06.07.2019

На 10 килограммов тяжелее: Спринтеры Tour de France 2019

Основные фавориты равнинных этапов, оценка их потенциала и уровня команд
Большинство болельщиков велоспорта следят в основном за баталиями претендентов на общий зачет, но главными героями первого дня «Тур де Франс» станут спринтеры. Именно один из сильнейших финишеров мира выиграет стартовый этап и получит первую желтую майку. А ведь есть еще целый ряд равнинных этапов и зеленая майка, которая по итогам гонки достанется самому стабильному и универсальному спринтеру. В общем, свою славу и внимание монстры ваттов получат. В этом материале речь пойдет именно о них.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
Tour de France 2019

Для начала пробежимся по маршруту «Большой Петли», вспомним регламент и систему начисления очков в спринтерскую классификацию.

Равнинных этапов в этом году будет семь (1-ый, 4-ый, 7-ой, 11-ый, 16-ый 17-ый и 21-ый). Но это не значит, что все они подойдут спринтерам и их обязательно разыграют сильнейшие финишеры. В первую очередь это касается 17-го этапа, на котором гонщикам предстоит подняться на неприятный подъем третьей категории, расположенный недалеко от финиша. Очевидно, что такая развязка подойдет не всем спринтерам, да и не факт, что одна из команд обязательно будет догонять на таком этапе отрыв. Достаточно коварно выглядит и завершающая часть четвертого этапа, там все попроще, чем на 17-м этапе, но Дилану Груневехену все равно придется попотеть на холме.

Самыми престижными этапами для спринтеров станут первый и последний. Тут все очевидно – сегодня в Брюсселе можно не только выиграть этап, но и получить желтую майку, а 21-ый этап с Елисейскими полями всегда котировался очень высоко.

Не стоит забывать, что некоторые из этапов, которые организаторы отнесли к холмистым, тоже могут достаться спринтерам, но выживут в пелотоне очень немногие из них. В первую очередь речь идет о третьем и пятом этапах. Такие гонщики, как Элиа Вивиани и Дилан Груневехен там точно отвалятся, а вот Петер Саган и Майкл Мэттьюз могут и дотерпеть. Десятый и одиннадцатый этапы тоже отнесли к холмистым, но они чуть проще третьего и пятого, на них такие гонщики как Вивиани или Калеб Юэн вполне могут удержаться в пелотоне и побороться за победу.

Получается, что групповым массовым спринтом в итоге закончатся 7-10 этапов, в зависимости от того, будут ли команды догонять отрывы в холмистые дни.
Теперь немного о системе начисления очков в спринтерский зачет. На обычных равнинных этапах победитель получает 50 очков. Второе место – 30 очков, третье – 20, четвертое – 18, за пятнадцатое место полагается два очка.

На холмистых этапах очки раздают не так щедро. За первое место можно получить 30 очков, за второе – 25, за третье – 22.

Разумеется, очки в зачет зеленой майки начисляются и на финишах горных этапов, и на «разделках», но для классических спринтеров это уже не так актуально.

Эффективно пополнять свой очковый багаж можно и на промежуточных спринтерских премиях. На каждом этапе, кроме «разделок», будет одна такая премия. Тут все гораздо проще, вне зависимости от рельефа этапа, очки за премию всегда одинаковые. Первое место – 20 очков, ну начисляются очки вплоть до пятнадцатого места.

Именно за счет промежуточных премий и холмистых этапов Петер Саган в прошлые годы так уверенно выигрывал зеленую майку. Его конкуренты не могли рассчитывать на очки на этапах со сложным рельефом, а Петер их исправно набирал.


Фавориты

В составе участников «Тура» топ-спринтеров всего четверо. Французский гранд-тур слегка не добрал звезд этого жанра из-за травмы Фернандо Гавирии, а также решения Groupama – FDJ заявить Арно Демара на «Джиро». Родной гранд-тур титулованный французский спринтер планово пропускает.

Итак, к категории топ-спринтеров мы относим четверых гонщиков. Вот их имена и фамилии: Дилан Груневехен, Элиа Вивиани, Калеб Юэн и Петер Саган.

Теперь немного о сильных и слабых сторонах каждого из них.


Дилан Груневехен (Team Jumbo – Visma)

Практически все эксперты уже второй год считают самым быстрым чистым спринтером в мире именно голландца Дилана Груневехена. С каждым новым сезоном 26-летний представитель Team Jumbo – Visma смотрится все лучше и лучше, это находит свое отражение в результатах, в том числе на «Тур де Франс».

