28.05.2019

Giro d'Italia: Штурм Мортироло

Превью 16-го этапа «Джиро д'Италия», способного кардинальным образом изменить ситуацию в общем зачете
Ну вот мы и дождались с вами третьей недели «Корса Розы», а вместе с ней и королевского этапа. К сожалению, самый тяжелый этап итальянского гранд-тура пришлось упрощать из-за тяжелых погодных условий. Организаторы были вынуждены отказаться от восхождения на Cima Coppi (самой высокой горы) гонки. Пассо Гавии с высотой пика на уровне 2618 метров сегодня не будет, но не менее легендарная Пассо ди Мортироло никуда не делась. Благодаря этому перевалу мы наверняка увидим очень важные разрывы между претендентами на призовые места генеральной классификации.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
Главным событием двух этапов перед днем отдыха стала великолепная победа Ричарда Карапаса в субботу, принесшая ему розовую майку лидера общего зачета. Главным неудачником последних дней стал Примош Роглич. Сначала он вместе с Нибали проиграл Карапасу около двух минут на 14-м этапе, а затем отдал еще 40 секунд, но теперь уже не только эквадорцу, но и Нибали. На 15-м этапе словенцу откровенно не везло, в результате этого он уже проигрывает Карапасу 47 секунд, а Нибали всего лишь в одной минуте позади него.

Стоит отметить, что Саймон Йейтс потихоньку начал приходить в себя и отыгрывать позиции в генеральной классификации, но до призовых мест ему все равно будет очень тяжело дотянуться. Карапасу в данный момент он уступает более пяти минут.


Маршрут

Ловере – Понте-ди-Леньо (194 км)

Ключевой этап «Корса Розы» пройдет по дорогам Ломбардии. Стартуют гонщики в коммуне Ловере, расположенной в провинции Бергамо, а закончат день в Понте-ди-Леньо (провинция Брешиа). Ранее этапы итальянского гранд-тура в Понте-ди-Леньо завершались всего один раз, в 1971-м в этой деревеньке побеждал Лино Фаризато.

Общая протяженность этапа составит 194 километра. Общий набор высоты более 5000 метров.
Сразу после старта участники соревнований начнут набирать высоту, но официально первое восхождение дня начнется только на 25-м километре дистанции.

Протяженность восхождения на Пассо делла Пресолана всего 4,0 км, а средний градиент 7,1%, но на самом деле к моменту завершения штурма этого подъема, в гору будет набрано уже более 1000 метров.

Пресолана – подъем с достаточно стабильными градиентами, но первая его половина все-таки проще второй. Максимальный градиент в 10% находится на втором километре.
Спуск с Пресоланы короткий, всего восемь километров. После его завершения начнется новый подъем, на сей раз на совсем пологий Кроче-ди-Сальвен (9,1 км, 3,9%).

Градиенты Кроче-ди-Сальвен не впечатляют, но в первой половине все-таки есть двухкилометровый кусок с уклоном дороги в 8%. На всех остальных участок градиент на уровне 1,5-4%.
Второй спуск дня окажется более протяженным и затянется на 15 километров. Вторая его половина выглядит достаточно сложной.

На 61-м километре гонщики окажутся на равнине, на которой будут находиться следующие 19 километров. Хотя равнина достаточная мнимая, дорога все равно будет идти немного в гору.

На 80-м километре наступит время взобраться на гору, которой изначально не было в маршруте этапа. Завершится очередной подъем в коммуне Чево. Организаторы попытались хоть немного компенсировать отсутствие в маршруте Пассо Гавии и не нашли ничего лучше, чем этот подъем.

Восхождение займет 10,6 км, которые участникам соревнований предстоит преодолеть с градиентом 5,9%. Ничего сложного на Чево нет, подъем представляет из себя чередование более-менее тяжелых участков и выполаживаний. Сначала четыре километра с градиентом 6,8%, потом два км – 3,7%, затем три километра с градиентом 7,1%, ну и в конце опять попроще – 4,1%.

Удивительно, но именно Чево станет первым категорийным подъемом дня. Первые два подъема не получили никаких категорий, этому дали хоть третью.
На прохождение «даунхилла» с подъема в Чево уйдет около 11 километров. В техническом плане первая половина спуска будет заметно сложнее и опаснее второй.

После этого начнется постепенный набор высоты, но градиенты будут совсем незначительными. На отметке 110,0 км гонщики разыграют первый промежуточный финиш. В этот момент пелотон окажется на территории городка Эдоло – населенного пункта, в который заглядывают практически все этапы «Джиро», в рамках которых происходит штурм Пассо дель Мортироло.

На 115-м километре маршрута наступит время подняться на гору к городку Априка. Именно в Априке чаще всего заканчиваются этапы итальянского гранд-тура, на которых преодолевается Мортироло. В этом году финишная локация будет другой. В 2015-м году этап «Джиро» последний раз завершался в Априке, выиграл его Микель Ланда.

Сам подъем пологий, на в самом ее начале есть километровый кусок с градиентом в 11,1%. В дальнейшем до самой вершине практически везде три с половиной процента. На макушке подъема (14,0 км, 3,5%) можно будет получить очки за гору третьей категории.
На второй половине спуска с Априки много технически непростых виражей, которые будут проходиться на не самой высокой скорости. Всего же спуск займет 12 километров.

На 141-м километре велосипедисты доберутся до участка относительной равнины, которая будет продолжатся следующие 13 с половиной километров. В средней части этого отрезка будет пройден достаточно неприятный холм, который займет примерно два с небольшим километра пути.

На 155-м километре в коммуне Маццо-ди-Вальтеллина разыграют второй промежуточный финиш и наконец начнется штурм Пассо дель Мортироло (11,9 км, 10,9%). Подниматься будут с самой сложной стороны горы (11,9 км, 10,9%).

В начале и в конце Мортироло чуть попроще, по три километра с градиентами 9 с половиной процентов. Средняя часть подъема просто невероятно сложная – шесть километров с градиентом 12,2%.
От вершины Мортироло до финиша в Понте-ди-Леньо еще 27 с половиной километров. Половину этой дистанции займет спуск с горы, половину завершающий пологий подъем с градиентами 2-4% на разных отрезках.

«Даунхилл» с Мортироло в плохую погоду может быть достаточно коварным. Есть неприятные отрезки в начале и в конце спуска.
История

До сего дня на Мортироло в рамках «Джиро» поднимались 13 раз. Дважды со стороны Эдоло, один раз со стороны Тово-ди-Сант-Агаты, ну и 10 раз со стороны Маццо-ди-Вальтеллина. Именно с этой стороны восхождение на вершину самое сложное.

Впервые Пассо дель Мортироло использовали в 1990-м году. Ее первым покорителем стал венесуэлец Леонардо Сьерра. По два раза первыми до вершины добирались два знаменитых итальянских Ивана – Готти и Бассо. Рекорд восхождения со стороны Маццо-ди-Вальтеллина принадлежит Готти – 42.40, установлен он в 1996-м году.
Иван Готти
Последний раз первым на вершине был испанец Луис Леон Санчес, правда подъем был расположен далеко от финиша и проходился со стороны Эдоло, было это в 2017-м году. Со стороны Маццо-ди-Вальтеллина в прошлый раз поднимались в 2015-м, первым на пике был Стевен Крейсвейк.

Финишной локацией Мортироло никогда не была, на вершине горы просто невозможно организовать все должным образом.


Погода

Высока вероятность того, что этап получится дождевым. Вероятность осадков на старте в Ловере, в Эдоло, в Маццо-ди-Вальтеллина у подножья Мортироло и в Понте-ди-Леньо составляет 70%. Температура воздуха – 9-16 градусов. На вершине Мортироло должно быть около 6-7 градусов. Большую часть дня ветер будет встречным, 4-5 метров в секунду, но на Мортироло и на финишном куске дуть должно преимущественно сбоку.


Главные герои

Ричард Карапас (Movistar Team)

Эквадорец Ричард Карапас второй год подряд преподносит на «Джиро» большой сюрприз. В прошлом году молодой гонщик с минимальным опытом гранд-туров едва не поднялся на пьедестал и занял четвертое место. В этом же ему удалось шагнуть еще дальше, существенным образом улучшить форму и стать обладателем розовой майки перед началом третьей недели.

Несмотря на четвертое место в 2018-м, никто не называл Карапаса одним из претендентов на победу. В котировках букмекеров он находился на рубеже первого десятка, его партнеру по Movistar Team Микелю Ланде давали куда больше шансов.

В данный момент эквадорец везет Рогличу уже 47 секунд, Нибали отстает от него на 1.47. Преимущество над Нибали комфортное, а вот Рогличу желательно кинуть еще немного времени, очевидно, что последнюю 17-километровую «разделку» словенец проедет гораздо лучше. Хорошие шансы увеличить свое преимущество над Рогличем Карапасу имеет сегодня и на 20-м этапе.

