стране Басков представитель EF Education First Team отправился на «Льеж – Бастонь – Льеж», которую закончил вместе с Закариным, проиграв Якобу Фульсану примерно полторы минуты.

Даниэль Фелипе не самый типичный гонщик для Колумбии. Его основным козырем следует считать не горы, а «разделку». В этом году он уже проехал сильные гонки с раздельным стартом на «Париж – Ницце» и «Туре Страны Басков». Именно «разделка» может позволить Мартинесу оказаться на призовом месте в Швейцарии.
Эмануэль Бухманн (Bora – Hansgrohe)

Эмануэль Бухманн из Bora – Hansgrohe до недавнего времени находился в схожей с Крейсвейком ситуации. На гранд-турах ничего путного немец пока не добился, а вот на недельных гонках он в последние годы все ближе и ближе подбирался к призовым местам.

Прорыв Бухманна состоялся совершенно недавно на «Туре Страны Басков». Он одержал очень красивую и сюрпризную победу на королевском этапе и стал лидером общего зачета за день до завершения гонки. В последний день Эмануэлю пришлось нелегко, казалось, что он не только не сумеет выиграть общий зачет, а даже окажется за пределами первой тройки, однако на заключительных километрах немец сумел сократить свое отставание от лидеров и спасти хотя бы третье место. Не обошлось правда без казуса, по вине организаторов Бухманн перепутал дорогу, но ему вернули секунды, которые позволили остаться впереди Якоба Фульсана.

На данный момент Бухманна безо всяких преувеличений можно назвать одним из лучших гонщиков на недельных гонках, но его основным козырем все-таки являются тяжелые групповые этапы, а не «разделки». Именно по этой причине прорваться на пьедестал немцу будет довольно затруднительно. Впрочем, шансы у него все равно есть.

В прошлом году Бухманн занял на «Туре Романдии» девятое место.
Ремко Эвенепул (Deceuninck – Quick Step)

Одно из самых ожидаемых событий «Тура Романдии» – выступление на гонке Ремко Эвенепула. После падения и схода с «Тура ОАЭ» 19-летний бельгийский вундеркинд вернулся на соревнования на недавней многодневке в Турции. Гонка в Турции хоть и имеет статус мирового тура, но выступают на ней не так уж и много команд самого высокого уровня.

Несмотря на столь юный возраст, Ремко считали одним из главных фаворитов «Тура Турции». Своих многочисленных фанатов Эвенепул на этой недельной гонке не разочаровал, но при этом и не сказать, что сильно порадовал. Юное дарование из Deceuninck – Quick Step заняло четвертое место на королевском этапе и в общем зачете многодневки.

Принципиальным отличием «Тура Романдии» от «Тура Турции» является наличие сразу двух гонок с раздельным стартом. На прошлой многодневке Ремко «разделки» не ехал. Сам он в своих социальных сетях написал, что очень рад проехать первые индивидуальные гонки на время на разделочном велосипеде в мировом туре. Бельгиец проехал «разделку» еще в январе на «Туре Сан-Хуана», но то было «разделка» на обычном шоссейном велосипеде, да и форма Ремко тогда была не столь хорошей.

Конечно, уровень «Романдии» заметно выше, чем он был в Турции, однако мы впервые ожидать от Ремко более лучших кондиций на этой неделе. Особенно интересно будет посмотреть на его результат на последнем этапе гонки. Эвенепул вполне способен оказаться в итоговой десятке, а может подняться и еще выше.
Тадей Погачар (UAE – Team Emirates) *

Словенский вундеркинд Тадей Погачар старше Ремко больше чем на год, поэтому требования от него другие, да и уровень амбиций самого словенца должен быть повыше.

Погачар проводит просто великолепный дебютный сезон на профессиональном уровне. 20-летний гонщик выиграл этап и общий зачет «Вольта Альгарве», а совсем недавно стал шестым в общем зачете «Тура Страны Басков» – одной из самых престижных и представительных «неделек» в календаре.