Груневехен дебютировал на французском гранд-туре в 2016-м году и всего лишь дважды попал на этапах в первую десятку. В 2017-м все было уже гораздо лучше, он выиграл самый престижный для спринтеров этап на Елисейских полях. В 2018-м Дилан победил уже на двух этапах и мог забрать еще парочку, но сначала плохо работали его оруженосцы, а потом он сошел из-за падения и травмы.

В 2019-м Дилан одержал уже 10 побед. Столько же успехов в этом году только у Жулиана Алафилиппа – гонщика немного другой специализации. Отметим, что перед началом сезона произошли важные изменения в спринтерском поезде Дилана. Раньше последним разгоняющим был Тимо Роосен, теперь же его вывели из состава поезда и поставили на его место бывшего велокроссмена Майка Тейниссена.

На этой «Большой Петле» место в поезде займет еще один велокроссмен, гораздо более титулованный Ваут ван Арт, который будет дебютировать на трехнедельных многодневках. Ван Арту предстоит помогать не только Груневехену, но и генеральщику Team Jumbo – Visma Стевену Крейсвейку. В целом поезд голландской команды должен быть выстроен в таком порядке: ван Арт – Янсен – Тейниссен – Груневехен. Тони Мартин будет работать на более ранней стадии.

В распоряжении Груневехена только часть состава Team Jumbo – Visma, но смотрится он достаточно мощно, правда пока не совсем ясно, на сколько голландский локомотив будет конкурентоспособен на фоне Deceuninck – Quick Step.
Элиа Вивиани (Deceuninck – Quick Step)

В прошлом году Элиа Вивиани на «Туре» не выступал, однако на двух других гранд-турах он выиграл аж семь этапов. Ни у кого не было сомнений, что после перехода в Deceuninck – Quick Step экс-чемпион Италии железобетонно стал одним из трех сильнейших спринтеров в мире. Особенно грозен Вивиани был в комбинации с очень мощной группой «грегари», которая есть в наличии у бельгийской команды.

В этом сезоне Элиа неожиданно провалил «Джиро». Он не выиграл на родном гранд-туре ни одного этапа, хотя за год до этого забрал майку лучшего спринтера и оформил первое место на четырех этапа. Эти неудачи были вызваны тем, что спринтерский состав «Корса Розы» в нынешнем сезоне оказался гораздо сильнее, чем в прошлом. По количество топ-спринтеров итальянская супермногодневка оказалась даже лучше французской. Груневехен там не выступал, зато топов там было пятеро, а во Франции их всего четыре. Еще одним важным фактором, послужившим причиной неудачи Вивиани, стал непривычно слабый спринтерский поезд Deceuninck – Quick Step. Флориан Сенешаль и Фабио Сабатини очень старались, но явно не дотягивали до Ариеля Максимилиано Ричезе и Михаэля Меркева.

На недавнем «Туре Швейцарии» Вивиани получил в распоряжение Ричезе с Меркевым и дела сразу наладились. Итальянец выиграл два равнинных этапа из трех.

Поезд Deceuninck – Quick Step на Tour de France можно сравнить с горным составом Team INEOS, придумать что-то круче практически невозможно. Вот, как он будет выглядеть: Лампарт – Асгрин – Меркев – Ричезе – Вивиани. Опытнейшие Меркев и Ричезе являются лучшими гонщиками в мире на своих позициях, Асгрин и Лампарт тоже очень сильны.

В чистой скорости Вивиани Груневехену уступает, но поезд у него сильнее.
Калеб Юэн (Lotto Soudal)

Миниатюрный австралийский спринтер Калеб Юэн после перехода в Lotto Soudal оказался в просто идеальных условиях. В бельгийской команде нет сильных гонщиков под общий зачет и благодаря этому Юэн стал основным лидером коллектива на всех соревнованиях, в которых он принимает участие, в том числе на двух гранд-турах в сезоне.

Обживался в своей роли в Lotto Soudal Калеб достаточно долго, но «Джиро» получилась у него на славу. Австралиец выиграл два этапа и планово сошел с гонки, чтобы готовиться к «Туру». Ехать в Италии до самого конца не было никакого смысла, на второй половине гонки практически не было равнинных этапов.

Следует отметить, что Юэн особенно хорош в спринте в небольшой пригорок. Если на стандартном равнинном финишном куске Груневехен заметно сильнее Юэна, то в спринте в гору австралиец вполне может быть сильнейшим в мире.

Поезд у Калеба средней силы, даже несмотря на то, что команда строится вокруг австралийца. На «Туре» лидеру Lotto Soudal будет особенно трудно, поскольку Тим Велленс и Тиш Беноот помогать ему вряд ли станут, а усилий других гонщиков может и не хватить для борьбы с Team Jumbo – Visma и уж тем более Deceuninck – Quick Step.

Нам кажется, что все будет происходит следующим образом: Максим Монфор займется преследованием ранних отрывов, а на финише поезд выстроится в следующем порядке: Кейкелере – Клюге – де Бейст – Юэн. Неплохо, но не более того.

Недавно Юэн сумел один раз одолеть Груневехена на голландской многодневке ZLM Tour, но на ней же он вчистую проиграл ему два других этапа, да и победа Юэна над Диланом была связана с тем, что в последний день гонки спринтер Team Jumbo – Visma просто неудачно финишировал, проиграв не только Юэну, но и Максу Вальшайду. По чистой скорости Груневехен заметно быстрее Юэна.

Юэн выигрывал этапы «Джиро» и «Вуэльты», но на «Туре» ранее никогда не выступал.
Петер Саган (Bora – Hansgrohe)

Нацеленный на рекордную седьмую зеленую майку Петер Саган не так быстр, как Груневехен, Вивиани или Юэн, да и поезд у него похуже, но все это он перекрывает за счет двух факторов – универсальности, позволяющей участвовать в розыгрыше большего количества этапов, ну и за счет своего умения выбирать позицию в спринтерской суматохе.

В плане выбора позиции с Саганом соперничать не может никто. На последних километрах может происходить все, что угодно, но можно быть уверенными, что в нужный момент трехкратный чемпион мира практически всегда окажется на колесе самого опасного конкурента.

В завершающей фазе этапов Петер даже не обращает особого внимания на своих оруженосцев, предпочитая сторожить колесо спринтера Deceuninck – Quick Step, понимая, что лучше позиции быть просто не может. Если он замечает, что развоз у бельгийцев по каким-то причинам не получается и нужно пересаживаться на другое колесо, он успевает сделать и это. Причем происходит это очень экономно, Саган умудряется перестраиваться без затрат дополнительной энергии.

Помогать Сагану будут Даниэль Осс, Лукас Пестлбергер, Максимилиан Шахманн и Маркус Бургхардт, но скорее всего это будет ограничиваться тем, что словака просто вывезут вперед за три километра до финиша, а дальше Петер станет следить за Вивиани и Груневехеном. Его ребята продолжат разгонять пелотон, но уже на небольшом отдалении от своего вожака.

Не секрет, что в начале сезона у Сагана были большие проблемы, но на недавнем «Туре Швейцарии» он наконец начал напоминать себя прежнего.
Универсалы (Майкл Мэттьюз, Маттео Трентин, Сонни Колбрелли)

Петер Саган отнюдь не единственный финишер, который может терпеть на подъемах и нацеливаться на холмистые этапы. На это способны и другие ребята – Майкл Мэттьюз, Маттео Трентин, Сонни Колбрелли и ряд других гонщиков.

Проблема в том, что в скорости они Сагану уступают, да и на классических равнинных этапах набирать очки им будет тяжело, не только из-за проигрыша в мощности, но и в позиции. Бодаться и грамотно перещаться по пелотону в стиле Сагана ни один из них не может, а спринтерских поездов у них нет.

Два года назад австралиец Майкл Мэттьюз из Team Sunweb прервал серию побед Сагана в спринтерском зачете, но вызвано это было дисквалификацией словака с гонки. Сам Мэттьюз откровенно признался, что на питает особых иллюзий и не надеется взять зеленую майку. В этом году он больше готовился помогать Тому Дюмулену, однако из-за травмы голландец «Тур» пропускает.

Впрочем, нельзя исключать того, что один из холмистых этапов универсальные спринтеры у Сагана все-таки заберут, ошибки совершает каждый, в том числе Саган.
В составе участников есть Александр Кристофф, выигравший в 2018-м этап на Елисейских полях, но в этом году он вряд ли сумеет повторить свой успех. Шансы будут только в случае массового схода других спринтеров, как в прошлом году.


Первый этап. Брюссель – Брюссель (194,5 км)

Сегодня гонщики будут финишировать немного в гору, последний 500 метров с градиентом 5%, но это не должно кого-то остановить. Вот, как это все будет выглядеть.
Прогноз

Предположим, что из семи равнинных этапов шесть закончатся групповым спринтом. Три выиграет Груневехен, два остаются за Вивиани, Саган заберет один. Первым лидером общего зачета тоже станет Груневехен.

На холмистых этапах ситуация может быть разной, вполне возможно, что на части из них выиграет отрыв. Спринтерский зачет Саган выиграет рекордный седьмой раз.
Made on
Tilda