Отметим, что на предыдущих трех горных этапах Ричард сумел выиграть у Примоша около четырех минут.
Винченцо Нибали (Bahrain Merida)

Большую часть второй недели «Джиро» двукратный победитель гонки Винченцо Нибали был занят разборками с Примошом Рогличем. Причем разбирался итальянец с конкурентом преимущественно не на дороге, а в своих интервью.

Нибали был зол, что конкурент вел борьбу в пассивном стиле, не желал работать с ним сменами и в основном отвечал только на атаки итальянца. Дошло до того, что Винченцо в СМИ предложил Рогличу поехать после гонки в Лугано, чтобы посмотреть на многочисленные трофеи лидера Bahrain Merida.

Нибали пытался атаковать Роглича и на дороге, но его ускорения были не слишком резкими и больших проблем у словенца не вызывали. Ситуация изменилась на 15-м этапе, когда у Винченцо наконец получилась очень мощная атака на все деньги. Ответить на нее сумел только Карапас, с которым Нибали и уехал от Роглича.

Большую часть второй недели Карапас выигрывал время не только у Роглича, но и у Нибали. Это привело к тому, что сейчас итальянец проигрывает миниатюрному эквадорскому горовосходителю 1.47. Роглич тоже все еще впереди, ему «Акула» проигрывает ровно одну минуту.

Сегодняшний этап – один из последних шансов Винченцо изменить ситуацию перед «разделкой» в Вероне. Отцепить Роглича уже один раз получилось, вполне возможно, что получится и во второй раз. С Карапасом на Мортироло может быть еще сложнее, но от него можно избавиться на мокром спуске. На 15-м этапе у эквадорца с «даунхиллом» были проблемы.
Саймон Йейтс (Mitchelton – Scott)

В кондициях Саймона Йейтса на последних этапах наметилась явная положительная динамика. В общем зачете он сумел подняться на восьмое место, но и у него еще есть шансы подтянуться поближе к призовым местам, да и победы на этапах еще никто не отменял.

Форма Йейтса росла от этапа к этапу в конце второй недели. 13-ый этап он провалил и проиграл Закарину пять минут. На 14-м этапе во время прохождения Колле Сан-Карло он тоже рано отстал от основных конкурентов, однако сумел поймать хороший ритм, обгоняя на второй половине подъема одного гонщика за другим. На вершине до сильнейших он так и не дотянулся, но сумел настигнуть их до финиша, заняв в результате на этапе второе место. На следующий день Саймон был третьим, но было видно, что на подъемах он смотрелся еще лучше. Сильнее выглядели уже только двое – Карапас и Нибали.

Если эта тенденция продолжится на третьей неделе, Йейтс может выиграть пару этапов и подтянуться гораздо ближе. Важно, что англичанин все еще проигрывает много времени, а значит плотно его опекать Карапас, Роглич и Нибали не станут. В случае спринта из небольшой группы Йейтс тоже должен быть сильнейшим.
Примош Роглич (Team Jumbo – Visma)

Еще три дня назад казалось, что ситуация находится под полным контролем словенца, даже несмотря на то, что команда под горные этапы у него была откровенно слабая, особенно после раннего схода Лауренса де Плюса. Бывший прыгун на лыжах с трамплина выглядел настолько внушительно, что мало кто верил в то, что он будет терять в горах много времени, однако это все-таки начало происходить.

На 13-м этапе Примош взял под плотную опеку Нибали, этим воспользовались Ланда, Карапас и Майка. Казалось, что ничего критического не произошло и все по-прежнему в порядке, но на следующий день Карапас уехал вновь. В этот раз было заметно, что Роглич пытался закрыть атаку эквадорца, но просто не смог этого сделать. Разумеется, Карапас не сумел бы выиграть почти две минуты, если бы Роглич и Нибали четко его догоняли, но у него все-таки получилось их отцепить.

На 15-м этапе от Роглича на подъеме сумел уехать уже не только Карапас, но и Нибали. В этот день словенцу сильно не везло. Он получил поломку перед решающим восхождением на Чивильо, а техничка Team Jumbo – Visma в этот момент остановилась на туалетную паузу. В итоге пришлось пересаживаться на велосипед своего партнера по команде Антвана Толхука, на котором ответить на атаку двух опасных соперников не получилось.

Роглич пытался догнать на спуске, но слишком рисковал на чужом велосипеде. В итоге падение, пара царапин на лице и отставание на этапе от Нибали и Карапаса в 40 секунд.

Несмотря на все это, Роглич все еще может выиграть итальянский гранд-тур и для этого даже не надо отыгрывать время. Впереди еще есть коронная «разделка», на которой словенец может обойти Карапаса. Главное, чтобы эквадорец не выиграл еще времени, ну и нельзя пропускать вперед Нибали.
Микель Ланда (Movistar Team)

Знаменитый баскский горовосходитель набрал на второй неделе хорошую форму. Наверное, не лучшую в карьере, но точно одну из лучших. На 13-м этапе он финишировал первым из гонщиков, которые не уехали в отрыв и разом отыграл у Нибали с Рогличем более полутора минут.

В дальнейшем со-капитан Movistar Team ушел в тень партнера по команде Карапаса, но у него все еще остаются неплохие шансы на призовое место. В общем зачете он сейчас идет пятым, проигрывая лидеру 3.15. Рафал Майка везет Микелю 40 секунд, но его баск может пройти, на последних этапах Ланда смотрелся сильнее Майки.

Вообще, ситуация в Movistar Team сейчас довольно интересная. Карапас находится в очень хорошей ситуации и Ланда проигрывает ему уже достаточно много. С тактической точки зрения можно было бы предположить, что в испанской команде попросят баска прикрывать Карапаса, но на деле это вряд ли произойдет. В стиле Movistar Team иметь двух защищенных гонщиков до самого конца гранд-туров, да и сам строптивый Ланда вряд ли согласится дать себя в жертву ради успеха другого гонщика. Особенно на фоне слухов о том, что его переход в Bahrain Merida уже согласован.

По второй неделе сложилось впечатление, что Ланда по своему уровню в горах где-то четвертый-пятый гонщик по силе, но ситуация вполне может измениться на последней неделе.
Мигель Анхель Лопес (Astana Pro Team)

Astana Pro Team уже выиграла в Италии два этапа, но ее лидера Мигеля Анхеля Лопеса можно считать одним из главных неудачников гонки. Ему сильно не повезло на 9-м и 13-м этапах, поломки явно украли у него достаточно много времени.

На 14-м и 15-м этапах гонщик по прозвищу «Супермен» смотрелся лучше, но это ему абсолютно ничего не дало, отыграть отставание не получилось. В итоге Лопес пока только 10-ый, почти в шести минутах позади Карапаса.

До старта «Джиро» казалось, что победа в молодежном зачете практически в кармане у колумбийца, но и тут пока не все ясно. На данный момент обладателем белой майки является Павел Сиваков, который моложе Лопеса на три с половиной года. В горах Лопес смотрится сильнее более юного россиянина, но его все еще надо обойти.

Если говорить объективно, шансов на место в топ-3 у Лопеса уже нет. Было бы неплохо выиграть этап и попасть хотя бы в первую шестерку, но и это будет сделать непросто. Камнем преткновения для колумбийца может стать мокрый спуск с Мортироло. Лопес явно не любит подобные участки.

Если говорить о горном уровне – Карапас и Нибали пока выглядят сильнее, Ланда и Роглич тоже кажутся чуть лучше.
Отрыв (Давиде Формоло, Хью Карти, Ион Изагирре и другие)

Шансы на победу отрыва сегодня не очень хорошие. Вполне возможно, что Mitchelton – Scott, а может и Bahrain Merida с Astana Pro Team будут стремиться догнать беглецов, чтобы улучшить позиции Йейтса, Нибали и Лопеса. Однако, совсем исключать победу отрыва все-таки нельзя.

Ясно, что для победы на этапе с Мортироло гонщик должен быть «горняком» очень высокого уровня, даже если речь идет о возможной победе из отрыва. С самого старта дорога пойдет вверх, а значит первоклассные горовосходители, проигрывающие в общем зачете достаточно много, получат хороший шанс уехать вперед.

На общем фоне мы бы выделили троих: Давиде Формоло из Bora – Hansgrohe, Хью Карти из EF Education First Team и Иона Изагирре из Astana Pro Team. Каждый из них мощно смотрелся на 15-м этапе и их форма вроде идет вверх.

Формоло идет в общем зачете 12-м и проигрывает Карапасу меньше девяти минут, но кажется, что этого все-таки достаточно для того, чтобы отобраться вперед. Да, у Bora – Hansgrohe есть Рафал Майка, которого надо защищать, но Формоло все равно может уехать вперед.
Из других гонщиков следить стоит за Рафалом Майкой и россиянами Павлом Сиваковым и Ильнуром Закариным. Впрочем, на победу на этапе им вряд ли получится претендовать. По разным причинам.


Прогноз

1) Винченцо Нибали
2) Ричард Карапас
3) Саймон Йейтс
Made on
Tilda