Надо сказать, что в UAE – Team Emirates с Тадеем не слишком церемонятся. Сразу после многодневки в Стране Басков его поставили на блок арденнских классик. На первых двух гонках он выступил неудачно, зато сумел попасть в топ-20 на «Льеж – Бастонь – Льеж». После классик Тадей выступит на «Туре Романдии» – график действительно не по годам напряженный. Благо, что его участие в гранд-туре пока не запланировано.

Словенец обладает достаточно крепкой «разделкой» и может хорошо проехать третий и четвертый этапы. В его случае главным фактором успеха или неудачи должна стать восстанавливаемость. Если Погачар не слишком устал, он может оказаться в числе сильнейших.
Виктор Кампенартс (Lotto Soudal)

На этой неделе бельгиец Виктор Кампенартс впервые выйдет на старт шоссейной гонки в новом для себя статусе. Совсем недавно в Мексике он побил старый рекорд Брэдли Уиггинза в часовой гонке и преодолел за 60 минут на овале трека 55089 метров.

Можно по-разному относиться к рекорду Кампенартса, учитывая, что он имел преимущество над Уиггинзом хотя бы за счет высоты трека, на котором он совершил своей заезд – более 1800 метров. В циклических видах спорта этот фактор имеет огромное значение. В общем, отнюдь не все считают, что Виктор сделал что-то по-настоящему феноменальное, многие ждали от него более впечатляющего результата.

Как бы там не было, определенное количество «хайпа» Кампенартс наверняка получит. Всем будет интересно взглянуть на то, как он справится с «разделками» в Швейцарии. Надо понимать, что разница в часовой гонке и подготовке к ней и четырехкилометровым прологом просто колоссальная, это практически разные велосипедные дисциплины.

Следует отметить, что на шоссе в 2019-м году из-за подготовки к рекорду Кампенартс практически не гонялся, но своего появление на «Тиррено – Адриатико» он все-таки сумел отметить победой в 10-километровой «разделке».
Давид Году (Groupama – FDJ)

22-летнего экс-победителя «Тур де л'Авенир» Давида Году в этом сезоне наконец прорвало на новый уровень. Особенно нужно отметить его призовое место в генеральной классификации «Тура ОАЭ», а также шестое место в прошлое воскресенье на «Льеж – Бастонь – Льеж». Похоже, что у французов все-таки есть гонщик, способный достойно заменить Ромена Барде и Тибо Пино, пусть оба они еще и далеки от пенсионного возраста.

На подъемах «Тура ОАЭ» Году смотрелся сильнее всех, за исключением Примоша Роглича, а на валлонской классике лучше него выглядели только Якоб Фульсан, Давиде Формоло и Майкл Вудс.

Бороться за общий зачет швейцарской многодневки Году будет тяжело. Специалистом гонок с раздельным стартом он не является, а без этого рассчитывать на призовые места генеральной классификации не приходится. Зато Давид наверняка станет одним из главных фаворитов тяжелых по рельефу этапов. В первую очередь четвертого.
Среди возможных претендентов на общий зачет следует отметить еще двоих гонщиков – многократного призера «Тура Романдии» Руя Кошту (UAE – Team Emirates), а также недавнего победителя «Тура Турции» Феликса Гроссшартнера (Bora – Hansgrohe). На третьем и четвертом этапах проявить себя может Майкл Вудс (EF Education First). В числе спринтеров выделяются Элиа Вивиани (Deceuninck – Quick Step), Сэм Беннетт (Bora – Hansgrohe), Симоне Консонни (UAE – Team Emirates), Джакомо Ниццоло (Team Dimension Data) и Сонни Колбрелли (Bahrain Merida).


Прогноз

Предположим, что стартовый пролог останется за хозяином трассы Штефаном Кюнгом (Groupama – FDJ). Победителем первого этапа станет Сонни Колбрелли, второй достанется Элии Вивиани. Третий этап возьмет Майкл Вудс, четвертый – Давид Году. Победителем пятого этапа станет Примош Роглич.

Общий зачет, даже несмотря на то, что Роглич в режиме подготовки:
1) Примош Роглич
2) Герэйнт Томас
3) Стевен Крейсвейк.


* Тадей Погачар не включен в окончательную заявку UAE – Team Emirates
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda